Игра-викторина "День Святого Валентина" для 8-9 кл.
методическая разработка (8 класс) по теме

Увлекательная игра с целью расширения кругозора и лингвострановедческих знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме «Подготовка к ГИА в новой форме. Повторение темы «Знаки препинания при вводных словах и предложениях».

1. Ф. И. О. Слюдеева Елена Викторовна

2. Место работы МОУ «Новомичуринская общеобразовательная школа № 3»

Пронского района Рязанской области

3. Должность учитель

4. Предмет русский язык, литература

5. Класс 9.

6. Тема и номер урока в теме «Подготовка к ГИА. Повторение темы «Знаки

препинания при вводных словах и предложениях».  № урока — 1.

7. Базовый учебник  Русский язык, учебник для общеобразовательных школ под

редакцией доктора педагогических наук М. М. Разумовской, доктора филологических наук П. А. Леканта, Дрофа, Москва — 2009.

8. Цель урока

1. Подготовка к ГИА

2.  Отработка задания В 5:

  -   закрепить умение находить вводные слова  и предложения в тексте и выделять их  запятыми;

-   отработать навык правильной интонации в предложениях с вводными конструкциями;

-    познакомить учащихся с книгой В.Солоухина «Камешки на ладони»

3. Расширять лингвистическую эрудицию учащихся, повышать пунктуационную компетенцию.

4.Формирование коммуникативной компетенции учащихся.

1. Задачи:

обучающие:

- выявить роль запятой при вводных словах;

- уметь обосновать выбор знаков препинания

- определить группы вводных слов по значению;

- выяснить особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями.

Развивающие:

- совершенствовать умение использовать основные приемы информационной обработки текста;

- развивать коммуникативные способности учащихся;

- развивать внимание, владение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение и др.);

Воспитательные:

- воспитывать эстетические чувства, внимание к слову, прививать любовь к богатствам русского языка.

2. Тип урока — урок обобщения материала.

1. Необходимое техническое оборудование: компьютер, видеопроектор, материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

        Структура и ход урока.

№№

Этап урока

Название используе-мых ЭОР

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика

Время

1

Орг. момент

Этап вызова.

Ребята, наверное, многие из вас были на море. Да?

Как здорово идти по морскому берегу, усыпанному мелкими разноцветными камешками. Их называют галькой.

Сидя на берегу, невольно перебирать камешки вокруг себя и долго рассматривать их. Понравившиеся экземпляры начинаешь складывать отдельно. Хочется увезти их домой, показать друзьям, самому полюбоваться зимой, вспомнить о синем море. У известного публициста В.Солоухина есть книжка, которая так и называется «Камешки на ладони». Книга представляет собой сборник мыслей писателя, жизненных выводов. Одним словом, «камешков», каждый из которых можно рассматривать, обдумывать отдельно. К сегодняшнему уроку несколько таких «камешков» для вас отобрала я. С их помощью мы закрепим полученные в 8 классе   знания о вводных словах и предложениях.

Просмотр кадров презентации

3 мин.

2

Определение темы урока, постановка целей и задач

 Вы знаете, что учебный год в 9 классе оканчивается итоговой аттестацией по русскому языку. Наряду с подготовкой написания сочинения и изложения мы с вами повторяем выполнение тестовых заданий.  Давайте посмотрим, как  звучит задание В 5 в демонстрационном варианте.

Исходя из формулировки задания, попробуйте определить тему нашего урока.

Совершенно верно. Также темой нашего урока будет: вспомнить алгоритм нахождения вводного слова и отличие вводного слова от самостоятельного.

Определите цели урока.

Такие цели вы поставили для себя. Теперь я озвучу цели урока (цели и задачи урока)

Читают задание из демонстрационного варианта.

Подготовка к ГИА. Выполнение задание В 5. Знаки препинания при вводных словах.

- закрепить знания о расстановке знаков препинания при вводных словах;

- вспомнить группы вводных слов по значению;

4 мин.

3

Фронтальный опрос

Модуль Вводные слова

 Чтобы нам легко работалось на уроке, повторим все, что знаем о вводных словах и предложениях.

Организационная работа с ЭОР

- Какие слова в предложении называются вводными?

- Являются ли вводные слова членами предложения?

- Какие группы вводных слов по значению вы знаете?

- Как выделяются вводные слова и предложения на письме?

- Каковы особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями?

-Какие слова не являются вводными?

Чтение правил,

предложенных ЭОР (1-3 страница)

.

3-5 мин

4

Работа над пунктуацией.

Промежуточный

контроль.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания, определите значения вводных слов. (См. приложение № 1)

- Вдумайтесь в смысл предложения. Согласны ли вы с писателем?

- Если бы вы были художником, что бы нарисовали?

- Ребята, а что легче катиться или карабкаться?

- А что лучше?

-Почему?

Ученики записывают предложения, объясняя знаки препинания.

Катиться.

Карабкаться.

Когда ты катишься, то ты идешь по чужой, наезженной колее, а когда ты карабкаешься, то ты не уступаешь никаким трудностям, ты стараешься преодолеть любое препятствие.

7 мин.

5

Работа с тестами.

Контроль.

Модуль Знаки препинания при вводных словах и конструкциях

Организационная работа с ЭОР

Выполнение задания (1-2 страница)

5 мин.

6

Отличие вводных слов от самостоятельных

Прочитайте предложения. Постарайтесь найти то место, где можно поставить знаки препинания. Запишите предложения со знаками препинания. Как от этого изменилось значение предложения?

Какой же мы можем сделать вывод после выполнения данного упражнения.

 

Приложение 2

Одни и те же слова могут употребляться в качестве вводных слов, т. е. не членов предложения, и в качестве членов предложения – чаще всего сказуемых и обстоятельств. Такие предложения обычно носят характер утверждения.

4 мин.

7

Работа с текстом

модуль Географическая оболочка как окружающая человека среда

Итак, ребята, во-первых, мы с вами повторили материал о постановке знаков препинания при вводных словах, во-вторых, вспомнили группы вводных слов по значению, в-третьих, закрепили материал об отличии вводных слов от самостоятельных.

С какой целью я использовала сейчас вводные слова в своей речи?

совершенно верно.

Итак, вводные слова помогают оформить нашу устную и письменную речь. Следовательно, они помогут нам написать сочинение. Давайте поработаем с текстом

В. Солоухина. Посмотрим, есть ли в нем вводные слова, какую роль они играют.

Значение какого слова вам бы хотелось бы уточнить?

Организационная работа с ЭОР

Есть ли в тексте вводные слова, в каких предложениях, какова их роль?

Напомните, как звучит последнее задание на выпускном экзамене.

Совершенно верно. Вспомним алгоритм написания сочинения по фрагменту текста.

Спасибо. Вы знаете алгоритм работы над сочинением по фрагменту текста.

Теперь устно поработаем с вами с текстом В. Солоухина по алгоритму.

Чтобы оформить порядок мыслей, подвести итог.

Ученики самостоятельно читают текст.

(См. в приложении 3)

Ландшафт

Чтение определения по модулю

Приложение 4

Нам нужно написать сочинение  или по фрагменту текста, или на лингвистическую тему.

Приложение  5

Опрос 1-2 учащихся.

8-10 мин.

1 мин.

5 мин

8

Подведение итогов урока. Рефлексия.

У меня в руках книга В.Солоухина «Камешки на ладони».

 Я дарю вам свой любимый «камешек» В.Солоухина. (Приложение 3)

 

Я желаю вам, ребята, никогда не терять свою высоту!

2 мин.

9

Домашнее задание

1.Познакомиться с книгой В. Солоухина «Камешки на ладонях.

2. Написать свой «камешек», высказать свои мысли о природе, человеке, жизни. Я уверена, ребята, что у каждого из вас за плечами, пусть небольшой, жизненный опыт, свое мнение о дружбе и любви, долге и чести, правах и обязанностях. Напишите свой «камешек», одно предложение, желательно с вводным словом или предложением.

Записывают дом. задание.

2 мин.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

2.

3

Вводные слова

Знаки препинания при вводных словах и конструкциях

Географическая оболочка как окружающая человека среда

Информ.

И-тип

И-тип

И-тип

Иллюстрация

тест

http://fcior.edu.ru/card/14448/vvodnye-slova.html

http://fcior.edu.ru/card/28750/znaki-prepinaniya-pri-vvodnyh-slovah-i-konstrukciyah.html

http://fcior.edu.ru/card/22708/geograficheskaya-obolochka-kak-okruzhayushaya-cheloveka-sreda.html

Приложение № 1

1.Лучшие картины природы, по мнению В.Солоухина, имеют черты человеческой деятельности: мостик, тропинку, церковный крестик.

2.Разумеется, черта характера взрослого человека, качество его души и его поступки имели в детстве свой зародыш, свое семечко.

3.Одним словом, человек либо катится по жизни, либо карабкается.

Приложение № 2

Прекрасное, должно быть, величаво. (Сомнение)

Одним словом, ничего не изменишь. (Способ оформления мыслей)

Село, видно, большое. (Большая степень уверенности)

Таким образом, была открыта новая эра обследования лунной поверхности. (Вывод)

Приложение № 3

1)Как художник создаёт  пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, может быть, штрих за штрихом на протяжении столетий создает ландшафт и пейзаж своей страны…

2) Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города, а также сотнями монастырей. 3) Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. 4) Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с вётлами, колодцами, сараями, тропинками, огородами,  пряслами, резными наличниками, крылечками, ярмарками, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, соломенными крышами… 5) Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.

6)Точно так же, как художник – пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живёт.

7)Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, корыстью или иными соображениями, если она мертва.   8)Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. 9) Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. 10) Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? 11) Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? 12)  Каково будет лицо страны?

13) Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости…14) Думаем о прочности сооружений, о количестве древесины,  но не думаем о том, а как это будет выглядеть?15)  Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее. 16) Ландшафт  во всей его сложности и совокупности – это не просто лицо страны, но и лицо данного общества.

 17) Замусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.

Задание. Объясните, как вы понимаете смысл 16 предложения текста: «Ландшафт  во всей его сложности и совокупности – это не просто лицо страны, но и лицо данного общества.

Приложение  № 4

- Вводное слово в первом предложение «может быть» указывает на неуверенность;

- Вводное слово «например» во втором предложении указывает на порядок мыслей, их связь.

- Вводное слово «конечно» в четвертом предложении указывает на уверенность

Приложение  № 5

- читаем дважды текст;

- определяем тему текста;

- определяем идею текста (для чего автор написал этот текст?);

- стараемся сразу определить, в каких словах заключена основная идея текста и пересказать текст для себя;

- устно ищем аргументы для подтверждения идеи текста.

Приложение  № 6

У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту!

                   Крив, сложен, извилист путь к намеченной вершине.

                               Но терять высоту нельзя!

Каждый новый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Святой Руси святые жены»

Внеклассное интегрированное мероприятие по истории России и литературе...

"Святой Руси святые жены", презентация к внеклассному мероприятию

Презентация к внеклассному мероприятию «Святой Руси святые жены»....

Воспитание - самое святое из святых дел

Выступление на  областных "Педагогических чтениях"...

Мероприятие по предмету «Основы православной культуры» для среднего и старшего возраста Тема: «Святой Руси святые жены»

Цели и задачи: Дать представление о русской женской святости через галерею женщин , которые были прославлены Церковью в лике святых в России в разное время...

Любовь святая… (Святые Пётр и Феврония Муромские)

Урок-презентация по древнерусской литературе (7 класс). "Любовь святая... (Святые Пётр и Феврония Муромские)". Цель урока: способствовать пониманию взглядов, идеалов народа, отраженных в «Повести о Пе...

"Храм Христа Спасителя. Осталось свято сердцу внука что было свято для отцов"Презентация

проект "Осталось свято сердцу внука что было свято для отцов. Храм Христа Спасителя". Презентация рассказывает о строительстве Храма Христа Спасителя в честь победы русских войск над Наполеоном....