Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок на –з-/-с-
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока по теме "Правописание приставок на -з-/-с-.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе

 по теме «Правописание приставок на –з-/-с-

Методическая разработка учителя русского языка и литературы

МОУ «СОШ пос.им.Морозова»

Тема урока: Правописание приставок на –з и -с

Класс: 5

Авторы программы –  Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов Л.А.Тростенцова и др.

Учебник: «Русский язык 5 класс»(авторы: Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов Л.А.Тростенцова и др.)

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.

Задачи урока:

- обучающая: определить способ действия при выборе з,с на конце приставок;
отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня;
-
 развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
развивать внимание, орфографическую зоркость;
- воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, ориентировать на здоровый образ жизни.


Планируемые результаты:

Предметные: формировать навык определения способа действия при написании приставок на –з и –с, развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

регулятивные: уметь формулировать тему урока, ставить цели, проводить самопроверку;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала,  устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в  группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Личностные: развивать творческие способности, способствовать развитию и обогащению речи, стимулировать интеллектуальное развитие, воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

Понятия: приставка, глухой - звонкий согласный, средства художественной выразительности.

Методы обучения: проблемно-поисковый, дифференцированный подход, работа  в группе, эвристическая беседа

Вид используемых ИКТ: презентация, компьютер, проектор, мультимедийная доска.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Используемая литература:

Учебник «Русский язык 5 класс»(авторы: Т.А. Ладыженская , М.Т.Баранов  Л.А. Тростенцова и др.)М.: «Просвещение» 2015 г.

И.С.Ожегов ,Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», РАН, М.:2005 г.

Л.В.Шибалова «Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык.5 класс», издательство «Экзамен», Москва 2013 г.

 Используемые  ресурсы  в сети Интернет:

  1. Издательский дом «Первое сентября»http://rus.1september.ru/article. php?ID=200401602
  2. Толковый словарь Д.П. Ушакова http://ushakovdictionary.ru/
  3. Библиотека материалов «Инфоурок».

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

самоорганизация

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

  1. Актуализация знаний

- Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем? (Словообразование).

- Какую тему мы проходим? (Словообразование).

-Из чего состоит слово?

- Что образуем формы слова?

-Какие части слова служат для образования новых слов?

        Вы уже много знаете о приставках. Задайте друг другу вопросы об этой части слова. (Приставка – это…, ее место в слове, для чего служит. Гласные и согласные в приставках)

СЛАЙД 3.

 - С какой орфограммой, связанной с правописанием приставок мы знакомы.

-Приведите примеры слов с этой орфограммой.

Задание: А) найти ошибки:

  1. от  + ъ +
  2. про + ъ +
  3. об + ъ +
  4. на + ъ +

Б) Игра «Составь слово». Задание: при помощи приставок образовать слова с новым лексическим значением. СЛАЙД 5.

Говорить

Дать

Писать

Читать

О какой же части слова мы сейчас говорили? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

  1. Формулировка темы и целей урока.

Записываем в тетради: «Правописание приставок (оставляем место) на -з-/-с-

 - Прежде чем начнем говорить о новой теме обратимся к знаниям, которые помогут в изучении новой темы.

Посмотрим в рабочий лист.

Что такое образование? Значение слова «образование» и согласно толкового словаря обозначает.. (ответы учащихся).

  1. То, что создалось в результате какого-нибудь процесса.
  2. Совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения (Специальное образование. Получить образование. Высшее образование. Техническое образование). Толковый словарь Д.П. Ушакова http://ushakovdictionary.ru/

- Какое значение слова соответствует теме нашего урока? (Первое определение). Чем мы будем заниматься? (Создавать, т.е. образовывать новые слова). Зачем мы будем это делать? (Расширять словарный запас, точнее выражать свою мысль и т.д.)

- При помощи какой части слова мы будем образовывать новые слова?

Задание: А) Записываем слова.

РАСписание - РАЗвязать

БЕСшумный – БЕЗжалостный

ВОЗделывать – ВОСпитывать

ИСпечь - ИЗдать

Б) Отметить приставки в них, подчеркнуть согласные.

В) Как вы думаете, какие согласные в приставках нас интересуют.

Г) попробуйте сформулировать полностью тему урока (записываем ее).

Д)  А что же нас интересует в этих приставках?

Ра                    с,т, п, к…                                Ра                 г,б,в,л,н…

Бе    С  после приставки стоят                        Бе  З    после приставки стоят

Во              глухие согласные                                Во          звонкие согласные

И                                                        И

Ни                                                        Ни

        Е) Сформулируйте правило.

        Ж) Объясните написание –з-/с- в словах.

        4. Физкультминутка.

Делимся на варианты. Игра «Подскажи слово». Представитель от каждой команды называет слово, представители другой команды должны замените начальный согласный парным ему глухим или звонким (по цепочке). Проигравшая команда делает 7 приседаний. Цель: повторить парные звонкие и глухие согласные, развивать внимание, слуховую память.
Работа над новым материалом. Первичное усвоение новых знаний (рабочий лист).

Задание: попробуйте решить лингвистическую задачу: почему в словах Списал, Срезал, Сделал пишется приставка с-?

Задание: запомните написание слов: Здесь, Здание, Здоровье, ни Зги (объясняю значение).

СЛАЙД 12.

А) выполняем выборочно-распределительный диктант (рабочий лист).

         Б) Игра «четвертый лишний» (рабочий лист).

  1. Рефлексия. СЛАЙД 13

-Что нового и важного вы узнали о правописании приставок на –з и-с?

- Кто доволен своей работой на уроке? Поднимите руки.

- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?

- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?

- Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)

Ответы учащихся

  1. Домашнее задание: орфограмма № 11, упр. 438 (для всех – списать, обозначить орфограммы);

По желанию (устно): Задание: составить и записать 10 словосочетаний на тему «Здоровый образ жизни», используя слова с орфограммой «Правописание приставок на –з - - с-.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-." Презентация к уроку.

Данный материал содержит конспект урока  русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку - презентация....

методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-"

Урок- игра "Творческая мастерская" по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание приставок при- и пре-". Авторская разработка с использованием материалов сказки Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...

Урок русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-"

Данный урок закрепления знаний построен с учетом планируемых результатов: предметных, метапредметных, личностных. Предусмотрена работа в парах, взаимо- и самооценка учеников, самостоятельная работа, т...

Конспект урока русского языка с использованием ЭОР "Правописание приставок пре - при"

Конспект урока русского языка с использованием  ЭОР "Правописание приставок пре - при" 6 класс....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание приставок пре-, при-"

Материал урока представлен в виде технологической карты...