Урок по ОРКСЭ в 4 классе «ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ» Модуль «Основы православной культуры»
план-конспект урока

Баринова Вера Леонидовна

Цель: Сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_hristianskaya_semya.docx535.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Островского муниципального района Костромской области «Александровская средняя общеобразовательная школа»

Урок по ОРКСЭ в 4 классе

«ХРИСТИАНСКАЯ  СЕМЬЯ»

Модуль «Основы православной культуры»

(учебное пособие А.В.Кураева,

рабочая тетрадь Г.А.Обернихиной)

                                            

Автор:         учитель русского языка и литературы,

предметов духовно-нравственного цикла

 высшей квалификационной категории

Баринова Вера Леонидовна

2019 год

               Тема: Христианская семья. (Урок №27)

Цель: Сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.

Задачи:

1.Раскрыть сущность православного брака через христианские ценности.

2.Сформировать представление о духовных составляющих христианской семьи.

3. Развивать умения работать с текстом учебника, словарем, строить монологическое высказывание, вести диалог.

        Планируемые результаты (УУД)

Предметные:

*понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи.

Метапредметные:

*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;

*владеть навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний.

Личностные:

*испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимая и сопереживая чувствам родных людей;

*осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.

 Подготовка к уроку: подготовить рассказ о Преподобных Петре и Февронии Муромских (индивидуальное сообщение),  рассказ о венчании родителей, о венцах и обручальных кольцах.

Оборудование: учебник по ОРКСЭ( автор А.В.Кураев), модуль ОПК, рабочая тетрадь к учебнику под редакцией   Г.А. Обернихиной, компьютер, проектор, презентация к уроку, семейные фотографии, выставка детского рисунка «Православные традиции семьи», цветные кубики-кирпичики для постройки дома, где живет дружная православная семья: «любовь», «уважение», «взаимопонимание», «терпение», «взаимопомощь» и другие; фигурки мужа и жены, детей; словарь С.И.Ожегова; мультфильм по рассказу Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», икона святых Петра и Февронии Муромских.

                                                    План урока.

I.  Эмоциональный настрой                                     - 2 мин.

II. Определение темы и задач урока                       - 2 мин.

III. Активизация знаний предыдущего урока        - 5 мин.

IV. Изучение новой темы                                        - 15 мин.

V. Физкультминутка                                                 -1 мин.

VI. Закрепление знаний по новой теме-10 мин.

VII. Рефлексия                                                           - 3 мин.

VIII. Домашнее задание                                            - 2 мин.

                                      Ход урока

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу с педагогом

(2 мин.)

Учитель приветствует учащихся. (Форма общения – круг.)

- За что вы себя любите? (Ответы детей).

Дети встают в круг.

- В кругу проще вести открытый разговор «глаза в глаза». А сейчас подумайте над таким вопросом:

- За что вас любят в семье?  (Первым отвечает учитель. При ответе каждый передает светящегося ангелочка другому ученику.)

II.  Определение темы и задач урока. (2 мин.)

- Спасибо за ваши ответы. Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор?

- Прошу вас сформулировать тему урока. (Ответы детей.)

- Что вы хотите узнать о христианской семье?

- Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья».

Тема нашего урока: «Христианская семья». (Слайд 1)

- Мы с вами узнаем, что такое «христианская семья», на каких ценностях строится «христианская семья».

(Дети садятся на свои места.)

III. Активизация знаний предыдущего урока (5 минут).

- А сейчас откройте учебное пособие на стр. 86. Прочитайте шепотом первое предложение.

- С чем сравнивает семью автор нашего учебного пособия?

- Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется?

- На предыдущем уроке мы читали и анализировали библейскую легенду. Вспомните, корабль-ковчег по сюжету легенды стал прибежищем для кого?

(Слайд 2)

- Почему на корабле ноя не было людей?

- Вспомните, за что Бог наказал человечество потопом?

- Какими бы качествами вы наделили бы Ноя?

- О чем заботился Ной?

(Дети открывают учебник, читают первое предложение.)

Ответы учащихся на вопросы:

- Семья – наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод.

- Корабль-ковчег стал убежищем для животных.

- Люди не поверили Ною, что потоп может захлестнуть мир.

- Люди стали бессердечными, злыми, жестокими.

