Технологическая карта по учебной дисциплине Русский язык на тему "Правописание частиц «НЕ - НИ» с различными частями речи"
план-конспект на тему

Солоненчук Ирина Олеговна

Цель: повторить правописание «НЕ - НИ» с разными частями речи и в составе предложения.

Задачи:

- образовательная: закрепить орфографические умения и навыки (правописание слов с непроизносимыми согласными), повторить правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.

- развивающая: пополнить словарный запас.

- воспитательная: формирование ОК.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_pravopisanie_ne_ni.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по учебной дисциплине «Русский язык»

ФИО преподавателя: Солоненчук Ирина Олеговна

Группа № 27 по профессии «Повар, кондитер»

Тема: Правописание частиц «НЕ - НИ» с различными частями речи.

Тип учебного занятия: урок – соревнование.

Цель: повторить правописание «НЕ - НИ» с разными частями речи и в составе предложения.

Задачи:

- образовательная: закрепить орфографические умения и навыки (правописание слов с непроизносимыми согласными), повторить правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.

- развивающая: пополнить словарный запас.

- воспитательная: формирование ОК.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Оснащение: мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки-задания  в приложениях 1,2,3.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы, время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Технологии, методы и формы обучения

Организационно-мотивационный

Приветствует обучающихся.

Задает вопрос.

Как вы их понимаете?

В здоровом теле здоровый дух. (Пословица.)

Надо, чтобы ум был здоровым в теле здоровом. (Ювенал.)

– Что помогает сохранить здоровье? А Всемирная организация здравоохранения считает, что (слайд): Зд..ровье это с..стояние полного физического духовного и социального благ..получия а не только отсутствие б..лезни.

– Запишите предложение, объясните постановку знаков препинания, пропущенные орфограммы. Найдите частицу, укажите ее разряд.

– Скажите, какое спортивное событие ожидается в нашей стране в 2014 году? (Зимние Олимпийские игры.)

– Давайте и мы сегодня отправимся на заочную олимпиаду и примем участие в зимних Олимпийских играх.

Задает вопрос

– Знаете ли вы олимпийский девиз? («Быстрее! Выше! Сильнее!»)

А теперь, чтобы определить тему наших соревнований, я предлагаю вам послушать шуточное стихотворение (слайд).

                Не и ни у нас частицы,

                Нам их нужно уважать,

                И при этом не лениться,

                И ни часу не терять.

Итак, какова тема нашего соревнования? (Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения.) 

Приветствуют преподавателя.

Отвечают на вопросы.

записывают предложение, расставляют знаки препинания, объясняют.

Отвечают на вопрос

Слушают стихотворение, определяют тему занятия.

Записывают тему.

Технология проблемно-диалогического обучения

Деятельностный

Объявляет правила соревнований

  • Каждый имеет право принять участие в соревнованиях.
  • За правильно выполненное задание участник получает бонус.
  • В конце урока подводится итог: победители, набравшие наибольшее количество бонусных баллов, будут награждены медалями.

  1. Соревнования по биатлону.

Выходим на старт. Прочитайте стихотворение, найдите устойчивые сочетания сне и ни, выпишите их.

Спросить одного из учеников, какие сочетания выписал, если верно, то получает бонус + дополнительный вопрос.

А теперь посоревнуемся: кто последний назовет устойчивое сочетание сне или сни – тот победитель и получает бонус.

Учащиеся называют устойчивые сочетания в течение 2 минут.

Приближаемся к отметке «Стрельба по мишеням» (слайд). Правила: попасть во все мишени, то есть записать предложения правильно (слайд). За правильные ответы – бонус. Промах – дополнительный круг, то есть дополнительная карточка.

Работа с доской: по четыре предложения с объяснением правописания частиц не – ни.

(Н..) слыхать (н..) чьих голосов.

(Н..) кто (н..) о чём (н..) подозревал.

(Н..) хочу вас (н..) чем огорчать.

Обижаться (н..) на кого.

(Н..) с чем (н...) сравнимое впечатление.

(Н..) разу (н..) побывал в Москве.

(Н...) откуда (н..) проникал луч солнца.

(Н..) кто (н..) ощущал (н..) какой тревоги.

(Н..) раз обращался к друзьям.

(Н..) что.иное, как утренняя заря, вызывала его восхищение.

Получив (н..) кому (н..) интересное сообщение, (н..) сказал (н..) слова.

(Н..) откуда и (н..) от кого ждать письмо.

Дополнительные карточки: приложение 1

Подходим к финишу: кто из вас получил бонус в этом виде соревнования, поднимите руки. (Слайд.)

2. Одиночное фигурное катание.

Следующий вид спортивных соревнований, в котором мы примем участие, – это одиночное фигурное катание (слайд). У каждого из вас на столах лежат тексты с пропущенными буквами и знаками препинания. Те, кто неуверенно держится на льду, кто не уверен в своих знаниях, могут взять тексты с подсказками.  (приложение 2 )

  1. Парные танцы «на льду».

Тестирование (приложение 3)

Слушают.

Выполняют задания

Самопроверка (слайд).

Светило солнце в вышине

Ни бледно и ни ярко.

И в результате было мне

Ни холодно ни жарко.

К доске я вышел отвечать,

Стоял я перед классом.

Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,

Ни рыба и ни мясо.

Выполняют задания .

Выполняют задание

по карточке

Взаимопроверка предыдущего задания.

Выполняют задания.

Игровая технология (олимпийский игры).

Тестовая технология

Оценочно-рефлексивный

Подведем итоги нашего соревнования.

На парте у вас лежат цветные карточки. Напишите на них фломастером количество бонусов, которые вы заработали на нашем уроке.

– Как различаются на письме частицы не и ни?

Награждение: первое место – золотая медаль; второе место – серебряная медаль; третье место – бронзовая медаль.

Участвуют в подведении итогов соревнований


Приложение 1

Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания.

Всем известна пр..тягательная сила родников. (Н..)один путник (н..)может  пройти мимо что(бы) (н..)остановит(?)ся (н..)пр..пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. И (н..)где (н..) в людных местах (н..) в глухой тайге родник (н..)останется (н..)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа, - он нужен (н..)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину.)

Приложение 2

Карточка № 1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Иногда люди хотят чтобы их (н..)узнавали (н..) соседи (н..) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н..) свет н(..) заря, тправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н..) хотел пр..мерить красивый деревя..ый капюшон! Кто (н..) пр..ходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н..) старался этот скромный труже(н,нн)ик (н..) однаиз его работ (н..) доживала до следующего праздника по(тому) что все сг..рало в огромной костре. (Н..) раз об..жался мастер на эту традицию но (н..) разу никому  (н..) жаловался ведь он дарил людям радость.

Карточка № 2 (текст – подсказка). Вставить пропущенные буквы.

Иногда люди хотят чтобы их (н..)узнавали (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н..) соседи (н..) чужие (частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н..) свет н(..) заря (фразеологизм), тправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н..) хотел пр..мерить красивый деревя..ый капюшон!  (Простое восклицательное предложение.) Кто (н..) пр..ходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н..) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труже(н,нн)ик (н..) одна (= ничто) из его работ (н..) доживала (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника по(тому) что все сг..рало в огромной костре. (Н..) раз (= много раз) об..жался мастер на эту традицию но (н..) разу  (=никогда) никому  (н..) жаловался (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.

Приложение 3

Карточка  № 1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Иногда люди хотят чтобы их (н..)узнавали (н..) соседи (н..) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н..) свет н(..) заря, тправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н..) хотел пр..мерить красивый деревя..ый капюшон! Кто (н..) пр..ходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н..) старался этот скромный труже(н,нн)ик (н..) однаиз его работ (н..) доживала до следующего праздника по(тому) что все сг..рало в огромной костре. (Н..) раз об..жался мастер на эту традицию но (н..) разу никому  (н..) жаловался ведь он дарил людям радость.

Карточка № 2 (текст – подсказка). Вставить пропущенные буквы.

Иногда люди хотят чтобы их (н..)узнавали (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н..) соседи (н..) чужие (частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н..) свет н(..) заря (фразеологизм), тправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н..) хотел пр..мерить красивый деревя..ый капюшон!  (Простое восклицательное предложение.) Кто (н..) пр..ходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н..) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труже(н,нн)ик (н..) одна (= ничто) из его работ (н..) доживала (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника по(тому) что все сг..рало в огромной костре. (Н..) раз (= много раз) об..жался мастер на эту традицию но (н..) разу  (=никогда) никому  (н..) жаловался (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.

Приложение 4

Просим заполнить оценочный лист.

№ п\п

Вопросы

Полностью доволен

Достаточно удовлетворен

Разочарован

1.

Довольны ли вы своей работой в группе

2.

На сколько комфортно вы себя чувствовали на учебном занятии

3.

Ваше отношение к деятельности преподавателя на учебном занятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по учебной дисциплине Иностранный язык (английский) по теме "Английский язык повсюду"

Цель: знакомство со студентами, ознакомление с ролью английского языка в профессии, ознакомление со структурой учебникаЗадачи: - образовательная: развитие навыков аудирования, произношения, навыков во...

Технологическая карта по учебной дисциплине Русский язык на тему "Сложное предложение"

Задачи:- образовательная:    актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Синтаксис сложного предложения»- отработать навыки разбора предложений ССП и СПП,  по...

Тест по русскому языку «Орфография. Буквы Н и НН в различных частях речи» 8 класс

Тест по русскому языку «Орфография. Буквы Н и НН в различных частях речи» 8 класс...

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»...

Технологическая карта урока Учебная дисциплина: Английский язык Группа: 101 Преподаватель: Кудряшова С.В. Тип урока: урок совершенствования лексико-грамматических навыков

Тема урока «Виды спорта»Цель урока создать условия для совершенствования лексико-грамматических навыков, способствовать осознанному выбору жизненной позиции учащихся в контексте изучения т...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...