обобщение опыта по теме "Применение ЛО подхода в обучении английскому языку"
тест по теме

Описание ППО по модульной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ppo.docx266.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Министерство образования и науки

                                          Российской Федерации

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ЛИЧНОСТНО-

ОРИЕНТНРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

                                                                                                                       

                                                                                                                          Выполнила:

                                                                                                                        Кох Елена Владимировна

                                                                                                  учитель английского языка

                                                                                                          МОУ СОШ № 9 

                                                            Новоалтайск 2007

1 Условия возникновения опыта

Изменения общественно-политических и экономических условий развития нашего общества в последние десятилетия привели к смене парадигмы образования и воспитания. На смену авторитарной парадигме с установкой на среднего ученика пришла гуманистическая личностно-ориентированная парадигма обучения и воспитания, направленная на развитие личности школьника, развитие его самостоятельности. В центре процесса обучения находится ученик с его потребностями. С этим связано переосмысление приоритетных целей школьного языкового образования и выдвижение на первый план задач развития личности учащегося. Осознание важности формирования у учащихся стойкой внутренней мотивации, без которой невозможно усвоение иностранного языка, а также использование в работе современных дидактических теорий обусловило возникновение собственного опыта работы.

2 Обоснование актуальности темы

Применение методики личностно-ориентированного обучения в настоящее время актуально в современной системе школьного образования. Именно личностно-ориентированный урок даёт ребёнку знание, которое обретает личностный смысл: он помогает учащемуся понять, зачем ему это знание, как оно связано с его индивидуальными мотивами, принять это знание через постановку учебной задачи и на этой основе освоить его как часть сознания.

3 Теоретическая база опыта

В своей работе я использую методику личностно- ориентированного обучения И. С. Якиманской, А. В. Хуторского, суть которой раскрывается в следующем:

-        личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;

-        образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении.

Приёмы и технологии личностно-ориентированного обучения нацелены на

•        развитие интереса, мотивации;

•        активность субъекта учения;

•        интерактивность;

•        увеличение самостоятельности;

•        достижение функциональной грамотности;

•        развитие креативности;

•        получение реальных речевых продуктов, на приращение знаний, умений, навыков, а также приращение в духовной сфере;

•        самореализацию и социализацию учащихся;

•        предотвращение перегрузки.

При личностно-ориентированном обучении все учащиеся признаются успевающими. Это базовый критерий, который берётся за основу для выявления уровня достижений учащихся и осуществления дифференцированного подхода в процессе обучения. Личностно-ориентированный урок рассчитан на работу с индивидуальностью ученика, так как здесь целью является опора на личный опыт ребёнка, что обеспечивает ему самостоятельность в познании, то есть умение учиться.

4 Новизна опыта

Новизна опыта состоит в оптимальном подборе методов и средств обучения, в придании процессу обучения творческо-поискового характера, - в результате чего достигается современная цель обучения иностранному языку - формирование иноязычной коммуникативной компетенции, включающей языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ - поддержание интереса и коммуникативной мотивации за счет новизны содержания материала, речемыслительных задач, использования различных игр, песен, разнообразия форм уроков, применения мультимедийных средств.

5 Технология опыта

Иностранный язык прочно вошел в нашу жизнь, и даже в начальной школе учащиеся понимают важность изучения английского языка, но поддерживать у школьников интерес и желание работать изо дня в день, продвигаясь вперёд маленькими шажками, - дело нелёгкое. Как учитель, я понимаю, что секрет зависит от умения грамотно выстроить урок, проследить его основную идею на всех этапах, дать возможность своим ученикам осознать своё продвижение в овладении языком. Личностно-ориентированный урок отличается от традиционного урока тем, что он является той сценической площадкой, где не только излагаются знания, но и раскрываются, реализуются личностные особенности ученика и учителя. Поэтому и подготовка к уроку начинается с продумывания целей, последовательности изложения материала, вопросов, которые будут заданы по ходу урока ученикам (сильным, средним, слабым); кроме того, личностно-ориентированный урок требует наличия рефлексивной части, то есть следует не только подвести итог урока, но и поинтересоваться мнением детей понравилось на уроке и почему.

Понятно, что нельзя заставить человека заговорить на языке формальным способом. Поэтому я стараюсь создавать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребёнок захотел говорить не для получения хорошей оценки, а потому что коммуникация для него стала потребностью. Этому помогает использование упражнений из цикла "Classroom English", куда входит разыгрывание ситуаций в режиме Учитель - ученик: "Why are you late for the lesson?", "Why were you absent yesterday?" , где роль учителя выполняют сами учащиеся. С первых уроков я знакомлю детей с разговорными клише и фразами речевого этикета.

