Главные вкладки

    Совершенствование профессиональной компетенции учителей англиийского языка в системе повышения квалификации
    статья по теме

     

    Аннотация.

                   Модернизация образования требует от педагога    повышения его профессионального уровня.В статье отмечено, что традиционные формы повышения квалификации должны быть наполнены новым содержанием и больше соответствовать современным требованиям к учителю.  Все способы повышения квалификации  можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности.Активное применение современных информационных, социальных, коммуникативных и других видов технологий в системе повышения квалификации может достичь положительных результатов. Необходимость внедрения ИКТ  в учебно-воспитательный процесс влечет за собой необходимость формирования ИКТ-компетентности преподавателей, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx26.54 КБ

    Предварительный просмотр:

          "Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель"

                                                                      (К.Д. Ушинский)

       

          Важнейшим направлением развития современной России является реформирование системы образования. Это нашло отражение в «Концепции модернизации российского образования» и включено в программу социально-экономического развития страны. Модернизация образования сегодня рассматривается как наиболее эффективный путь приобщения личности к изменению общественных отношений. Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности, отличающихся, прежде всего тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий.

             Модернизация образования - процесс необратимый и очень важный для современного этапа развития системы образования. Она требует от педагога    повышения его профессионального уровня, формирования и совершенствования педагогической культуры, соответствующей запросам современной жизни, требует обновления и придания гуманитарно-личностной направленности профессиональной компетентности современного педагога. Профессиональная компетентность лежит в основе повышения квалификации педагогов и дополняется методической, социальной и личной компетентностью. Повышение квалификации педагогов - это постоянный процесс обновления профессиональных знаний, умений и навыков, который должен стать частью целостной и долгосрочной программы развития образовательной системы.      

         В современном мире вопросы повышения профессиональной квалификации специалиста, в том числе и учителя иностранного языка, являются одними из важнейших в области системы образования любого социально-экономического строя. В настоящее время в нашей стране возросла потребность в таком учителе английского языка, который способен модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Поэтому необходимо создать все условия для повышения профессионального мастерства педагога через изменение функций методического сопровождения деятельности учителя.  

           Следует отметить, что вырабатываются разные подходы к решению проблемы постоянного обучения учителей английского языка, созданию условий для их самостоятельной работы и получения курсовой, консультационной помощи не только по вопросам предметного совершенствования, но и  получению современных знаний в области педагогики, психологи, информационных технологий, вопросах общекультурной подготовки. Но необходимо использовать и  такую форму организации профессиональной переподготовки учителя в школе, которая, с одной стороны, стимулировала бы его развитие, и, с другой стороны, отвечала бы интересам большинства учителей.

             Ведущую роль в выполнении требований государственного образовательного стандарта и повышении квалификации педагогических кадров  должны играть  новые формы проведения педагогических советов, семинаров по актуальным проблемам образования, обновление учебно-методических комплексов, подготовка и освоение дидактических материалов, пособий, рекомендаций, активные методы проведения занятий, улучшение системы контроля знаний. В настоящее время появилась возможность и потребность качественного обновления традиционных форм повышения профессиональной компетентности учителей иностранного языка:

    ● курсы для педагогов, работающих по какой-либо общей проблеме;

    ● проблемные тематические курсы для группы педагогов, работающих по инновационной теме;

    ● проблемные  курсы;

    ● дистанционное обучение;

    ● обучение по индивидуальному плану;

    ● Интернет - форумы, конкурсы, ЧАТЫ;

    ● фестиваль открытых уроков;

    ● методические семинары, семинары-практикумы;

    ● методические дни, недели в ОУ;

    ● участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.

            В новых условиях все эти традиционные формы должны быть наполнены новым содержанием и больше соответствовать современным требованиям к учителю.      

            Различные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, профессиональные конкурсы, несомненно, способствуют развитию учителя как личности и профессионала. Но ни теория, ни методы обучения сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Личность учителя, его подготовка и мастерство решают успех дела. Сегодня учитель, реализуя определенную технологию, может и должен подниматься до уровня осмысления ее оснований, в определенных случаях изменять ее, создавать новую, но, поднимаясь на эти высокие уровни самостоятельной деятельности, он должен владеть в полном объеме всем богатством достижений, накопленных в психолого-педагогической теории и практике. Все способы повышения квалификации  можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности и может стать хорошей основой для работы педагога. В этом случае вышеперечисленные формы работы приобретают для учителя личностный смысл, позволяют ему самостоятельно формулировать цели собственного профессионального роста, образуют структуру, создающую условия для зарождения и развития способностей к творчеству. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой. Поэтому большое влияние на формирование учительского профессионализма должна оказывать самообразовательная и методическая деятельность, предполагающая:      

     ● постоянное ознакомление с современными исследованиями  в области преподавания английского языка;

    ● изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;

     ● ознакомление с новыми программами, технологиями  и концепциями обучения и воспитания.

             Д. Медведев в одном из своих обращений к учителям России сказал, что очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка учителей должна быть ориентирована на использование современных  технологий, в том  числе и информационных.

          Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача обучения и воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными  технологиями. Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Именно благодаря компьютерным технологиям существенно повышается интерес обучающихся к предмету, активизируется мыслительная деятельность.

             Согласно новой образовательной программе, информационная компетенция является одной из ключевых, т.к. формирование и развитие других базовых компетенций невозможно осуществить без овладения информационно-коммуникационными технологиями. Очевидно, что современные реалии диктуют необходимость внедрения ИКТ  в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования ИКТ-компетентности преподавателей, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. С внедрением новых ИКТ, современный преподаватель получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития; повышает качество образования.

                Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя английского языка является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных  технологий  в своей профессионально-педагогической деятельности. Компьютерные технологии и урок иностранного языка - актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений. Использование ИКТ требует от учителя переосмысления форм и методов работы. Понятно, что новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приемами.     Использование в учебном процессе компьютера, который на данный момент является техническим средством наивысшего порядка, - это не просто изменение технической вооруженности труда учителя - это обновление его роли, изменение всего склада его педагогических воззрений и подходов, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. Это готовность осуществлять свою профессиональную деятельность в новых условиях. Это формирование педагогической культуры нового типа, культуры, требующей обновления содержания образования, подходов и методов, организационных форм обучения. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим.

         Эффективность применения ИКТ зависит от того, насколько грамотно преподаватель владеет методикой работы с ними.  Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Образовательный потенциал   компьютерной программы Power Point стал хорошим подспорьем в осуществлении наглядной поддержки обучения иноязычной речи в  школе. При наличии соответствующего оборудования эти программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, позволяют представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации. Это особенно важно:

    ● при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе / экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием;

    ● при изучении грамматического и страноведческого материала, когда  увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.

          Активное применение современных информационных, социальных, коммуникативных и других видов технологий в системе повышения квалификации может достичь положительных результатов. В системе методической поддержки педагогических кадров в области современных технологий реализуются разнообразные формы и методы формирования и развития информационно-коммуникационной компетенции учителей. Создаются сетевые педагогические сообщества, основная идея которых состоит в создании условий для системного внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий в работе учреждений общего и профессионального образования при переходе на новую ступень использования технологии в учебном процессе, предполагающей активное использование современных цифровых учебных ресурсов.    Наиболее популярными среди виртуальных объединений и сетевых сообществ педагогов являются:

    ● Интернет-государство учителей (intergu.ru),

    ● Педсовет.org (pedsovet.org),

    ● Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru),

    ● Открытый класс (www.openclass.ru),

    ● Сеть творческих учителей (it-n.ru),

    ● Центр образовательного законодательства (lexed.ru),

    ● Российское образование. Федеральный портал (edu.ru),

    ● Федеральное агентство по образованию (ed.gov.ru), ЕГЭ (ege.edu.ru),

    ● Сайт Всероссийских олимпиад (lit.rusolymp.ru),

         На сегодняшний день преподаватель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться и в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые, обеспечивают овладение английским языком в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания. Наиболее популярными среди виртуальных объединений и сетевых сообществ учителей английского языка являются:

    ● englishtipsbusyteacher.org.

    ●http://www.britishcouncil.org/ru/russia-english-teaching-online-resources.htm – online

    ● http://www.britishcouncil.org/learning-teaching.htm

    ● http://englishteachers.ru/

    ● englishteachers.ru.

    ● esl-library.com  

    ● bbc.co.uk.

    ● intergu.ru др.

          Таким образом, для формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности учителей английского языка в настоящие время существуют широкие возможности. Однако успешность процесса информатизации образования зависит от многих факторов, в том числе от обеспечения информационно-коммуникационными технологиями всех учебных заведений, от совершенствования информационно-образовательной среды, от системной целенаправленной подготовки педагогических кадров в области информационно-коммуникативных технологий и современных педагогических технологий с целью формирования информационно-коммуникационной и профессиональной компетенций.

    Однако не все учителя оказываются подготовленными к выполнению своей обновленной роли. В этих условиях подготовка педагогических кадров, способных к решению старых проблем новыми методами, представляется неотложной задачей.  Условиями эффективного функционирования и развития системы формирования ИКТ-компетентности в рамках системы повышения квалификации становятся:

    ● отбор содержания повышения квалификации на основе личностно ориентированного обучения и в интерактивном режиме;

    ● педагогическое содействие учителя, как процесс поддержки и оказания помощи посредством консультирования, партнерства и наставничество в освоении образовательной программы повышения квалификации по формированию ИКТ-компетентности;  

    ● сетевая методическая поддержка учителя по формированию и развитию ИКТ-компетентности.

                   В заключение следует подчеркнуть, что активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению профессионального мастерства преподавателей английского языка.     С повышением уровня информационно-коммуникационной компетентности изменяются мотивационные  стимулы: учителя стремятся к профессиональному росту и личностной самореализации, включаются в поиск новых путей совершенствования процесса обучения. Но для этого необходимо создать все необходимые условия. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства. Выбор есть и довольно большой: это прохождение курсов повышения квалификации и самообразование, участие в работе сетевых педагогических сообществ и школьных методических объединений. Дополняет этот список активное участие в работе районных проблемных семинаров. Все формы повышения педагогической квалификации преследуют благую цель – содействовать учителю в повышении компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания.

     

             

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совершенствование профессиональной компетенции учителя английского языка в свете новых ФГОС

    Совершенствование профессиональной компетенции учителя английского языка в свете новых ФГОС.Доклад Стежко Ю.В.  к педсовету....

    Совершенствование профессиональной компетенции учителя в условиях перехода на ФГОС

    В статье раскрываются пути совершенствования профессиональной компетенции учителя в условиях перехода на ФГОС...

    Доклад на тему: Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества

    Эссе на тему "Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества", который поделен на три смысловые части: 1) раскрытие понят...

    Развитие и совершенствование профессиональных компетенций учителя физической культуры в свете требований Профессионального стандарта

     Главная цель Российской образовательной политики - обеспечить современное качественное образование на основе сохранения его фундаментальности и соответ...

    Совершенствование профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы в условиях модернизации образования

    Из опыта работы. Методические рекомендации по совершенствованию работы учителя русского языка в условиях ФГОС...

    «Совершенствование профессиональных компетенций учителя как условие повышения качества предметных результатов, обучающихся»

    Главная задача образования на современном этапе состоит в подготовке высококвалифицированного педагога, способного непрерывно совершенствовать своё мастерство, мобильно реагировать на изменения, проис...