1.Самоопределение к деятельности. Цель: мотивация участников к учебной деятельности | 1. Здравствуйте, ребята! Начать занятие сегодня я хочу с метафоры. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий славе мудреца. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг и поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так и случилось. С пойманной бабочкой он отправился к мудрецу и спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках…» | слушают, осмысливают сказанное, делают каждый свои выводы | К.: устанавливать рабочие отношения, уметь слушать и слышать. Р.: осознавать себя как движущую силу научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к преодолению препятствий. Л.: формирование «стартовой» мотивации к деятельности |
2. Актуализация знаний, необходимых для открытия нового. Цель: повторение изученного материал, необходимого для «открытия новых знаний», выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося | Работа в парах. 1.Сыграем в «Четвертое лишнее». Найдите лишнее слово и объясните, почему вы считаете его лишним. 1) к, около, чтобы, над; 2) также, поэтому, легко, здесь; 3) если, зато, как, хотя; 4) а, но, тоже, однако.
2. Выпишите в тетрадь «лишние» слова. К какой части речи они относятся? Обсудите в парах ответ, аргументируйте его. (Если готовы, возьмитесь за руки) *Можем ли мы уже догадаться, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Какое новое открытие нам предстоит сегодня сделать? | Предлагают различные варианты. Один из вариантов: 1) чтобы – союз, остальные части речи – предлоги; 2) также – союз (служебная часть речи), остальные части речи – наречия (самостоятельная часть речи); 3) зато – сочинительный союз, остальные – подчинительные; 4) тоже – соединительный сочинительный союз, остальные – противительные.
Союзы (чтобы, также, зато, тоже) О союзах | Л.: применение правил делового сотрудничества. К.: участие в учебном диалоге. П.: поиск дополнительной информации, воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, мыслительные операции (анализ, сравнение).
Л.: применение правил делового сотрудничества. К.: участие в учебном диалоге. |
3. Выявление места и причин затруднения. Цель – организовать выявление учащимися места и причины затруднения. | * А теперь сравните пары предложений: 1.Что бы это могло быть? Чтобы к утру комната была теплая, протопи ее с вечера. 2. Тополь растет высоко, зато плодов с него никто не видел. Я огляделся и спрятался вон за то дерево. 3. Я читаю то же, что и ты. Я тоже советую тебе учиться дальше. 4. Утки, гуси также паслись на лугу. Она была так же прекрасна, как и три года назад. * Найдите союзы в примерах. Как они пишутся? * Почему другие слова, произносящиеся также, пишутся по-другому? * Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение? Какой возникает вопрос?
* Попробуйте определить, какова тема сегодняшнего урока. * Чему мы должны научиться?
Запись темы урока в тетрадь («Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.») Что такое функциональные омонимы? Можете уже ответить на этот вопрос?
|
Слитно
По какой причине, казалось бы, одни и те же слова пишутся то слитно, то раздельно? Каковы условия слитного написания союзов? Правописание союзов. Слитное и раздельное написание тоже, также, зато, чтобы и др. |
К.: выражать свои мысли в соответствии с заданными условиями коммуникации. Р.: самостоятельно выделять и формулировать проблему, основной вопрос урока, ставить цели. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: уточнить тему урока, определить последовательность действий, средства (алгоритмы модели, учебник) | Работа в разноуровневых группах по изучению нового материала. 1. Прочитайте правило в учебнике (стр. 182). Как дополнительный материал используйте учебное пособие Ю.А.Поташкиной для 6-7 классов. 2. Выполните задания в группах.
I группа. 1. Проанализируйте и запишите примеры. Назовите условия, когда союзы тоже, также, зато, чтобы пишутся слитно. 2. Сформулируйте правило. 1) Планы мои растут, и двух жизней не хватит, чтобы все исполнилось. 2) Отцу не хотелось разговаривать, Инна тоже молчала. 3) Он был очень грязный, зато веселый. 4) Все также будет вихрь крутить метельные снега.
