Главные вкладки

    Христианская семья. Урок по предмету "Основы православной культуры" (ОРКСЭ )
    методическая разработка (5 класс) по теме

    Андрюхина Зинаида Александровна

     

    Урок - презентация по предмету "Основа православной культуры" (4-5 кл.) Можно применить на тематическом классном часе и пр. Рассмотрены основы христианской семьи. Примером явилась семейная жизнь Царя Николая II. Использован модуль ЭОР и видео с интернет ресурсов, на которые даны ссылки. Некоторые картинки пришлось сжать. При необходимости могу выслать фильм архивом  в оригинале, вместе с скаченным материалом ЭОР и видео. При использование, достаточно убрать слайды  с методическими сопровождениями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл hristianskaya_semya.pptx2.87 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Христианская семья 4 класс Урок № 27 Модуль: «Основы православной культуры» Учебник: «Основы православной культуры», М.: Просвещение, 2011г. Авторы: Учителя истории и обществознания МОУ «СОШ п. Дубки Саратовского района Саратовской области» Андрюхина З.А. Горных Н. А.

    Слайд 2

    Цель урока: Сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.

    Слайд 3

    Раскрыть сущность православного брака, через христианские ценности. Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи. Познакомить с истинным чувством любви, как важным составляющим счастливых семейных отношений. Показать важность семейных традиций как связующая нить поколений. Формирование понимания важности сохранения добрых отношений с близкими, через свое участие, отзывчивость и помощь. Задачи:

    Слайд 4

    Тип урока: Открытие новых знаний Планируемый результат Предметные: Понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи; Понимать значения религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье. Метапредметные : Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта; Владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений; Владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний. Личностные: Испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей; Осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.

    Слайд 5

    Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная и работа в парах работа; Чтение и анализ текстового и иллюстративного материала; Выполнение заданий творческой направленности; Просмотр и обсуждение ЭОР.

    Слайд 6

    Оборудование: Компьютер с выходом в интернет; Мультимедийный проектор; Презентация; Интернет – ресурсы; Раздаточный материал; Рисунки детей на тему «Счастливая семья»; Учебник, тетрадь.

    Слайд 7

    Ключевые понятия: «Семья» «Счастливая семья» «Венчание» «Бремя» «Семейные традиции»

    Слайд 8

    Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 1 Организационный момент Настраивает учащихся на работу, организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Проговаривают правила поведения на уроке, объясняя, для чего нужно выполнять эти правила. 1 мин.

    Слайд 9

    Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 2 Актуализация Обращается с вопросом к опережающему домашнему заданию - рисункам учащихся на тему «Счастливая семья» . Рассматривают выставку рисунков, отвечают на вопросы, делают вывод. 1 мин. Дома вы рисовали счастливую семью. С каким настроением вы это делали ? Что для вас было главным в творческой работе? Так что же такое семья?

    Слайд 10

    Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3. 3.1 Основная часть: Работа с материалом ЭОР. Предлагает внимательно посмотреть материал ЭОР , познакомиться с понятием «семья», историей ее возникновения. Демонстрация ЭОР по 5 шаг. Осуществляют просмотр материала ЭОР. 2 мин.

    Слайд 11

    Семья Это….. http://fcior.edu.ru/card/23233/semya-i-brak-istoriya-vozniknoveniya-semi-i.html

    Слайд 12

    Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.1 Предлагает вопросы к материалу ЭОР Отвечают, обсуждают. 3 мин. Что такое семья? Сколько лет существует семья? В каких семьях должны воспитываться дети?

    Слайд 13

    Предположительные ответы учащихся: Семья- это ячейка общества, связанная отношениями между родными; Семья существует 1000 лет; Ученые считали, что дети должны воспитываться в семьях, где есть ЛЮБОВЬ.