Существует множество нестандартных форм работы, активизирующих внимание, стимулирует интерес к изучению языка. Часто я использую в старших классах такой прием, как полное исключение на уроке родного языка, а за употребление русского предусматривается система штрафов, (например, фишка чёрного цвета, которая равна одному баллу, вычитаемому из общей оценки при подведении итогов урока).

Раскрытию и проявлению творческих способностей учащихся способствуют проблемные задания типа "Respond to the following situation and act it out: 1) Your friend tells you a compliment but you see that he is flattering. 2) You are giving your teacher a present but she says she can't take it because it's very expensive. Так создаётся подлинно коммуникативная ситуация, обеспечивающая развитие импровизированной речи на английском языке.

Большой популярностью пользуется на уроках такая ситуация общения как игра в «переводчиков». Например: « Представьте, что вы в одной из англо-говорящих стран. Один из вас знает только русский, второй только английский, а третий - оба языка. Разыграйте ситуации: 1) В магазине; 2) На улице; 3) Интервью.»

Неоценимую роль в обучении всем видам деятельности играет чтение. Для возбуждения и поддержания интереса к предмету я предлагаю детям тексты, задания и проблемы для обсуждения, которые личностно значимы для них и помогают находить ответы на интересующие их вопросы. Это тексты из «Методической мозаики», газеты «Первое сентября», журнала «Speak out». Большие тексты я даю учащимся как задание домашнего чтения с последующим обсуждением в классе.  

     Огромный воспитательный  потенциал несут в себе психологические тесты, такие как "Self-Esteem", "Are you a good listener?", "How important is beauty to you?", "What kind of tree are you?", "If you found a fly in your soup, would you...?", "Do you understand the opposite sex?", Do you get embarrassed if...?, In the following circumstances, would you cry?", Do you laugh when...?", "Would you feel afraid if...?", "Would you stay silent if...?. Особенно эффективна работа в группах, так как она позволяет учащимся со слабой языковой подготовкой принимать участие в работе и в условиях сотрудничества ощутить ситуацию успеха. Часто я использую "strip story activity": раздаю листки с отдельными предложениями текста членам групп (текст для всех групп один и тот же). Учащиеся читают своё предложение (в течение одной минуты) и возвращают листочки мне. Затем они в своих группах воссоздают рассказ в логической последовательности. Каждая группа представляет свой вариант. Элемент соревнования активизирует стремление ребят к контакту, учит работать в команде.

Говоря о коллективной форме работы, нельзя не сказать о методе проектов, который даёт возможность каждому ребёнку найти применение своим индивидуальным способностям, помогает вовлечь в продуктивную деятельность самых застенчивых учащихся. Мои дети осваивают проекты постепенно, от простых (альбомов, коллажей, плакатов) до компьютерных презентаций, (см. приложение на диске) Проектные задания в рабочей тетради к учебнику Афанасьевой О. А. помогают узнать много интересного об истории Великобритании, США, Австралии, учат навыкам исследовательской работы, так как детям приходится обращаться к энциклопедиям, учителям истории, т. е. формирует деятельностный  подход к изучению иностранного языка.

Формирование речевых навыков невозможно без знания слов и владения определенным вокабуляром. Как показывает практика, незнание слов тормозит освоение грамматических структур. Поэтому для продуктивного запоминания слов, наряду с традиционными кроссвордами, логическими рядами я предлагаю необычные задания, такие как путешествия по стране слов: 5 класс, тема «Дом»:

С большим интересом дети составляют свои собственные словарные маршруты.

Успехом у учащихся такие головоломки как «Найди слова по теме в предложениях»: Тема «Спорт», 8 класс.

"Sport" Find the words on the topic E.g. He always goes to play football after classes.

1        I hate a messy room.

2        The instructor changed the time of the training.

3        Let's sing a merry song.

4        She buys portable things.

5        Mother takes Kate to the church every Sunday.

6        Tim and Bob sleighed round the field.

7        She is rather selfish, in general.

8        My favourite tennis competition is Wimbledon.

9        He finished writing the postcard and added at the bottom: "At Christmas play and make good  cheer, for Christmas comes but once a year"

10        Andre lay on the sofa and read the book

Тема «Город», 7 класс.

Topic: "Town"

Find the words on the topic

eg. Tim pressed the button of the tape-recorder.

