Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: «Систематизация и обобщение знаний по теме «Частицы»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Сидорова Светлана Николаевна

Цели  урока:

  1.  Систематизировать  знания  учащихся  о  частицах;  обобщить  материал,  изученный  на  уроках  по  теме «Разряды  частиц».
  2. Совершенствовать  навыки  правописания  частиц,  работать  над  развитием  орфографической  зоркости  школьников.
  3. Воспитывать  положительные  качества  личности:  доброту,  отзывчивость,  честность,  внимание и т.д.

Оборудование:   проектор,  индивидуальные  тестовые  задания,   тексты  басен,  индивидуальные листы  самооценки,  схемы – опоры  по  теме  урока.            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_7_klass_po_teme_chastitsy.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Степанцевска  средняя  общеобразовательная  школа»

                                КОНСПЕКТ  

             урока  русского  языка в 7 классе

         Тема  урока:  «Систематизация  и  обобщение  знаний  по  теме «Частицы»      

                                   

 

                                                                 

      учитель  русского  языка  и  литературы

Сидорова С.Н.

  Тема  урока:  «Систематизация  и  обобщение  знаний  по  теме «Частицы»      

Цели  урока:

  1.  Систематизировать  знания  учащихся  о  частицах;  обобщить  материал,  изученный  на  уроках  по  теме «Разряды  частиц».
  2. Совершенствовать  навыки  правописания  частиц,  работать  над  развитием  орфографической  зоркости  школьников.
  3. Воспитывать  положительные  качества  личности:  доброту,  отзывчивость,  честность,  внимание и т.д.

Оборудование:   проектор,  индивидуальные  тестовые  задания,   тексты  басен,  индивидуальные листы  самооценки,  схемы – опоры  по  теме  урока.              

  Ход  урока.

  1.  Организационный  момент  (2 мин.)
  2. Введение  в  тему  урока:

А)  Сообщение  темы  и  целей  урока.

Б)  Заполнение  листов  самооценки.

 - В  течение  всего  урока  мы  будем   упражняться  в  нахождении,  определении  и  написании  частиц.  Правильность  и  точность    выполнения  заданий  вы  будете  сами  оценивать  по  3 – х бальной  системе:

3 балла – всё  задание  выполнено  точно  и  правильно;

2 балла -

3.   Повторение  изученного.

1 задание: На  слайде  вы  видите  афоризмы.

- Что  такое  АФОРИЗМ – краткое  выразительное  изречение.

 - Внимательно  прочитайте  афоризмы  и  выпишите  через  запятую  только  частицы,  даже  если  они  повторяются.

Невеждами  бывают  только  те,  которые  решают  такими  оставаться. (Платон)

Без  совести  и  при  большом  уме не  проживёшь.  (М. Горький)

Молодость – вот  время  для  усвоения  мудрости,  старость – вот  время  для  её  применения. (Ж.-Ж. Руссо)

Болтливы  те,  кто  не  умеет  думать. (Ричард  Шеридан)

Если  у  тебя  не  будет  дурных  мыслей,  не  будет  и  дурных  поступков. (Конфуций)

ПРОВЕРКА: (ТОЛЬКО,  НЕ,  ВОТ,  ВОТ, НЕ,  НЕ,  НЕ)

Оцените  свою  работу:  3   балла – всё  задание  выполнено  полностью;

                               2   балла – допущена  1  ошибка (выписано лишнее слово или  не  

                                                                       выписана одна  частица)

                              1   балл – допущено 2 и более  ошибок.

Дополнительное  задание:  выпишите  тот  афоризм,  который  вам  больше  понравился.  Объясните  свой  выбор.

Индивидуальное  задание:  5 человек  по  индивидуальным  карточкам. (тесты)

2 задание:  Повторение  теоретического  материала:  (за  каждый  правильный  ответ – 1  балл)

 - Что  такое  частицы? (Служебные  части  речи,  которые  придают  различные  дополнительные  оттенки  словам  и  предложениям  или  служат  для  образования  форм  слова)

- На  какие  разряды  делятся  все  частицы?  (формообразующие,  отрицательные,  модальные)

 - Какие формы  образуют  частицы? (частицы  служат  для  образования  формы   повелительного  наклонения  глагола  (да,  пусть,  пускай,  давай)  и  для  образования  форм  степени  сравнения  прилагательных  и  наречий (более,  менее,  самый),  а  также  для  образования  неопределённых  местоимений ( - то, - либо, - нибудь, - кое).

- Что  выражают  модальные  частицы?  Приведите  примеры

 (вопросительные – неужели,  разве, ли (ль);

  Восклицательные (что за, как;

  Указательные – вон,  вот;

  Усилительные – даже,  ведь, - то, все – таки, же;

- Назовите  отрицательные  частицы.  ( Отрицательные – не, ни.)

- Для  чего  служит  частица  НЕ? (придает  отрицательное  значение  всему  предложению  или  отдельному  слову).