- Ной был смелый, решительный, жил по совести, честный человек, добрый, отзывчивый, у него было щедрое сердце.

Учитель: Молодцы! Он взял с собой «каждой твари по паре». О чем заботился Ной?

- Ной заботился о будущем, о продолжении своего рода, о продолжении жизни на Земле.

Эту цель ставит перед собой и христианская семья.

IV. Изучение новой темы. (15 мин.)

  1.Понятие семья, христианская семья.

 Работа со словарем С. И. Ожегова. СЕМЬЯ – это союз двух людей (мужчины и женщины), основанный на любви и взаимопонимании.

Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.

- Прочитайте, пожалуйста, 2 абзац учебника стр. 86.

- В чем главная ценность семьи? (Главная ценность семьи - любовь). Слайд 3.

- В древние времена китайский мудрец Конфуций говорил:

«Семья-это маленькое государство, и держится оно на любви».

Семью создают полюбившие друг друга люди. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви.

- Прочитайте 1 предложение 3 абзаца. Вступление в брак называлось венчанием. Запишите ответ в рабочую тетрадь - задание №2.

Слайд 4.

Венчание - это одно из таинств православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, никогда не нарушать священного брачного союза. На голову жениху и невесте во время венчания возлагают венцы.

  1. Рассказ ученика «Зачем во время венчания надевают венцы?»

 Слайд 5.

Брачные венцы, надеваемые при венчании на головы жениха и невесты, имеют глубоко символическое значение:

  • Это царские венцы, потому что создается новое маленькое «царство» — семья, это как бы отсылка к тому времени, когда первая чета Адам и Ева еще жили в первозданной чистоте;
  •  Символ того, что до вступления в брак, оба будущих супруга вели жизнь целомудренную;
  • Это и мученические венцы, потому что супружество своеобразное мученичество, так как каждому приходится жертвовать своими привычками, прежним образом жизни ради любви друг к другу.

- Во время венчания жених и невеста обмениваются обручальными кольцами.

2.Рассказ ученика о венчальных кольцах. Слайд 6

Согласно древней традиции венчальные кольца для жениха и невесты изготавливаются из разных материалов. Для изготовления кольца для жениха используется золото, а для кольца невесты - серебро. В нынешнее время этой традиция не придерживаются, и, как правило, и жениху и невесте покупаются одинаковые кольца, хотя согласно уставу церкви венчальные кольца должны быть разными.

По словам апостола Павла, освящённый церковью брак подобен таинству отношений Христа и Церкви, поэтому, по христианским канонам, в браке мужчина олицетворяет Христа, а женщина - Церковь. Отсюда вытекает и различие материалов, используемых для изготовления венчальных колец. Золото является символом Божественной Славы Христа, а серебро представляет собой символ небесной благодати, чистоты и духовного света.

Венчальные кольца было принято носить на безымянном пальце левой руки. Ранее считалось, что именно через этот палец проходит путь артерии, ведущей к сердцу. Как правило, венчальные кольца должны быть достаточно простыми по дизайну, без лишних вычурных элементов и драгоценных камней. По внутренней стороне колец наносились слова молитвы. В нынешнее время, к сожалению, все чаще вместо молитвы наносят имена венчающихся и дату венчания.

Венчальные кольца имеют большое значение - это не просто украшение, это символ взаимной любви, верности друг другу, готовности жертвовать всем ради своей второй половинки, находиться вместе и в горе, и в радости до самой смерти.

3. Рассказ ученика о венчании родителей. Слайд 7-8.

Вывод: Венчание-это:

-Благословение на долгую и счастливую семейную жизнь;

-Благословение на рождение здоровых детей;

-Благословение на духовное единство;

-Благословение на добропорядочную жизнь христианской семьи

2. Ценности православной семьи.

Ценность -  значение определенных предметов, явлений, процессов для человека.

-Какие ценности лежат в основе христианской семьи?

-В христианской семье важными ценностями является любовь между мужем и женой, любовь к детям и любовь детей к родителям. Христианская семья появляется в том случае, когда совместная жизнь становится воплощением веры христианской, надежды и любви.

                                     Любовь к детям.

-В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». Слайд 9.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Чтобы семья была счастливой, ей нужны дети.)

-Почему дети являются очень важной частичкой дружной семьи? (Рождение детей наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом.)

