урок русского языка в 7 кл Правописание частиц
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Волкова Елена Алексеевна

Содержатся материалы на повторение, правописание, творческие задания по частицам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Правописание частиц28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание частиц. Урок русского языка в 7 классе.

Цели:    

  • По повторению и подготовке к переводному экзамену: закрепить умение делать морфологический разбор причастия; повторить с учащимися  постоянные признаки причастия;
  • По новой теме «Частицы»: обучать умению находить частицы в тексте и называть их разряд;
  • На закрепление изученного на прошлом уроке: формировать навык правильного написания частиц;
  • По формированию УУД: Познавательных, регулятивных, коммуникативных: способствовать развитию мышления, включая ученика в активную мыслительную деятельность;
  • способствовать формированию познавательного интереса и воображения учащихся

ХОД УРОКА

  1. Словарный диктант по теме прошлого урока:

Опоздал-таки, все-таки, опять-таки, подай-ка, постой-ка, решил ли задачу, как бы засмеялся, так ли это, будьте же смелее, ты же готовился, лишь бы пошутить, что за чушь!

  1. Работа в тетрадях (дата, классная работа, тема). Повторение порядка морфологического разбора причастия:

Время, проведенное в походе, непременно вспоминается по-хорошему.

Разобрать причастие «проведенное»

3.  Повторение изученного по теме “Частицы”.

А знаете  ли вы игру “Что? Где? Когда?”?

Я предлагаю  сыграть в игру “Ну и ну!” Правила игры похожи. Вы будете знатоками, только на обдумывание будет даваться не более 20 секунд. И отвечать вы будете сами за себя, без обсуждения.

Зато тема очень узкая: “Частицы: разряды, правописание”. А в роли ведущего буду я, составила специально для вас вопросы по теме. Они  позволяют повторить  изученный материал.

Итак, вы становитесь членами клуба “20 секунд».  Если правильно ответите много раз – станете почетными членами клуба “20 секунд”

1. Найди частицу: Пусть в пути все будет хорошо. Пусти вперед кошку. (Пусть)

2. Найди частицу: И вот настал год 2022-й. Мы вернулись в комнату и продолжили разговор. (И)

3. Найди частицы: А мы в цирк пойдем! В цирке будут тигры, но не львы. (А, не)

4. Найди частицу и напиши ее разряд: Я отвечал не уверенно, а сбивчиво. (не – отриц.)

5. Найди частицу и выбери верное написание: Тема раскрыта далеко(таки) не полно. (далеко-таки)

6. Найди частицу и выбери верное написание: Он(то) чувствует себя неплохо. (Он-то)

7. Найди частицу и выбери верное написание : В лесу(таки) ещё свежо от утренней росы. (таки)

8. Найди частицу и напиши ее разряд: Угрожающе(ли) шипит  серо-зеленая гадюка?  (ли, вопросит.)

9. Найди частицу и выбери верное написание: Смог(бы) ты отличить ужа от гадюки? (бы)

10. Замени частицу синонимичной и запиши ее: Лишь мы смогли преодолеть все препятствия. (только)

**За каждый правильный ответ дается 1 балл. В конце по результатам игры ставятся отметки и присваивается звание Член клуба «20 секунд». Подведение итогов.

Стали почетными членами клуба “20 секунд”:

4. Слово учителя:

Мы вспомнили много частиц, правила их написания. Но нам известно правописание еще не всех частиц. Запишем на доске под диктовку. Наблюдаем за предложениями. От чего, вы думаете, зависит выбор букв в частицах НЕ-НИ?

Мы н.. сорвали в лесу н.. цветочка. Они н.. могли н.. знать наших планов! Чего только н.. услышишь о здешних лесах! Н.. пения птиц, н.. шороха трав. Куда н.. приедем, всюду встречаем интересных людей.

5. Самостоятельная работа над правилом стр. 194. Находим объяснение написания частиц. По этим правилам вы поработаете дома  - упр. 513.

Какие цели мы должны поставить перед собой? Чего должны добиться?

Целеполагание: узнать, когда пишется частица НЕ, а когда частица НИ.

Учитель хвалит учеников за проявленные способности.

4. А теперь я предлагаю обратиться к тексту  по мотивам сказки Феликса Кривина.

Чтение

Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело

Когда-то давным-давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда же взялась эта странная болезнь. Местные медики не могли найти причины её возникновения.

– По-моему, это все-таки желудочное, – говорил доктор Касторка.

– А, по-моему, это точно простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.

Никак не могли прийти к единому решению.

А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. И вот уже совсем перестали общаться.

В это самое время в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться по-пустому.

– Ты не тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь.

– Не твоё дело, – буркнул тот и даже ушел под воду.

Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.

– Не сопротивляйся-ка, я же тебя спасти хотел.

– Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти! У нас это не принято.

Они по-братски обнялись, по-дружески попрощались.

Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил только о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.

Сначала отнеслись к этому с улыбкой (а ведь это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, ещё встречались люди, которые не хотели жить по-новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по-иному.

