Урок по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") Тема урока: Защита Отечества
план-конспект урока по мхк

Киселева Татьяна Георгиевна

В конспекте указаны цель, задачи и предоставлены основные этапы урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

                  Модуль «Основы православной культуры»

                 Тема урока: Защита Отечества

Цель урока: создание условий для формирования информационной и коммуникативной компетенций как социально значимых.

Задачи:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  2.  развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  3.  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  4.  овладевать навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  5.  знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Оборудование: мультимедийная установка, диск с презентацией урока.

Место проведения: учебный кабинет.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  • Минутка релаксакции: слушание музыки леса (голоса птиц – соловей)

Учитель:   Что вам сейчас представилось? (ответы детей)

Это все можно назвать одним словом – Родина.

Задание: подберите к слову «родина» синонимы (ответы детей).

Слайд 1.Родина, Отчизна, Отечество, Россия, Русь.

  1. «Мозговой штурм»
  • Работа в парах.(Учащиеся получают карточки с заданием)

(Приложение №1)

Учитель:   Составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны.                                                            

  • Проверка выполнения задания. Определение темы, на которую подобраны пословицы.

Учитель:   Предположите: как звучит тема сегодняшнего урока.

(Ответы учащихся)

  1. Объявление темы и цели урока.

Учитель:    Тема  урока «Защита Отечества».

Слайд 2. Конституция Российской Федерации  Статьей 59 определяет обязанность защищать Отечество и нести военную службу.  Защитники Отечества награждаются за подвиги и геройские поступки орденами и медалями, вы тоже за свои достижения в учебном труде достойны наград, каждый - кто проявит на уроке особое старание и отличныезнания, получит «Звезду Успеха» (Приложение 2).

  • Задание: прочтите эпиграф нашего урока и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить.

Эпиграф на доске:

 «И быстрым понеслись потоком

 Враги на русские поля.

  Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,

 Дымится кровью земля;»

                                                                (А.С.Пушкин)

(ответы детей)

Учитель:   На уроке каждый из вас узнает что-то новое для себя о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой.

Постарайтесь быть внимательными на уроке, работать дружно, помогайте друг другу. Желаю успеха каждому из вас!

Запишите тему урока в тетрадь.

(Запись в тетради:Защита Отечества.)

  1. Повторение.
  • Работа в группах. (Приложение3)

Учитель: Вам предстоит работа в группах.

 Следует вспомнить уроки окружающего мира в начальной школе на которых вы изучали историю нашей Родины.

  • Учащиеся получают задания и выполняют работу в группах.

 Высказывания детей по заданиям.

    Учитель:  Уроки окружающего мира были для вас как окошки, через которые  вы заглядывали в Историю своей Родины, знакомились с событиями далеких и не очень далеких времен. Сегодня это путешествие продолжается.

  1. Работа по теме урока.
  1. Введение в тему.

  Учитель:   Прочтите слова из песни Олега Газманова «Москва», мы продолжаем читать летопись времен.

  1. Рассказ учителя.

     «Наши предки-славяне своими нравами производили выгодное впечатление; и в них нет зложелательства, ни коварства, - говорил один византийский писатель, - они любят свободу, не выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие и исполнены мужества и кроткости; честность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман».

Древние историки хвалят славян за гостеприимство к чужакам. Даже с пленниками они обращались мягко и человечно.

На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва по Земле русской. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю. Это были славные князья, воеводы, богатыри. В народе их любили, уважали, шли за ними на бой, слагали песни, сказки, былины, легенды об их жизни. (На  доску учитель вывешивает табличку со словом «Богатыри»)

Слайд 3.

Задание: Ребята, пожалуйста, назовите славных русских богатырей, которых известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил на картине «Богатыри»!

Слайд 4(ответы детей, награждается ученик, назвавший правильно всех богатырей «Звездой Успеха»)

(Учащиеся записывают в тетрадь имена богатырей)

Беседа по вопросам:

  • От кого богатыри защищали Русь? Кто, по вашему мнению, мог быть врагом русской земли? (ответы учащихся)
  • Знаете ли вы других русских богатырей? (ответы учащихся)
  • Как рассказы, о подвигах богатырей сохранились до наших дней? (ответы детей)
  • О них можно прочитать в древних летописях, только в старину их не рассказывали, а пели с помощью музыкального древнего инструмента. Кто знает его название? (ответы детей).
  • О других богатырях прочтите на слайде. Слайд 5.
  • Имена каких богатырей запомнили? (ответы детей).

((Учащиеся записывают в тетрадь имена богатырей)

  1. Учитель: Предлагаю вам поучаствовать в викторине «Знаете ли вы русских богатырей?»

Вопросы викторины:

  • Могучий богатырь, который не смог поднять суму переметную. (Святогор)
  • Славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец)
  • Силач, легко выдернувший из земли соху, которую не могла вытащить вся дружина Вольги Святославовича. (Микула Селянинович)
  • Богатырь, поповский сын. Одолел ТугаринаЗмеевича. (Алеша Попович)
  • Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич)

Учитель: Молодцы! Читайте былины, русские народные сказки, исторические книги и вы еще больше узнаете и полюбите свою Отчизну.

  • А жили ли богатыри на самом деле, как вы считаете? (ответы детей);
  • Об этом мы тоже узнали из древних летописей.

Слайд 6;

  • Подтвердилось ли ваше мнение? Что нового для себя        узнали?  (ответы детей).
  • Перед вашими глазами прошла галерея портретов древних защитников Отечества – земли русской,  можете нарисовать дома иллюстрацию о богатырях или найти ее и наклеить в тетрадь. Возможно, вы найдете имена и других славных богатырей, сделайте в тетради запись и приготовьтесь рассказать о них на следующем уроке.

  1. Физкультминутка( музыкальное сопровождение «Богатыри» группа С.Намина)

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

  1. Беседа об А.Невском.

 Слайд 7.

Учитель:   Посмотрите на эту картину, известен ли вам этот человек? (ответы детей).

 Это Александр Невский. Об этой исторической личности мы сегодня уже говорили. Вспомните: за что князя Александра прозвали Невским? (ответы учащихся)

(Учитель вывешивает на доску табличку со словом «Полководцы»)

  • Рассказ об Александре Невском расскажет Витя.

(Ученик читает сообщение об А.Невском)Слайды8, 9.

Учитель: Запишите в тетрадь имя этого полководца.

Известно ли вам, что не всегда Александр Невский вставал перед врагом с оружием в руках?

 (Учитель вывешивает табличку со словом «Миротворец»)

  • Подберите синонимы к слову «миротворец» (ответы детей).

За свои величайшие победы без оружия русской православной церковью он причислен к лику святых.

В храмах вы сможете увидеть икону с изображением лика А.Невского.  Слайд10.

  • Запишите в свои словари новое слово «лик», в этом случае оно означает «собрание».

Русские люди поставили в честь своего героя памятники, художники писали картины (слайд 11), рассмотрите картину известного художника Н.Рериха и скажите, какой сюжет из жизни князя изобразил он в своей картине (ответы детей).

В честь князя построено в России множество храмов, в Санкт-Петербурге его именем назван величественный монастырь – Александро-Невская лавра (слайды 12, 13)

В Российском государстве учрежден орден Александра Невского, которым награждают лучших защитников нашей Родины (слайд14).

  1. Работа по учебнику.
  • Как по–вашему, какие войны вел А.Невский – завоевательные или оборонительные? (ответы детей)
  • Сейчас мы будем работать с учебником и узнаем, какие войны оправданы с  христианской точки зрения.

(чтение статьи учебника стр.89 - 90)

  • Беседа по – прочитанному:
  • Какая война считается справедливой?
  • Когда православный человек вправе взяться за оружие?
  • Расскажите о чем просил Сергий Радонежский князя Дмитрия Донского в 1380г., когда князь отправлялся на битву с войском хана.
  • Почему святой Сергий дал благословление на битву?
  • О чем долженпомнить воин даже на войне?