                    Любовь детей к родителям. Слайд 10-11.

-В христианской семье дети почитают своих родителей, в детстве их слушаются, а в старости о них заботятся.

-Работа с учебником стр.87. «Учиться надо любить еще в родительском доме….» - 1 абзац.

-Просмотр мультфильма «Старый дед и внучек» по рассказу Л. Н. Толстого.

(Словарная работа.  Лоханка - это круглая или продолговатая посудина для стирки белья, мытья посуды и других хозяйственных надобностей.)

Беседа по вопросам:

-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

-Правильно ли поступили сын и его жена с дедушкой?

-Что подтолкнуло их к исправлению ошибки?

-Ребята, а что же может стать причиной непонимания и холода в семье?

Вывод: Жить в семье - это великий труд, ведь надо быть внимательным и тактичным по отношению к родным и уметь нести бремя друг друга.

-Понятны ли вам слова «бремя» и «тактичность»? (Найти и прочитать значение этих слов в учебнике.)

           Традиции православной семьи. Слайд 12.

Понятие «традиция». Традиция-это сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды и т.п.

  1. Дисциплина в семье. Как это понимать? (Это означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которые создаются в семье. Вся семья, включая родителей, следует одним и тем же правилам и запретам.)
  2. Молитва.

-Что такое молитва? (Это беседа с Богом, Божьей Матерью, святыми.)

 В  православных семьях дети молятся вместе с родителями и ходят в храм, совершают паломнические поездки по святым местам. Молитва становится неотъемлемой частью жизни.

     3. Труд

     -В православной семье трудятся все, даже маленькие дети. Труд объединяет всех членов семьи.

       Слайд 13.

  1. Христианские праздники являются одной из традиций православной семьи.

-Какие вы знаете христианские праздники? Слайд 14-15.

В христианской семье отмечаются дни рождения всех членов семьи, государственные и православные праздники, именины. Во время праздника вся семья собирается вместе.

-А как называется праздник, посвященный семье? Слайд 16.

День семьи, любви и верности приходится на 8 июля. В этот день Православная церковь отмечает память святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Раньше в этот день совершались помолвки. Символом праздника стала ромашка. Она символизирует чистоту, любовь, тепло и уют семейного очага.

-Послушайте историю о Петре и Февронии Муромских. (Рассказ ученика.)

-Почему Петр и Феврония Муромские являются покровителями семьи и брака в православной традиции? (Они стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья.)

V. Физкультмунутка  «Семейная зарядка». (1 мин.)

             Осенью, весною, летом и зимою

             Мы во двор выходим дружною семьей.

             Мама руки поднимает, папа бодро приседает.

             Повороты вправо-влево делает мой братик Сева.

             Я сама бегу трусцой и качаю головой.

     (Дети выполняют движения)

VI.Закрепление изученного материала по теме урока. (10 мин.)

  1.Практическая работа в парах.

 Игра «Собери пословицу». Индивидуальный этап. Запиши пословицы в тетрадь.  Взаимопроверка.

 Когда семья вместе, /и душа на месте.

Дом красив не углами, / а пирогами.

Каков  батюшка,/ таковы у него и детки.

  Слайд 17. Проверка.

2.Выполните тесты.

1)Церковное таинство бракосочетания - это:

       А) Венчание.

       Б)Крещение.
      В)Миропомазание.

           2)Венцы в таинстве венчания символизируют:

                  А)Вечность.
                 Б)Богатство.
                 В)Долгую жизнь.

                  Г)Единство любви и испытаний.

         3) Вычеркни «лишнее» слово:

           Добро, милосердие, месть, любовь, уважение, вежливость.

Слайд 18. (Проверка на интерактивной доске). Молодцы!

-А какое время у православных людей сейчас наступило? После Масленицы наступил… Великий Пост.

-Как вы считаете, Пост сближает членов православной семьи? (Конечно сближает.)

-А как? (Ответы детей.)

 Стихотворение о Великом Посте (читает ученица).

                           Желаю провести Великий Пост

                          Со светлыми и добрыми делами.

                          Путь к очищению не прост-

                          Пускай Господь пребудет с Вами!

VI. Рефлексия. (3 мин.)

-А где живет наша счастливая семья? (В доме.) Слайд 19.

