Статья "Использование игровых и информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку"
статья по теме

В настоящее время мы много говорим о применении новых технологий в школе.Так как главной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников и обучение практическому овладению иностранным языком, то учитель иностранного языка должен создать условия для практического овладения языком каждым учеником. В данной статье освящается использование игровых и информационно-коммуникационных методов, даны примеры игр, которые учителя могуш применять на своих уроках, а так же ссылки на интернет-ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_igrovyh_i_ikt_tehnologiy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых и информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку.

А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».

     

     Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что наша главная задача  -  добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.

      Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном  -  овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.

     Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Игра всегда предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умение принятия решения: как поступить, что сказать, как выиграть?

     Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является и тот факт, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Феномен игры в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

     Особенностью игрового метода является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик уже может говорить наравне со всеми.

      Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:

1) Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

 2) Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

 3) Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

    Как показывает практика, игровой метод может служить важным компонентом в учебном процессе с точки зрения здоровье сбережения. Не обязательно делать зарядку или проводить физкультминутку. Особенно в старших классах, когда на смену одного вида деятельности приходит; например, ролевая игра, либо игра, связанная с опросом своих одноклассников, творческая проектная работа,  это обеспечивает релаксацию и отдых школьников.

     Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.

     Существует огромное количество самых разнообразных игр различных категорий

и разновидностей: устных и письменных, грамматических и орфографических, лексических и фонетических, игры на совместную речевую деятельность и

коммуникативное взаимодействие, деловые игры, индивидуальные и командные,

спокойные и подвижные.

      Обучающие игры (лексические, грамматические, ролевые) являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке.

      Работая по УМК ‘Enjoy English” М.З. Биболетовой, Н.В. Добрыниной считаю, что использование игровых технологий обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной  деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.

Я полностью поддерживаю теорию М. Ф. Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:

1.    лексические игры;

2.    грамматические игры;

3.    фонетические игры;

4.    орфографические игры;

5.    творческие игры;

Приведу примеры тех игр, которые я постоянно использую на своих уроках.

1. Фонетические:

Назови слово (игра с предметом)

Я бросаю по очереди ученикам мяч, называя слово, в котором этот звук слышится. Например:  fat, map, cap, sat, dad или mother, father, teacher.

Фонетическую разминку в начальной школе я провожу рассказывая историюпро обезьянку. (Слайд 3-4)

Обезьянка пошла гулять. На встречу ей летит пчела [     ]. Наша обезьянка много гуляла, бегала по лужам, и у нее заболело горлышко. Она пришла к врачу, пытается произнести свое имя, но у нее получается только один звук [m]. Доктор просит показать горлышко, но обезьянке так больно, что она плачет [ai]. Доктор научил обезьянку выполнять упражнение [t].

2. Лексические:

 "Кто убежал?"

Учащимся предлагается картинка, на которой изображены животные. Они рассматривают ее в течении 1-1,5 минут. Затем показываю другую картинку, на которой есть некоторые животные из тех, что были на первой картинке. Ученики должны сказать, кто убежал.

"Найди рифму"

Учащиеся слушают четверостишие, например: A frog is green A parrot is bright A fox is orange A hare is ... . (white)

 "Кто больше?"

За определенное время (5 мин.) надо написать на листках как можно больше слов, используя только буквы сложного слова, написанного на доске. Ex. examination, constitution.

«Снежный ком»

Запомни, повтори и добавь слово

Р, а реп – a pen and a book – a pen, a book and a pencil...

 «Повторяй за мной». 

Необходимо показать и назвать глагол движения. Однако по мере усвоения учащимися новой лексики игра усложняется и видоизменяется. На первом этапе я сама называла и показывала движение, ученики повторяли и движения, и слова. Когда лексика была более-менее освоена я, а позже ведущий из учеников только показывали действия, учащиеся же должны были его повторить и назвать самостоятельно. И, наконец, на обобщающем уроке в игру я включаю соревновательный момент: делю группу на команды, от каждой из команд мы вместе с ребятами выбираем ведущего. Каждому из них даю «список» из 5-10 глаголов движения. Не называя их ведущий должен показать движение, команды должны быстрее соперников угадать, повторить и назвать нужный глагол. За каждый правильный ответ начисляется балл. Чья команда получает больше баллов, та и победитель. Таким образом, в ходе игры происходит актуализация или закрепление лексики и проводится физминутка.

«Построй башню» (Слайд 6)

Детям выдаются карточки со словами, ребята складывают башни.

Например:

Cinema     Circus      Concert       Cat         City        Cosmonaut   Crocodile     Circle

                 [ k ]                                                               [ s ]

                   Cat                                                               City

               Concert                                                           Circle

             Crocodile                                                          Circus

            Cosmonaut                                                        Cinema

 «Расшифровать слова" (Слайд 7)

Вы (ученик или команда) получаете зашифрованный  кусок слов, где число обозначает порядковый номер буквы в алфавите. Задача — расшифровать слова быстро и правильно:

7.15 1.20. (goat)

22.9.15.12.9. 14: (violin)

20.15ч15.12. (tool)  

1.18.18.15.23 (arrow)

14.5.5.4.12.5. (needle)

5.14.22.5.12.15.16.5. (еnvelope)

4.18.21.13. (drum)

 "Рассыпанный словарь"(Слайд 5)

Вы получаете 8 карточек, на каждой по одному слову на D  (слова могут быть незнакомые). Задача – разложить (на скорость) карточки так, как расположены слова в словаре т.е. в алфавитном порядке с учётом второй; третьей  и т.д: буквы:

dog                                    dad

doll                                    dentist

duck                                   dark

donkey                               doctor

Загадки по теме « Colours»  

Поля с пшеницей спелою

Радуют нас цветом yellow.

