Мероприятие по предмету «Основы православной культуры» для среднего и старшего возраста Тема: «Святой Руси святые жены»
методическая разработка по теме

Кушнарева Татьяна Анатольевна

      

 Цели и задачи: Дать представление о русской женской святости через галерею женщин , которые были прославлены Церковью в лике святых в России в разное время  и за разные подвиги, угодные Богу; составить пантеон русской женской святости; выяснить, какими качествами обладали эти женщины, в чём состоят их  богоугодные свершения; в ходе последующей  эвристической беседы сделать совместные выводы о тех качествах, которые, по сравнению с прошедшими веками утратила русская женщина; что может сделать каждая девушка, чтобы приблизиться к высоким образчикам женского идеала духовного благочестия и внутренней красоты.

 Форма:  Эвристическая беседа  со старшими школьницами с элементами лекции.

Тип :Интегрированный ( ОПК, история, литература).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyatoy_rusi_svyatye_zheny.rar139.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4»

Мероприятие по предмету

«Основы православной культуры»

для среднего и старшего возраста

Тема:    «Святой Руси святые жены»

                                           

                                  Автор: Кушнарёва Т.А.,

учитель МОУ СОШ № 4

Апшеронск

                                        Эпиграфы:

                                          Иисус встретил их и сказал : радуйтесь!(Матфей,28:9)    

                                                                              « Какие женщины у христиан!...»

       

 Цели и задачи: Дать представление о русской женской святости через галерею женщин , которые были прославлены Церковью в лике святых в России в разное время  и за разные подвиги, угодные Богу; составить пантеон русской женской святости; выяснить, какими качествами обладали эти женщины, в чём состоят их  богоугодные свершения; в ходе последующей  эвристической беседы сделать совместные выводы о тех качествах, которые, по сравнению с прошедшими веками утратила русская женщина; что может сделать каждая девушка, чтобы приблизиться к высоким образчикам женского идеала духовного благочестия и внутренней красоты.

 Форма:  Эвристическая беседа  со старшими школьницами с элементами лекции.

Тип урока: Интегрированный ( ОПК, история, литература).

Материал, пройденный ранее:

Чины угодников  Божиих (Пророки-люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла. Наиболее почитаемые пророки: Илия, Иоанн Предтеча, Праведная Анна; Апостолы- ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии распространившие веру во вселенной.Апостолы Пётр и Павел именуются   первоверховными ;  Равноапостольные- это святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу стран и народов. Таковы креститель Киевской Руси князь Владимир  и блаженная княгиня Ольга, цари Константин и Елена; Святители – патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости неустанным попечением  пастве, хранением Православия от ересей и расколов( Николай, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст,  Димитрий Ростовский;

 Преподобные   ( уподобившиеся Господу)- святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Постом, молитвой, трудами созидали они в своих душах великие добродетели- смирение, целомудрие, кротость. Печерские Антоний и Феодосий и с ними- весь собор Печерских святых,Иов Почаевский, Сергий Радонежский и Серафим Саровский, Мария Египетская; Мученики, а их- большинство, они претерпели страдания и смерть за имя Христово, за правую веру, за отказ от служения идолам.Претерпевшие особо жестокие муки- великомученики.( целитель Пантелеимон, Победоносец Георгий, святые Варвара и Екатерина. Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики- в монашеском постриге.( Митрополит Киевский Макарий и священномученник наших времён митрополит Киевский и Галицкий Владимир); Исповедники-, кто много пострадал за Христа, но избежал мученической смерти;

Благоверные цари и князья употребляли полученное от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь.( Александр Невский, Димитрий Донской).

Безсребреники имели дар врачевания и употребляли его безвоздмездно          ( святые Косьма и Дамиан); Юродство ради Христа- особый вид святости.Юродивые прнимая на себя личину безумия и терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих.( Ксения Петербургская, Феофил Киевский); Страстотерпцы –погибшие от рук злодеев и убийц с именем Христа на устах.Первыми русскими святыми были князья- стастотерпцы Борис и Глеб; Ангелы- это  безплотные духи, служители Божии, вестники воли Его.Старший в ангельском мире- Архистратиг Михаил; Святые,не подходящие ни под одно из этих понятий, прославляются как праведные ( святые Иоаким и Анна, Захария и Елисавета, Иоанн Кронштадский).

 Наглядные материалы:

Визуальные:   эпиграфы к уроку, Образ Иисуса Христа, изображения святых: равноапостольной княгини Ольги (10 век), преподобных Петра и  Февронии (13 век),Благоверной княгини Анны  Кашинской  (14 век), преподобная Ефросинья, великая княгиня Московская (15 век), блаженная   Ксения Петербургская(19 век),царственные страстотерпицы Александра Феодоровна

и великие княжны Мария, Ольга, Татьяна, Анастасия( 20 век),блаженная Матрона Московская (20 век); Лента времени с нанесёнными на ней датами; стрелочки; таблички с надписями : мудрость, чадородие, милосердие, пост, молитва, добрые дела, верность, любовь, прозрение духовных очей, дар утешения ,смирение, помощь, милостыня, бессребренничество, благочестие,

преданность мужьями их делу, подвижничество, мученичество во имя веры и во славу народа, праведность, просветительство, верность супружескому долгу, самопожертвование, хозяйственность.

Текстовые: Евангелие ( Матфей,28:5-7); эпиграфы к уроку .

Оборудование: возможно использование мультимедийной  системы со слайдовой презентацией.

                                   План:

  1.  Евангельское повествование о жёнах – мироносицах.
  2. Вознаграждение за преданность и любовь.

 « Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы они шли в Галилею, и там они увидят Меня( Матфей, 28:9)

  1. « Невелико число святых жен в Русской Церкви». (Георгий Федотов), а посреди них : составление Минеи.

- равноапостольная княгиня Ольга;

-преподобные Пётр и Феврония;

-благоверная княгиня Анна Кашинская;

-преподобная Ефросинья, великая княгиня Московская;

-блаженная Ксения Петербургская;

-царственные страстотерпицы Александра Феодоровна и великие княжны Ольга, Мария, Татьяна, Анастасия;

-блаженная Матрона Московская.

   4.Беседа с учащимися по теме урока.

                                               Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Учитель: Третья неделя по Пасхе именуется  Неделей святых жен-мироносиц. Кто такие мироносицы? Чтение отрывка Евангелия от Матфея(27:55;28:2-10).

        В Неделю жён мироносиц самое время вспомнить о тех женщинах, чьи имена окружены ореолом святости, чьи прекрасные лики взирают на нас с православных икон. Это русские женщины, «мироносицы вземшие чин», к которым мы обращаемся в скорбях и нуждах.

Святой Руси святые жёны.

Держа светильники зажжёны

Шли до конца на Божий глас

Святой Руси   Святые жёны

С икон глядящие на нас.

Равноапостольная Ольга

Первоугодница еси

Монахини, княжны

О, сколько святых заступниц на Руси

Какие бури и метели,

Людскую зависть, гнев и злость

Им о душе , а не о теле

Радевшим потерпеть пришлось

Одни за веру жизнь отдали

Другие в подвиге святом

Терпеньем  Богу угождали

Трудом, молитвою постом.

Мгновеньем пронеслись столетья,

Но, не забыв земли родной

Вы были с нею в лихолетья

Глотком воды в духовный зной.

В духовной битве поражённый

Враг отступал от них не раз

Святой Руси святые жёны,

Молите Господа о нас!

 К их образам мы с благоговением ставим свечи. Русская православная Церковь почитает более пятидесяти наших соотечественниц, чьи имена мы произносим с приставкой «Святая». Что же ценилось на Руси в женщинах превыше всего?

 Как правило, ореолом святости окружались в нашем народе не лучезарные и прекрасные дамы, а матери, жёны, хозяйки, преданные своим мужьям и их делу, устроительницы дома и церквей и монастырей, подвижницы, мученицы во имя веры, во славу своего народа. В Древней Руси к проповеди новой веры весьма восприимчивыми оказались представительницы высшей знати. Имена первых духовных подвижниц занесены в списки пантеона святых. Одни из них встали на путь аскезы сразу после обращения в христианство ("аскезис" означает пост, молитву, уединение и другие лишения, знание духовных и психологических законов и глубокое проникновение в свою душу), другие - после долгой жизни в миру. Начиная с 17 века, к ним прибавились  ещё  блаженные и юродивые.

      В пантеоне православных святых стоят многие имена святых князей Древней Руси, которые вошли  в Царствие Небесное в сопровождении своих жён: это были жёны Константина Муромского,Ярослава Владимирского , Дмитрия Заозёрского и многих других.

    Канонизации удостаивались также матери, сёстры и дочери православных святых. Мать Сергия Радонежского Мария, мать князя-мученика Михаила Тверского Ксения, мать патриарха Иова Пелагея Ржевская, мать Александра Невского Евдокия, сестра святого Артемия Верковского. Канонизированы были и русские православные мученицы, среди которых можно назвать сгоревших заживо в церкви при взятии города Владимира татарами в 1238 году Владимирскую княгиню Агафью, её дочь Феодору и её снох Марию и Христину, подобной же чести за мученическую смерть были удостоены и 35 монахинь монастыря в Угличе, убитых в 1609 году во время интервенции Речи Посполитой.

 Из публичной лекции русского историка В.О. Ключевского « Добрые люди Древней Руси» узнаём о святой Юлиании Лазаревской. Она не была монахиней, более того, до замужества она даже не посещала церкви, но с самого детства слыла заботливым и сердобольным человеком и чем могла, помогала больным, немощным и сиротам , раздавала деньги, заработанные рукоделием. При царе Борисе Годунове, во время страшного голода 1601-1603 годов, Юлиана была уже вдовой, она распродала всё своё имущество, отпустила слуг и на все деньги накупила хлеба, чтобы раздать его голодающим.   

      К родоначальницам русского женского монашества относят правнучку князя Владимира преподобную княжну Евфросинью Полоцкую (Предславу). Она - первая русская игуменья, "матушка русской земли". Родители Предславы были образованными людьми того времени. Ее отец некоторое время жил в Византии, мать была сестрой византийского императора Мануила Комнина. Родители постарались дать дочери хорошее домашнее воспитание, которое предусматривало и обучение грамоте. Уже в раннем детстве она была учена "книжному писанию", которое включало тогда такие предметы, как чтение, счет, пение, греческий и латинский языки. Узнав, что ее хотят обручить с одним молодым князем, Предслава тайно ушла из родительского дома в монастырь и решила постричься в монахини. При пострижении Предслава получила имя Евфросиньи, было ей тогда немногим более 12 лет. Юная княжна переступила порог монастыря не только для того, чтобы проводить жизнь в молитвах и постах, но и овладеть в совершенстве книжной мудростью и передать эту мудрость другим людям.

 По благословению полоцкого епископа Ильи она поселилась в "голубце" - особой келье при Софийском соборе и там полностью отдалась самообразованию: чтению, размышлению, молитвам. Приобретая путем самообразования обширную и основательную эрудицию в религиозно-нравственной и философской областях, Евфросинья Полоцкая берется за сложнейшее и труднейшее ремесло того времени, которое требует солидной научной подготовки - ремесло переписчика книг.

Евфросинья Полоцкая, как свидетельствует ее "Житие" писала и свои собственные произведения. Это были молитвы и поучения религиозно-нравственного содержания4. Около 1128 года она основала Спасо-Евфросиньевский монастырь и сделала обучение грамоте одной из главных обязанностей инокинь. Свой духовный опыт и свет одухотворенного молитвой знания Евфросинья несла всем ищущим их. Для многих она стала духовной матерью. Местом последнего пребывания Евфросиньи Полоцкой стала Спасская церковь, строительство которой она считала вдохновенным делом. На хорах Спасской церкви находилась келья выдающейся просветительницы, где в постоянных трудах и молитвах прошли долгие годы ее жизни.
      Образ преподобной Евфросиньи внутренне созвучен образу святой Ольги, обретающей святость в деятельном и активном служении людям. Как и святая Ольга, преподобная Евфросинья Полоцкая избрала путь духовного материнства. Монашеское имя преподобной Евфросиньи в переводе с греческого означает "радость". Имя это станет самым распространенным на Руси. Это имя носили пять святых жен русских - ив том сокрыт глубокий духовный смысл. Добротой и радостью, подвигом и молитвой освещали жены русские путь своего народа.
      Анализируя жизнеописания святых жен русских, следует отметить, что большинство из них носили княжеские титулы. И это не случайно. X-XIII века - время становления русского православия. Духовная литература в основном писалась на греческом языке. И кто как не власть имущие могли познать ее. Имея хлеб насущный, ищет дух русской княжны иную пищу, часто становясь на путь аскезы.

  Боярыня Мария, жена Мария, мать Мария, преподобная Мария... Образ матери Сергия Радонежского - собирательный образ русской женщины Древней Руси. Она узнала богатство и бедность. Пройдя свой мирской путь, она по примеру сына ушла в монастырь, чтобы дать своему духу покой. Рассказывая о родителях Сергия Радонежского, Епифаний Премудрый писал: "Не допустил бы Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей". Святость Марии - это святость любой русской женщины.

Можно назвать ряд монашествующих древнерусских княгинь, основном основательниц монастырей  и игумений – это святая Харитина Новгородская, княжна Литовская, Ефросиния Суздальская, Евдокия Псковская

  Среди святых мирянок святыми почитаются: святая Феврония Муромская, Новгородская дева Гликерия, Киевская княжна Ольшанская Иулиания, княгиня Иулиания  Вяземская и Иулиания Лазаревская

      Путь святых русских жен - воплощение радости и любви, подвиг духовного делания и служения земле русской. Дух святых жен русских жив. Пусть русская женщина несет свой подвиг духовного делания в миру, будучи "спутницей, другиней, вдохновительницей" тому, кто идет с ней рядом.

     Первой в Царствие Небесное вошла от Православной Руси княгиня Ольга.Мудрая и властная правительница, которая известна также как первая христианка. Около944 года ( по другой летописи, в 955-957 годах) она побывала в Константинополе , где приняла христианство.  "Корнем православия" в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу. Крещение ее было ознаменовано пророческими словами патриарха: "Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила свет". Церковь назвала святую Ольгу "денницей спасения земли Русской и единоревнительницей апостолам". Имя будущей просветительницы Руси называет древнейшая из летописей - "Повесть временных лет".
      Строительство ею Софийского собора в Киеве явилось знаком участия Божией матери в домостроительстве Святой Руси. Русь стала третьим жребием Богородицы во Вселенной, и утверждение его началось через первую из святых жен – княгинь.  Казалось, жизнь ее должна была сложиться, как было предписано всем женщинам на Руси: замужество с князем Игорем, рождение сына Святослава... Но великим людям даются и великие испытания. После смерти мужа, убитого древлянами в 945 году, она наказала и усмирила древлян, учредила в новгородской земле погосты и уроки. В 957 году она отправляется в Константинополь, ибо видит в христианстве то, что способно укрепить и возродить дух русский. Патриарх сам крестил Ольгу и нарек ее Еленой. Христианское имя Ольги - Елена (в переводе с греческого - факел) стало выражением горения ее духа. Ольга была "подвижницей в миру", она стала духом последующего возрождения, его предтечей. Ее аскеза - внутренняя, она первой возродила свой дух. Ольга - мирская инокиня.
     

  Ростовская земля подарила Руси еще одну женщину, завершившую свою жизнь монашеским подвигом. Это преподобная княгиня Анна Кашинская - дочь ростовского князя Дмитрия Борисовича. Время, в которое жила Анна, было временем плача Руси, терзаемой врагами и братоубийственной войной. Имя преподобной Анны означает "благодать". Она стала еще одной благодатью земли русской. Анна родилась в городе Кашине. Слава о ее красоте и разумности дошла до матери тверского князя Михаила Ярос-лавича. В день архангела Михаила в 1294 году Анна и Михаил были обвенчаны. Благочестивая княгиня Анна Кашинская пережила страшную трагедию: она потеряла в Орде любимого мужа Михаила Ярославича Тверского, двух сыновей Дмитрия и Александра, внука Фёдора. Анна приняла монашество в Софийском Тверском монастыре с именем Ефросинья. В последние годы перед постригом княгиня Анна была старицей-молитвенницей и наставницей для своего семейного круга. К монашеству она была подготовлена всей предшествующей жизнью. В годы вдовства она уже жила по-монашески - соблюдала строгий устав с его молитвенным правилом.
      После реформы патриарха Никона церковные соборы 1677,1678 годов вынесли решение вычеркнуть имя княгини из списка святых, т. к. мощи ее руки были сложены в упраздненное двоеперстие. Лишь в 1909 году решением Синода святость преподобной Анны Кашинской была восстановлена.

     
      Путь святых русских жен - воплощение радости и любви, подвиг духовного делания и служения земле русской. Дух святых жен русских жив. Пусть русская женщина несет свой подвиг духовного делания в миру, будучи "спутницей, другиней, вдохновительницей" тому, кто идет с ней рядом. 
     
И примером тому  служит дева Феврония, дочь бортника-древолаза.

« Смотри, что даёт людям союз любви, мудрый брак . Кто научил мудрости?

Кто исследовал таинственное?.. Кто, как не брак, соединил море и сушу влажной дорогой и объединил раздельное друг от друга?»- вдохновенно и благоговейно восклицал Григорий Богослов, епископ-поэт. Примером именно такого, « мудрого»,брака служит для нас житие муромских чудотворцев, запечатлённое в относящейся к 16 веку « Повести о Петре и Февронии»,написанное известным публицистом 16 века Ермолаем Еразмом.

    В поисках лекаря, который мог бы исцелить его от страшных язв, пётр приходит  в далёкую рязанскую деревню, где живёт дева Феврония , дочь бортника- древолаза.Коль скоро, по библейским понятиям, « жена есть уготована мужу от века», то , конечно, не вызовет удивления  «дерзость»

Премудрой Февронии, которая угадала в Петре своего суженого и, прежде чем исцелить его, велела передать ему свой «ультиматум»: если он не возьмёт меня в жёны, не буду лечить его».
     
Возможно, кто-то и удивится такой, столь неординарной для целомудренного века смелости, но автор жития явно держит сторону Февронии, полагая, что первым брачное предложение должен делать тот кто мудрее и кто прозорливее независимо от пола.Мудрейшей и прозорливейшей оказалась дева?Тем лучше для неё.( « Радуйся, Февроние, яко в женстей главе святых муж мудрость имела еси»,-восхваляет её повествователь.

   Князь же Пётр, пленник сословной гордыни, с возмущением отвергает дерзостную мысль о « неравном браке»:  « Како князю сущу древолазца дщи пояти себе жену!». За своё нежелание покориться высшей воле князь Пётр был наказан возвращением своей болезни, Не ведал того молодой князь, что под видом телесного лекарства предлагала ему дева лекарство духовное тот елей совершенного, нелицемерного смирения, которым помазуется и упраздняется всякий грех. Женитьба на Февронии дала Петру всецелое исцеление, эта болезнь была болезнью не к смерти , а к славе Божией».

Любовь Петра  и Февронии была не только их святыней ,а святыней всего Мурома. Приблизившись к концу своего земного бытия, Пётр и Феврония принимают монашеский подвиг, получая  в иночестве  имена Давида и Ефросиньи и повелевая  учредить для себя « в едином камени два гроба».

   Помолившись ,они умерли в один день и час в соседних монастырях. Произошло это в 1228 году, 25 июня ( 8 июля по новому стилю)

Напрасная попытка похоронить их в разных гробах ни к чему не привела, т. к их тела чудесно обретались в общем гробе.

« И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости»,- полагал Иоанн Златоуст утверждая, что любовь изменяет само существо вещей»,

Потому что, как говорил апостол, « любовь никогда не перестанет, хотя  и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»

    Покровительница Москвы, земная и небесная. 

  Княгиня московская Евдокия - "спутница,  другиня,  вдохновительница" великого князя Дмитрия Донского также в монашестве носила имя Евфросинья. Вся жизнь великокняжеской четы прошла под духовным руководством и благословением Сергия Радонежского. "Еще при жизни супруга она жила истинно по-христиански, а после кончины его повела монашескую, подвижническую жизнь, одела власяницу, носила под великокняжеской одеждой тяжелые вериги, никому не рассказывая о своем подвиге". Помогая сыну управлять государством, жила она монашенкой в  

миру. После видения архангела Михаила, возвестившего ей о скорой кончине, она решила принять монашество. Преподобная Евфросинья, великая княгиня Московская, завершает в духовном плане деяния княгинь русской земли. 

 На вопрос, кто же является небесным покровителем Москвы , большинство ответит :  «Ну , конечно, святой Георгий- вот же он , на гербе!» Верующие добавят: « А ещё- сятители и чудотворцы митрополиты Московские Пётр и Алексий, святой благоверный князь Даниил Московский». Но у Москвы, которая и сама женского рода, есть и женщина-покровительница- святая княгиня Ефросиния. Кто такой Дмитрий донской , знают , пожалуй , все. Так вот, святая Ефросиния Московская- его жена.

Сперва это была Евдокия, дочь князя Суздальского и Нижегородского Дмитрия. Символично, что женитьба на белой лебёдушке Евдокии совпала с решением сделать Москву белокаменной, ведь немногим раньше она сгорела.

 Как за каменной стеной и в прямом и переносном смысле должна была жить за мужем Евдокия.

А каким чадолюбием отличались наши предки, не в пример нынешнему времени. После смерти старшего Данила, Евдокия рожала детей чуть ли не каждый год. Ведь самое время заводить на Руси большие семьи, вить заново Большое Гнездо. Крепких рук нужно больше и душ горячих тоже. Трудов край непочатый. Двенадцать детей произвела на свет великокняжеская чета:8 сыновей и четыре дочери. Это чадолюбие  « было сполна осознанным стремлением противостоять ненавистной погибели Русской земли.»

  За то , чтобы не погибла русская земля, вскоре отдали жизни десятки тысяч её сыновей . 8 сентября 1380 года, в день Рождества Богородицы, во главе русского войска князь Дмитрий Иванович, надев доспех простого ратника, бился насмерть с ордынцами Мамая. А княгиня Евдокия вместе с детьми и великокняжеским двором стояла в церкви, умоляя Силы Небесные

даровать победу русскому воинству. Вслед за ней в храмы устремился народ , впавший было в оцепенение, ибо ожидание неведомого бывает страшнее его. В память о Куликовской победе княгиня повелела возвести белокаменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

  Дмитрий Донской умер в возрасте 39 лет в 1389 году. Сохранился плач безутешной Евдокии над почившим мужем:

« Како умре, животе мой драгий, мене едину вдовою оставив ? Почто аз преже тебе не умрох? Почто не промолвиши ко мне, свете мой прекрасный?

Чему, господине не взозриши на мя, ужели меня если забыл? Солнце моё , рано заходивши ! Месяц мой  красный, рано погибаевши! Звездно восточныя, почто к западу грядеши? Государь всей земли Русской  был еси, ныне же мръетв лежиши, ничим же не владееши: многиа страны примирил еси и многиа победы показал еси, ныне же смертию побежден, изменися слава твоя  и зрак лица твоего  пременися во истление! Кому приказываешь мене  и дети своя? Немного порадовахся с тобою: за веселие плач и слезы приидоша ми, а за утеху и радость сетование и плвч явимися…».

!395 году Тамерлан приблизился к границам Руси .Великая княгиня решает перенести в Москву чудотворную Владимирскую икону Божией матери. 26 августа на Кучковом поле Евдокия вместе с детьми ,, митрополитом. Белым и чёрным духовенством и со множеством народа встречает образ Царицы Небесной, слёзно моля её отвести беду. И происходит чудо6 грозный хан поворачивает назад. Рассказывают,что во сне ему явилась « Жена некая, в багряные ризы одеяна», окружённая старцами с золотыми жезлами и 2 молниеносными воинами».Проснувшись, Тамерлан попросил своих мудрецов растолковать ему сон. Те сказали :  « Это великая богиня русских со своим небесным воинством. Против них не может устоять никто».с тех пор в этот день отмечают праздник сретения Владимирской иконы Божией матери.

В 1407 году княгине привиделся архистратиг Воинства  Небесного архангел Михаил : чернокудрый, в золотой броне, с огненным мечом. Глянул на неё дивным взором и молвил :  « Пора, Авдотьюшка…».Поняла Евдокия, что предстоит ей путь- дорога дальняя- самая дальняя , последняя. Заказала княгиня образ архангела и решила принять монашеский постриг. Она и раньше после смерти мужа вела подвижническую жизнь: даже во время пиров вкушала постную пищу, в тайне ото всех под княжеским облачением носила власяницу, вериги. Это должно было внушать уважение, но о княгине поползли слухи, затрагивающие её честь. Княжичи смутились. Тогда княгиня собрала всех своих сыновей и сняла часть своих одежд, дети увидели, что тело их матери так иссохло, что  « плоть прилипла к костям». Евдокия  запретила сыновьям думать о мести , сказав, что готова терпеть унижения и людское злословие Христа ради.

Поминая покойного супруга, княгиня делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и одеждой. Наконец,  стала думать и о монастыре, где бы всецело могла бы посвятить себя Богу. Она основала Вознесенский женский монастырь у Фроловских  ( впоследствии Спасских ворот) : там она встречала мужа с Куликова поля. Скончалась в возрасте 53 лет, на 18 лет пережив своего любимого.Евдокия-« благоволение», Ефросиния - « Радость».

     Много тысяч лет соблюдалась иерархия Бог ---мужчина---женщина –дети.

Вопрос:  Какова роль Ольги?

Ответы детей: она принесла христианство на Русь и воспитала внука.

Святая блаженная Ксения Петербургская , одна из любимейших русских святых жён 19 века канонизирована в 1988 году за подвиги юродства. Тяжёл подвиг юродства, особенно для женщины. Отдать Богу всё, даже разум- это превыше человеческих сил .

Юродствующая Ксения через смерть любимого мужа, которого она потеряла в 26 лет, познала всё непостоянство и призрачность земного счастья. Она раздала всё имущество бедным, оделась в одежду покойного мужаи , забыв своё имя, стала называть себя именем дорогого покойника Андрея Фёдоровича. Не имея пристанища, Ксения скиталась посреди бедного люда петербургской стороны, а по ночам уходила в поле, где проводила время в молитве. Нищая, в полном смысле этого слова, она радовалась своей нищете и приходя куда- нибудь , замечала : « Вся я тут» Святая Ксения получила дар пророчества.( канонизирована 1988, 1992 годах).Но признана святой она была уже при жизни.

    Царственная страстотерпица Александра Феодоровна до замужества  звалась принцессой Алисой Гессен-Дармштадской.Всей душой, глубоко и искренно приняла она Православие 2 Твоя страна будет моей страной,- говорила она,- твой народ моим народом и твой Бог моим Богом» ( Руфь1,16).Это была истинно православная семья , в которой царили традиции и уклад благочестивых русских семей. Царица и великие княжны нередко пели в храме на клиросе во время Божественной литургии.» А с каким трепетом , с какими светлыми слезами они приступали к Святой Чаше!»- вспоминал архиепископ Феофан Полтавский. По вечерам Царь  часто читал в семейном кругу. Царица и дочери занимались рукоделием, говорили о Боге, молились. Для Бога нет ничего невозможного. Я верю в то, что кто чист своей душой, тот будет всегда услышан и тому не страшны никакие трудности и опасности жизни, т.к. они непреодолимы только для тех, кто мало и неглубоко верует.»

А.Ф. была прирождённой сестрой милосердия. Она посещала больных, оказывая им сердечную заботу и поддержку, а когда не могла пойти к страдающим сама, посылала дочерей.

Государыня была убеждена: дети должны знать, что кроме красоты в мире много печали. Сама она никогда не роптала, нисколько не жалела себя, считая своим долгом   « оставаться верной Христу и заботиться о тех, кто  рядом».Государыню называли настоящей подвижницей благотворительности. Будучи безупречной женой и матерью, она особенно сочувствовала горестям других матерей и оказывала им посильную помощь и заботу. Во время голода 1898 года она пожертвовала страдающим восьмую часть годового дохода семьи. А.Ф. часто передавала денежную помощь нуждающимся через своих приближённых, стараясь сохранить это в тайне. Государыня устраивала благотворительные базары, выручка от которых шла на помощь больным, она организовала по всей стране учебные мастерские для бедных и открыла училище сестёр милосердия. На свои личные средства Царица построила дом для солдат-инвалидов русско-японской войны, де они обучались всякому ремеслу.

 В 1917 году царская семья была арестована , а затем переправлена в Тобольск, а затем в Екатеринбург.  А.Ф писала в это время : «Надо перенести, очиститься ,переродиться!»и ещё : « Укоряемы- благословляйте, гонимы- терпите, хулимы- утешайтесь, злословимы  - радуйтесь. Вот наш путь. Претерпевший до конца -спасётся».

Великая княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: « Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое  спокойствие духа, которое ни оставляло их ни  минуту. Они шли навстречу смерти, потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом».

 По промыслу Божию Царственные страстотерпцы были взяты из земной жизни все вместе, в награду за безграничную любовь, которая связала их в одно нераздельное целое.

Из московских святых нового времени, пожалуй, самую большую известность снискала блаженная Матрона московская или Матрёна Дмитриевна Никонова (1885-1952). Слепая от рождения, простая крестьянка Матрона в мрачное время гонений на церковь сумела для многих бедных людей стать духовной наставницей. Она принимала посетителей с их бедами и болезнями, по 40 человек в день, чтоб потом, в ночной тиши отмаливать у Всевышнего их грехи.

                               

МУДРОСТЬ

ЧАДОРОДИЕ

МИЛОСЕРДИЕ

ПОСТ

МОЛИТВА

ДОБРЫЕ ДЕЛА

     

 ПОСТ

ВЕРНОСТЬ

ЛЮБОВЬ

ПРОЗРЕНИЕ

ДУХОВНЫХ                    ОЧЕЙ

ДАР УТЕШЕНИЯ

СМИРЕНИЕ

ПОМОЩЬ

МИЛОСТЫНЯ

БЕССРЕБРЕННИЧЕСТВО

БЛАГОЧЕСТИЕ

ПРЕДАННОСТЬ МУЖЬЯМ И ИХ ДЕЛУ

ПОДВИЖНИЧЕСТВО

МУЧЕНИЧЕСТВО

ПРАВЕДНОСТЬ  

ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО

ВЕРНОСТЬ СУПРУЖЕСК

ОМУ ДОЛГУ

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ

ХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Святой Руси святые жены", презентация к внеклассному мероприятию

Презентация к внеклассному мероприятию «Святой Руси святые жены»....

Тематическое планирование предмета "Основы православной культуры" для 6 класса. Раздел "История церкви"

Тематическое планирование составлено к учебнику и программе "История христианской церкви" Щербаковой Е.В. и учебнику "История христианства. Духовные традиции и культура" под ред. Сахарова А.Н. Планиро...

Интегрированное внеклассное мероприятие по модулю «Основы православной культуры» и по предмету «Немецкий язык» в 4-5 классах "История создания Православного храма архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области"

Интегрированное внеклассное мероприятие «История создания Православного храма Архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области», соединяющее два предмета: модуль «Основы православной ку...

Христианская семья. Урок по предмету "Основы православной культуры" (ОРКСЭ )

Урок - презентация по предмету "Основа православной культуры" (4-5 кл.) Можно применить на тематическом классном часе и пр. Рассмотрены основы христианской семьи. Примером явилась семейная жизнь...

Урок по курсу «Основы православной культуры». Ифтоди Наталья Ивановна, учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова». Тема: «Святые воины. Александр Невский – защитник Русской земли и Православной веры».

Урок по курсу «Основы православной культуры». Ифтоди Наталья Ивановна,  учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова». Тема: «Святые воины. Александр Нев...

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

Методическая разработка урока по предмету - Основы православной культуры 4-5 класс, посвященная годовщине со дня рождения Сергия Радонежского....

Из опыта работы преподавания предмета Основы православной культуры.

Курс помогает сохранить и преумножить наследие наших предков,сохранить самобытность народов в условиях глобализации....