Главные вкладки

    конспект урока русского языка в 5классе на тему "Особенности написания приставок на З//С
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Белашова Валентина Николаевна

    Данный урок содержит разработку открытого урока по русскому языку(с презентацией)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx47.06 КБ
    Файл pristavki_na_z_s.pptx841.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Особенности написания приставок на З//С

    Цели урока: Формирование навыков и умений определять правильное написание приставок на З, С; развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы.

    Задачи урока:

    1. Образовательные:
    • выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;
    • формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с;
    • развить умение формулировать определение понятий;
    • обогащать словарный запас учащихся;
    • совершенствовать орфографические  умения.
    1. Развивающие:
    • осуществление системно-деятельностного подхода;
    • развитие критического мышления;
    • развитие внимания;
    • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
    • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
    • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
    • развивать умение применять новые знания;
    • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
    • формирование логических умений;
    • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
    • развитие умения формулировать проблему.
    1. Воспитательные:
    • воспитание интереса и уважения к русскому языку;
    • воспитание ценностного отношения к слову;
    • развитие коммуникативных УУД:
    • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества

                             

    Планируемые  результаты:

       Личностные:      1) уважительное отношение к языку;

      2) стремление к речевому самосовершенствованию;

                                    3) пополнение словарного запаса;

     4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

    Метапредметные:   1) овладение изучающим видом чтения;

                                        2) умение воспроизводить прочитанный текст;

                                        3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

                                        4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,

                                         участия  в обсуждении;

    Предметные:        1) развитие творческой самостоятельности;

                                    2) владение разными видами речевой деятельности;

                                    3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

      4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета

    Тип урока: изучение нового материала.

    Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация в программе «PowerPoint», раздаточный материал для учащихся.

    ХОД УРОКА

    1. Организация начала урока.

    Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.  

               Русский язык – самый красивый и богатый язык в мире. Наш язык – живой. В нем очень много слов, правописание которых нам с вами пока еще не известно. Но с каждым новым уроком мы становимся грамотнее и мудрее. Сегодня поговорим о приставках.  А о каких? Немного позже…

    Давайте запишем дату и тему нашего урока

        2.Актуализация опорных знаний

    1)Фонетическая минутка.

    Подберите парный согласный:

    [ б ]

    [ в ]

    [ г ]

    [ д ]

    [ ж]

    [ з ]

                               [ л ] [ м ] [ н ] [ р ] [ й,]

    Вывод: на какие группы делятся все согласные звуки?

    2)Игра «Замена звуков». Замените начальный согласный парным ему глухим или звонким

    Дом - том, балка - палка, тело - дело, плеск - блеск, кости-гости, год - кот, почка-бочка, горка - корка, злой - слой, шалость - жалость, колос - голос, жар - шар, доска - тоска, точка - дочка.

    3).Словарный диктант

    Безболезненный, бесплатный, взмахнуть, испортить, бесполезный, безвредный , раздать , разменять, рассорить, распилить,беззвездный.

    Ребята, с чем вы столкнулись когда писали словарный диктант?

    Какие проблемы вы увидели при написании этих слов ?

    К проверке данного задания мы вернемся чуть позже

    Так, что же мы заметили? При чем здесь приставки и звонкие- глухие согласные?

    В некотором царстве, орфографическом государстве,

    Жили-были согласные, звонкие и глухие. 

    Дружно жили, не тужили. Но однажды …    

    Заспорили звонкий З и глухой С…

    Кто главней?

    Кому стоять на конце этих приставок?

    З кричал, что звучит сильнее,

    С убеждал, что без него тоже не обойтись.

    Дело чуть не дошло до драки…

    А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

    Кто-то посоветовал обратиться к мудрецу,

     Которые всё на свете знал и даже писал правила

    Для жителей государства.

    3.Оглашение цели урока

    -  Исходя из темы, определите цели урока.

    - Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с.

    - Научиться грамотно  писать слова с данными видами орфограмм

    4.Этап усвоения новых знаний и способов действий

    А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит  разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок.

    4).   безжалостный                расписание

           безграничный                 испуг

           разговор                          раскраска

           излом                               вскрикнуть

    Давайте составим план исследования.

    - Выделить в словах приставки.

    - Подчеркнуть в словах  согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.

    - Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

    - Какой вывод можно сделать?

    АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ

    З или С ?

    смотри на следующий после приставки согласный

    если звонкий             если глухой

    пиши З                    пиши С

                         

    Вывод: От чего зависит написание З, С в конце приставок? (от звонкости и глухости следующего за приставкой согласного).

    1. Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.(фраза про Степку)

    - Степка,хочешь щец?

    - ФУ!

    1. - Давайте познакомимся с правилом, которое предлагают нам авторы учебника(с.110)

    Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье.