    Слайд 14

    Семья-это маленький ковчег , призванный ограждать детей от беды. Это гнездо , в котором детей готовят ко времени самостоятельного полета № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.2 Работа с текстом параграфа № 27 Предлагает прочитать 1 абзац учебника на с. 86 и найти два слова характеризующих семью с христианской точки зрения. Читают, осуществляют поиск слов в тексте, отвечают. 1 мин. Структура урока:

    Слайд 15

    Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.3 Творческая работа, составление кластера Просит сопоставить полученную информацию о семье из двух источников и составить кластер «Семья», с добавлением своих суждений. Выполняют задание в рабочих тетрадях. Представляют варианты ответов. 2 мин. Демонстрация слайда. Задает обобщающий вопрос. Подводит к верному ответу. Отвечают. 1 мин. Как вы думаете, что же является главным составляющим для семьи?

    Слайд 16

    Семья Ячейка общества Ковчег Гнездо Любовь

    Слайд 17

    Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.4 Информационный блок Рассказывает о семье, опираясь на текст учебника на с. 86, подводя к следующему заданию. Слушают. 2 мин. Семья основана на радости и создана ради нее. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, любимый человек нравится. Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нем радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Любить – значит всю жизнь другого человека сделать своей. А всю свою жизнь отдать другому. Другой радуется - и я счастлив. Но если он болеет - и мне плохо. Есть семьи, которые проносят чувство любви друг к другу всю свою жизнь.

    Слайд 18

    Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.5 Работа по иллюстративному материалу Предлагает рассмотреть иллюстративный материал: портрет семьи Романовых и ответить на вопросы. Рассматривают портрет, учувствуют в анализе. 3 мин. Посмотрите внимательно на этот портрет. Это счастливая семья? Почему? Как вам кажется - какие отношения в этой семье?

    Слайд 19

    Семья Романовых

    Слайд 20

    Действительно это удивительная семья, глубоко верующая - семья, в которой жила любовь. Вопрос: Ребята, а вам интересно о чем писали любящие друг друга люди 100 лет назад? Итак, перед нами строчки из писем русской императрицы Александры Федоровны с начала к своему жениху, а потом уже к мужу императору Николаю Александровичу. № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.6 Представление текстового материала. Подводит к выполнению следующего задания, демонстрирует слайд с письмами императрицы, ее фотографиями. Знакомятся с текстами писем. 2 мин. Структура урока:

    Слайд 21

    Фрагменты писем Александры Федоровны Романовой (1872-1918) «Дети целуют тебя много-много раз, и женушка тоже. Я надеюсь, сейчас ты чувствуешь себя спокойнее. Целую тебя и с любовью прижимаю к своему сердцу, и нежно глажу твой усталый лоб.» 1914г. Царское Село «О, Ники, мои мысли полетят вслед за тобою, и ты будешь чувствовать, как твой Ангел-Хранитель парит над тобой. И хотя мы неразлучны, наши сердца и мысли вместе, мы связаны друг с другом невидимыми прочными узами, и ничто не может разъединить нас….Как я тебя люблю с каждым днем все больше и больше.» 1894 год. Осборн.

    Слайд 22

    Вопросы: Какие чувства объединяют эти письма? (Любовь, забота, внимание и т.д.) Какие слова говорят о любви? А чем письма отличаются? (между письмами разница в 20 лет). Вывод: Настоящая любовь в семье живет всегда. № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.6 Анализ текстового материала Задает вопросы по прочитанному, подводит к выводу. Рассуждают, делают вывод. 3 мин. Структура урока:

    Слайд 23

    Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.7 Работа с текстом параграфа № 27 Учитель направляет к следующему моменту урока. Предлагает используя текст учебника (абзац 3-5 с. 86) и разно уровневый раздаточный материал выполнить задание в парах. Помогает провести защиту ответов . Работают в тексте раздаточного материала, защищают свои варианты ответов и комментируют ответы других. 3 мин.