- Перечислите  случаи,  когда  употребляется  частица  НИ.

(1. Усиливает  отрицание;

  2.  употребляется  вместо  пропущенного  отрицания (На  небе  ни  облачка);

  3.  частица  НИ  употребляется  в  придаточных  предложениях  с  местоимениями  кто,  что,  куда,  где,  когда).

- Как  определить,  какую  частицу  НЕ  или  НИ  нужно  писать  в  предложении?  (чтобы  отличить  частицу  НИ  от  частицы  НЕ,  нужно  попытаться  опустить  частицу.  Если  пропуск  частицы  не  изменит  смысла  предложения,  нужно  писать  НИ,  если  смысл  меняется  на  противоположный – пишется  НЕ.)

3 задание.  Работа  с  правописанием  частиц НЕ  и НИ.

Запишите  предложения,  правильно  употребив  частицы  НЕ  или  НИ  ( 1 человек  у  доски)

Что   бы  ни  случилось,  будь  твёрдым  в  своих  убеждениях. (употреблена с местоим. ЧТО)

Вокруг  ни  души.  (пропуск  отриц.сказуемого)

Кто  не  любит  критики,  тот  не  хочет  исправляться.  (отрицание)

Как  не  жаль,  а  идти  надо.  (отрицание)

                                                         Оцените  свою  работу.

4 задание.  Замените  следующие  предложения  или  словосочетания  фразеологизмом  с  частицей  НИ  и  запишите  их  в  тетрадь.

ФРАЗЕОЛОГИЗМ – устойчивое  образное  словосочетание

  1.  Встал  очень  рано (ни  свет  ни  заря);
  2. Сделать  что – то  некстати (ни  к  селу  ни  к  городу)
  3.  Очень  тесно (ни  стать  ни  сесть)
  4. Сделать  что – то  неожиданно,  без  видимых  причин (ни  с  того  ни  с  сего)
  5. Так  говорят  о  человеке,  который  сильно  испуган (ни  жив  ни  мёртв);
  6. Никаких  известий,  сведений  о  человеке (ни  слуху  ни  духу);
  7. Ничем  не  выделяющийся,  ничего  не  предпринимающий  человек ( ни  рыба  ни  мясо)

Проверка (за  каждый  правильный  ответ – 1  балл) - 1 человек у доски.

- Почему  пишем  НИ?

- Почему  нет  знаков?  (запятая  в  устойчивых  словосочетаниях  не  ставится).

5  задание:  работа  с  баснями И.А. Крылова

Задание:  внимательно  прочитайте  басню,  выпишите  из  неё  все  частицы,  укажите  их  разряд,  значение.  Найдите  МОРАЛЬ.  Запишите  её  в  тетради.

ПРОВЕРКА:  Объясните  мораль.

6 задание. (резерв)  Прочитайте  внимательно  древнегреческое  изречение.  Объясните  его  смысл.

Низкие  на  всё  отвечают  грубостью,  средний – грубостью  на  грубость,  достойный  никогда  не  груб,  как  с  ним  бы  ни  обращались.  Поэтому  не  сердись  на  рассерженного,  отвечай  мягкостью  на  грубость,  не  говори  суетного  и  лживого.

Задание:Запишите  изречение  в  тетради,  выделите   в  тексте   частицы,  (их  5).

Дополнительное  задание:  подумайте,  можно  ли  добавить  в  текст  частицы?  Какие  и  куда?

 ЖЕ (достойный),  даже – мягкостью.

Учащиеся (1 – 2  по  желанию)  читают  свои  тексты  с  частицами,  делятся  своими  мыслями.

  1.  Итог  урока:

- Чему  учились  на  уроке?

- Что  больше  всего  понравилось  или  запомнилось?

- Каким  вопросам  были  посвящены  предложения  и тексты я  на  уроке?

Посчитайте  набранные  баллы  и  сами  оцените  свою  работу  на  уроке  по  предложенной  в  листе  самооценки  шкале.

4.  Домашнее  задание: 1)  найти  в  художественной  литературе  и  выписать  10  предложений  с  частицами,  указать  их  значение

 2)  выберите  любой  афоризм,  пословицу  или  древнегреческое  изречение  и  напишите  на  его  основании  сочинение – рассуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ"

Тема урока: Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИЦель: сформулировать правило разграничения на письме частиц НЕ и НИ и составить алгоритм рассуждения для решения данной орфографич...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...

урок русского языка в 7 классе "Использование частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ"

Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе, направленного на закрепление знаний о частицах и формирование умений отличать частицу ни, союз ни-ни, приставку ни. Урок состоит из трениров...

Материалы к уроку русского языка в 7 классе "Правописание частиц НЕ и НИ".

Презентация с учебными материалами к уроку русского языка в 7 классе по теме "Правописание частиц Не и Ни" , включающая таблицы с теорией и комплекс упражнений по теме...

урок русского языка в 7 кл Правописание частиц

Содержатся материалы на повторение, правописание, творческие задания по частицам...