  • Кто знает фамилию русского полководца под командованием которого была разбита армия Наполеона? Слайд 15.

(За правильный ответ вручается «Звезда Успеха»)

  1. Рассказ о Михаиле Илларионовиче Кутузове приготовила Милена. (Ученица читает сообщение о М. И.Кутузове.Приложение №5.)

Учитель:

  • Как звали французского императора, напавшего на Россию?
  • Кто возглавил русские войска?
  • Как народ отблагодарил победителей в Отечественной войне 1812 года?
  1. Беседа о защитниках Отечества, героях Великой Отечественной войны.

Учитель: Вспомните, какую великую войну вел наш народ 65 лет назад. (Ответы учащихся) Слайд 16.

  • Чем закончилась эта война?
  • Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной?
  • Кто участвовал, воевал на той войне?
  • Можно ли назвать их богатырями земли русской? Слайды 17, 18, 19, 20 .

О героях Великой Отечественной войны я хочу начать рассказ, а продолжить его сможет по желанию каждый из вас, так как нет в России дома, семьи, в которой не помнят своего героя.

Слайды.  Учитель: героями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов стала вчерашняя школьница Зоя Космодемьянская и ее брат Александр Космодемьянский, о их подвигах написала книгу их мать Любовь Тимофеевна, рядовой Александр Матросов, который закрыл своей грудью дзот. Те неизвестные солдаты, которые повторили его подвиг. Генералы и маршалы, летчики, танкисты и пехотинцы, все кто не жалел жизни для своей Родины для жизни других поколений. (Ученики самостоятельно читают тексты слайдов).  

  1. Учитель:  Предлагаю работу в группах.

1 группа:  разработайте «Кодекс чести воина»;

2 группа: нарисуйте свой Орден Мужества. Каким вы его представляете.

3 группа:  из предложенного списка имен и фамилий нужно выбрать только те, которые являются фамилиями великих русских полководцев, маршалов, генералов. (Приложение 4)

              Выступают ответственные от групп. (За выполненные задания учащиеся поощряются)

Слайд 21. Учитель: Перед вами Орден Мужества России. Этим Орденом награждают в нашей стране за самоотверженность и выполнение гражданского долга.

  1. Самостоятельная работа.

     Задание: подумай и напиши, как должен вести себявоин

  • с врагами Отечества?
  • с детьми врагов?
  • с пленными?
  • со стариками?

Обмен мнениями, обсуждение правильности выводов.

  1. Итог:

Учитель: Подведем итоги нашего урока.

Какое настроение осталось у вас от урока? Покажите. (Дети показывают смайлики)

Молодцы! Спасибо всем за урок!

  1. Домашнее задание.

Учебник стр.88 – 91 читать, задания.

Индивидуальные задания: рассказы о защитниках Отечества, творческие проекты по теме урока.

Приложение №1.

 Задание: составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны.

Вариант 1.

  1. Кто Родине верен,…                         стой смело.
  2. Русскую заповедь знай,…                а товарищ дружеством.
  3. Тяжело в учении,…                          тот в бою примерен.
  4. За правое дело,…                              в бою не зевай.
  5. Бой красен мужеством,…                легко в бою.

Вариант 2.

  1. С другом по братски,…                   что птица без крыльев.
  2. После драки,…                                 туда и дорога.
  3. Важен тот пост,…                            с врагом по- солдатски.
  4. Командир без воли,…                      кулаками не машут.
  5. Где тревога,…                                   на который ты поставлен.                                                                  

Приложение №2.

«Звезда Успеха»

Приложение №3.

