Использование ИКТ на уроках иностранного языка
статья по теме
Одним из приоритетных направлений в развитии современного общества является изучение иностранного языка. Образование сегодня идет в ногу со временем и современный урок немецкого языка представляет сложное образование, подготовка и проведение которого требуют от учителя большой затраты творческих сил.
Сегодня вряд ли найдётся учитель, который ни разу не столкнулся с использованием информационно-коммуникационых технологий во время проведения урока или подготовки к нему. И это неслучайно: ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность деятельности человека, а также сделать эту деятельность разнообразнее. Информационно-коммуникационные технологии не только дают учащимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках иностранного языка
Учитель иностранного языка МОУ Октябрьский сельский лицей Колединский Дмитрий Александрович, Ульяновская область, Чердаклинский район
Одним из приоритетных направлений в развитии современного общества является изучение иностранного языка. Образование сегодня идет в ногу со временем и современный урок немецкого языка представляет сложное образование, подготовка и проведение которого требуют от учителя большой затраты творческих сил.
Во-первых, на уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке ученики непременно должны постепенно овладевать языком. Материал урока и средства для его активизации следует использовать в воспитательных целях. Учитель решает, что конкретно следует воспитывать у учащихся на данном уроке, используя приемы и методы для их эмоционального и интеллектуального развития.
Во-вторых, на уроке используются различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого, нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности для подготовки своего рода сценария урока.
В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решаемым задачам.
В-четвертых, использование учителем на уроке компонентов учебно-методического комплекса и других средств обучения должно быть доведено до степени свободного манипулирования ими.
В-пятых, важным фактором является создание положительной мотивации в изучении любого иностранного языка при глубоком знании учителем личности каждого ученика. Это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий. Одним из таких приемов является использование информационно-коммуникационых технологий на уроке.
Сегодня вряд ли найдётся учитель, который ни разу не столкнулся с использованием информационно-коммуникационых технологий во время проведения урока или подготовки к нему. И это неслучайно: ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность деятельности человека, а также сделать эту деятельность разнообразнее. Информационно-коммуникационные технологии не только дают учащимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным.
Современные информационно-коммуникационные технологии реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством информационно-коммуникационных технологий, более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне, близость же знаний к реальной жизни делает эти знания более понятными. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность.
Сегодня использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (использование музыки, анимации);
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности.
Не случайно обеспечение положительной мотивации обучающихся стоит в данном списке на первом месте, так как именно сниженный уровень мотивации является одной из проблем обучения любого иностранного языка. Особенно это касается немецкого языка, который всѐ чаще вытесняется английским и приобретает статус второго иностранного языка. Поэтому одной из задач учителя немецкого языка является сделать учебный предмет интересным – это значит сделать действенным или создать вновь определенный мотив.
До недавнего времени к средствам обучения, повышающим мотивацию изучения иностранного языка, относились:
- игра
- школьный учебник
- проектная деятельность
- факультативные курсы
Однако времена меняются, и на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Изучая теорию, понимаешь, что они предлагают выгодные варианты представления творческих идей, и, конечно же, добавляют новые. Тексты и диалоги можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, аудиокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Такие элементы новизны не остаются не замеченными. Учащиеся по-другому начинают относиться к учителю, ищущему новые формы и методы работы, повышается познавательный интерес к изучению предмета. Конечно, используемые ранее формы и методы обучения учащихся остаются актуальными, но теперь разбавляются наиболее современными информационными технологиями.
Конечно, детям очень нравятся уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий. Игровые, ситуативные, проблемные приёмы создают массу эмоций у обучающихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. Совместная деятельность (в парах, группах) особенно нравиться учащимся, часто вспоминают пословицу: “Одна голова - хорошо, а две – лучше”. В результате применения ИКТ на уроках повысилась познавательная активность учащихся, улучшилась подготовленная и неподготовленная речевая деятельность. В данном случае оправдывается метод обучения в сотрудничестве (не только между детьми, но и с преподавателем).
При разработке уроков с ИКТ, учитываются основные прогрессивные методы, подходы и технологии обучения:
- личностно-ориентированный, где в центре обучения – ученик, а не учитель,
- деятельность познания, а не преподавания;
- обучение в сотрудничестве – создание условий для активной совместной
- учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях;
- использование технологии методов проектов, в основе которых, лежит какая-либо проблема;
- формирование языковой компетенции;
- формирование межкультурной страноведческой компетентности.
Все используемые методы, приемы и формы работы позволяют наблюдать положительную мотивацию учащихся, т.е. заинтересованность в изучении немецкого языка.
Активизируется познавательная, творческая активность у детей, наблюдается рост конструктивно-коммуникативных компетенций.
Конечно же, ИКТ можно использовать не только в процессе формирования или совершенствования грамматических навыков говорения, но и формирования и совершенствования лексических навыков, в процессе обучения чтению и аудированию. И, конечно же, особенно результативным будет использование ИКТ на уроках страноведения, где можно использовать не только интерактивную доску, но и глобальную сеть Интернет.
Существуют интерактивные программы, которые при выполнении заданий реагируют и на успех обучаемого ребѐнка, и на его неудачу. Компьютерное обучение даёт возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных и порицание неверных решений. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся по любой грамматической, лексической, фонетической теме, учёта их личностных особенностей, отработки необходимого учебного материала до необходимого уровня знания до тренировки определѐнных умений и навыков. Главное, на что необходимо обращать внимание учителю:
- интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения и навыки формируются, если работать с информацией, текстом (выделяя главную мысль),
- вести поиск нужной информации (в иноязычном тексте),
- анализировать, делать обобщения и выводы,
- работать со справочным материалом,
- находить несколько вариантов решения проблемы,
- прогнозировать последствия того или иного решения,
- слушать и слышать собеседника,
- лаконично излагать мысль.
В заключении можно сделать следующий вывод: применение компьютеров на уроках иностранного языка является одним из средств повышения интереса к обучению. Это вызывает личную заинтересованность при изучении иностранного языка и является важным фактором успешности в обучении на любом этапе.
Но компьютер никогда не заменит учителя, он только эффективный помощник, позволяющий повысить качество обучения и эффективность контроля. Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но с уверенностью можно сказать, что интерес к изучению иностранного языка возрастет.
Использованная литература
- Соловова, Е.Н. Апальков В.Г. Курсы: «Развитие и контроль коммуникативных умений» // «Первое сентября» №17-24, 2005-2006г.
- Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка» // «Иностранные языки в школе» № 2, 3 2001 г.
- Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». - М., Академия–2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс "Использование игр на уроках иностранного языка"
Мастер класс "Использование игр на уроках немецкого языка"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/12/picture-66651.jpg)
использование ИКТ на уроках иностранного языка
В данной работе описаны плюсы и минусы использования современных технологий на уроках иностранного языка....
Использование ИКТ на уроках иностранного языка
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/19/picture-3007-1476906025.jpg)
Использование ИКТ на уроках иностранного языка
Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе имеет свои дидактические функции:...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/17/picture-102063-1481991665.jpg)
Использование игр на уроках иностранного языка.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/19/picture-269227-1563520470.jpg)
Использование ИКТ на уроках иностранного языка
На современном этапе образования для обеспечения эффективности образовательного процесса невозможно обойтись без средств информатизации. Поэтому информационная компетентность является одной из основны...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/03/picture-764253-1457019191.jpg)
Использование ИКТ на уроках иностранного языка языка
Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирую...