Учебно-методическая разработка урока русского языка по теме:"Слитное написание союзов".
методическая разработка по русскому языку по теме

Королёв Олег Николаевич

Данная разработка содержит актуальный материал,призванный помочь учителю более качественно излагать учащимся такой материал,как правописание союзов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slitnoe_napisanie_soyuzov.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

1

Учитель: Королёв Олег Николаевич, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №18, г.о. Коломна, Московской области; преподаватель НТЭТ  

                            Урок по теме: «Слитное написание союзов». 7 класс.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся.

Цель урока: отличать союзы от самостоятельных частей речи для правильного написания.

                  Задачи:

- обучающие: закрепление знаний и умений правописания союзов и самостоятельных частей речи с предлогами и частицами;

-развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; развитие устной и письменной речи; развитие памяти, внимания, логического мышления; создавать психологически комфортную обстановку на уроке;

-воспитательные: гуманистическая направленность обучения; обучающиеся работали с текстами, взятыми из художественной литературы; организация активной мыслительной деятельности учащихся; воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку. 

                                           План.

1. Проверка домашнего задания.

2. Новый материал.

а) Работа с таблицей.

б) Сравнить предложения.

3.Упр. 296(устный анализ).

4.Трен. упр. ( работа в парах).

5. Д./ з. упр. 297

6. Самостоятельная работа.

_________________________

7.Редактирование текста.

Ход урока:

   Орг.момент:  Сегодня мы продолжаем изучать общую тему « Союзы». У нас пятый урок по этой теме, завершающий. Через 2 урока мы будем писать диктант по этой теме. Работать будем по следующему плану...(на доске)

1. Дома вы делали морфологический разбор союзов и повторяли сочинительные и подчинительные союзы.

(К доске выходит 1 ученик делать морфологический разбор. Еще 2 ученика заполняют таблицу.

             ( из упр. 293 разобрать 3 союза.) 

            2 ученика у доски готовят сообщение на тему «Различение на письме союзов и самостоятельных

              частей речи»          

        

Образец таблицы, заполняемой учащимися на доске:

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ:

Соединительные (и, да (=и), не только-но и, как-так и);

Разделительные (или (иль), либо, то-то, не то-не то);

Противительные (а, но, да (=но), однако, зато).

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ:

Причинные (потому что, оттого что, благодаря тому что, в связи с тем что);

Целевые (чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы);

Уступительные (несмотря на то что, как ни);

Изъяснительные (что, чтобы, как);

Сравнительные (как, будто, словно, точно);

Условные (если, если бы, как скоро, раз, ли);

Временные (когда, едва, лишь, лишь только).

Проверка. Выставление оценок в оценочные листы.

2.        Посмотрите на 2 предложения, записанные на доске.

Чем отличаются они друг от друга? В каком предложении есть союз?

1.        Сережа выполнил задание, я тоже его сделал.

2.        Серёжа выполнил то же задание, что и я.

-Можем ли мы задать вопрос к слову тоже в первом предложении? (нет).

А во втором? (да: какое?).

-Раз в первом предложении мы не можем задать вопрос, следовательно, тоже не является членом предложения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

А во втором-определение.

-Можем ли мы тоже заменить другим союзом? (да: и я его сделал).

А во втором убираем частицу же.

          (Открывается таблица: как отличить союз от местоимения или наречия)

      В первом предложении же опустить нельзя, во втором-можно. Следовательно, в 1-союз, во втором-местоимение с частицей.

Разберем еще 3 пары предложений ( на доске разбирает учитель с комментарием).

1 . Оля легко решает задачи, сочинения также хорошо пишет.

Оля так же решила задачу, как и все остальные.

  1. Родители просили, чтобы в походе мы были осторожны.

Что бы мне рассказать вам интересное?

  1. Ты        долго трудился, зато получил хорошие результаты.

Моего друга хвалили за то, что он отлично выполнил работу.