-Давайте построим все вместе наш счастливый крепкий дом. (Учитель дает «кирпичики» с разными понятиями человеческих отношений, и дети строят дом.)

        Звучит песня о семье «Это моя семья».

-Ребята, давайте протянем к нашему дому ладошки и пусть всегда над ним светит солнышко.

-А вы хотите узнать, почему мы расположили ладошки по кругу? В кругу семьи легче решить проблемы, понять каждого, разговаривать, глядя друг другу в глаза. Без постоянного общения, взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна.

Наш класс – это тоже семья! Нас 7! 7я!

-Пусть в вашем доме и в нашем классе всегда живут любовь, забота, терпение, тепло, взаимопонимание и тактичность! Умейте прощать и не помнить зла!

  Итог урока:

Православная семья строится на любви друг к другу. Супругов объединяет общая любовь к Богу. Долг православных родителей – воспитать детей в вере. Ценности христианской семьи: любовь, дети, традиции, служение друг другу.

 Ученица читает стихотворение «Как появилась семья».

Как появилось слово "семья"?
Как появилось слово "семья"?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
- Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
- Я.
- Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все также ответила:
- Я.
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я... Я... - Тихо молвила Ева.
- Я... Я...
Сказала она знаменитых семь "Я".
Вот так на земле появилась семья.

Дети дарят гостям урока открытки «Рецепт семейного счастья» и угощают  постным овсяным киселем – русским национальным кушаньем в Великий Пост, который  приготовила Баринова Вера Леонидовна по рецепту своей бабушки.

VII. Домашнее задание. (2 мин.)

  1. Прочитать рассказ учебника с. 86-87.
  2. Рабочая тетрадь к уроку № 27. С.98-99. (задание 1, 3, 5.)
  3. Подготовь рассказ «Наша семейная традиция».
  4.  Творческое задание (по желанию детей): нарисовать герб своей семьи.

                      Использованные материалы:

Таинство венчания и христианская семья. Беседа со старшеклассниками 

http://www.orthedu.ru/nev/spez-06/11.htm 

Семья - это таинство рая. Протоиерей Алексий Уминский

http://believeinlove.3dn.ru/publ/18-1-0-202 


ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ. Митрополит Сурожский Антоний

Об истинном и ложном понимании семьи. Мария Соколова

http://hram.pomorsu.ru/main.php?do=body&body_id=istina_semya 

Православный взгляд на традиционные семейные отношения.

 Священник Александр Усатов.

 http://missionerdona.ru/

         Литература.

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/под ред.А.Г.Асмолова.-3-еизд.-М.:Просвещение, 2011 г.

2.Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры.-4 класс. - М. Просвещение, 2011 г.

3.Рабочая тетрадь по ОРКСЭ (ОПК). 4 класс. под ред. Г.А. Обернихиной.

 Москва «Просвещение». 2017г.

4.Книга «Пословицы и поговорки русского народа».

5. Словарь С.И. Ожегова.

6.Наталья Скоробогатько. Серия «История России. Русские святые». Издательство «Белый город». Москва. 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 5 класс

Конспект урока и презентация( в сильном сокращении) по теме "Монастырь".Данная тема очень близка мне, т. к. я очень благоговейно отношусь к монастырям, особенно к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому ...

Тематическое планирование по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") 4 класс

Тематическое планирование составлено к учебнику Т.А.Костюковой, О.В.Воскресенского, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова "Основы православной культуры" для 4 класса....

Курс ОРКСЭ Модуль « Основы православной культуры » Тема урока: « Икона»

«Красота и цвета образов зовут меня к молитве. Это праздник глазам моим».Иоанн ДамаскинЦели урока:  - дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,- познакомить  с...

План-конспект урока ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме «Зачем творить добро?» 4 класс

Тема урока: «Зачем творить добро?»Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформировать п...

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: « Чудо в жизни христианина»

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».Тема урока: « Чудо в жизни христианина»...

Урок ОРКСЭ в 4 классе «Россия - наша Родина». Модуль «Основы православной культуры»

Цель урока - Формирование у учащихся мотивации к изучению нового курса ОРКСЭ. Воспитание личности гражданина России через базовые национальные ценности: Родина, отечество, семья, культурная традиция.О...

Урок по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") Тема урока: Защита Отечества

В конспекте указаны цель, задачи и предоставлены основные этапы урока...