Конспект урока русского языка в 5 классе "Буквы З и С на конце приставок".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Однобокова Лилия Анатольевна

Конспект и презентация  урока русского языка  в 5 классе "Буквы З и С на конце приставок".

  Тип учебного занятия: изучение нового материала

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:

1.  знакомство обучающихся с условиями выбора букв в приставках на з – с;

2.  научить обучающихся  умению правильно писать приставки на з – с; 

3.  продолжить работу по формированию умения правильно писать неизменяемые приставки; 

4.  продолжить работу по формированию навыков учебного труда (система подчёркивания в тетради, графика выделения и обоснования орфограммы);

5. содействовать воспитанию добросовестности, уважительного отношения к труду, развитию культуры человеческих отношений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание приставок на –з и -с

Слайд 2

знакомство с условиями выбора букв в приставках на –з и –с; формирование умения правильно писать приставки на –з и –с; продолжить работу по формированию навыков учебного труда (система подчёркивания в тетради, графика выделения и обоснования орфограмм); воспитание добросовестности, уважительного отношения к труду, развитие культуры человеческих отношений. Цели урока:

Слайд 3

Проверка домашнего задания. Изучение нового материала. Закрепление изученного на уроке. Подведение итогов урока. Структура урока

Слайд 4

Упражнение № 330 Вариант 1 1) Хоть в пень кол о тить, лишь бы день пр о водить. 2) Ему дай яичко, да ещё и о блупленное. 3) С лодырем п о ведёшься – горя н а берёшься. 4) Наск о ро делать – п е ределывать. Вариант 2 З а работать, л е гко, п о терять, кол о тить, пр о водить, о блупленное, (за) п о рогом, не по д качаем, о т дать, п о ведёшься, н а берёшься, наск о ро, п е ределывать. Проверка домашнего задания

Слайд 5

Правописание букв З и С на конце приставок З + звонкая согласная бе з - г раничный ра з - б росать и з - в естить в з - д ыхать во з - м естить ни з - в ергать С + глухая согласная бе с - к райний ра с - п устить и с - п ортить в с - п омнить во с - х ождение ни с - п адать

Слайд 6

Не забудьте, что приставки ИЗ, РАЗ, ВОЗ, НИЗ, ЧЕРЕЗ, БЕЗ Перед согласными глухими Быстро сменят З на С . Стихотворение - помощник

Слайд 7

Приставка С – этому правилу не подчиняется; она приставка неизменяемая так же, как предлог. ЗАПОМНИ !

Слайд 8

Слова – исключения: З ДЕСЬ, З ДОРОВЬЕ, З ДАНИЕ ЗАПОМНИ !

Слайд 9

Обрати внимание На З ДЕСЬ, З ДОРОВЬЕ, З ДАНИЕ. З нельзя в них отделить, Чтобы смысл не повредить. Подсказка

Слайд 10

Живут на свете, людям помогая, Приставки воз -, из -, через -, раз - и без -, Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой С . Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить. Они мечтают звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. («Радионяня»)

Слайд 11

Ра(с,з)битый, ра(с,з)колоть, в(с,з)кипеть, в(с,з)думать, и (с,з)парина Какую согласную на конце приставок (З или С) нужно написать в словах:

Слайд 12

В слове бесшумный приставка БЕС - стоит перед буквой Ш , которая обозначает глухой согласный. На конце приставки пишется буква «э С ». Образец устного рассуждения

Слайд 13

Ра(с,з)целовать, ра(с,з)краска, во(с,з)ход, и(с,з)пуг, и(з,с)мерять, ра(с,з)дробить, и(з,с)дробить, бе(с,з)жалостный, бе(з,с)чувственный, ра(с,з)говор, во(с,з)делать, бе(з,с)делье, чре(с,з)мерный, и(з,с)брать, и(з,с)жалить. Объяснить выбор согласной в приставках на З и С

Слайд 14

1. Бе_численный, п_бледнеть, в_пахать, н_сходить. 2. Ра_пилить, чре_мерный, бе_шовный, и_пугать. 3. О_давать, по_писать, о_бросить, и_черпать. 4. Ра_цветать, и_царапать, ра_жалобить, ра_швырять. Игра «Четвёртый лишний»

Слайд 15

Вариант I Вариант II Вариант III ра_лагать ра_каиваться ра_познать ра_свело ра_топтать ра_чистить _делать _жечь _сылать Вставьте в слова пропущенные буквы и_зябнуть и_ключить и_следовать и_текать и_ход и_черпать ра_бросать ра_валивать ра_задорить бе_трепетный бе_цензурный бе_человечный бе_шабашный в_будораженный во_звание во_создавать во_хитительный в_тревоженный

Слайд 16

Вариант I . Чайник закипел – чайник в с кипел. 1) Бутоны открылись. 2) Яблони зацвели. 3) Соль просыпалась. 4) Мебель поставили. 5) Мы потратили деньги. Вариант II . Шумный – бе с шумный. Порядок, участие, дар, корысть, жалость, честь, болезнь, вкус, плата, цена, жизнь. Вариант III . Упражнение № 424 (переписать, вставить пропущенные буквы. Обозначить условия написания)

Слайд 17

Подведение итогов урока



Предварительный просмотр:

           Класс: 5

Предмет: русский язык

Тема учебного занятия:  Буквы З и С на конце приставок.  