  1. упр.296(устный        анализ).

Так же названы...

То же слово включено...

Распространено также и в других местностях...

Плёс тоже является названием...

(Оцениваются ответы самых активных учащихся(в оценочные листы).

  1. Тренировочные        упражнения (в парах).
  1. вариант:
  1. Доброта для души то же, что здоровье для тела.
  2. Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже молча.
  3. Так же, как и вчера, на площади шумели люди.
  4. Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен.
  1. вариант:
  1. Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.
  2. В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась также одна странная рыбка.
  3. Всё было так же, как всегда.
  4. Песня за домом смолкла, зато за прудом соловей заводил свою.

Предложения записаны на карточках, вложенных в файлы. Фломастером на файле учащиеся делают знак разделения или соединения. Взаимопроверка по контрольным картам.

Оценку-в оценочный лист.

  1. Дом.        задание. Упр. 297.
  2. Самостоятельная работа (Тест):

  1. Союз пишем слитно, ставим +. Не союз-раздельно, ставим
  1. Его друзья отлично играют в футбол, брат играет так же, как и они.
  2. Мне он тоже советует заниматься спортом.
  3. Олегу тоже не сиделось в бричке.
  4. Так же, как в море, над лугами дуют свежие ветры.
  5. Все очень устали, зато цели достигли.
  1. Укажите правильный вариант объяснения написания выделенного слова (выделенных слов) в предложении «Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать. Инна (то)же молчала».

1)                 тоже — всегда пишется слитно;

2)                 то же — всегда пишется раздельно;

3)                 тоже — здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4)                 то же — здесь местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.

    3.   Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

В ТО(ЖЕ) время по другую сторону парка в прохладной столовой Варвара Ивановна сидела одна    

у потухающего самовара.

1) ТО(ЖЕ) – всегда пишется слитно;

2) ТО(ЖЕ) – всегда пишется раздельно;

3) ТО(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

            4) ТО(ЖЕ) – здесь это местоимение ТО с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно

  1. Итоги урока. Выставление оценок.

  1. Редактирование текста:

1.Чтобы быть по-настоящему грамотным человеком, нужно постоянно обращаться к книгам. 2.Как муравей ухитряется поднять ношу во много раз тяжелее своего веса – то же загадка. 3.Тоже слово, да не так бы молвить. 4.Бревно через воду, и скрипучий деревянный мосток, и гулкий железнодорожный мост существуют для того, что бы мы не засиделись на одном берегу, чтобы вода не служила препятствием для тех, кто хочет куда-то идти, что-то искать. 5.Чтобы вы не делали, чембы вы не занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. 6.Коротко, за то ясно. 7.Он торопился от того, что боялся опоздать. 8.Тут была елань – то же место, что зимой в пруду прорубь. 9.Настя бросилась было в сторону, где маячили два дерева, - там то же тропы не было.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи" ( 6 класс)

Цель урока: систематизировать и обобщить правила правописания НЕ с разными частями речи....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Союз"

Методическая разработка урока русского языка  по теме "Союз" с использованием ИКТ направлена на организацию повторения и обобщения изученного по данной теме в 7 классе....

Учебно – методическое пособие к уроку русского языка по теме «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях»

Данное пособие предназначено для учителей и учеников, изучающих тему «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях» .В нем представлен алгоритм последовательности учебных...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»

·                  ПРЕЗЕНТАЦИЯ  к уроку  закрепления  знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего вр...

План-конспект урока русского языка на тему "Слитное написание союзов тоже, также, зато"

Урок повторения и совершенствования знаний учащихся по теме "Союз", с использованием современных развивающих технологий. Формирование навыков слитного написания союзов, развитие творческой, речевой и ...

Учебно-методическое пособие для уроков русского языка по теме: Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Учебно-методическое пособие содержит алгоритм написания сочинения-рассуждения при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ...

Конспект урока русского языка «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написа...