    Слайд 24

    Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания означают одновременно и награду и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов. Попробуй «Сплести» такой венок из добродетелей. Какие цветы вплести туда, чтобы брак был счастливым? Раздаточный материал – 1 уровень . Любовь

    Слайд 25

    Раздаточный материал – 2 уровень. Выбери, что символизируют брачные венцы: Царство Мученичество Награда Вечность Богатство Единство любви и испытание

    Слайд 26

    Раздаточный материал – 3 уровень Вступление в брак в православии называется ________________. На головы жениха и невесты возлагают ____________. В знак верности друг другу жених и невеста обмениваются _______________________________. Вставь в текст нужное слово.

    Слайд 27

    Вступление в брак в православии называется «венчание». Одна из ценностей православной семьи, состоит в том, что- по настоящему любящие друг друга супруги, готовы все претерпеть ради сохранения семьи. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе. Вопрос: Как вы думаете почему? № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.8 Введение новых понятий. Учитель подводит к понятиям: «венчание», «бремя» Слушают, отвечают на вопрос. 2 мин. Структура урока:

    Слайд 28

    Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.9 Анализ цитаты из учебника. Демонстрация слайда. Предлагает обсудить цитату. Обсуждают. 1 мин.

    Слайд 29

    «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Новый завет) Как вы поняли - что такое бремя? Какой смысл несет данная фраза?

    Слайд 30

    Скажите, а от вас зависит счастье в семье? Какими делами и поступками вы можете помочь семье быть счастливой? № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.10 «Мозговой штурм» Организует проведение «мозгового штурма» Основываясь на социальный опыт предлагают свои суждения. 3 мин. Структура урока:

    Слайд 31

    № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.11 Физминутка Организует проведение тематической физминутки . Выполняют упражнения. 1 мин. Структура урока: Мы семья – всегда мы вместе, Нам нельзя стоять на месте И друг другу если можем Мы всегда во всем поможем. Маме дружно помогаем С полок пыль мы вытираем, Моем гладкие окошки Со стола смахнем все крошки, протрясем половики, чисто вымоем полы. Потрудились, отдохнули. Сели разом за столы. Взяли книжки, взяли ручки, И дождались тишины.

    Слайд 32

    Физминутка

    Слайд 33

    № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.12 Введение нового понятия Подводит к заключительному понятию «традиции» семьи. Демонстрация иллюстративного материала . Определяют традиции семьи и комментируют произведения живописи. 3 мин. Структура урока: Ребята, от каждого из нас с вами завит мир и покой в семье. Но есть еще очень важная ценность, которая связующей нитью протягивается от поколения к поколению и делает семью крепкой и дружной. Это «семейные традиции». Задание: какие семейные традиции изображены на картинах?

    Слайд 34

    Семейные традиции в живописи

    Слайд 35

    Традиции семьи

    Слайд 36

    № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.13 Анализ текста раздаточного материала. Предлагает по цепочке прочитать текст в раздаточном материале. По ходу чтения предлагает учащимся выбрать и подчеркнуть услышанные варианты семейных традиций. Предлагает записать вывод после его формулировки. Читают по цепочке, подчеркивают примеры традиций в семье, отвечают на вопрос, делают вывод, записывают понятие «традиция». 5 мин. Структура урока:

    Слайд 37

    Текст: Семья – это праздник. Отец с матерью за обедом всегда разговаривали, я не могла пропустить их разговоров. Редко о делах, неприятностях и обидах. Чаще всего – о чём он думал, о работе, что прочитал. Каждый день был для отца открытием мира, а для меня – открытием богатства, которое может нести в себе человек. …Я росла в атмосфере любви, каждодневного внимания, цветов, подарков. Это было радостью отца – делать своим родным подарки. ..На Рождество ёлку наряжали без меня. Меня пускали, когда всё было готово. Утром я находила на подушке подарки – всегда неожиданные и всегда те, о которых мечталось. На Троицу принято было украшать дом березовыми веточками, на Пасху – печь куличи, на Преображение благословлять первые плоды, на Рождество ходить в гости к родным и прославлять Христа. Я сохранила эти традиции для своих детей, возможно, они передадут их моим внукам. Вопросы: О каких традициях говорится в тексте? (Предполагаемый ответы: совместные обеды, празднование церковных праздников и т.д. ) Вывод: Традиции семьи – это объединяющая сила, они укрепляют семью, помогают почувствовать свою сопричастность семье и своему народу.