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: изучение нового материала

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:

1.  знакомство учащихся с условиями выбора букв в приставках на з – с;

2.  научить учащихся умению правильно писать приставки на з – с;  

3.  продолжить работу по формированию умения правильно писать неизменяемые приставки;  

4.  продолжить работу по формированию навыков учебного труда (система подчёркивания в тетради, графика выделения и обоснования орфограммы);

5. содействовать воспитанию добросовестности, уважительного отношения к труду, развитию культуры человеческих отношений.

Оборудование: компьютер, презентация «Правописание приставок

на З и С».

           Ход учебного занятия:

1. Организация начала урока 3 мин.

Цель этапа: Подготовка учащихся к работе.

Компетенции

методы

формы

знания

умения

Организация внимания и внутренней готовности к уроку; создание мотивации к действиям на уроке

Умение организоваться

словесный

фронтальный

Power Point

(слайды № 1,2)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Приветствие, проверка готовности к уроку, раскрытие общих целей урока.

 Включение в деловой ритм, подготовка к работе.

2. Проверка выполнения домашнего задания 8 мин.

Цель этапа: Выявление затруднений при выполнении домашнего задания, определение недостатков в знаниях и их ликвидация.

Компетенции

методы

Формы

знания

умения

Владение навыками грамотного письма (правило написания непроверяемых приставок; безударные гласные в корне слова)

Умение видать орфограммы и объяснять их (условие написания непроверяемых приставок)

Метод самоконтроля

Индивидуальная

Power Point

(слайд № 4)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Контроль выполнения домашнего задания

Отчёт о выполнении домашнего задания

3. Изучение нового материала 8 мин.

Цель этапа: Изучение правописания  приставок на З и С.

Компетенции

Методы

формы

знания

умения

Правило написания приставок на З и С

Правильно писать приставки на З и С

Словесный (объяснение, работа с книгой), иллюстративный

Групповая, индивидуальна

Power Point

(слайды № 5,6,7,8,9,10)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Объяснение нового материала по таблице таблицей «Правописание букв З и С на конце приставок»; использование  Power Point (слайды № 5,6,7,8,9,10)

2. Работа с материалами учебника по теме.

Выполнение заданий, ответы на поставленные учителем вопросы

4. Усвоение новых знаний 2 мин

Цель этапа: Формирование умения написания приставок на З и С; формирование навыков учебного труда (система подчёркивания в тетради, графика выделения и обоснования орфограммы)

Компетенции

методы

формы

знания

Умения

Знание правила написания согласных на конце приставок на З и С.

Уметь писать согласные на конце приставок на З и С

Словесный (беседа), практический (упражнение)

Групповая, индивидуальная

Power Point

(слайд №11)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Использование Power Point

(слайд № 11)

Выполнение задания, проверка, исправление ошибок, объяснение выбора согласной.

5. Закрепление 20 мин.

Цель этапа: Закрепление умения правильно писать приставки на з – с;  закрепление навыков учебного труда (система подчёркивания в тетради, графика выделения и обоснования орфограммы).

Компетенции

Методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Правило написания букв З и С на конце приставок

Умение написания букв З и С на конце приставок

Объяснительно-иллюстративный, практический (упражнения, графические работы, дидактическая игра)

Индивидуальная, групповая

Power Point

(слайды № 12,13, 14, 15, 16)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Использование Power Point (слайды № 12,13, 14, 15, 16), выбор индивидуального варианта.

Выполнение индивидуальных заданий, проверка, исправление ошибок, объяснение написания букв З и С на конце приставок.

6. Подведение итогов урока 2 мин.   Power Point (слайд № 17)

7. Домашнее задание 2 мин.  Стр.184 упр.336.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок".

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок"....

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Буквы З и С на конце приставок"

Конспект урока русского языка разработан в технологии деятельностного метода, тип урока: урок открытия нового знания. К конспекту прилагается презентация....

конспект урока русского языка в 5классе на тему "Особенности написания приставок на З//С

Данный урок содержит разработку открытого урока по русскому языку(с презентацией)...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание приставок пре- и при-"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок пре- и при-"...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок на –з-/-с-

Конспект урока по теме "Правописание приставок на -з-/-с-....