1        He always goes to play football after classes.

2        Allen Delon donated money for the charity.

3        I liked his tree that he had planted last year.

4        Tourism broadens outlook and helps to relax.

5        She has a turned-up nose.

6        Her eyes sparkled with joy.

7        They comb us properly before the performance.

8        The taxi driver asked me where to go.

9        Keep off ice! It's dangerous!

10        John, my pal, a central football forward, is a very hardworking sportsman.

 Эффективны такие задания и в начальных классах. « Кому звонит Лиз?»

 ОБУЧЕНИЕ грамматической стороне речи играет ведущую роль в обеспечении коммуникативной компетенции. Здесь важно убедить детей, что они способны освоить иностранный язык. Наибольшую трудность представляет освоение временных форм. Обычно изучение временных форм я начинаю со стихотворения:

В великом русском языке есть три лишь времени всего:

 «Читал, читаю, прочитаю», - для нас все просто и легко.

 А как же нам постичь английский,

 Язык страны чужой, неблизкой?

У них ведь множество времен, и в каждом свой царит закон!

Есть Презент Симпл, Симпл Паст и Симпл Фьюче с Паст

                                                                                    Континиус.

А всё освоить сможет тот, желанье кто приложит и усилие

 Часто я предлагаю детям сочинить сказки или необычные истории о временах. Чтобы придумать ситуацию, учащемуся необходимо вникнуть в суть временных форм. Свои сочинения они оформляют как проекты, которые затем защищают. Одни инсценируют свои сказки, другие заучивают стихи и песни, иллюстрирующие временные формы и представляют их в виде концерта. Третьи готовят головоломки, пословицы, ребусы и оформляют их как устный журнал. Защита проектов в такой форме проходит очень интересно и продуктивно. Конечно, мне как учителю приходится оказывать детям помощь в подборе материала, а также в репетициях инсценировок, но важно, что учащиеся выбирают себе задания по своим интересам и силам. Вот один из примеров сказки, которую группа учеников 7 класса придумали и инсценировали. В качестве картинок они использовали увеличенные (отсканированные) фотографии свои и своих одноклассников, выполняющих какие-то действия. ВЕДУЩИЙ: В одной стране под названием "Present" несколько городов. Наш рассказ о двух, которые называются "Simple" и "Continious". В городе "Simple" люди каждый день ходят на работу, часто ездят в гости, иногда спорят, никогда не ссорятся, а если ссорятся, то редко. Главой этого города является Верб Первый.(выходит Верб Первый). Он часто выступает перед горожанами и рассказывает о том, кто, что, когда делает. ВЕРБ ПЕРВЫЙ: (показывает картинки и говорит) Lena goes to school every day. Pasha likes to ski in winter. Lera usually washes the dishes after dinner. И т. д.

ВЕДУЩИЙ: Верб особенно любит говорить о том, что делает он, она или оно, потому что у него сразу появляется красивый хвостик -S. (Верб говорит и приставляет к короне табличку -S. Вот только не любит он спрашивать и отрицать сам, а зовет каждый раз своих слуг:

ВЕРБ ПЕРВЫЙ: Do, Does, where are you? You are welcome! DO, DOES: Here we are. Do: Do you like football? Does: Does she ride a bike?

ВЕДУЩИЙ: В городе "Continious" тоже живут люди, но они всё делают без остановки . Прямо сейчас кто-то спит, говорит, работает, спорит. А глава этого города, тоже Верб, только Инговый, сидит в своём кабинете и рассказывает о том, что в его городе происходит в данный момент. И так как трудиться ему приходится без устали, то и помощники всегда у него рядом. Они и говорить, и спрашивать, и отрицать ему помогают, (выходит Верб Инговый со своими слугами AM, IS, ARE. Он показывает картинки и говорит: Yana is swimming now. Pete and Sasha are working in the garden. ...

ВЕДУЩИЙ: Но не могут жители этих городов ездить друг к другу в гости. Как вы думаете, почему?

Однажды злая ведьма BAD WITCH наколдовала тайфун, который разметал жителей. Они перемешались, и началась неразбериха. Скажет правитель: Не am play. They does going to school. А его никто не понимает. Стали тогда жители звать на помощь фею грамматики FAIR GRAMMAR. Взмахнула она волшебной палочкой, и все оказались на своих местах.

Понимая необходимость определения личностно значимых смыслов, интересной для детей проблемы, ощущаешь, что самое трудное - увидеть её глазами ребёнка, найти интерес и личностный смысл в «неинтересной» теме.

Личностно-ориентированный процесс предполагает расширение и преобразование опыта каждого учащегося, который , в свою очередь, опирается на его предшествующий субъектный опыт.

