Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Тема: Правописание з и с на конце приставок.
Тип урока:
урок объяснения нового материала.
Цель:
Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и с
Задачи:
формировать умение определять условия выбора букв з и с на конце приставок;
формировать умение правильно писать с приставками на з и с, графически обозначать условия выбора написания приставок;
развивать мыслительные процессы, память, внимания, воображение;
развивать устную монологическую речь умение сравнивать делать выводы и обобщения;
воспитывать эстетические чувства учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 5 классе | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САПОГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УСТЬ-АБАКАНСКИЙ РАЙОН
Урок русского языка
в 5 классе
«Правописание З и С на конце приставок»
Автор: Ефремова Анна Афанасьевна ,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Сапоговская СОШ»
с. Сапогово, 2013 год
Тема: Правописание з и с на конце приставок.
Тип урока:
урок объяснения нового материала.
Цель:
Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и с
Задачи:
формировать умение определять условия выбора букв з и с на конце приставок;
формировать умение правильно писать с приставками на з и с, графически обозначать условия выбора написания приставок;
развивать мыслительные процессы, память, внимания, воображение;
развивать устную монологическую речь умение сравнивать делать выводы и обобщения;
воспитывать эстетические чувства учащихся.
УМК: Разумовская М.М. Русский язык 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. М Дрофа 2011.
Оборудование: доска, компьютер, интерактивная доска, презентация.
Ход урока
Этапы урока | Задачи этапа | Слайд | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | Психологический настрой на работу | 1 | Ребята, давайте посмотрим, что мы видим за окном нашего класса. Огромный мир: голубое небо, белоснежные поля, необъятные просторы. Мы живем в это прекрасном мире, и мы счастливы. Давайте начнем урок с хорошим настроением. | У ребят создается положительный эмоциональный настрой на работу |
Актуализация знаний повторения | Повторить материал, проеденный на предыдущем уроке | 2 | А сейчас гляньте на экран. |
|
Постановка цели и задач урока | Подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и задач урока |
| Сегодня мы будем говорить о загадочных приставках, которые ходят парами. Они живут в своем особом мире, подчиняются своим законам. Приставки этой группы меняются бес- прерывно: то им звонкие звуки подавай, то глухие. А глухие звуки – сущие непоседы. Они не желают жить спокойно и все время мечтают оглушить своего звонкого соседа. Поэтому, ребята, вам совет таков : Чтобы было меньше случаев неясных, чтоб отметок не было плохих, прислушайтесь к звучанию согласных, чтобы не путать. Звонких и глухих. | |
Фонетическая минутка. |
| Вспомните алфавит и запишите все глухие согласные. Подберите парный согласный ,где это возможно. Проверьте. | Учащиеся вспоминают теоретические сведения из раздела «Фонетика» : парные и не- парные глухие звуки. | |
| Что же это за загадочные приставки? Найдите их сами в приведенных словах | Учащиеся формулируют тему урока | ||
Объяснения нового материала. | Создать условия для понимания учащимися изучаемого материала. | Ребята, мы продолжаем наши наблюдения . Запишите в тетрадь слова и выделите графически приставки . Какой принцип лег в основу распределения. Сравните написание конечной согласной в приставках, перечислите буквы, которые стоят после приставки в 1 столбике, во 2 столбике? Кто попробует с формулировать правило о правописании приставок, оканчивающихся на – з и- с | Учащиеся анализируют примеры и формулируют правило правописания приставок, оканчивающихся на – з и -с | |
| Давайте проверим вашу догадку. Откройте учебник на странице 114 Прочитайте правило вслух. Правильно вы сформулировали правило о правописании приставок на – з и-с? А вот как «Радионяня» предлагает нам запомнить это правило: Живут на свете ,людям помогая, приставки через, из, воз, раз и без . Но звук глухой согласный их встречает, и мы их пишем только с буквой с У вас на столах лежит ватман, фломастеры, карандаши. Ваша задача на рисовать данное правило так , чтобы по рисунку можно было прочитать правило. Лучший рисунок мы будем использовать как подсказку (возможные варианты рисунков). |
| ||
