Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью учащихся в урочное и внеурочное время
статья по теме

Грязнова Валентина Сергеевна

Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: “Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».«Интернет пришел в школы России, а вот школа и не все педагоги «не пришли» к Интернету», не все учителя готовы использовать в работе новые программно-технические комплексы,  ЦОРы, УМК, не все готовы к использованию Интернет-технологий в учебном процессе. А ведь именно информационно-коммуникационные технологии при правильном и рациональном  их применении на уроках будут способствовать воспитанию не только функциональной грамотности учащегося, но формировать учебные, познавательные, мобильные качества человека, умеющего и способного жить и  адаптироваться в реальном времени и жизни.
Необходимо, чтобы каждый преподаватель понял простую мысль:  компьютер в учебном процессе – не механический  педагог,  не  заместитель  или  аналог преподавателя, а средство при  обучении  детей,  усиливающее  и  расширяющее возможности  его  обучающей  деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью учащихся в урочное и внеурочное время

Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: “Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра». Е.Роджерс  также отметил, что «если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы сможем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости». Поэтому, перед каждым педагогом   встают очень серьёзные задачи на современном этапе.  В настоящее время  образование строится на компетентностной основе, на  помощь пришли новые технологии - информационно-коммуникационные.  Именно эти  технологии предлагаются в качестве ведущих и  основных, способствующих развитию познавательного интереса учащихся, так как позволяют дополнить существующие учебники новым, живым, интересным для учащихся материалом.  Современной российской школе необходимы яркие новаторские идеи и педагоги, которые должны соответствовать избранному Россией инновационному пути развития, что нашло отражение в рамках проекта инициируемого Президентом России Д.А. Медведевым «Наша новая школа». «Интернет пришел в школы России, а вот школа и не все педагоги «не пришли» к Интернету», не все учителя готовы использовать в работе новые программно-технические комплексы,  ЦОРы, УМК, не все готовы к использованию Интернет-технологий в учебном процессе. А ведь именно информационно-коммуникационные технологии при правильном и рациональном  их применении на уроках будут способствовать воспитанию не только функциональной грамотности учащегося, но формировать учебные, познавательные, мобильные качества человека, умеющего и способного жить и  адаптироваться в реальном времени и жизни.

Необходимо, чтобы каждый преподаватель понял простую мысль:  компьютер в учебном процессе – не механический  педагог,  не  заместитель  или  аналог преподавателя, а средство при  обучении  детей,  усиливающее  и  расширяющее возможности  его  обучающей  деятельности.  На уроках английского языка с помощью ресурсов сети  Интернет можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети и адаптируя их к конкретному материалу урока;  совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас.  Именно обучение с применением  информационно-коммуникационных технологий несет в себе огромный мотивационный потенциал к изучению иностранного языка, способствует развитию познавательного интереса учащихся. Для создания организационно-педагогических условий эффективного использования информационно-коммуникационных  технологий в преподавании можно провести   диагностические измерения, предложить учащимся в начале каждого учебного года ответить на традиционный вопрос  «Интересны тебе уроки с применением ПК?» Результаты опроса всегда будут положительными, так как они включают следующие моменты:

 -  содержание уроков становится интересным, наглядным, понятным;

-  имеется возможность заниматься в любое удобное время вне зависимости от  

  дней недели, времени суток; возможность использования тренажеров для отработки того или иного учебного навыка;

-  можно проводить независимое оценивание – тестовые задания оценивает  

компьютер, а не конкретный учитель;

-  провести быстрое оценивание тестов;

- дать возможность исправить оценку;

- активно использовать индивидуальный темп работы - возможность выбора ритма  

и темпа занятий;

-  обеспечивать в условиях учебной деятельности погружение в языковую среду;

            - повысить мотивацию, познавательную активность ученика и общекультурное  развитие учащихся за счёт разнообразия форм и методов работы. Поэтому, учителю необходимо систематически использовать информационно-коммуникационные технологии на уроках и внеурочное время. 

Великий мыслитель Али Апшерони, живший много лет тому назад,    когда-то сказал:  «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если усердно не научатся сами». Его мудрые слова актуальны и до сегодняшнего дня, ведь качество образования начинается с учителя. Чем больше учитель работает над собой, тем выше результат у детей. «Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих, всегда нестандартных, факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом «педагогический» (М.М.Поташник). Каковы же реальные практические достоинства использования ИКТ в работе учителя  английского языка? Я попробую перечислить, возможно, уже известные вам истины, но они важны.

Компьютер намного расширяет наборы   применяемых учебных  задач.                                  Применение информационно-коммуникативных технологий на уроке  позволяет изменить отношение учащихся к предмету, заинтересовать их, постепенно «приохотить» к его изучению.   Основная  цель  изучения  иностранного  языка  в   средней   школе   - формирование    коммуникативной    компетенции,    все    остальные     цели (образовательная,  воспитательная,  развивающая)  реализуются   в   процессе осуществления  этой  главной  цели.  Коммуникативный  подход   подразумевает обучение   общению   и    формирование    способности    к    межкультурному взаимодействию,  что  является  основой  функционирования  Интернета.

Многие из моих детей и я сама имеют друзей по переписке по электронной почте  во многих странах мира. Ученица 10 класса переписывается с ровесницей из Австралии и Америки, с энтузиазмом рассказывая о своей переписке, сообщает, что ей уже не страшно писать письма на английском языке.  В течение четырех лет мои ученики поддерживали связи с классом из Америки, из штата Мэйн, ребята писали электронные  письма, участвовали в чатах, рассказывали о себе и школе. А материалы писем и блога американской школы мы использовали как дополнительный материал на уроках. На основе такого материала был спланирован и проведён открытый урок «Не хотите ли поехать на Рождество в Америку?», который успешно прошёл и получил высокую оценку. Интерактивное общение – это бесценная практика языка, которое помогает формировать навыки  общения и толерантного отношения к людям, развитию межкультурной компетенции. Именно это сотрудничество натолкнуло и помогло ребятам познакомиться впервые с международными проектами и поучаствовать в них вместе с нашими друзьями из американской школы. Пусть такая работа началась с малого -  с поддержки акции в поддержку животных, но она не прошла бесследно для учеников, например, как эта, которая представлена на моем блоге «Учение с увлечением».

Немаловажным по значимости является работа с электронными пособиями, которых много на образовательных сайтах и которые можно создать самим для работы. Достоинствами электронных пособий, на мой взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Такая работа  всегда интересна учащимся, когда можно поработать с материалом по различным видам речевой деятельности носителей языка или совершить виртуальное путешествие в его страну, а можно просто проверить свои знания, даёт возможность регулировать предъявление учебных заданий по степени трудности. Например, электронное пособие «Профессор Хиггинс». Мультимедийная обучающая программа по английскому языку профессора Хиггинса, включает интерактивные упражнения и состоит из теоретического раздела  (правила, схемы, поясняющие примеры) и практического (упражнения). Проверяя знания учащегося, программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает. Мои учащиеся работают по этой программе постоянно. При работе с электронной программой каждый ученик изучает вопрос, обдумывает ответ, затрачивая необходимое ему время. При этом снимается проблема субъективности в оценке. Этот электронный учебник оказывает большую помощь и при проведении фонетической зарядки. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися и на слух, и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию, имитировать). Другой пример – это  грамматический практикум “Grammar Class”. Данное пособие предназначено учителям (при введении грамматического материала) и учащимся (при совершенствовании грамматических навыков).

Компьютер обеспечивает и всесторонний  (текущий,  рубежный,  итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как  известно,  является  неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи  между  учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества  знаний учащихся  достигается  и   большая   объективность   оценки.   Кроме   того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить  учебное  время,  так как осуществляется одновременная проверка знаний  всех  учащихся.  Это  даёт возможность  преподавателю  уделить  больше  внимания  творческим   аспектам работы с учащимися. Главная цель, которую мы также ставим перед собой, применяя информационные технологии в обучении иностранным языкам - это показать, как технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения иностранному языку школьников. Например, работа с материалами сайта http://english4kids.russianblogger.ru/ или  http://www.esl-lab.com  помогает совершенствовать навыки аудирования и речевые навыки, включать тренировку в подготовке к тестам по такому виду речевой деятельности, как аудирование. Этот сайт систематически можно использовать на уроках, так как на нём содержится богатый аутентичный материал носителей языка. Материалы этого сайта можно выбирать в соответствии с темой, уровнем сложности и такую работу можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время – самостоятельно.