    Обрати внимание

    На ЗДЕСЬ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДАНИЕ.

    З нельзя в них отделить,

    Чтобы смысл не повредить

    5.Работа по теме урока

    5).Работа с синонимами. (выполняется устно)

    Слово учителя: перед вами слова, к каждому из которых вам необходимо подобрать синонимы с приставкой БЕС или БЕЗ.А что такое синонимы?

    Глупый, дурацкий - бессмысленный

    Непорядок, хаос, кавардак - беспорядок

    Лентяй, лодырь, балбес, шалопай, шалопут, повеса - бездельник.

    Немой,  молчаливый - безмолвный.

    6).Прочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл этих изречений.

    (формулировка учащихся): какая задача стоит перед нами? Что нужно сделать для того, чтобы верно выполнить задание?

    Дерево без птиц – бе..плодное дерево.

    У сильного всегда бе..сильный виноват.

                                                 Глупый осудит, умный ра..судит.

    Спишите пословицы, графически обозначив выбор орфограммы.

    !!! Объясните написание букв СС в словах бессильный, рассудит.

    Вывод: на стыке приставки и корня пишется две СС и ЗЗ, если одна из них относится к приставке, а другая к корню.

    6.Физминутка

     - Если  покатать простой карандаш, то можно почувствовать тепло, потому что совершается прилив крови к рукам, а это  благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Уже давно ученые доказали, что таланты человека находятся на кончиках пальцев. Давайте и дома будем помогать развиваться  нашим талантам с помощью этой простой  гимнастики для рук. Отлично! Молодцы!

    А теперь давайте дружно себе поаплодируем, а теперь потопаем. Ну, а теперь не забываем, что у нас хорошее настроение и улыбаемся.

    Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?

    Для этого нужно есть бананы: в их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия. А апельсины стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.

    И, конечно же, наш любимый шоколад: он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.

     - А когда мы с вами вдоволь объедаемся апельсинами, бананами? Когда получаем шоколадные подарки?

        На последний месяц года по  народному календарю приходится самое большое количество праздников. Недаром наши предки говорили: «В декабре что ни день, то праздник».По православному церковному календарю каждый день мы празднуем память какого-либо святого. Вот и сегодня мы можем поздравить ребят с именем Роман и Платон.

         Однако самым почитаемым и в наше время остается День Николая Чудотворца, который православные отмечают 19 декабря.

    Ребята, а что значит «чудотворец»?

    Вот и мы совершим небольшое чудо. Попробуем исправить ошибки в словах

    7.Закрепление знаний

    7).«Корректор»

    Безшумный, расстановка, безжизненный, зжигать, восстановление, зделать, расделить, рассердиться, восдать, разпределить.

     8). Творческий диктант.

    Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-

    1. Ребенок без забот (беззаботный)

    2. Небо без звезд (беззвездное)

    3. Жидкость без цвета (бесцветная)

    4. Дорога без конца (бесконечная)

    5. Плач без звука (беззвучный)

    6. Движение без шума (бесшумное)

    7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

    8. Вход без платы (бесплатный)

    9. Ребенок без помощи (беспомощный)

    10. Океан без предела (беспредельный)

    11. Облако без формы (бесформенное)

    12. Пустыня без воды (безводная)

    9).Вспомни пословицу!

     Дописать слова с приставками на –з-с-

    Рыбак рыбака видит ……….

    Маслом каши не ……………….

    Маленькое дело лучше большого …………………..

    10). «Перфокарта»

    з

    с

    1

    +

     

    2

     

    +

    3

     

    +

    4

    +

     

    5

    +

     

    6

     

    +

    7

     

    +

    8

    +

     

    • Издавать звуки
    • Восстановить текст
    • Ручей иссох
    • Иззябнуть на холоде
    • Беззвучный смех
    • К бескрайнему морю
    • Вскарабкаться на гору
    • Водопад низвергается

    11).Записать словосочетания, отметить приставки, объяснить их правописание.

    Бесшумный мотор, безжалостный человек, извержение вулкана, раздать тетради, расцеловать маму, издать газету, испечь пирожки, бессердечный поступок, беззаботные каникулы.

    12).Работа с текстом

    Прочитать, найти слова с приставками на З и С.

    Плод долгих молитв к Господу бездетных родителей, младенец Николай, со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве,  Николай проявлял великое милосердие к пастве, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищимКогда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался делать это тайно и скрывать свои благодеяния.

    -Какие слова вы выписали?

    -О ком рассказывает данный текст?

    -Что узнали нового о Святом Николае?

    - А знаете ли вы… 

       Николай Чудотворец – покровитель детей. Они особенно ждали праздник, посвящённый  святому. Считалось, что за хорошие поступки и послушание дети получали от Николы подарки, а за плохое поведение находили под подушкой прутик.