II группа 1. Перепишите в тетрадь таблицу. 2. Заполните ее примерами из упражнения. 3. Подготовьте связный ответ о правилах слитного и раздельного написания функциональных омонимов. функциональные омонимы пишутся |
| слитно, если это союз | раздельно | 1. Частицы бы, же нельзя перенести в другое место или отбросить. | 1. Частицы бы, же можно перенести в другое место или вообще отбросить. | 2. Зато = но | 2. Сочетания с бы, же могут иметь указательное значение | 3. Чтобы = для того чтобы | 3. К словам так же можно задать вопрос – как? | 4. Также, тоже = и. Также = тоже | 4. К словам то же можно задать вопрос – какое? |
| 5. За сочетанием то же следует что. |
| 6. За сочетанием так же – как. |
Примеры 1. Пахарь не поет, зато плотники, каменщики – неумолкающие певцы. 2. А вы хотели бы, чтобы к вам вернулось детство? 3. Он уставил на меня заплаканные и в то же время ликующие глаза. 4. Что бы я с ним стал делать, если бы подписавший нарушил условия. 5. Неужели их осталось так же мало, как нас? 6. Анисиму тоже отыскали хорошую невесту. 7. Не только страданием дышало ее лицо, оно пылало также ненавистью. 8. Невзлюбила его Даша за то, что он был безответственным. 9. Он поступил так же, как его отец. 10. И завтра то же, что вчера.
III группа 1. Прочитайте примеры, запишите их в тетрадь, раскрывая скобки. 2. Какие еще функциональные омонимы вам встретились? 3. Создайте свой алгоритм отличия союзов от омонимичных форм. Упражнение. 1. Что (бы) она ни делала, старик только умилялся. 2. Потом выезжал старик, что (бы) показать свою новую лошадь. 3. Я кое-что то (же) понимаю. 4. Я оставался (при) том, что имел. 5. Он выбрал самое маленькое яблочко, (при)том гнилое. 6. (И) так, все окончено. 7. Я упал (и) так ушиб ногу, что пришлось обратиться к врачу. 8. (При) том заявлении приложены документы. 9. Ученикам раздали листочки с заданиями, (при)чем предупредили, что на решение дается два часа. 10. (По) тому, как юноша и девушка обгорели, мы поняли, что на море они первый раз. 11. По мосту движение запрещено, потому и мы поедем в объезд.
| Обучающиеся строят проект выхода из затруднения: ставят цель, уточняют тему урока, определяют последовательность действий, средства для достижения цели
I группа дает связный ответ с примерами.
II группа дает образец рассуждения с примерами.
III группа объясняет примеры, отработанные самостоятельно
| П.: мыслительные операции, выделение и поиск необходимой информации. Р.: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения
Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель задания.
Л.: формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения задания. |
8. Включение в систему знаний и повторение | Первичная проверка знаний. Тест с самопроверкой. Тест: + слитное написание, союз - раздельное написание, не союз 1. По окончании митинга народ разошелся так же быстро, как и собрался. 2. Олегу тоже не сиделось в бричке. 3. Мой друг увлекается плаванием, а также гимнастикой. 4. Чтобы писать грамотно, надо знать и теорию. 5. Все очень устали, зато цели достигли.
| Закрепление изученного материала, творческая работа | Л.: положительное отношение к процессу познания, применение правил делового сотрудничества |
9. Рефлексия учебной деятельности. Цель: полученный результат соотнести с поставленной целью, фиксация неразрешенных затруднений. | * Чему вы научились сегодня на уроке? * Можем ли мы теперь объяснить, почему созвучные сочетания (союзы и местоимения с частицами) пишутся по-разному? Что такое функциональные омонимы? * Какие задания вам показались наиболее интересными? * Оцените свою работу на уроке. * Рассмотрите свои оценочные листы и сделайте выводы о своей работе на уроке. Все ли было легко? Или были трудности? Смогли ли вы применить свои знания на практике?
И закончить нашу работу я предлагаю еще одной метафорой: Жила-была гусеница. Целыми днями медленно ползала она по веткам дерева. Но однажды она остановилась и начала вить кокон. Постепенно она обволакивала себя тонкими шелковыми нитями и скоро полностью скрылась из глаз. Внутри кокона было мягко, тепло и темно. Гусеница чувствовала, что с ней что-то происходит. Прошло некоторое время, и в коконе гусенице стало тесно. Она напрягла все силы, кокон лопнул, и ее залил яркий солнечный свет. Вокруг был удивительный мир, полный красок, звуков и открытого пространства. Сначала гусенице стало страшно – что она будет делать теперь без кокона, который согревал и защищал ее? Она взглянула вниз: под ней расстилался огромный луг, полный цветов Волшебное чувство свободы наполнило ее. Она раскрыла большие разноцветные крылья и полетела. Так гусеница превратилась в бабочку… | Самооценка обучающимися собственной учебной деятельности
Функциональные омонимы – это совпадающие по звучанию этимологически родственные слова, относящиеся к разным частям речи.
| Р.: контроль и оценка способов своей деятельности. |