Первичное закрепление материала. Работы над графическим обозначением изучаемой орфограммы. Закрепление материала, отработка умений и навыков. | Научить рассуждать при написании слов с приставками на-з и-с. Овладение способами действия по правилу. |
| Рассмотрим еще раз орфограмму в учебнике .Обращаем внимание, как она выделяется. Выполняем упражнение 346 на доске по образцу.(первые два слова комментирует учитель, затем дети по очереди выходят к доске и выделяют орфограммы. Мы изучили с вами новую орфограмму, научились ее выделять. Теперь вы, я надеюсь , готовы выполнить упражнения самостоятельно. Задание №1. Творческий диктант. Чтобы понять , откуда взялись приставки на –з и –с, образуйте от существительных с предлогами однокоренные прилагательные. Обозначьте в них приставки. Согласные после приставок подчеркните. Без жизни, без совести, без корысти ,без вкуса, без звезд, без цвета, без страха, без конца, без помощи. Проверьте. Задание №2. Подберите синонимы. Корыстолюбивый- глупый, дурацкий- непорядок, кавардак- лентяй, лодырь- немой , молчаливый-. Используйте пристав- ки без или бес. Проверьте. Задание №3. Словарное работа Можно ли применить изученное нами правило в словах сбить, сгиб, сдать, сжать, здесь, задание, здоровье. Рассуждаем . 1 .В какую часть слова входят буквы с и з в словах .I и II ряда (с в первом ряду- это приставка. Значит, это правило нельзя здесь применить. 2 Как объясняется написание буквы с в этих словах? (приставки з в русском языке нет Поработаем со словами второго ряда. Здесь , задание, здоровье. Составьте предложение, включив в него все слова. Здесь здание , где заботятся о нашем здоровье. Запишите эти слова в 2 столбика, а в третий столбик подберите 4 слова на изученную орфограмму. с¬ з ¬з
Сбить Здесь Сгиб Здание Сдать Здоровье Сжать | Учащиеся рассуждают вслух, объясняя написание слов с приставками.
Учащиеся отмечают, что в этих словах нет приставки. 3-это часть корня |
Домашнее задание | 16 | Я предлагаю вам на выбор два варианта домашнего задания. Вы выполняете толь ко один.
| ||
Рефлексия | 17 | . Мне очень хочется узнать, как, по вашему мнению, вы работали на уроке и как себя чувствовали. Закройте глаза и вспомните все моменты нашего занятия. Откройте глаза и посмотрите на доску. Перед вами начало фразы, которую нужно продолжить.
| Ребята по кругу высказываются одним предложением выбирая начало фразы из рефлексивного экрана. Они оценивают свою работу и самочувствие на уроке, выбрав 1-2 фразы. | |
Подведение итогов. | Подвести итоги урока, выяснить степень усвоения учащимися материала. | Подведём итог нашего урока. Вспомним, какие цели и задачи мы перед собой ставили. (Цель и задачи на экране.) Достигли мы цель и выполнили задачи? Чему вы научились на этом уроке? | Учащиеся соотносят результаты своей деятельности с поставленными целями и задачами. |
Список использованной литературы
1 . Разумовская М.М Русский язык 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений.
М., Дрофа., 2011.
2 . Гергель И.Г. Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009
3 . Е.А Быстрова Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений М., «Русское слово», 2013.г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-." Презентация к уроку.
Данный материал содержит конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку - презентация....
Конспект урока русского языка с использованием ЭОР "Правописание приставок пре - при"
Конспект урока русского языка с использованием ЭОР "Правописание приставок пре - при" 6 класс....
Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание приставок пре-, при-"
Материал урока представлен в виде технологической карты...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Буквы З и С на конце приставок".
Конспект и презентация урока русского языка в 5 классе "Буквы З и С на конце приставок". Тип учебного занятия: изучение нового материалаЦели (образовательная, развиваю...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Цели:Образовательные:• знания - изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;• умения - находить в словах изучаемую орфограмму и правильно пис...
Урок русского языка в 5 классе "Буквы З и С на конце приставок"
Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок; Планируемые результа...
конспект урока русского языка в 6 классе Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Урок изучения нового материала....