Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Агапова Татьяна Николаевна

Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом учебника и алгоритмом определения написания приставки. В качестве закрепления изученного материала предлагаю работу с пословицами и связным текстом, что способствует развитию грамотной устной и письменной речи учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 5-ом классе на тему

«Правописание приставок на З, С»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Михайловской СОШ

Красносулинского района Ростовской области:

Агапова Татьяна Николаевна

2012 г.

Цели урока:

  1. Формирование навыков и умений определять правильное написание приставок на З, С.
  2. Продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся; монологической и диалогической речи
  3. Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация в программе «PowerPoint», раздаточный материал для учащихся.

ХОД УРОКА

  1. Организация начала урока.
  2. Целеполагание.

Слово учителя: русский язык – самый красивый и богатый язык в мире. Наш язык – живой. В нем очень много слов, правописание которых нам с вами пока еще не известно. Но с каждым новым уроком мы становимся грамотнее и мудрее. Сегодня поговорим о приставках. А о каких? Немного позже…

  1. Фонетическая минутка. ( слайд №2 )

Подберите парный согласный:

[ б ]

[ в ]

[ г ]

[ д ]

[ ж]

[ з ]

                           [ л ] [ м ] [ н ] [ р ] [ й,]

Вывод: на какие группы делятся все согласные звуки?

  1. Подготовка к восприятию нового материала. ( слайд №3,4 )

Работа с синонимами. (выполняется устно)

Слово учителя: перед вами слова, к каждому из которых вам необходимо подобрать синонимы и антонимы с приставкой БЕС

Корыстолюбивый – бескорыстный

Глупый, дурацкий - бессмысленный

Непорядок, хаос, кавардак - беспорядок

Лентяй, лодырь, балбес, шалопай, шалопут, повеса - бездельник.

Немой,  молчаливый - безмолвный.

Вывод: что, на ваш взгляд, общего между подобранными нами синонимами.

( учащиеся обращают внимание на приставки в синонимах)

Слово учителя: обратите внимание в конце приставок пишется как буква З, так и буква С. И сегодня мы узнаем о том, как определить верное написание приставок на З, С.

  1. Изучение нового материала. (самостоятельно). ( слайд № 5 )

Прочитайте материла параграфа и, опираясь на схему, расскажите о  том, как вы будете определять написание приставок на З, С.

АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ

З или С ?

смотри на следующий после приставки согласный

если звонкий             если глухой

пиши З                    пиши С

                     

Вывод: От чего зависит написание З, С в конце приставок? (от звонкости и глухости следующего за приставкой согласного).

  1. Закрепление изученного материала. ( слайд №6,7 )

Работа с пословицами и поговорками. БЕЗ или БЕС?

Слово учителя: прочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл этих изречений. А какие пословицы знаете вы?

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

(формулировка учащихся): какая задача стоит перед нами? Что нужно сделать для того, чтобы верно выполнить задание?

Дерево без птиц – бе..плодное дерево.

У сильного всегда бе..сильный виноват.

Глупый осудит, умный ра..судит.

Спишите пословицы, графически обозначив выбор орфограммы.

!!! Объясните написание букв СС в словах бессильный, рассудит.

Вывод: на стыке приставки и корня пишется две СС и ЗЗ, если одна из них относится к приставке, а другая к корню.

Работа с текстом упражнения 215. (выполняется методом комментированного письма). (слайд № 8)

Комплексная работа с текстом (раздаточный материал).

Витька обожает опасности! Если препятствий нет, он создает их сам. Недавно он вздумал отправиться ночью в бесстрашный поход к дальнему болоту. Сбор был объявлен в полночь.

Мы бесшумно сбежали из дома и вошли в лес. Через час мы поняли, что сбились с пути. Бессмысленно бродили мы по старому лесу, и встревоженные птицы пугали нас чуть не до смерти. На рассвете мы вышли к безвестной деревушке. Ею оказалось ... наше родное село.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

О чем этот текст?

Дайте характеристику главному герою.

Что произошло с ребятами в лесу?

Постарайтесь определить роль многоточия в последнем предложении.

Выпишите из текста слова с приставками  на З, С, графически объясняя выбор орфограммы.

Продолжите ряд своими примерами ( 5-7 слов).

  1. Подведение итогов. Рефлексия. (слайд № 9)

В чем состояла задача сегодняшнего урока?

От чего зависит написание З, С в конце приставок?

С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой урока?

Какой вид деятельности вам показался наиболее интересным?

  1. Задание на дом: составить десять словосочетаний, в составе которых есть слова с приставками на З, С.

Список используемой литературы:

  1. Г. И. Блинов, В. А. Антохина. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы. Москва. Просвещение. 1999г.
  2. Под редакцией Л. А. Быковой. 555 упражнений по русскому языку. Москва. ООО Издат-Школа. 1997г.
  3. Н. Г. Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. Москва. Айрис – Пресс. 2006г.
  4. Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 6-ом классе. Москва. Просвещение. 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка в 8-ом классе " Предложения с вводными конструкциями"

Тип урока - закрепление изученного материала. Основная цель занятия состоит в формировании умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями. В процессе уче...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставки при-"

Методический комплект (конспект урока и презентация) к уроку русского языка в 6 классе.  Тип урока - освоение новых знаний....

Урок русского языка по ФГОС 5 класс «Правописание приставок»

Цели: Создать условия для освоения способа действия при выборе согласных з-с на конце приставок, формировать навыки написания приставок, развивать личностные, регулятивные, общеучебные, коммуникативны...

Урок русского языка в 5-м классе "Правописание приставок пре- и при-"

Разработка по русскому языку в 5-м классе  на тему: "Правописание приставок пре- и при-"...

Конспект и презентация к уроку русского языка для учащихся 6 класса "Сочинение по картине И.Левитана "Март"

В пакет материалов в ходит конспект урока, презентация к уроку, а также карточки для индивидуальной работы....

Урок русского языка в 5-м классе "Правописание приставок пре- и при-"

Разработка по русскому языку в 5-м классе  на тему: "Правописание приставок пре- и при-"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Дифференциация предлогов и приставок". (2 класс)

Данная презентация рекомендована к использованию на уроках русского языка. Определяет следующие цели:Образовательные.Научить различать практически приставки и предлоги.Закрепить умение различать и выд...