Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Тема: Правописание з и с на конце приставок.
Тип урока
:

урок объяснения нового материала.
Цель:

Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и с
Задачи:

формировать умение определять условия выбора букв з и с на конце приставок;
формировать умение правильно писать с приставками на з и с, графически обозначать условия выбора написания приставок;
развивать мыслительные процессы, память, внимания, воображение;
развивать устную монологическую речь умение сравнивать делать выводы и обобщения;
воспитывать эстетические чувства учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка в 5 классе28.83 КБ

Предварительный просмотр:







МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САПОГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УСТЬ-АБАКАНСКИЙ РАЙОН

Урок русского языка

в 5 классе

«Правописание З и С на конце приставок»

Автор: Ефремова Анна Афанасьевна ,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Сапоговская СОШ»










                                   с. Сапогово, 2013 год


Тема: Правописание з и с на конце приставок.
Тип урока
:

урок объяснения нового материала.
Цель:

Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и с
Задачи:

формировать умение определять условия выбора букв з и с на конце приставок;
формировать умение правильно писать с приставками на з и с, графически обозначать условия выбора написания приставок;
развивать мыслительные процессы, память, внимания, воображение;
развивать устную монологическую речь умение сравнивать делать выводы и обобщения;
воспитывать эстетические чувства учащихся.
УМК: Разумовская М.М. Русский язык 5 класс, учебник для общеобразовательных  учреждений. М Дрофа 2011.
Оборудование: доска, компьютер, интерактивная доска, презентация.
                                                                   
Ход урока 

Этапы урока

Задачи этапа

Слайд

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Психологический настрой на работу

1

Ребята, давайте посмотрим, что мы видим за окном нашего класса. Огромный мир: голубое небо, белоснежные поля, необъятные просторы.  Мы живем в это прекрасном мире, и мы счастливы. Давайте начнем урок с хорошим настроением.

У ребят создается положительный эмоциональный настрой на работу

Актуализация знаний повторения

Повторить материал, проеденный на предыдущем  уроке

2







3












4










5
















А сейчас гляньте на экран.
На экране строчки из стихотворения С. Куняева.
Загудят, загуляют снега,
И закружатся вьюг косяки,
Засвистят, разрываясь из сосняка исполинские сквозняки.
Какой показана зима в этом четверостишии?
Закройте глаза и представьте картину, описанную в стихотворении. Что вы слышите, чувствуете?
Какой прием выразительности использует поэт в описании зимы?
Как добивается автор создания образности?
Найдите слова с приставкой и вспомните, как пишутся гласные и согласные в приставках.
Напомните мне, как звучит это правило. Приведите примеры слов с такими приставками. Проверим ваши знания с помощью «ключа», проведем цифровой диктант. Начертите ключ на 10.
Подбежать,  долететь, доиграть,  отбросить,  обгореть,  надписать,  закрутить,  предсказать, предложить,  полететь.
























Во время цифрового диктанта чертят шкалу в 10 делений. Под каждым делением записывают ту букву, которая должна стоять в слове под этим номером. После выполнения дети проверяют задание и оценивают свои знания

Постановка цели и задач урока

Подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и задач урока
















6

Сегодня мы будем говорить о загадочных приставках, которые ходят парами. Они живут в своем особом мире, подчиняются своим законам. Приставки этой группы меняются бес- прерывно: то им звонкие звуки подавай, то глухие. А глухие звуки – сущие непоседы. Они не желают жить спокойно и все время мечтают оглушить своего звонкого соседа. Поэтому, ребята, вам совет  таков : Чтобы было меньше случаев неясных, чтоб отметок не было плохих, прислушайтесь к звучанию согласных, чтобы не путать. Звонких и глухих.

Фонетическая минутка.






7

Вспомните алфавит и запишите все глухие согласные. Подберите парный согласный ,где это возможно.

Проверьте.

Учащиеся вспоминают теоретические сведения из раздела «Фонетика» : парные и не- парные глухие звуки.
























8











9

Что же это за загадочные приставки? Найдите их сами в приведенных словах
Безжалостный   Бесшумный
Развязать     Расценить
Измять          Испугать
Вознестись       Воспарить
Найдите среди этих пар синонимическую.
Назовите парные приставки. О правописании каких букв в приставках мы будем говорить на уроке?
Попробуйте с формулировать тему нашего урока. Над чем мы будем работать на уроке? Попробуйте сформулировать цель, и задачи урока.
 

Учащиеся формулируют  тему урока

Объяснения нового материала.

Создать условия для понимания учащимися изучаемого материала.

Ребята, мы продолжаем наши наблюдения . Запишите в тетрадь слова и выделите графически приставки . Какой принцип лег в основу распределения. Сравните написание конечной согласной в приставках, перечислите буквы, которые стоят после приставки в 1 столбике, во 2 столбике? Кто попробует с формулировать правило о правописании приставок, оканчивающихся на – з и- с

Учащиеся анализируют примеры и формулируют правило правописания приставок, оканчивающихся на – з и -с









10

Давайте проверим вашу догадку. Откройте учебник на странице   114  Прочитайте правило вслух. Правильно вы сформулировали правило о правописании приставок на – з и-с?

А вот как «Радионяня» предлагает нам запомнить это правило:

Живут на свете ,людям помогая, приставки через, из, воз, раз и без . Но звук глухой согласный их встречает, и мы их пишем только с буквой с

У вас на столах лежит ватман, фломастеры, карандаши. Ваша задача на рисовать  данное правило так , чтобы по рисунку можно было прочитать правило. Лучший рисунок мы будем использовать как подсказку (возможные варианты рисунков).


















Класс делится на три группы. Каждая группа создает свой рисунок .Представитель от группы изоб ражает  рисунок на  интер- активной доске

Первичное закрепление материала. Работы над графическим обозначением изучаемой орфограммы.

Закрепление материала, отработка умений и навыков.

Научить рассуждать при написании слов с приставками на-з и-с.

Овладение способами действия по правилу.



















11














12
13








14



15






























Рассмотрим еще раз орфограмму в учебнике .Обращаем внимание, как она выделяется.

Выполняем упражнение 346 на доске по образцу.(первые два слова комментирует учитель, затем дети по очереди выходят к доске и выделяют орфограммы.

Мы изучили с вами новую орфограмму, научились ее выделять.

Теперь вы, я надеюсь , готовы выполнить упражнения самостоятельно.        Задание №1.

Творческий диктант. Чтобы понять , откуда взялись приставки на –з и –с, образуйте от существительных с предлогами однокоренные прилагательные.

Обозначьте в них  приставки. Согласные после  приставок подчеркните.

Без жизни, без совести, без корысти ,без вкуса, без звезд, без цвета, без страха, без конца, без помощи.

Проверьте.                                  Задание №2.         Подберите синонимы.

Корыстолюбивый-     глупый, дурацкий- непорядок, кавардак- лентяй, лодырь-                   немой , молчаливый-.

Используйте пристав-

ки без или бес.

Проверьте.  Задание №3. Словарное работа  Можно ли применить изученное нами правило в словах сбить, сгиб, сдать, сжать, здесь,  задание, здоровье.

Рассуждаем .

1 .В какую часть слова входят буквы с и з в словах .I и II ряда (с в первом  ряду- это приставка.  Значит, это правило нельзя здесь применить.

2 Как объясняется написание буквы с в этих словах?

(приставки з в русском  языке нет Поработаем со словами  второго ряда.

Здесь , задание, здоровье.

Составьте предложение, включив в него все слова.

Здесь здание , где заботятся о нашем здоровье.

Запишите эти слова в 2 столбика, а в третий столбик подберите 4 слова на изученную  орфограмму.

с¬                 з                ¬з

                                       

Сбить      Здесь          

Сгиб       Здание    

Сдать   Здоровье  

Сжать                    

Учащиеся рассуждают  вслух, объясняя написание слов с приставками.



























































Учащиеся составляют предложение.

Учащиеся отмечают, что в этих словах нет приставки.

3-это часть корня

Домашнее

задание

16

Я предлагаю вам на выбор два варианта домашнего задания.

Вы выполняете  толь ко один.

  1. Составить словарный диктант из 15 слов с орфограммой» Буквы з и с на конце приставок»
  2. Составьте сиквейн.

Рефлексия

17

. Мне очень хочется узнать, как, по вашему мнению, вы работали на уроке и как себя чувствовали. Закройте глаза и вспомните все моменты нашего занятия. Откройте глаза и посмотрите на доску. Перед вами начало фразы, которую нужно продолжить.

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я понял, что…
  5. Теперь я могу…
  6. Я научился…
  7. Я смог…
  8. Я попробую …
  9. У меня получится…
  10. Мне захотелось…

Ребята по кругу высказываются одним предложением выбирая начало фразы из рефлексивного экрана. Они оценивают свою работу и самочувствие на уроке, выбрав 1-2 фразы.

Подведение итогов.

Подвести итоги урока, выяснить степень усвоения учащимися материала.

Подведём итог нашего урока. Вспомним, какие цели и задачи мы перед собой ставили. (Цель и задачи на экране.) Достигли мы цель и выполнили задачи?

Чему вы научились на этом уроке?  

Учащиеся соотносят результаты своей деятельности с поставленными целями и задачами.


Список использованной литературы

1 . Разумовская М.М Русский язык 5 класс : учебник для общеобразовательных  учреждений.
М., Дрофа., 2011.
2 . Гергель И.Г. Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009
3 . Е.А Быстрова Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений М., «Русское слово», 2013.г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-." Презентация к уроку.

Данный материал содержит конспект урока  русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку - презентация....

Конспект урока русского языка с использованием ЭОР "Правописание приставок пре - при"

Конспект урока русского языка с использованием  ЭОР "Правописание приставок пре - при" 6 класс....

Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание приставок пре-, при-"

Материал урока представлен в виде технологической карты...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Буквы З и С на конце приставок".

Конспект и презентация  урока русского языка  в 5 классе "Буквы З и С на конце приставок".  Тип учебного занятия: изучение нового материалаЦели (образовательная, развиваю...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Цели:Образовательные:• знания - изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;• умения - находить в словах изучаемую орфограмму и правильно пис...

Урок русского языка в 5 классе "Буквы З и С на конце приставок"

Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок;  Планируемые результа...