Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении иностранному языку.
методическая разработка по теме

Чекмезова Марина Владимировна

      Чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим.     Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от  школы. Ведь ее задача – поддержать ребенка и развить его способности подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_issled.deyat-t.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

           ДОКЛАД

ОРГАНИЗАЦИЯ                                                                                                   ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ              ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

                                                           Подготовила:

                                                                                      учитель английского языка

                                                           Чекмезова

                                                          Марина Владимировна

                         Первомайский  2011  

        Чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим.

           Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от  школы. Ведь ее задача – поддержать ребенка и развить его способности подготовить почву для того чтобы эти способности были реализованы.

           Безусловно, нельзя дать ребёнку задание написать доклад, не разбудив в нём желание сделать это. Нельзя выступать перед аудиторией и завладеть её вниманием на время выступления, не развив умений работать в группе. На обучение этому и направлена исследовательская деятельность.

           Учебная дисциплина «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» имеет беспредметный характер, и поэтому в исследовательской работе можно заниматься исследованиями в различных областях науки. Основным и ведущим принципом обучения иностранному языку является принцип коммуникативной направленности, и поэтому «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» как никакой другой учебный предмет помогает развивать интеллектуальные умения и коммуникативную культуру.

           Научно-исследовательская деятельность предполагает задания экспериментального и исследовательского характера, которые учащиеся выполняют в рамках своих тем, и проводится индивидуально с отдельными учащимися  имеющими наиболее ярко выраженный интерес к той или иной области знания.

           Творческая деятельность предполагает подготовку и проведение конкурсов , викторин, вечеров, заседаний клуба интересных встреч в рамках недели иностранного языка. Такая деятельность позволяет сделать участие каждого ученика значимым и стимулирует мотивацию участия в исследовательской работе. Формой обучения могут быть как академическими (задания творческого характера) так и инновационными (групповая работа, проектная деятельность, индивидуальная творческая деятельность, выделение проблемы, сбор информации, ее обработка и обсуждение).

           В качестве конечных продуктов деятельности могут выступать рефераты доклады с видеофильмами, рисунками и фотографиями.  Результатом совместной деятельности учащихся является организация и проведение  различных конференций, выставок, вечеров (для родителей, учителей и учащихся). Различные достижения учащихся по выполнению проектов, творческих работ могут войти как компонент в состав индивидуальной накопительной оценки, учебного портфолио.

           Основные направления исследовательской работы в школе:

- включение в исследовательскую деятельность всех учащихся в соответствии с их выявленными научными интересами;

- обучение учащихся работе с научной литературой;

- формирование культуры научного исследования;

- подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, олимпиад.

           Современные психологи и педагоги сходятся во мнении, что качество выполнения исследовательской деятельности и её результаты зависят прежде всего от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, которая, в свою очередь, определяет выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей.

           Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации в изучении иностранных языков в средней школе. Опыт показывает, что происходит её снижение от класса к классу. До момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, декламировать стихотворения, петь песни, читать.

           Но вот начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», преодоления трудностей, что отодвигает на второй план достижение целей, о которых мечталось.      

           Расценивая мотивацию как важнейшую пружину овладения иностранным языком в процессе исследовательской деятельности, нужно иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и представлениями. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

           Весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся на каждом уровне испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфических для предмета  «иностранный язык».Дело в том, что при овладении иностранным языком в атмосфере родного языка иностранный предстаёт как искусственное средство общения.  То есть коммуникация на иностранном языке на занятиях носит  в основном условный характер, а это сближает её со сценической коммуникацией, поэтому при организации исследовательской деятельности важно обращаться к воображению школьников, к их фантазии, к игре. Учителю следует постоянно побуждать учащихся к перевоплощению.

           Почти любую тему можно использовать в исследовательской деятельности.  

Такие задания, как «Расскажите неправдоподобную историю о своём путешествии», «Проведите экскурсию по Лондону» и др. предоставляют ученику право выбора, что очень важно, так как он может выбрать ту часть материала, которую усвоил лучше, тем самым устраняются отрицательные эмоции.

           Немаловажную роль в исследовательской деятельности играет познавательный характер материала, который должен быть подчинён правилу равновесия между новой и уже известной информацией. Этого можно достигнуть путём сообщения нового об известном. Например, в 5-ом классе учащиеся только называют самые большие города Британии, в 6-ом они могут назвать некоторые их  достопримечательности, в 7-ом уже могут сказать, когда был основан город и чем он знаменит и т.д..

           Вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность способствует использование игровых упражнений, которые позволяют организовать целенаправленную речевую практику на уроках иностранного языка, тренировку и активизацию навыков и умений монологической и диалогической речи, формирования  разных типов высказываний (описания, сообщения, информации, выражения мнения, согласия и т.д.). Целесообразно использовать психотехнические игры, функцией которых является создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления определённой ситуации. Например, игра «Тяжести», когда учащимся предлагается вспомнить 5-10 разных по тяжести предметов и вообразить, что они их переносят, перемещают, перекладывают. При этом они должны комментировать свои действия («Как тяжело» и т.п.), просить окружающих помочь им, не мешать, дать совет и т.д..    

           Подобные задания используются при работе методом проектов, который является частью исследовательской деятельности. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

           Поскольку проектная работа даёт учащимся возможность выражать свои собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность. Большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для коллажей и другой работе подобного рода. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие – целый урок. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя монтаж, выставку или книжки самых интересных историй о путешествиях, о своих любимых домашних животных, о своём городе и др..

           Как и любая исследовательская деятельность, проектная методика предполагает  наличие проблемы.  Проблемность  означает, что учащиеся используют язык для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и подросток обучается, думая, мысля.

           Осуществление исследовательской деятельности должно основываться на мобилизации творческих способностей и личного потенциала детей. Такая работа развивает у учащихся самостоятельность. Способы формирования самостоятельной работы учащихся – это  научить их пользоваться учебником и справочной литературой, учить использовать таблицы, памятки, комментарии, подсказывающие задания, наводящие вопросы, опоры. Интересны в качестве опор т.н. «смысловые карты» (mind maps), в которых мысли и ключевые сова к определённой теме представлены «картографически». «Смысловые карты» могут служить развёрнутым планом для подготовки монологического высказывания, написания сочинения и других видов речевой деятельности.

           В ходе исследовательской деятельности важно объединить действия учащихся общностью какой-то цели. В групповую работу целесообразно включать не более пяти и не менее трёх учащихся. На первых порах учитель сам определяет состав группы. По мере накопления опыта учащиеся сами распределяют свои функции в выполнении группового задания и корректируют ход своей работы.

           Групповые формы работы активизируют внимание, память и волю даже учащихся с невысоким уровнем обученности.

           Приобщая школьников с первых лет обучения к наблюдениям, систематизирующим обобщения, и комбинированию языковых средств в процессе урока, учитель вооружает их приёмами самостоятельных действий, формирует интерес к поисковой, исследовательской деятельности.

           Большую роль играет также развитие языковой догадки. Внезапное «озарение» по поводу того или иного значения слова, выражения и грамматической формы доставляет учащимся большое удовольствие и мотивирует дальнейший лингвистический поиск.

           Для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности школьников при изучении иностранного языка требуется:

- осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения. Учащиеся должны знать, чем данное задание обогатит их опыт.

- знание самой процедуры выполнения задания. Учителю нужно вооружить учащихся рациональными приёмами учебной деятельности, исходя из характера самой деятельности и возможностей учащихся данной возрастной группы.

- умение пользоваться соответствующими средствами обучения (аудиозаписью, дидактическим материалом, справочной литературой);

- умение видеть опоры в материале заданий;

- предусмотреть адекватные дидактические условия для успешного самостоятельного выполнения задания, т.е. прежде всего определить подходящее место: в классе, дома или в лингафонном кабинете.

           Л.Н. Толстой сказал: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика… чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик». В функцию учителя  в ходе исследовательской деятельности входит воспитание мотивов учения, то есть создание средствами данного предмета оснований для вызова соответствующих мотивов.

Список использованной литературы.

1. Белова С.А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся.
2.Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе . – Москва: Чистые пруды, 2006.

3.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157.

4. Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку.
 5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

6. Савченко Н.А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школы.
7.Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.

Использованные Интернет-ресурсы.

  1. http://image.websib.ru/05/
  2. http://www.tgl.net.ru/wiki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся в обучении химии

Единственный путь, ведущийк знанию, - это деятельность.Бернард ШоуВ основе Федерального Государственного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который ориентирует учебно-воспитательный проце...

«Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии»

Выступление на МО по теме "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"...

Статья на тему "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении химии"

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить таким важным умением, как уме...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» (Spotlight-6)

Данные методические рекомендации посвящены организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» в 6 классе и предназначены для учителе...

Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"

Статья раскрывает значимость исследовательской работы на уроках биологии....

Опыт организации исследовательской деятельности обучающихся при обучении английскому языку

Данная статья посвящена организации исследовательской деятельности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности через применение исследовательского , проблемно-поискового методов....