Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Прошакова Наталья Ивановна

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Учитель Прошакова Н.И., МКОУ СОШ № 1 г. Михайловки Волгоградской области.

    Тема урока: «Правописание приставок на- з,- с».

    Тип урока: урок усвоения новых знаний.

    Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся приставки на- з,- с; научатся распознавать изучаемую орфограмму, выделять морфему; смогут на практике применять теоретические знания.

    К конспекту урока прилагается презентация на тему: «Приставки на- з, -с».

Ход урока.

    I. Актуализация полученных ранее знаний.

        - Какой раздел науки о языке мы изучаем?      

        - Что изучает морфемика?

        - Что такое приставка?

        - Прочитайте слова с приставками из домашнего упражнения (№ 422) К какой группе приставок они относятся? (Неизменяемые)

Слайд №1

         - Запишите тему «Буквы з и с на конце приставок».

         - Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке?

    II. Объяснение нового материала.

Слайд №2

         - Рассмотрите слайд. Скажите, почему приставки I группы называются неизменяемые? (Они во всех словах пишутся одинаково, независимо от произношения).

         - С приставками III группы мы познакомимся в 6 классе, а сейчас обратимся к приставкам на -з, -с.

         - Предположите, почему в одних приставках на конце з, а в других с?

         - Чтобы правильно выбрать букву, нужно вспомнить кое-что из фонетики. (Показываю карточки).

         - Что вы можете сказать об этих звуках? (Звонкие согласные).

         - А об этих? (Глухие).

         - А теперь посмотрите на записанные мною слова: разводить, бесконечный, всплеск, измена, обратите внимание на подчеркнутые буквы. Сделайте вывод: от чего зависит выбор букв -з, -с на конце приставок. (Учащиеся сами формулируют правило).

         - Посмотрим, как будем рассуждать, применяя правило.

Слайд №3.

         - Прочитайте.

    III Закрепление.

  1. Распределим слова в два столбика.

Бескрайний, испечь, избавить, безбилетный, бесшумный, развернуть, возродить, исправить.(Проверяем, объясняем).

  1. Потренируемся применять данное правило, вспомним другие орфограммы.

Слайд №4.

- Выпишите слова с изученной орфограммой. Объясните.

- Найдите слова с непроизносимой согласной. Назовите проверочные слова.

- Объясните лексическое значение слова «дремотно». Назовите однокоренные слова.

- Запишите текст по памяти (закрываю слайд).

- Проверьте свою память.

Слайд №5.

    Прочитайте.

        - Объясним пропущенные орфограммы (Читаем по строчке).

        - Выпишите однокоренные слова. (На доске и в тетрадях).

        - Выпишите слова с неизменяемыми приставками, затем с приставками  на -з, -с.

        - Проговорите правило.

         - Есть ли здесь слова с приставками из III группы?

         3.  Мы знаем, что приставки образуют новые слова, придают словам разные значения.

    Определим, какие значения придают глаголам приставки раз- (рас-).

Слайд №6.

         - Выпишите глаголы с приставками.

         - Посмотрите, какие значения могут иметь приставки.

Слайд №7.

         - Назовите слова, имеющие значение «распределение по местам, по поверхности»; значение «разделение на части».

Слайд № 6.

         - Назовите эпитеты, олицетворения.

         - Выпишите третье предложение в строчку, сделайте его разбор.

Физкультминутка.

Слайд №8.

         - Мы изучаем один из интереснейших разделов русского языка- морфемику. Сейчас задание будет игровое. Будем собирать слова.

         а). Игра «Собери слово».

         - Из слова вход возьмите приставку, из слова падать возьмите корень, из слова старина- суффикс, из слова дорога- окончание.

         - Из слова бессонница возьмите приставку, из слова шуметь- корень, из слова лесной- суффикс, из слова красный- окончание.

        - Из слова рассвет- приставку, из слова цветок- корень, из слова печка- суффикс, из слова трава- окончание.

    IV Рефлексия.

        - Что нового вы узнали на уроке?

        - Какова была цель урока?

        - Кто считает, что хорошо усвоил правило?

        - Кто затрудняется?

        - Проговорим правило еще раз.

    V Домашнее задание.

     I группа- № 431.

     Остальные- сочинение- миниатюра на тему  «Утро», используя слова с изученной орфограммой.

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буквы З и С на конце приставок Цели: научиться правильно выбирать буквы на конце приставок, оканчивающихся на -з, -с; уметь делить слово на морфемы.

Слайд 2

I группа II группа III группа Неизменяемые Приставки При-пре приставки на з-с с жать раз бить при бить над пись рас править при йти пере дать вс крикнуть пре рвать

Слайд 3

АЛГОРИТМ применения правила Определяю, перед каким согласным приставка. перед глухим перед звонким Вывод: пишу С Вывод: пишу З

Слайд 4

Только петух беззаботно Весну воспевает весь день. В поле тепло и дремотно, А в сердце счастливая лень.

Слайд 5

Береза Если б дали берез… ра…ческу, И…м…нила б береза пр и ч…ску. В реч(?)ку, как в зерк…ло, глядя, Ра…чесала кудрявые пряди. И в…шло б у нее в пр и вычку По утрам з…пл…тать к…сич(?)ки. (И. Токмакова).

Слайд 6

Выпишите слова с приставкой раз (рас). 1 Вкруг гордых колоннад с старинною резьбой ель пышно разрослась. 2 Из хижин ранний дым разносится клубами. 3 Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы… 4 Уж верба вся пушистая раскинулась кругом. 5 Солнышко с неба ясный луч золотой разливает.

Слайд 7

Приставка раз-(рас-) имеет значения: 1 Распределение по местам, по поверхности ( раз ложить, раз мазать), 2 Разделение на части ( разо рвать, рас крошить).

Слайд 8

Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....

Урок русского языка. 7 класс. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-

Буквы  о и а на конце наречийс приставками из-, до-, с-...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс)

Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс) ...

Конспект урока русского языка по теме "Буквы О и А на конце наречий" 7 класс

Конспект урока составлен по требованиям ФГОС. Состоит из 9 этапов....

Конспект урока русского языка в режиме офлайн " З и С на конце приставки"

Смешанное обучение стало актуальным в последние годы. Предлагаю такой урок в 5 классе....