Компьютер стал важным элементом предметной среды. Современное обучение – процесс, который происходит  в  неопределенной, постоянно меняющейся среде. Учение  поддерживается  извне и   предполагает активное использование информационных источников.  В моей методической копилке содержится богатый материал презентаций, обучающих программ, электронных тестов, который я использую на уроке, рекомендую учащимся для индивидуальной работы и своим коллегам дидактический материал с использованием материалов Интернет-ресурсов, обучающих программ, презентаций. Использование компьютерных технологий меняет и роль педагога, основной задачей которого становится - поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы:

  1. увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся;
  2. отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения;
  3. увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера;
  4.  создание комфортных условий для проведения процесса обучения;
  5. повышение информационной культуры сельских учащихся;
  6. расширение языковой и социокультурной компетенции;
  7. изменение в положительную сторону мотивов изучения английского языка.

Известно, что почти каждый учитель использует  на своих уроках интерактивные презентации и видеосюжеты. Например,  в моей педагогической практике имеются разные презентации, но в последнее время я отдаю предпочтение интерактивным презентациям. В арсенале моих дидактических материалов есть и другие интерактивные презентации, которые я использую в своей работе, например, “Schools Around the World”, в которых я применяю разные приемы для проверки лексики, грамматики, письма. Эти презентации содержат задания в виде вопросов, игр, кроссвордов. Ещё одна возможность сделать урок необычно-познавательным – это использовать, например, в предъявлении материала виртуальные экскурсии. В своей практике такой вид работы я использую при введении темы “Reading. Why not?”, 9 класс, УМК В.П.Кузовлев. При введении темы “Scouts in the World”, УМК В.П.Кузовлева, 10 класс, Основными достоинствами компьютерной презентации является то, что она может органично вписаться в любой урок по данной теме, она позволяет работать с большим числом таблиц и схем (не надо рисовать на доске), позволяет всем участникам принимать участие в диспутах с речевыми опорами (работа в рабочих группах). Наглядность, подготовленная на электронных носителях  (таблицы, схемы, видео-ролики), помогает сделать урок более насыщенным и интересным. Презентации – это иллюстративный ряд к уроку, поэтому, они  повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок  не только воспринимает информацию, но и  быстрее запоминает, когда видит на экране.

  Еще одна из форм работы на уроке – это работа с веб квестами, электронными образовательными ресурсами, которые объединяют в себе множество учебных и воспитательных  задач. Ученик может работать самостоятельно и в группе, участвовать в форуме, узнать много нового и встать на ступеньку выше в познании мира,  задания моего веб квеста дополняют тему учебника “Travelling Guide to the English-Speaking Country”. Эпиграфом к квесту я взяла слова - "The world is a book and those who do not travel read only a page" (St. Augustine). Кроме того, такая работа позволяет осуществлять  субъект-субъектный подход к процессу обучения, который  начинается с постановки цели познавательной деятельности, присвоения этой цели учащимся в качестве субъективной цели в соответствии с Концепцией развивающего обучения  И.С. Якиманской:

  1. учащийся не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта;
  2. ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития;
  3. «вектор развития» строится от учащегося к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию;
  4. субъект обучения ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.

Хочется остановиться также на использовании интерактивной доски, которая  в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. При этом эти возможности реализуются не только в режиме просмотра, как это было при использовании презентаций на уроках, но и используя, специальный маркер и другие возможности доски, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской, и набор интерактивных и мультимедийных возможностей. Интерактивная доска позволяет осуществлять: активное комментирование материала, выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает, в конечном счете, эффективность усвоения материала на уроках английского языка.

Ещё одна из возможностей унифицировать учебный процесс – это использование электронных тестов. Глобальная сеть Интернет предлагает множество полезных ресурсов для работы с аутентичным материалом, который можно  адаптировать к конкретным учебным задачам урока. Электронные тесты – это необходимый компонент любого современного урока. Эту возможность можно использовать как при введении, так и  закреплении материала, можно  использовать дистанционные формы такой работы  с той категорией детей, которые пропускают занятия по болезни или готовятся к олимпиадам или конкурсам. А можно создать такой тест и распечатать, если не всегда есть возможность подключиться к сети Интернет.

Как и в любой работе - работа с компьютером имеет свои «риски», поэтому, необходимо взять за правило девизом в работе слова «Не навреди!» Нельзя использовать компьютер на уроке постоянно, т.к. есть множество других задач, решить которые можно, лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Просто необходимо знать нормы СанПина и проводить зарядку для глаз на уроках, а также научить учащихся делать её и дома.

