Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание приставок пре-, при-"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Материал урока представлен в виде технологической карты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_pristavok_pre-_pri-_konspekt_uroka.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №4 с.Нижняя Александровка          Минераловодского района

Ставропольского края

учитель русского языка и литературы

Ложко Е.А.

Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ-, ПРИ-.

Цели урока:

- Содержательные: познакомить обучающихся с орфограммой «Буква и в  приставке  при-»,  уметь  графически  обозначать  орфограмму на письме, тренировать учащихся в запоминании основных значений приставки при-, составлять  алгоритм  действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

- Деятельностные: создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков  адекватной  самооценки.

Задачи: 

- Учебные:  изучить и закрепить знания об употреблении приставки ПРИ- в зависимости от лексического значения слова; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения.

-Развивающие: использовать слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации.

-Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.

Ожидаемые результаты:

- Предметные (объём освоения и уровень владения компетенции):знать правило написания буквы И в приставке ПРИ-; уметь правильно определять значение приставки, находить и правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.

- Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; анализ и самоанализ.

- Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

ХОД УРОКА.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к деятельности

(1-2 мин)

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики! (Слайд №1)

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Включение  в  деловой  ритм.

Подготовка  класса  к  работе.

Запись в тетрадях даты.

2.Актуализация и пробное учебное действие

(3 мин)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

1.Организует  проведение игры «Третий  лишний». (Слайд №2)

-Объясните, по какому признаку вы отбирали «лишние» слова?

 -Вспомните правила написания приставок на з-с.

-Можно ли без ошибок написать гласные в приставках «лишних» слов ? Почему?

 -На какие группы и почему можно разделить эти слова?

Выполняют задания, определяя лишнее слово,

Повторяют правила написания приставок на з-с.

Объясняют, по каким признакам отбирали «лишние слова». Отвечают на вопросы.

3.Постановка учебной задачи 

(2 мин)

Цель этапа: обсуждение затруднений

Создает проблемную ситуацию (Слайд№3)

- Почему возникает орфографическая задача при написании данных слов?

- Составьте  устно предложения, используя данные слова.

- Что вызвало затруднение?

- Чего мы ещё не знаем?

-Сформулируйте проблемный вопрос .

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.

Записывают тему в тетради. (Слайд№4)

4.Выявление места и причины затруднения

(7 мин)

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

1. Предлагает понаблюдать над материалом  § 54 (Русский язык.Теория) о значениях приставки при-..

2. Учитель  предлагает понаблюдать над материалом  упр. 645.

- Определите значения приставок при-  в словах.

- Сделайте вывод о правописании приставки при-.

3. Работа с алгоритмом.

- Перед вами алгоритм (на слайде №5). Расставьте его шаги в нужном порядке.

4.Проверка выполнения задания (на слайде №6 алгоритм осуществления правильного выбора гласной буквы в приставках  при-).

5. Предлагает в парах составить опорную схему "Значения приставки ПРИ-"

Составляют план достижения цели.

На  основе  материала  учебника

делают вывод о  правописании приставки при- .

Составляют алгоритм и опорную схему.

Опорная схема: ПРИ

Приближение=

близко

Присоединение=

друг к другу

Расположение вблизи=около

Неполное действие=

чуть-чуть

5.Первичное закрепление

(10 мин)

Цель этапа: усвоение учащимися   правописания приставки при-,

графического обозначения орфограммы

1.Учитель предлагает выполнить упр. 646. (запись слов по столбикам в соответствии со значением)

2.Организует работу в группах, регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении задания.

Задание по группам: запишите слова с приставкой при- со следующими значениями:

-неполнота действия;

-приближение;

- присоединение;

- нахождение вблизи чего-нибудь.

-Какая гласная пишется в приставке?

Учитель  организует  физминутку (Слайд№7).

1. Ребята читают задание, анализируют материал, проговаривают правило, по которому  делят  слова  по столбикам, записывают  в тетрадях.

2. Работают в группе

Придумывают и записывают слова с данными  значениями приставки при-

После выполнения задания каждая группа озвучивает результат своей деятельности.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(15 мин)

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности Определить недостатки  в знаниях и умениях.

Организует деятельность по применению новых знаний, контролирует правильность выполнения задания.

1. Предлагает выполнить в парах упр.650 (подбор  однокоренных слов с приставкой при-)

2.Предлагает выполнить творческую работу.  (Приложение №1.) 

Дифференцированное задание 

1 уровень-восстановить текст,

 воспользовавшись словами для справки. (вставляют в текст пропущенные слова с приставкой при-)

2 уровень-восстановить текст, самостоятельно вставив пропущенные слова с приставкой при-.

3. Предлагает самостоятельно выполнить мини-тест (Приложение №2.)  с последующей проверкой.  (Ключ к тесту на слайде №8)

Выполняют упражнение с последующей взаимопроверкой

Знакомятся с текстом, выполняют задание творческого характера.

Вспоминают орфограмму в приставках ПРИ-.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7.Рефлексия деятельности

(2 мин)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию,  организует самооценку результатов учащихся.

-Понравилось ли вам на уроке?

-Что каждый нового узнал на уроке?

-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

Оценивает ответы. Благодарит за работу.

 Задает домашнее задание.

1.Упр.651 (1 уровень)

2.Упр.649 (2 уровень)

3.Составить памятку «Правописание приставки ПРИ-»

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

                                                                                                       

Приложение №1.

Работа с текстом

Восстановите текст, воспользовавшись словами для справки. Объясните значение приставки при-.

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь … осени. Меня не пугают дождь и грязь.

«Советую тебе, Сережа, … к осеннему лесу», - говорил отец. Он … фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.

Чудесно в осеннем лесу. Музыка в траве … . Мелкая листва облетела с … лозин. Ветер осторожно … тонкие стволики деревьев к земле. Лес … .  …  на ветке березы дятел.

Устанешь, …  , отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что … из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВКИ: приближению,  присмотреться,  приобрел,  притихла,  прибрежных, пригнул, призадумался, Притаился,  присядешь на пригорке,  принес.

Приложение №2.

Мини-тест.

1. Правописание приставки при зависит от

 А) от звонкости-глухости согласной после приставки

Б) от значения приставки

В) от ударения

2.  Укажите слово со значением неполноты действия в приставке

А) приморский

Б) приляжет

В) приползет

3. Укажите слово со значением присоединения в приставке

А) пришивать

Б) приехать

В) присесть

4. Укажите слово со значением приближения в приставке

А) призадумался

Б) придорожный

В) прикатился

5. Укажите ряд слов, в которых приставка имеет значение "близость к чему-либо". 

А) приморский, прикрыть, приостановить

Б) прибрежный, приусадебный, пришкольный

В) придорожный, привинтить, присмотреться

Г) приволжский, приделать, прицелиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"

Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...

План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".

ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок;  учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-." Презентация к уроку.

Данный материал содержит конспект урока  русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку - презентация....

Конспект урока русского языка "Правописание приставок пре- и при-"

Конспект урока русского языка "Правописание приставок пре- и при-" в 6 классе....

конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок".

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок"....