Главные вкладки

    Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"
    презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

    Агапова Татьяна Николаевна

    Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом учебника и алгоритмом определения написания приставки. В качестве закрепления изученного материала предлагаю работу с пословицами и связным текстом, что способствует развитию грамотной устной и письменной речи учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка

    в 5-ом классе на тему

    «Правописание приставок на З, С»

    Учитель русского языка и литературы

    МБОУ Михайловской СОШ

    Красносулинского района Ростовской области:

    Агапова Татьяна Николаевна

    2012 г.

    Цели урока:

    1. Формирование навыков и умений определять правильное написание приставок на З, С.
    2. Продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся; монологической и диалогической речи
    3. Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация в программе «PowerPoint», раздаточный материал для учащихся.

    ХОД УРОКА

    1. Организация начала урока.
    2. Целеполагание.

    Слово учителя: русский язык – самый красивый и богатый язык в мире. Наш язык – живой. В нем очень много слов, правописание которых нам с вами пока еще не известно. Но с каждым новым уроком мы становимся грамотнее и мудрее. Сегодня поговорим о приставках. А о каких? Немного позже…

    1. Фонетическая минутка. ( слайд №2 )

    Подберите парный согласный:

    [ б ]

    [ в ]

    [ г ]

    [ д ]

    [ ж]

    [ з ]

                               [ л ] [ м ] [ н ] [ р ] [ й,]

    Вывод: на какие группы делятся все согласные звуки?

    1. Подготовка к восприятию нового материала. ( слайд №3,4 )

    Работа с синонимами. (выполняется устно)

    Слово учителя: перед вами слова, к каждому из которых вам необходимо подобрать синонимы и антонимы с приставкой БЕС

    Корыстолюбивый – бескорыстный

    Глупый, дурацкий - бессмысленный

    Непорядок, хаос, кавардак - беспорядок

    Лентяй, лодырь, балбес, шалопай, шалопут, повеса - бездельник.

    Немой,  молчаливый - безмолвный.

    Вывод: что, на ваш взгляд, общего между подобранными нами синонимами.

    ( учащиеся обращают внимание на приставки в синонимах)

    Слово учителя: обратите внимание в конце приставок пишется как буква З, так и буква С. И сегодня мы узнаем о том, как определить верное написание приставок на З, С.

    1. Изучение нового материала. (самостоятельно). ( слайд № 5 )

    Прочитайте материла параграфа и, опираясь на схему, расскажите о  том, как вы будете определять написание приставок на З, С.

    АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ

    З или С ?

    смотри на следующий после приставки согласный

    если звонкий             если глухой

    пиши З                    пиши С

                         

    Вывод: От чего зависит написание З, С в конце приставок? (от звонкости и глухости следующего за приставкой согласного).

    1. Закрепление изученного материала. ( слайд №6,7 )

    Работа с пословицами и поговорками. БЕЗ или БЕС?

    Слово учителя: прочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл этих изречений. А какие пословицы знаете вы?

    ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

    (формулировка учащихся): какая задача стоит перед нами? Что нужно сделать для того, чтобы верно выполнить задание?

    Дерево без птиц – бе..плодное дерево.

    У сильного всегда бе..сильный виноват.

    Глупый осудит, умный ра..судит.

    Спишите пословицы, графически обозначив выбор орфограммы.

    !!! Объясните написание букв СС в словах бессильный, рассудит.

    Вывод: на стыке приставки и корня пишется две СС и ЗЗ, если одна из них относится к приставке, а другая к корню.

    Работа с текстом упражнения 215. (выполняется методом комментированного письма). (слайд № 8)

    Комплексная работа с текстом (раздаточный материал).

    Витька обожает опасности! Если препятствий нет, он создает их сам. Недавно он вздумал отправиться ночью в бесстрашный поход к дальнему болоту. Сбор был объявлен в полночь.

    Мы бесшумно сбежали из дома и вошли в лес. Через час мы поняли, что сбились с пути. Бессмысленно бродили мы по старому лесу, и встревоженные птицы пугали нас чуть не до смерти. На рассвете мы вышли к безвестной деревушке. Ею оказалось ... наше родное село.

    Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

    О чем этот текст?

    Дайте характеристику главному герою.

    Что произошло с ребятами в лесу?

    Постарайтесь определить роль многоточия в последнем предложении.

    Выпишите из текста слова с приставками  на З, С, графически объясняя выбор орфограммы.

    Продолжите ряд своими примерами ( 5-7 слов).

    1. Подведение итогов. Рефлексия. (слайд № 9)

    В чем состояла задача сегодняшнего урока?

    От чего зависит написание З, С в конце приставок?

    С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой урока?

    Какой вид деятельности вам показался наиболее интересным?

    1. Задание на дом: составить десять словосочетаний, в составе которых есть слова с приставками на З, С.

    Список используемой литературы:

    1. Г. И. Блинов, В. А. Антохина. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы. Москва. Просвещение. 1999г.
    2. Под редакцией Л. А. Быковой. 555 упражнений по русскому языку. Москва. ООО Издат-Школа. 1997г.
    3. Н. Г. Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. Москва. Айрис – Пресс. 2006г.
    4. Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 6-ом классе. Москва. Просвещение. 2001г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект и презентация к уроку русского языка в 8-ом классе " Предложения с вводными конструкциями"

    Тип урока - закрепление изученного материала. Основная цель занятия состоит в формировании умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями. В процессе уче...

    Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставки при-"

    Методический комплект (конспект урока и презентация) к уроку русского языка в 6 классе.  Тип урока - освоение новых знаний....

    Урок русского языка по ФГОС 5 класс «Правописание приставок»

    Цели: Создать условия для освоения способа действия при выборе согласных з-с на конце приставок, формировать навыки написания приставок, развивать личностные, регулятивные, общеучебные, коммуникативны...

    Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Разносклоняемые имена существительные"

    Данная разработка поможет при изучении новой темы "Разносклоняемые существительные". Презентация облегчит восприятие новой информации....

    Урок русского языка в 5-м классе "Правописание приставок пре- и при-"

    Разработка по русскому языку в 5-м классе  на тему: "Правописание приставок пре- и при-"...

    конспект и презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему "Обращение"

    Конспект урока содержит подробный материал к уроку русского языка в 8 классе на тему "Обращение", основанный на краеведении., сопровождается презентацией....

    Конспект и презентация к уроку русского языка для учащихся 6 класса "Сочинение по картине И.Левитана "Март"

    В пакет материалов в ходит конспект урока, презентация к уроку, а также карточки для индивидуальной работы....