    В этот праздник дети получают сладкие пряники и теплые варежки, шарфы, но не стоит забывать и о другой  праздничной традиции: в День Святого Николая принято помогать обездоленным – детям-сиротам, беднякам и больным. Потратьте немного времени и обязательно поздравьте с праздником тех, кому в жизни повезло меньше, чем вам. Это добро обязательно вернётся

    - Что бы вы хотели попросить у святого Николая?

    - Чему вас научил сегодня Николай Угодник?

    (Люби Бога и людей, помогай всем нуждающимся, быть святым может каждый.)

    - Ребята, какое чудо можем мы совершать ежедневно? (делать добро)

    8.Домашнее задание

    1.составить десять словосочетаний, в составе которых есть слова с приставками на З,С;

    2.написать небольшую сказку, используя слова с приставками на З и С

    9.Подведение итогов. Рефлексия.

    В чем состояла задача сегодняшнего урока?

    От чего зависит написание З, С в конце приставок?

    С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой урока?

    Какой вид деятельности вам показался наиболее интересным?

    13).Тест

    - Наступило время провести тест, и разобраться, как вы  поняли  тему урока.  Выбери правильное утверждение обведи букву:

    П.   Приставки со словами пишутся  слитно

    Г.   Приставки со словами пишутся  раздельно

    Я.   Приставка служит для образования   новых слов

    Л.   Приставка служит для связи слов в предложении

    К.   Предлоги пишутся слитно со  словами

    Т.   Предлоги пишутся раздельно со  словами

    Ь.   Предлог – часть речи

    Я.   Предлог – часть слова

    - Какое слово получилось? (пять). Вот вы сами себе поставили оценку. А у кого не получилось?

        Мелодия

     Оцените свои впечатления от сегодняшнего урока. Если вам все удалось, все понравилось, то вкладываем шарик красного цвета, а если вам всё понравилось, но не всё получилось,  ёщё допускаете ошибки – синего, если у вас остались неразрешимые проблемы, вам нужна помощь -  жёлтого

    Заключительное слово учителя.

        В заключение хочется пожелать, чтобы жизнь каждого из нас изо дня в день наполнялась делами добра, которые приносят чувства счастья и радости.

    Спасибо за урок


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Правописание приставок на З, С ни з ни с ра з ра с и з и с бе з бе с с во з во с в з в с

    Слайд 2

    б в п ф г д ж з к т ш с л м й н р Подберите парный согласный !!!

    Слайд 3

    Цели урока: Определить, когда пишется буква З на конце приставки, когда – С; Научиться г рамотно писать слова с данными видами орфограмм

    Слайд 4

    Выделить приставки Безжалостный Безграничный Разговор Излом Расписание Испуг Раскраска Вскрикнуть

    Слайд 5

    смотри на следующий после приставки согласный если звонкий если глухой пиши З пиши С З или С БЕЗ ВОЗ ИЗ РАЗ НИЗ БЕС ВОС ИС РАС НИС

    Слайд 6

    глупый, дурацкий непорядок, кавардак лентяй, лодырь, балбес немой, молчаливый используйте приставки без или бес ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ

    Слайд 7

    Глупый , дурацкий бессмысленный Непорядок , кавардак беспорядок Лентяй , лодырь, балбес бездельник Немой , молчаливый безмолвный ПРОВЕРЬ СЕБЯ От чего зависит написание З , С в конце приставок?

    Слайд 8

    Дерево без птиц – … дерево . У сильного всегда … виноват . Глупый осудит, умный … . ВСТАВЬТЕ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА

    Слайд 9

    Дерево без птиц – бесплодное дерево . У сильного всегда бессильный виноват. Глупый осудит, умный рассудит. Укажите приставки. Графически объясните написание СС в словах. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

    Слайд 10

    Николай Чудотворец

    Слайд 11

    Задание на дом: 1.Составить десять словосочетаний, в составе которых будут слова с приставками на З, С; 2.Придумать небольшую сказку, используя слова с приставками на З,С


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"

    Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...

    План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".

    ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок;  учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...

    Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-." Презентация к уроку.

    Данный материал содержит конспект урока  русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку - презентация....

    КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

    КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

    Урок русского языка в 6 классе. Тема: "Написание приставок при- и пре-".

    Данная презентация содержит алгоритм написания приставок, знакомство с приставкками через сказку и закрепительный материал....

    Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).

    Конспект урока русского языка  по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ)....

    Конспект урока-практикума для учащихся 9 класса. Тема: «Написание приставок» (Задание 4 вариантов ОГЭ по русскому языку).

    Конспект урока-практикумадля учащихся 9 класса. Тема: «Написание приставок» (Задание 4 вариантов ОГЭ по русскому языку). Цель: сформировать навык нахождения нужных орфограмм...