Максимальная длительность работы во время учебных занятий в соответствии с СанПиН  составляет:

в 5 кл. - 15 минут;

в 6 - 7 кл. - 20 минут;

в 8 - 9 кл. - 25 минут;

в 10 - 11 кл. - 30 минут (на первом уроке), 20 минут (на втором).

Факультативные и кружковые занятия с использованием  ЭВМ должны проводиться через 1 час после окончания учебных занятий в школе не чаще 2-х раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся 2 - 5 кл. не более 60 минут, для учащихся 6 - 11 кл. - до 90 минут

А существующие риски для педагогов тоже решаемы. Просто необходимо начать работу.

Риски

Пути преодоления

Неприятие идеи педагогами

- проведение мероприятий по устранению отрицательной мотивации;

-   убеждение, приведение убедительных аргументов в защиту технологии, проведение производственной учёбы,  

- посещение уроков учителей, использующих в работе информационно-коммуникационные технологии

Недостаточная информированность

  1. создание копилки  и представление материалов педагогам;
  2. организация работы через компьютерные программы;
  3. проведение консультаций для педагогов в удобное для них время;
  4. знакомство с нормами СанПина;
  5. включение зарядки  для глаз во время работы;
  6. поощрение педагогов.

Следующим направлением работы любого учителя может стать участие в сетевых конкурсах совместно с учащимися. В 2011 году мы с ребятами 11 класса участвовали во Всероссийском сетевом конкурсе “My School Page” на сайте сообщества учителей английского языка www.tea4er.ru и стали лауреатами. В 2010 году участвовали с коллегами в сетевом проекте  Центра творческих инициатив «СНЕЙЛ» http://nic-snail.ru  и также стали лауреатами.  Необходимо активизировать учащихся по  привлечению к работе в учебных блогах, сетевых конкурсах и дистанционных проектах. Такая работа будет способствовать активизации познавательного интереса, развивать творческие способности, учить ориентироваться в огромном информационном пространстве. С 2011 года началась работа с учащимися, которые планируют сдачу ЕГЭ по английскому языку, в сетевом сообществе  http://www.openclass.ru.  

Нам, педагогам, просто необходимо  идти вперед, осваивать новые технологии, взаимодействовать в сетевых педагогических сообществах, где учителя-предметники осваивают новые обучающие среды, механизмы создания таких сред и осознают, воспринимают, педагогическую целесообразность, возможности для обучения, делятся опытом работы. “Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».

Библиографические ссылки:

  1.  http://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=13&showentry=28 
  2.  http://kremlin.ru/news/6683 
  3. http://snail-festival.blogspot.com/2011_06_01_archive.html
  4. http://www.care2.com/causes/animal-welfare   
  5. www.tea4er.ru
  6. Иноязычное Образование В Современной Общеобразовательной Школе. http://www.rusarticles.com/inostrannye-yazyki-statya/inoyazychnoe-obrazovanie-v-sovremennoj-obshheobrazovatelnoj-shkole-5383764.html
  7. Интернет на уроках английского языка http://festival.1september.ru/articles/605880/
  8. Использование интерактивной доски на уроках английского языка http://www.rusnauka.com/1_NIO_2012/Pedagogica/5_97115.doc.htm 

  1. Компетентностный подход к построению педагогического процесса http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=492867
  2. Львова О.В. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранных языков (Информационное письмо о II Международной научно-практической конференции)/ Вестник МГПУ. Серия "Информатика и информатизация образования" №1(2), 2006.
  3. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html 
  4. Послание Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию Российской Федерации  http://k-obr.spb.ru/page/203/ 
  5. Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца http://shvarts.pspu.ru/sbornik_konf_list_24.html 
  6. «Творческий потенциал воспитателя для реализации личности воспитанника» http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/tvorcheskii-potentsial-vospitatelya-dlya-realizatsii-lichnosti-v 
  7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.

 

Грязнова Валентина Сергеевна, учитель английского языка  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №1» п. Тюльган  Тюльганского района Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и  классе: включённость ученика разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учите...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

Об организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС ...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

Презентация на тему "Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС"...

Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью учащихся

Е.Роджерс отметил, что «если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы сможем погибнуть, и это будет та цена, кот...

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...

«Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время»

Цель: ознакомление учителей с различными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на урокеЗадачи:Рассказать об активизации познавательной деятельности при помощи педагогических технол...