В городе появились улыбающиеся лица. По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и доктора собирались вести работу по-прежнему. Они хотели было сказать: “Не наше дело”, но вошедший Лесоруб перебил их.

– Молчите. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.

Так кончилась эпидемия. На улицах стало по-весеннему празднично.

А Лесоруб пошел дальше. Во-первых, он выполнил свое дело: люди лишь перестали вести себя глупо. Во-вторых, где-нибудь ещё, может быть, нужна его помощь.

По мотивам сказки Ф.Д.Кривина

Обсуждение

Какое здоровье хотели лечить доктора? А какое надо было лечить?

Кому удалось победить болезнь? Какой он? (Лесорубу – веселому, неравнодушному)

Что нам нужно сделать, чтобы не заболеть такой болезнью? (Не быть равнодушными, улыбаться, делать добрые дела)

В тексте встретилось много частиц. Я предлагаю поработать с текстом и подчеркнуть в нем частицы. Запишите число частиц в тексте (22)

7. Домашнее задание:

1) Упражнение: 513, задание 1

2) учить частицы и их разряды

6. Подведение итогов.

Что повторили, что узнали нового за урок?

7. Оценивание.

8. Рефлексия: напиши слово, отвечающее на вопрос: как я сегодня работал на уроке?

Раздаточный материал на уроке.

Для игры «20 секунд»

1. Найди частицу: Пусть в пути все будет хорошо. Пусти вперед кошку.

Ответ:

2. Найди частицу: И вот настал год 2022-й. Мы вернулись в комнату и продолжили разговор. Ответ:

3. Найди частицы: А мы в цирк пойдем! В цирке будут тигры, а не львы.

Ответ:

4. Найди частицу и напиши ее разряд: Я отвечал не уверенно, а сбивчиво.

Ответ:

5. Найди частицу и выбери верное написание: Тема раскрыта далеко(таки) не полно.

Ответ:

6. Найди частицу и выбери верное написание: Он(то) чувствует себя неплохо.

Ответ:

7. Найди частицу и выбери верное написание : В лесу(таки) ещё свежо от утренней росы.  Ответ:

8. Найди частицу и напиши ее разряд: Угрожающе(ли) шипит  серо-зеленая гадюка?

Ответ: 

9. Найди частицу и выбери верное написание: Смог(бы) ты отличить ужа от гадюки?

Ответ:

10. Замени частицу синонимичной и запиши ее: Лишь мы смогли преодолеть все препятствия. Ответ:

**За каждый правильный ответ дается 1 балл.

Количество баллов:

Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело

Когда-то давным-давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда же взялась эта странная болезнь. Местные медики не могли найти причины её возникновения.

– По-моему, это все-таки желудочное, – говорил доктор Касторка.

– А, по-моему, это точно простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.

Никак не могли прийти к единому решению.

А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. И вот уже совсем перестали общаться.

В это самое время в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться по-пустому.

– Ты не тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь.

– Не твоё дело, – буркнул тот и даже ушел под воду.

Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.

– Не сопротивляйся-ка, я же тебя спасти хотел.

– Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти! У нас это не принято.

Они по-братски обнялись, по-дружески попрощались.

Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил только о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.

Сначала отнеслись к этому с улыбкой (а ведь это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, ещё встречались люди, которые не хотели жить по-новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по-иному.

В городе появились улыбающиеся лица. По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и доктора собирались вести работу по-прежнему. Они хотели было сказать: “Не наше дело”, но вошедший Лесоруб перебил их.

– Молчите. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.

Так кончилась эпидемия. На улицах стало по-весеннему празднично.

А Лесоруб пошел дальше. Во-первых, он выполнил свое дело: люди лишь перестали вести себя глупо. Во-вторых, где-нибудь ещё, может быть, нужна его помощь.

По мотивам сказки Ф.Д.Кривина

Количество частиц:

Напиши слово, отвечающее на вопрос: как я сегодня работал на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Правописание частиц. Частица НИ"

Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Правописание частиц" (учебное пособие Разумовской)....

интегрированный урок русского языка и литературы "Правописание частицы НЕ с именами существительными" с опорой на рассказ Л.Андреева "Кусака"

Открытый урок русского языка и литературы  проводился  в 6 классе на базе нашей школы в период моей аттестации. На сайте размещена разработка урока и электронная презентация....

конспект урока русского языка в 7 классе "Частица как часть речи"

Цели урока:1. Познакомить учащихся с новой частью речи – частицей, с ее лексическими и грамматическими особенностями;2. Развивать умение употреблять частицы в предложении и тексте, определять оттенки ...

Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс

Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Частица как часть речи"

Данный конспект урока русского языка построен в соответствии с ФГОС ООО, с применением современных технологий в обучении....

Технологическая карта по учебной дисциплине Русский язык на тему "Правописание частиц «НЕ - НИ» с различными частями речи"

Цель: повторить правописание «НЕ - НИ» с разными частями речи и в составе предложения.Задачи:- образовательная: закрепить орфографические умения и навыки (правописание слов с непроизносимыми согласным...

Урок русского языка по теме "Отрицательные частицы"

Технологическая карта, конспект и презентация открытого урока по теме "Отрицательные частицы"...