Задания группам:

  1. Вспомнить исторические события, связанные с датами:
  • 1240г. -
  •  1242г. -
  •  1380г. -
  •  1812г. -
  • 1941г. -
  1. Вспомнить фамилии известных воинов - полководцев, связанные с датами:
  •  1240г. -
  •  1242г. -
  •  1380г. -
  •  1812г. -
  • 1941г. -
  1. Ответьте на вопросы:
  • Почему славянские семьи объединялись в общины? (Для защиты от воинственных соседей)
  • Кто руководил жизнью общины? (Старейшина)
  • Кто составлял племя? (Общины)
  • Кто руководил жизнью племени? (Совет старейшин – вече)
  • Чем отличались дружинники от других членов племени? (Занимались ратным делом и починялись только князю)

Приложение №4

Карточка

Задание: из предложенного списка имен и фамилий нужно выбрать только те, которые являются фамилиями великих русских полководцев, маршалов, генералов.

Георгий Жуков, Иван Грозный, Федор Шаляпин, Михаил Кутузов, Пётр Чайковский, Юрий Гагарин, Михаил Ломоносов, Павел Третьяков, Александр Суворов.

Приложение №5.

Сообщение о Михаиле Илларионовиче Кутузове.

     Кутузов  родился в Петербурге в 1745 году. Его отец был военным инженером и прослужил в русской армии 30 лет. Своего подросшего сына Илларион Матвеевич отдал учиться в Кадетский корпус (Инженерно-артиллерийскую школу). Будущий полководец отлично учился. Он знал несколько языков, математику, литературу, военную историю. Получив офицерский чин, Кутузов стал командиром роты в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов.

      Кутузов видел, как Суворов бережет солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и всю жизнь берег и ценил русских воинов.

      Суворов ценил и любил Кутузова.

«Умен, умен, хитер, хитер,- никто его не обманет»,- говорил он о Кутузове.

     В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет. Под его предводительством неустрашимая русская армия сокрушила наполеоновских захватчиков во время Отечественной войны 1812 года. Девиз полководца был таким:

       «Одна и главнейшая цель всех наших действий есть истребление врага до последней черты возможности».

    Русские войска преследовали противников до самого Парижа.

    На месте командного пункта русских войск в 1912 году открыт памятник Кутузову. В знак примирения и памяти здесь установлен памятник всем французам, погибшим на этой войне. Этот обелиск поставили на том месте, откуда Наполеон руководил битвой.

     В память о победе русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве был сооружен храм Христа Спасителя. Он был богато украшен скульптурой и живописью. Внутри храма на стенах были установлены мраморные доски, на которых были перечислены все сражения войны 1812 года, военные части, имена военачальников, погибших, раненых и отличившихся в боях воинов.

      В Санкт-Петербурге на Дворцовой площади стоит Александровская колонна. Это памятник русскому народу, победившему в Отечественной войне 1812 года.

    Во время Великой Отечественной войны 1942 году 29 июля был учрежден Орден Кутузова. Самых доблестных воинов награждали этим орденом.

   Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал:

«Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТЕМА УРОКА “WE CAN SPEAK ENGLISH DOING SPORT “

Этапы и задачи урокаСодержание урока Приёмы и методыФормы работыСтадияДеятельность учителяДеятельность ученика 1. Организационный момент Даётся команда рассчитаться по порядку: one, two...

Урок русского языка в 9 классе. Тема урока: «Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Графика» (продолжение темы).

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Фонетика. Орфэпия. Графика". Присутствуют все необходимые этапы урока. Проверка домашнего задания способствует актуализации знаний учащихся. Повторение и обобще...

Курс ОРКСЭ Модуль « Основы православной культуры » Тема урока: « Икона»

«Красота и цвета образов зовут меня к молитве. Это праздник глазам моим».Иоанн ДамаскинЦели урока:  - дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,- познакомить  с...

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: «Систематизация и обобщение знаний по теме «Частицы»

Цели  урока: Систематизировать  знания  учащихся  о  частицах;  обобщить  материал,  изученный  на  уроках  по  теме «Разряды  час...

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: « Чудо в жизни христианина»

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».Тема урока: « Чудо в жизни христианина»...