    Слайд 38

    Традиции семьи легли в основу многих пословиц. Некоторые из них мы сейчас вспомним. № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 4 Рефлексия Предлагает поработать с пословицами. Демонстрация слайдов. Выполняют задания. 3 мин. Структура урока:

    Слайд 39

    Соберем пословицу клад, в семье лад. На что и когда

    Слайд 40

    Выберете из предложенных пословиц, те которые подходят к теме урока. Любовь пламенная, крепче ограды каменной; Нет такого дружка, как родная матушка; Семь раз отмерь и один раз отрежь; Вся семья вместе — и душа на месте; Тише едешь дальше будешь; Любовь, да совет, на том и стоит свет.

    Слайд 41

    Понравились ли вам слова песни? Когда человек счастлив? (когда все вместе). Так давайте беречь свою семью и сохранять ее традиции! № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 4 Рефлексия Подводит итог урока и предлагает посмотреть клип «Моя семья» группы «Непоседы». Слушают. Подводят итог . 3 мин Структура урока:

    Слайд 42

    «Моя семья» Группа «Непоседы» http://www.youtube.com/watch?v=r517zeL3Ftw

    Слайд 43

    Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 5 Домашнее задание Озвучивает домашнее задание на выбор учащихся. Записывают. 1 мин Составьте генеалогическое древо своей семьи; Нарисуйте герб своей семьи; Расскажи о традициях своей семьи; По тексту учебника с.87 (библейская история о Хаме) обсудить с родителями - какое поведение называется хамским. Запишите свои совместные рассуждения.

    Слайд 44

    Использованные материалы: Федеральный центр информационных образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/card/23233/semya-i-brak-istoriya-vozniknoveniya-semi-i.html ; Учебник: Основы православной культуры», М.: Просвещение, 2011г.; Дивный свет. Дневниковые записи, М.: Русский паломник, 2005г. Фотографии: из личного архива Андрюхиной З.А.; http://www.mamuski.ru/zdorove/psihologiya?id=1408 http://photo.peoples.ru/family/wife/aleksandra_romanova/index.html ; http://photos.privet.ru/user/upyortiy_bik/photo/232415518 ; http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B4%D1%8B&img_url=www.concert-star.ru%2Fimages%2Fstories%2Ffoto04%2Fneposedy2.jpg&pos=2&rpt=simage ; http://www.youtube.com/watch?v=r517zeL3Ftw


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема: «Светоч православно-христианской веры». Урок-экскурсия, посвященный 100-летию со Дня канонизации святителя Иоасафа Белгородского

    Цель: сообщить сведения о святителе  Иоасафе Белгородском. Задачи:  учить детей видеть и понимать красоту в иконах, поэзии, музыке, способствовать приобщению учащихся к духов...

    "Христианская семья. Святые покровители семьи"

    Этот материал в помощь классным руководителям и учителям ОПК...

    Урок по Основам Православной культуры "Христианская семья"

    Урок разработан совместно с учителями-коллегами на курсах по ОРКСЭ. Урок прошёл апробацию уже на 2-х классах, в течение 2-х лет. Тема очень интересна детям. Они с большой охотой несут фотографии своей...

    Конспект урока по основам православной культуры на тему: "Христианская семья".

    Открытый урок по ОПК в соответствии с требованиями ФГОС....

    Урок по ОРКСЭ в 4 классе «ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ» Модуль «Основы православной культуры»

    Цель: Сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье....