Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Быкова Елена Петровна

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_urokov.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»


Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с

Тема: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели урока:

Образовательная:

-расширить знания учеников о частицах НЕ, НИ;

- повторение опорных знаний, по морфологи, фонетике;

- отработка навыков выполнения тестовых заданий.

-учить отличать частицы НЕ, НИ от составных союзов

Развивающая:

Развивать навыки написания НЕ, с разными частями речи;логическое мышление, связную устную речь, самостоятельность;

умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль учебной деятельности.

Воспитательная:

- воспитывать самостоятельность

- создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умения работать во времени;

Наглядность:

- таблица

Опорный материал:

- схема-алгоритм

Раздаточный материал:

- карточки №1,2;

- распечатанный материал;

Ход урока

1.Организационный момент. Объявление темы урока.

- Запишите дату, классную работу. (экран)

- Сегодня на уроке мы обобщим все знания по теме «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения».

2. Словарно-орфографическая работа по теме «Правописание О, Ё после шипящих».

- Назовите шипящие буквы.(экран)

-Расскажите об условиях написания гласных О, Ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи

-Запишите слова в 2 столбика: в 1-й - с буквой О, во 2-й – с буквой Ё после шипящих.

Учитель диктует слова.

Шорох, врачом, собачонка, вооруженный, стережет, шепот, парчовый,шов, горячо, большого, ночевка, дирижер.

Взаимопроверка с объяснением данной орфограммы.

-Назовите слова, в которых все согласные звуки глухие.

3. Актуализация опорных знаний.  

-Назовите служебные части речи.(Экран)

-Дайте определение частицы.(экран)

-Расскажите о дефисном написании частиц.

4.Упражнение

Задание: спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Что (то) (в)роде птички; (в)продолжени… всей недели; трудно, за(то) интересно; поступил так(же), как и ты; вчера то(же) был дождь; бочки из(под) рыбы; он сел на то(же) место; посмотри(ка) на него; (в)следстви… неудачи; что(бы) ты посоветовал мне; говори (же).

Проверка с объяснением.

Индивидуальная работа: карточки №1,2

Карточка № 1

Правописание служебных частей речи

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Выполнять (в)течени… года, прочитать (в)продолжени… романа, (в) следстви… болезни, где (то), (в)виду плохой видимости, за(то) высокое дерево, что(бы) ты решил, (по)тому берегу, мал, за(то) удал, поступил так (же), как и его друг, (что)бы много знать, надо много читать, выйти из(за) угла.

Карточка № 2

Правописание служебных частей речи

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Отсутствовал (в)течении… трех дней, (в)следствии… гололеда, изменения (в)течении… реки, что(то), (в)виду невнимательности, что(бы) взять, они то(же) высказали свое мнение, из(под) земли достал, одно и то(же), подай(ка) газетку, скрылось за(то) облако.

8.Упражнение.

-На отдельных листах напечатаны предложения. Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

1.Пахота была хорошая и (н…) где по полю (н…) в…днелось (н…) одного кустика, (н…)одной травки. 2.Все прежние мысли о женихе о кн..жне Марье о д..ревенской жизни (н…) разу (н…) пришли Наташе в голову. 3.(Н..) раз друг ув..зил Долохова от п..гони (н..)раз он по городу катал их с ц..ганами. 4.Для него (н..) было (н..)каких – (н..) физических (н..) моральных оков: он все мог..делать и (н..)что его (н..)связывало. 5.Он (н…)во что (н..) верил и (н..) чего (н..) признавал.

Проверка с объяснением.

9.Самостоятельная работа.

Упражнение №часть).

10.Итоги урока.

- Чему научились на уроке- Что нового узнали на уроке?12.Домашнее задание. Упражнение №часть).

Тема урока: Междометие как часть речи, разряды междометий

Цели:
познакомиться с междометиями как частью речи; 
развивать умение отличать междометие от других частей речи; 
их роль в языке; 
познакомиться с написанием и пунктуацией;
развивать интерес к предмету;
формировать логическое мышление учащихся. . 
Ресурсы Учебник,, текст рассказа. 

Ход урока

  1. Определение задач урока. 
    Продолжите, отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Познакомиться _______________ 
    Развивать умение отличать _____________ 

    Ставят цели урока,записывают в тетрадь 

    2. Словарная работа. (Повторение правописания корней с чередованием)
    Ростов, собирать, соберу, выращивать, растение, выросли, положить предлагать, задирать, заря, гореть, пригорел, застилать, застелю, проращивать,выросли,росток.
    3. Новый материал. 
    -Познакомившись с параграфом учебника, составьте опорный конспект 
    М – особая часть речи. 
    Е – выражает чувства, настроения, не называя их самих. 
    Ж- передают побуждение к действию. 
    Д – к ним примыкают звукоподражательные слова. 
    О- не поясняются другими словами 
    М- не отвечают на вопросы 
    Е – не являются членами предложения 
    Т – на письме отделяются запятой или восклицательным знаком 
    И- пишутся через дефис, если образованы путём повтора. 
    Е- пополняются за счёт других частей речи. 

    Междометие – латинское слово , в нём содержалось два корня, переводящихся на русский «между» и «бросать». Буквально значит вставленное между. 
    - Какую часть речи мы называем междометием 
    5. Беседа. 
    -Мы говорим: междометие выражает чувства. 
    -Какие вы знаете чувства? 

    Междометия могут выражать различные чувства: боль, безразличие, гнев, горе, возмущение, восхищение, досада, испуг, недоумение, негодование, ненависть, отвращение, печаль, презрение, радость, равнодушие, сожаление, страх, стыд, удивление, упрек, тревога. 
    - Чем различаются звукоподражательные слова от междометий? 
    Звукоподражательные слова не выражают чувств и побуждений к действию, а передают крики животных и птиц, звуки неживой природы. 
    - Мы записали, что междометия пополняются за счёт других частей речи. 

Источники пополнения междометий 
Существительные Господи, батюшки, глупости, беда 
Глагольные формы Брось, благодарю, извините, прощайте 
Словосочетания Какие страсти, подумать только 
частицы Ну и ну, то-то, вот те раз 

6. Разряды междометий по значению: 
• Эмоциональные; 
• Повелительные; 
• Этикетные

  1. Записывают в тетрадь, ищут примеры из учебника 
    11. Этикетные междометия. Проговариваем Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, пожалуйста, извините, простите, будьте добры, будьте любезны, алло, добрый день, виноват. (проговаривают междометия) 

    12. Комментированное выполнение упражнения…

    13. Итог. Д\з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

Урок русского языка 7 класс по теме "Смысловые частицы"

Данный урок - введение в тему "Смысловые частицы". На этом уроке ребята знакомятся с понятием "Смысловая ( смыслоразличительная) частица,  группы смысловых частиц по значению...

Технологическая карта по учебной дисциплине Русский язык на тему "Правописание частиц «НЕ - НИ» с различными частями речи"

Цель: повторить правописание «НЕ - НИ» с разными частями речи и в составе предложения.Задачи:- образовательная: закрепить орфографические умения и навыки (правописание слов с непроизносимыми согласным...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...