Основные требования ФГОС к содержанию учебно-воспитательной деятельности
статья по французскому языку (10 класс)

В статье рассмотрены оновные требования ФГОС к учебно-воспитательной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные требования ФГОС к содержанию учебно-воспитательной деятельности

В настоящее время, в связи с потребностью общества в неординарных творческих личностях, в структуре ФГОС все большее место занимает «компетентностный подход». Его принципиальные отличия от традиционного подхода заключаются в следующем:

  1. Главный результат образования – не отдельные знания, умения, навыки, а способность и готовность человека к эффективной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
  2. Соединение интеллектуальной, навыковой и эмоционально-ценностной составляющих образования.
  3. Нацеленность на рефлексивную оценку учащимися своих возможностей.
  4. Становление личностной позиции учащегося, формирование у него ценностного отношения к знанию, к своей деятельности вследствие осмысления образовательного процесса.
  5. Возможность индивидуализированной оценки ученика, в частности, выявление его собственного образовательного приращения, вне сравнения с едиными нормами оценки.

При этом особые требования предъявляются к личностным качествам школьников, вырабатываемым в учебном процессе. Эти качества оказываются напрямую связаны с учебными действиями, овладение которыми облегчает профессиональный рост.

Личностные образовательные результаты

Универсальные учебные действия

Самоопределение

- принятие установки «успешный ученик»,

- осознание мотивов жизненного, личного и профессионального самоопределения;

- выбор ценностных ориентиров (построение индивидуальных жизненных смыслов и жизненное проектирование).

Смыслообразование

- формирование устойчивой системы учебно-познавательных мотивов:

что я знаю, что я не знаю, что я хочу узнать, что я могу узнать.

- ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности;

- принятие ответственности за результаты своих действий.

Морально-этическая ориентация

- ориентация в нравственном смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- отделять оценку поступка от оценки самого человека;

- установка на здоровый образ жизни и реализация его в поступках

Фактически, ФГОС требует от учителя помочь школьнику получить представление об основных мыслительных операциях и научиться применять их на практике:

  • Анализ – при анализе происходит мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Например, чтобы сделать заключение о свойствах какого-либо сложного механизма, необходимо исследовать, из чего онсделан и из чего сделана каждая его деталь, то есть, провести анализ.
  • Синтез – это обратный анализу процесс. При синтезе происходит мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Например, исследуя составные элементы сложного механизма, можно представить, как будет работать весь механизм в целом.
  • Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.
  • Абстракция – заключается в выделении каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта и представление этих признаков, свойств в виде самостоятельного объекта мышления.
  • Конкретизация – при конкретизации происходит возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном.
  • Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Для эффективной реализации данных задач необходимо создать в школе особое пространство посредством интеграции учебной и внеучебной (научной) деятельности, что включает в себя:

– проведение интегрированных уроков по формированию ключевых компетенций;

– реализация коллективных творческих проектов;

– организация и проведение научно-практической конференции учащихся;

– совершенствование поисково-собирательной и исследовательской деятельности.

При таком подходе ключевыми в деятельности учителя становятся межпредметные учебно-познавательные задачи

Современная реальность образовательного процесса выражается в возросшей потребности продуцирования школой творчески мыслящих людей, ярких личностей, способных к адаптивному взаимодействию по варианту обновления среды, то есть использующих нешаблонные или неизвестные ранее способы действий.

Решить такой социально-педагогический заказ современной реальности позволяет опора на развивающее обучение и активизацию познавательной деятельности учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:

• формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;

• учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.

Школьная практика и современные научные исследования показывают, что наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  1. отстаивать свое мнение;
  2. принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  3. ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
  4. рецензировать ответы товарищей;
  5. оценивать ответы и письменные работы товарищей;
  6. заниматься обучением отстающих;
  7. объяснять более слабым учащимся непонятные места;
  8. самостоятельно выбирать посильное задание;
  9. находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
  10. создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Выступление на педагогическом совете 28.01.2015«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»(зам .директора по УВР О.В.Мартьянова)Установленные стандартом новые треб...

Выступление на тему: «Улучшение работы с одаренными детьми одно из основных требований ФГОС»

Выступление раскрывет понятие одаренность (талант) и подчеркивает необходимость выявления талантливых детей, определения принцыпов и организации работы в рамках индивидуально-образовательных программ ...

Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения

Выступление на заседании педсовета будет полезно как представителю администрации школы, так и любому педагогу,  интересующемуся вопросом метапредметного подхода...

ДОКЛАД «Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение«Гниловская ООШ»       ДОКЛАД    «Метапредметный подход в обучениикак основное требование ФГ...

"Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности, как основное требование ФГОС ООО"

Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.     Внеурочная деятельность - этонеотъемлемая...

Содержание учебно-воспитательной деятельности хореографического коллектива «Затейники»

Содержание учебно-воспитательной деятельности хореографического коллектива «Затейники»....