Одной из лучших возможностей соотнесения нового и наличного опыта учащихся является использование регионального компонента содержания образования. Так как страноведение нашей страны, тем более ее отдельных регионов, в учебниках представлено недостаточно, использование краеведческого материала о культуре, природе, географии родных мест, об

истории малой родины существенно дополняет содержательную сторону речи. Чтобы научить детей говорить на иностранном языке о том, что его окружает, что ему дорого с детства, чем он горд и готов поделиться в процессе межкультурной коммуникации, я разрабатываю уроки и внеклассные мероприятия по этим темам. Благодаря имеющимся в школе мультимедийным установкам процесс обучения становится ярче и интереснее. Так на основе принципа компаративности, имеющим в виду предъявление и использование краеведческих материалов наряду с материалами страноведческого характера, я разработала урок» Туристические места Алтая», который следовал за темой «Места, которые туристы посещают в Британии».( см. приложение с. 23-26 и на диске) А в рамках празднования 60-летия родного города - внеклассное мероприятие - интеллектуальную игру «Кто хочет стать чемпионом?» по теме: «Место, в котором ты живёшь», (см. на диске).

В непринуждённой игровой обстановке учащиеся узнают интересные факты о географии, истории, культуре, известных людях Новоалтайска.

Включение краеведческого компонента в содержание обучения иностранному языку повышает качество образования и благоприятно влияет на формирование стойкой внутренней мотивации у учащихся.

Большое внимание в своей работе я отвожу внеклассной работе. Конкурс лимириков на русском и английском языках, конкурсы английских песен и рифмовок, а так же вечер, посвященный Дню Святого Валентина и праздник "Happy Halloween!"

6 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Результаты своего труда вижу в повышении заинтересованности детей в изучении английского языка, формировании у многих познавательной мотивации, проявлении творческих способностей: дети с удовольствием занимаются проектной деятельностью, сочиняют стихи и сказки, составляют мультимедийные проекты. Учащиеся занимают призовые места на городских олимпиадах по английскому языку: 2005 г. - Поляков В. (3 место, 9 класс), 2006 г. - Силютин С. (3 место, 9 класс) и Поляков В. (2 место, 10 класс). 2007 - Михайлова Даша.   (1 место, 9 класс). Выпускники подтверждают свои знания по английскому языку в колледжах и ВУЗах. Растет число обучающихся на «4» и «5»: за последние 5 дет качество знаний вросло с 54% до 58%.

В 2002 году награждена Грамотой Министерства Образования РФ. В 2007 году участвовала в конкурсе «Учитель года».

 7 ЛИТЕРАТУРА

1.        Ариян М. А. Личностно-ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых.// ИЯШ. - 2007. -№1- с. 3-11.

2.        Бим И. Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования. // ИЯШ.- 2005. -№ 8.- с. 2 - 6.

3.        Гальскова Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения ИЯ.// ИЯШ - 2004. - № 1 - с. 2-8.

4.        Горбенко 3. П. Современный подход к планированию уроков иностранного языка в условиях ЛОО. (на материале регионального компонента).- Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2005.- 74с.

5.        Зимняя И. А. Психология обучения ИЯ в школе.- М.: «Просвещение», 1991.

6.        Корниенко П. А. Краеведческие материалы как средство обучения ИЯ в средней школе// ИЯШ. -2004. - №6. - с.28-31.

7.        Передовой педагогический опыт: творчество учителей./ Под редакцией Липиной Н. И. -Сборники №№ 1,2,4.

8.        Усейнова Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроке английского языка. //ИЯШ. - 2005.- №6. - с. 49-54.

9.        Современная технология обобщения педагогического опыта под редакцией Мазуровой Г. Ф.. - Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 1992.

10.        Соловова Е. Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности. // ИЯШ. -2004. -№2,№3.

11.        Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 380 с.

12.        Якиманская И. С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. - М.: 2000. - 109с.

13.        Якиманская И. С. Якунина О. С. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения.// Директор школы. - 1998. - № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного опыта "Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку""

Данное представление включает в себя теоритеческие, практические и аналитические стороны инновационного опыта....

"Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку" (Мои методические находки. Из опыта работы.)

   Современное российское образование ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении, заключающийся в стремлении научить ребенка учиться, в формировании  его готовнос...

Обобщение опыта работы по теме"Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии"

Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии (методы технологии развития критического мышления, эвристический метод)...

обобщение опыта по теме: "Дифференцированный подход в обучении учащихся математике как средство повышения качества знаний "

Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.Поэтому необходимо...

Деятельностный подход в обучении английскому языку как средство реализации ФГОС ООО (из опыта работы)

С множеством реформ, проводимых в нашей стране на протяжении последних десятилетий, менялись цели и задачи, требования к уровню обученности детей по английскому языку. Если в недавние времена учителю ...

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...

Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».

Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...