Технологическая карта по учебной дисциплине Русский язык на тему "Сложное предложение"
план-конспект на тему

Солоненчук Ирина Олеговна

Задачи:

- образовательная:    актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Синтаксис сложного предложения»

- отработать навыки разбора предложений ССП и СПП,  постановки знаков препинания, умение в работе на компьютере в текстовом процессоре Word , развивать умение работать с заданиями ЕГЭ (Отработать навык  выполнения заданий  А21, А22, А23.).

- развивающая: развивать самостоятельность, ответственность, навык логического мышления.

- воспитательная: формирование ОК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по учебной дисциплине «Русский язык» №

Группа А-14 по профессии « Автомеханик»

Тема: Практическая работа по теме «Сложное предложение»

Задачи: 

- образовательная:    актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Синтаксис сложного предложения»

    отработать навыки разбора предложений ССП и СПП,  постановки знаков препинания, умение в работе на компьютере в текстовом процессоре Word , развивать умение работать с заданиями ЕГЭ (Отработать навык  выполнения заданий  А21, А22, А23.).

- развивающая: развивать самостоятельность, ответственность, навык логического мышления.

- воспитательная: формирование ОК

Универсальные учебные действия:

Познавательные УУД:

    Обобщение и систематизация теоретических знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них.

Коммуникативные УУД:

    Сотрудничество учеников в паре, умение донести свою позицию и понять других

Регулятивные УУД:

    Контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения заданий

Личностные УУД:

    Умение оценивать свои и чужие действия, стремление к активной деятельности.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Оснащение: учебники, программнеое обеспечение, презентация, листы для самоконтроля – рефлексии.

Технологии, методы и формы обучения:  проблемно-диалогическая технология. Методы: исследовательский, самостоятельная работа, беседа.

Тип занятия: повторительно – обобщающий.

Методические цели:

    Осуществление контроля  с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

    Осуществление индивидуализации и дифференциации процесса обучения;

    Осуществление самоконтроля и самокоррекции;

    Осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки студентов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы и время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

ОК

Результат

Организационно-мотивационный

Приветствует обучающихся.

1.конкурс дикторов (орфоэпический диктант  на 3 минуты). Приложение 1

В карточке каждый расставляет ударение, проверяют. Один читает каждый проверяет у себя и выставляет отметку.

2. Лингвистическая разминка. Приложение 2

Педагог раздает задания  на  4 варианта. Среди предложений надо найти предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

  Ответы:

1)      3;    2)  1;   3)  2;    4)  4

3.Задает вопросы (2 минуты):

С какими предложениями  вы работали, выполняя лингвистическую разминку?

(Ответы: с простыми предложениями, СПП)

Тема урока: «Практическая работа по теме сложное предложение»

Исходя из темы урока, скажите, какими должны быть  цели нашего урока?

 (Ответы: Закрепить знания о ССП, СПП и БСС предложениях, уметь определять их и ставить знаки препинания, уметь определять значения в БСП, готовиться к ЕГЭ)

 4.      Актуализация знаний.

Вопрос студентам: На какие группы делятся сложные предложения по типу связи?  

В чём основное отличие ССП, СПП и БСП?   Свой  ответ аргументируйте.

Что такое грамматическая основа предложения

Как мы обозначаем схемами написание СП.

Приветствуют педагога.

1.Выполняют задание и проверяют.

2. выполняют задание, меняются листками проверяют, выставляют отметки

Отвечают на вопросы

0К2

Деятельностный

Показывает презентацию

1 этап  на 25 минут.

Работа с учебником: раздает задания  для заполнения шаблона теста Приложение 3

Поясняет

3 задания на  отметку 3, 4 вопроса на отметку 4, 5 вопросов на отметку 5.

2 этап -7 минут.

Педагоги проверяют у тех, кто сделал. Предлагают выполнить тест, который подготовили товарищи.  

Смотрят презентацию и задают вопросы.

Заполняют тест на ПК.

Выполняют тесты, которые подготовили товарищи

ОК 2,4

Оценочно-рефлексивный

Озвучивает отметки. Предлагает заполнить рефлексивные листки-  обвести свою руку на каждом пальце подписать

Большой палец- я повторил и указать что именно

Указательный палец- я закрепил ….

Средний- совсем непонятно,

Безымянный-  мне нужно поработать

Мизинчик- у меня  получилось  

Благодарят за работу.

Сегодня на уроке вы показали свое умение в работе на компьютере в текстовом процессоре Word и закрепили знания по русскому языку на тему «Сложное предложение».

Отметки за выполненные задания ставятся по двум предметам: по информатике и русскому языку.

Рисуют свою руку и заполняют .

ОК2

Приложение 1

бытие

арахис

газопровод

дефис

донельзя

искра

дремота

христианин

щавель

еретик

закупорить

сливовый

жалюзи

запломбировать

ивовый

иконопись

иначе

столяр

каталог

квартал

коклюш

кухонный

обеспечение

сироты

свёкла

эксперт

похороны

бытие

арахис

газопровод

дефис

донельзя

искра

дремота

христианин

щавель

еретик

закупорить

сливовый

жалюзи

запломбировать

ивовый

иконопись

иначе

столяр

каталог

квартал

коклюш

кухонный

обеспечение

сироты

свёкла

эксперт

похороны

бытие

арахис

газопровод

дефис

донельзя

искра

дремота

христианин

щавель

еретик

закупорить

сливовый

жалюзи

запломбировать

ивовый

иконопись

иначе

столяр

каталог

квартал

коклюш

кухонный

обеспечение

сироты

свёкла

эксперт

похороны

Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).

Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).

Приложение 1

Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).

Приложение 1

Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).

Приложение 2

1 вариант

    1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.

    2) Мать явно была обижена бестактностью сына.

    3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.

    4) В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.

2 вариант:

    1) На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.

    2) Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.

    3) В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.

    4) Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.

3 вариант:

    1) Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.

    2) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.

    3) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.

    4) Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.

4 вариант:

    1) Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.

    2) Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.

    3) Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих

    4) И.С.Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников.

Приложение 3

А21. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

По берегам реки по-прежнему лежал () и тихо курился густой туман.

1)  Сложносочинённое предложение, пред союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, пред союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, пред союзом И  нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, пред союзом И  нужна запятая.

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.

1) 1, 2                       2) 3, 4                      3) 1, 2, 3                          4) 1, 2, 3, 4

А23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях  должны стоять запятые?

К Сожалению (1) погода испортилась. За окном опять идёт дождь (2) и (3) видимо не скоро закончится.

1) 1, 2, 3, 4                           2) 1, 2, 4                      3) 1, 3, 4                         4) 3, 4

Знаки препинания в сложном предложении

Задание. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Светило дня краснея сквозь туман садится горделиво за курган и отделив ряды дождливых туч вдоль по земле скользит прощальный луч. 2. Он (барс) завыл рванулся из последних сил и мы сплетаясь как пара змей обнявшись крепче двух друзей упали разом и во мгле бой продолжался на земле.

3. Долго я устанавливал свечку в фонаре а когда установил и зажег стекла на минуту затуманились и слабое пятнышко света мигало мигало

пока наконец свеча не разгорелась.

4. И голосов нестройный гул теряется и  караваны идут звеня издалека и низвергаясь сквозь туманы блестит и пенится река.

5. Здесь молодость бродит крылата и старость не клонит голов.

6. Ни о чем не хочется думать или бродят мысли и воспоминания мутные неясные как сон.

 7. Ты сегодня же должен поговорить с отцом а то  он будет беспокоиться о твоем отъезде.  

8. Глаза у всех устремились и носы  вытянулись по направлению к письму.

 9. И выпал снег и не прогнать мне зимних чар.

10. По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми легкими и пятна солнца прорвавшиеся сквозь листву на столики освещали

около недопитых стаканов неподвижно лежащие бледные длиннопалые  руки.

11. Как славно что снег и что приехала она и мы одни и с нами музыка наше прошлое и будущее которое может быть будет лучше

прошлого и что завтра я поведу ее на свои любимые места покажу Оку поля холмы лес и овраги.

12. Дело в том что только теперь при мысли что севши в тележку он не вылезая из нее будет в Севастополе и что никакая случайность уже не может задержать его ему ясно представилась  опасность которой он искал.

13. А там у входа в зал концертный шагал вперед народ бессмертный и слышалось звучанье хора где счету нету голосам и кажется за дирижера там каждый был отчасти сам.

14. Синцов много раз думал о том что если смерть будет неизбежна надо успеть разорвать или спрятать документы.

15. Он заключил что если она так легко может после вчерашнего бывать у сестры и встречаться с ним то значит она не замечает его или считает полнейшим ничтожеством.

IX. Работа с текстом. Кто выполнил все .

Запишите текст. Вставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки.

(1) Я считаю что нашему языку (ни, не )чего (не) угрожает. (2) Но есть серьёзная угроза речевой культуре когда человек даже не предст..вляет  себе б..гатейших  ресурсов и возможностей родного языка в его позн..вательной и ко(м мм)уникативной функции. (3) Противостоять этой опасности можно только признав что чувствовать язык так(же) естественно, как жару и холод, вкус горького и сладкого, печаль и радость и чувство языка надо ценить и развивать. (4) Ведь есть ещё и эстетическая функция которая совсем не ограничивается сферой художественной литературы: она в значительной степени формирует наше сознание.

Беседа с учащимися:

    На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от наличия или отсутствия союза между его частями?

    На какие группы и по каким признакам делятся сложные союзные предложения?

    В каких сложных предложениях части равноправны по смыслу?

Г) Работа со схемой на слайде. Объясните схему

    Закрепление изученного материала.

    Распределите сложные предложения на 2 группы: союзные и бессоюзные (знаки препинания не поставлены)

    Только к концу сентября перелески обнажились и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

    Из туч то летит холодный дождь то вдруг повалит водянистый снег.

    Было очень хорошо светило солнце мороз щипал уши и нос.

    Когда наступило некоторое затишье раздался треск кузнечика.

    Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая

        Соотнесите предложения и их схемы (слайд)

    Звёзды уже сверкали остро и холодно но небо на востоке уже стало светлеть.

    Было ясно и тихо и дымились трубы.

    После грозы всё благоухало и сверкало.

    Было уже совсем тепло хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег.

    Настали холода птицы улетают на юг.

    [ - = и = ].

    [ = ] , ( хотя = - ).

    [ = и = ] , и [ = -].

    [ = - ] - [- = ].

    [ = - ] , но [ - = ].

    Составьте из 2 простых предложений сложное, используя союзную или бессоюзную связь

        Солнце едва показалось из-за туч. Поднялся холодный ветер.

        Тревожно зашелестели листья. Начался проливной дождь.

Но, если, потому что, когда, и, едва, оттого что, однако


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты по темам, изучаемым на 1 курсе учреждений НПО. Учебная дисциплина - русский язык и литература

Один из современных подходов к оцениванию образовательных результатов - рейтинговая накопительная критериально - ориентированная технология оценивания достижений субъектов образовательного процесса. ...

Технологическая карта урока. 5 класс русский язык "Распространенные и нераспространенные предложения"

Староверова Наталия Александровна . Технологическая карта урока Русский язык 5 класс...

Технологическая карта по учебной дисциплине Иностранный язык (английский) по теме "Английский язык повсюду"

Цель: знакомство со студентами, ознакомление с ролью английского языка в профессии, ознакомление со структурой учебникаЗадачи: - образовательная: развитие навыков аудирования, произношения, навыков во...

Технологическая карта по учебной дисциплине Русский язык на тему "Правописание частиц «НЕ - НИ» с различными частями речи"

Цель: повторить правописание «НЕ - НИ» с разными частями речи и в составе предложения.Задачи:- образовательная: закрепить орфографические умения и навыки (правописание слов с непроизносимыми согласным...

Технологическая карта урока Учебная дисциплина: Английский язык Группа: 101 Преподаватель: Кудряшова С.В. Тип урока: урок совершенствования лексико-грамматических навыков

Тема урока «Виды спорта»Цель урока создать условия для совершенствования лексико-грамматических навыков, способствовать осознанному выбору жизненной позиции учащихся в контексте изучения т...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...