Урок русского языка в 5 классе "Буквы З и С на конце приставок"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Комбу Долаана Деспижековна
  • Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;
  • формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок;

 

 Планируемые результаты:

Личностные:  формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

 

Метапредметные: определять тему урока,  цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

 

Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ им .Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь

Урок подготовила :

Комбу Д.Д. – учитель русского

языка и литературы

МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь

Чаа-Холь,2019

Тема :   Буквы з-с на конце приставок

  • Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;
  • формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок;

 Планируемые результаты:

Личностные:  формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные: определять тему урока,  цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.


Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Оборудование компьютер, проектор, тестовые задания, лингвистический текст «О потоке воды»,  материал для домашней работы, словари.

Ход урока

I. Организационный  этап.

       Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.   Запишите сегодняшнее число, классная работа.
     Девизом нашего урока я  предлагаю взять следующие слова, прочитайте их

( сначала про себя, затем вслух выразительно)

Сколько правил!
Правил сколько!
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!


       Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен  уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке”.

II  Проверка домашнего задания:

  1. Над каким большим разделом языкознания мы работаем? ( морфемикой)
  2. Что изучает морфемика? ( морфемы, значимые части слова)
  3. Какие морфемы вам  известны? ( приставки, корни, суффиксы, окончания.
  4. Что такое корень?
  5. Что такое приставка?
  6. С какими приставками мы познакомились на прошлом уроке?  ( приставками, которые пишутся одинаково, независимо от произношения, приставками пре-, при-)
  7. Назовите неизменяемые приставки.
  8. Когда пишется приставка пре-? При-?


III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

  • -   Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.
  • А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.    
  • Сегодня, какой праздник, ребята? (День святого Валентина).
  • И в этот праздник, что люди друг другу дарят? Кто знает? (давайте подарим друг другу валентинки, чтоб урок проверили в хорошем настроении, когда дарят подарки нам становится как?)
  • Что Вы подарили друг другу?
  • Давайте от слова сердечко с помощью приставки и суффикса  образуем прилагательное (бессердечный);
  • Когда мы дарим подарки, мы проявляем что….(Забота).
  • Давайте образуем с помощью приставки и суффикса прилагательное. (беззаботный).

 Обратите внимание на правописание приставки  данных слов. Почему в одном слове написали  С, а другом З?

Значит, какова тема нашего урока? («Буквы з и с на конце приставок»).

  • Какую цель поставим? (Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с ;научиться грамотно  писать слова с данными видами орфограмм; графически обозначать изученную орфограмму )

Мотивация

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий

         А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам  предстоит сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу.

Тема исследования совпадает с темой урока, цель – с целью урока.

- Определите объект исследования. ( слова с приставками)

- Предмет исследования?   (Буквы  з-с на конце приставок)

1. Запишите слова в два столбика

безграничный                   бескрайний

разбросать                         распустить

известить                           испортить                

вздыхать                            вспомнить

возместить                        восхождение

низвергать                             ниспадать

- Давайте составим план исследования.

- Выделить в словах приставки.

- Подчеркнуть в словах  согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.

- Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

- Какой вывод можно сделать?

       Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.

- Давайте прочитаем правило на стр 30. Совпадает ли наше исследование с правилом?

-Составьте ОК по теме

VI. Физкультминутка

Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с приседают.

Бесшумный

Вздохнуть

Бесчисленный

Возделать

Разжимать

Расщелина

Безвкусный

Изгонять

Расчертить

Расписать

Разгорячиться

Сбежать

Работа с лингвистическим текстом.

VI. Этап закрепления знаний и способов действия.

Внимательно прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и  сделайте морфемный разбор выделенных слов.

Определите тему -  о потоке воды

Основную мысль -  уметь видеть красоту природу, любить и беречь, не загрязнять воду

Тип речи – описание

        Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко раносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Все кругом вздрагивает от шума. Бепрерывно падает вода и ра..сыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в бемолвном восхищении на красивое явление природы. Особенный восторг у зрителей вызывает водопад в безоблачные дни, когда бе….численные капельки как бы и….паряются в воздухе

2.  Тестовые задания.

Тестовые задания

I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется

буква З.

1) ра..жевать,  ра..бушеваться,  бе..донный, бе..заветный;

2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный;

3) бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить.

II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

  1. ра..сечь,  ра..цвёл, во..стать,  ..доровье;
  2. бе..примерный,   в..плеск,  .. беречь,  ..дание;
  3. ..бегать,  ра..щепить,  бе..просветный,  ..делка.

III. Укажите строчку, где все слова с орфограммой приставки на З и С.

  1. ..гребать, бе…хитростный, нарисовать, во..вещать;
  2. во…ход, бе…козырка, и…пуг, во..расти;
  3. погрузить, во…главлять, бе..платный, во..ток.

IV. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.

  1. во..парить, ра..делить, и..пугался, бе..следно;
  2. ра..рослись, бе..звучный, во..нести, ра..жечь;
  3. и..толковать, бе..мерный, ра..жалобить, бе..цветный;

V. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется  С.

    1)  и..следовать,  ..жимать,   бе..покойный,  ..дешний;

    2) ...делать,  ра..сечь,  ..дать,   ра..хватать;

    3)  и..тлеть,  ..гореть,  ра..жать,  и..пугать;

Самопроверка (ответы на интерактивной доске).

1.  1

2.  3

3.  2

4.  2

5.  2

Образец: без плана – бесплановая работа.

Без заботы – ...,
без крыльев – ...,
без дома – ...,
без края – ...,
без конца – ...,
без руки – …,
без хозяйства – ...,
без цели – ...,
без работы – ...,
без толка – …

VII. Этап подведения итогов урока

- Над какой орфограммой  мы  работали сегодня на уроке?

- Когда на конце приставки пишется буква з? Когда с?

 IX. Этап рефлексии

Работаем с нашими смайликами

……  - я понял материал урока;

…….– у меня остались вопросы;

 …… – я бы ещё хотел проработать эту тему.

Благодаря чему мы смогли добиться  хороших результатов?

Давайте снова обратимся к  девизу нашего урока

Сколько правил!
Правил сколько!
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буквы З С на конце приставок

Слайд 2

Девиз нашего урока : Сколько правил! Правил сколько! Будь старательным и только! Будь внимательным и только! Все запомнишь, все поймешь

Слайд 5

Выделить в словах приставки. - Подчеркнуть в словах согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами. Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором безграничный разбросать известить вздыхать возместить низвергать бескрайний распустить испортить вспомнить восхождение ниспадать

Слайд 6

корень начинается с глухого согласного Запомни слова исключения. корень начинается со звонкого согласного Здесь, здание, здоровье, ни зги . Пиши в приставке -С - Пиши в приставке - З - Алгоритм Буквы - З-, С- в конце приставок: Найди в слове приставку

Слайд 7

Внимательно прочитайте текст .. Определите: 1. Тему - Основную мысль - Тип речи- 2. Вставьте пропущенные буквы и сделайте морфемный разбор выделенных слов. . 3.Синтаксический разбор предложения: Путешественники смотрят в бе … молвном восхищении на красивое явление природы.

Слайд 8

Внимательно прочитайте текст: Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко ра … носится грохот низвергающейся с обрыва воды. Все кругом в з драгивает от шума. Бе … прерывно падает вода и ра .. сыпаетс я внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в бе … молвном восхищении на красивое явление природы. Особенный восторг у зрителей вызывает водопад в безоблачные дни, когда бе …. численные капельки как бы и …. паряются в воздухе.

Слайд 9

Словарная работа: Низвергающейся-от глагола НИЗВЕРГА́ТЬСЯ , - а́юсь , - а́ешься ; несов. 1. Несов. к низвергнуться . 2. Книжн. Потоком, лавиной устремляться сверху вниз, падать. Здесь тучи смиренно идут подо мной; Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады. Пушкин, Кавказ. Все не раз видели, --- как с шумом водопада низвергается в ковш огненная лавина. В. Попов, Обретешь в бою. 3. Страд. к низвергать . Синонимы к слову «низвергаться»: Свергаться , обрушиваться , рушиться , сталкиваться , течь

Слайд 10

Задания к тексту : 1.Тема – Основная мысль- Тип речи - 2. Вставьте пропущенные буквы и сделайте морфемный разбор выделенных слов. 3 . Разбор предложения : Путешественники смотрят в бе … молвном восхищении на красивое явление природы.

Слайд 11

1 . Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З. 1) ра ..жевать, ра .. бушеваться , бе ..донный, бе ..заветный; 2) бе .. заботный , бе ..граничный, ра ..целовать, бе ..грамотный; 3) бе .. молвный , и..тратить , во.. вратить , ра ..хвалить.

Слайд 12

2 . Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква С. 1 . ра ..сечь, ра ..цвёл, во..стать , .. доровье ; 2.бе..примерный, в..плеск , .. беречь, .. дание ; 3...бегать, ра .. щепить , бе ..просветный, .. делка .

Слайд 13

3 . Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишутся буквы З и С. 1 ... гребать , бе …хитростный, нарисовать, во..вещать ; 2.во…ход, бе … козырка , и… пуг , во..расти ; 3.погрузить, во… главлять , бе ..платный, во..ток .

Слайд 14

4 . Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З. 1.во..парить, ра ..делить, и..пугался , бе .. следно ; 2.ра..рослись, бе ..звучный, во..нести , ра ..жечь; 3.и..толковать, бе ..мерный, ра .. жалобить , бе .. цветный

Слайд 15

5 . Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква С. 1 . и..следовать , .. жимать , бе ..покойный, .. дешний ; 2) ...делать, ра ..сечь, ..дать, ра ..хватать; 3) и..тлеть , ..гореть, ра ..жать, и..пугать ;

Слайд 16

Самопроверка 1 . 1 2. 3 3. 2 4. 2 5. 2

Слайд 17

Рефлексия Я узнал(а)… Мне было интересно…

Слайд 18

Спасибо за урок !!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"

Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у...

Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"

Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...

Урок русского языка в 6 классе "Гласные ы-и после приставок"

Материалы к уроку русского языка в 6 классе "Гласные ы-и после приставок"...

Урок русского языка в 6 классе "Мягкий знак на конце и в середине числительных"

На уроке использованы современные образовательные технологии...

Урок русского языка "Правописание О-Е после шипящих на конце наречий"

Открытый урок по русскому языку ФГОС. Тема: " О и Е после шипящих в суффиксе наречий"...

Урок русского языка на тему "Буквы З - С на конце приставок".

Разработка урока по русскому языку для 5 класса.       ...