Кудрявый очень негр Джек

От солнца стал совсем он black.

Синеву небес люблю,

Ношу я джинсы цвета blue.

Вот Санта Клауса портрет,

Он там в наряде цвета red.

У ёлки цвет всегда один,

Зимой и летом – это green.

Игры-загадки

Учитель читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать. Например:

1.    It is a domestic animal. It likes fish. (a cat)

2.    It is a wild animal. It likes bananas. (a monkey)

3.    It is very big and grey. (an elephant)

4.    This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk. (a cow)

 3. Грамматические:

"Конкурс красоты" – при изучении притяжательного падежа существительных и повторения темы одежда. Для этого можно раздать ребятам бумажные куклы. У каждой куклы есть имя, оно пишется на карточке и прикрепляется к одежде. Затем каждый ученик оценивает стрижку (наряд) и пишет свое мнение на листочке. I like Ann'sshoes. I like Kate's dress. Кукла, получившая наибольшее количество карточек, награждается.

4. Ролевые:

В 9 классе я проводила такую игру:  "Tourist Agency" по теме “It's a big world! Start travelling now”. Учащиеся делятся  на две группы — операторы тур агентства и туристы. Каждая  группа получает рекламный проспект об одной из стран для ознакомления.  Затем одна группа задает вопрос -(о географическом положении, столице, основных  городах, культурных центрах), а другая отвечает. Учитель фиксирует количество вопросов, их логичность, грамотность. Затем команды меняются местами, и уже туристы выступают в роли операторов тур агентство Та команда, которая задала больше правильных и логически верно выстроенных вопросов, побеждает.

        В обучении иностранному языку учителя лицея широко применяют компьютерные программы, задания в которых также носят игровой характер. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения. Использование программы Power Point  для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материала  делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания:

- при обучении фонетике:  С помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Прослушивается речь на изучаемом языке использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки.  Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки.

- при обучении грамматике: Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на иностранном языке, материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске.(Слайд 8- 13)

- при обучении лексике: на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых. (Слайд 14-15)

Использую такие виды работы, как:

  упражнения на заполнение пропусков, на вставку слов, предлогов и т.д.

- при обучении чтению:  ИКТ позволяет совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов как закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения.

- при обучении аудированию: формирование фонетических навыков аудирования; контроль правильности понимания прослушанного текста. Как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные программы имеют свои преимущества. Компьютерные программы позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся: компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно.

     Использование Интернета на уроках становится дополнительной мотивацией для ученика в изучении английского языка, поскольку большинство детей любят все, что связано с всемирной паутиной. Поэтому работа с Интернетом необходима на всех этапах урока. (Слайд 16)

1) Флэш-игры, флэш-мультфильмы, предлагаемые сайтом http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=166    в разделе « в поддержку УМК      “ Enjoy English”,  помогают создавать на уроке игровую атмосферу и в то же время являются источником аутентичного материала.

2)        Для восполнения «пробелов в знаниях» учащихся сайт http://www.eltgames.com/ESL-jobs-GrEl.htm  предлагает различные типы тренировочных упражнений, которые можно использовать на различных ступенях обучения.

3)        Видеоролики и сайты  описывающие реалии англоязычных стран, помогают в знакомстве с иноязычной культурой.  Например, Сайт о королеве Елизавете II и её семье http://www.woodlands-junior.kent.sch.uk/customs/questions/theQueen.htm, или ролики, дающие характеристику штатам США помогают в выполнении упражнений по теме «Географическое положение США», «Достопримечательности США» и другие. (http://www.youtube.com/watch?v=f8WlJwiQ2G0&feature=related).

5)        Видеоролики с детскими песенками, (например, песенка “ If  you are happy” http://www.youtube.com/watch?v=FrsM9WggCdo&feature=related) используемые на начальном этапе помогают создать на уроке ситуацию игры и, в то же время способствуют более быстрому овладению фонетических, лексических, грамматических навыков на уроке.

6)        Всевозможные тесты для проверки уровня овладения тем или иным грамматическим материалом можно взять на сайтах:

http://www.native-english.ru/exercises,

http://www.study.ru/online/tests/english.html,

http://www.britishcouncil.org/ru/russia-english-online.htm,

http://www.learnenglish.de/

http://www.studyenglishtoday.net/

     Посещение сайтов позволяет   узнать новые приемы и методы в обучении английскому языку, получить ответы на интересующие вопросы. В связи с тем, что информация данная в учебниках, устаревает (например, сведения о звездах спорта, кино, телевидения),то информационные сайты помогают наполнить содержание уроков современными фактами.

     Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

- обеспечить положительную мотивацию обучения;

- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

- усовершенствовать контроль знаний;

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме «Информационно-коммуникационные технологии в обучении английскому языку»

В статье представлен опыт работы по использованию ИКТ в обучении учащихся английскому языку, названы цель применения, формы и методы работы, конечные результаты....

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку

Использование компьютерных технологий обучения в наше время имеет огромное значение, благодаря новым возможностям.21 век – век информатизации, вносит свои коррективы в традиционное преподавание англий...

ОПЫТ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Вашему вниманию предлагается работа, посвящённая краткой  истории проектной деятельности в образовании и использованию ИКТ в процессе подготовки учебных проектов в средней школе при обучении англ...

Как сделать урок английского языка эффективным и интересным.Использование интерактивных и информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку. Панельная дискуссия.

Предлагаемый материал  является презентацией основных разделов Панельной дискуссиии по теме "Как сделать урок английского языка эффективным и интересным. Использование интерактивных и информацион...

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку.

Современные компьютерные технологии проникли во все области нашей жизни, в том числе и в образование, что привело не только к изменению организационных форм и методов обучения, но и к возникновению но...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....