урок русского языка в 7 классе "Роль частицы в предложении"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Шелудченко Анна Викторовна

урок-исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon роль частицы в предложении81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Роль частицы в предложении

Класс 7 «А»

Учитель   Шелудченко Анна Викторовна

Тип урока:  урок-исследование.

Цели урока:

  1. Формировать и развивать у обучающихся познавательные, исследовательские компетенции.
  2. Обобщить полученные ранее знания о частице как служебной части речи.

  3. Закрепить умения видеть частицы в тексте, определять их разряды.

  4.  Рассмотреть роль частицы в предложении.

 5. Воспитывать сознательное отношение к языку,   способствовать  развитию интереса к изучению предмета «Русский язык».

Задачи урока:

  1. Познакомить обучающихся с ролью  частицы в предложении.
  2. Развивать познавательный интерес.
  3. Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.
  4. Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  5. Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию.
  6. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, т.е. совершенствовать свои коммуникативные умения.
  7. Развивать умение публично выступать.
  8. Вспомнить басни И.А.Крылова.

Планируемые результаты:

  1. Обучающиеся знают функции частицы как служебной части речи, определяют значимость частицы в предложении и тексте.
  2. Обучающиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.
  3. Обучающиеся осуществляют коммуникативные действия: участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.
  4. Обучающиеся используют приобретенные знания в творческой работе.
  5. Обучающиеся совместно с учителем проводят исследовательскую работу
  6. Обучающиеся проводят личностную рефлексию.

 Формы и методы работы: 

поэтапная исследовательская деятельность, основанная на создании учебных ситуаций и их решении, частично-поисковая деятельность, беседа, проблемные ситуации, диалог, работа с текстом, наглядность,  информационно – коммуникативная технология.

   Оборудование:  ноутбук, проектор, экран, плакат «Разряды частиц», кроссворд «Роль частиц в предложении», портрет И.А.Крылова.

                                                    Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята! Все готовы к работе?  Начиная урок, улыбнемся друг другу и пожелаем мысленно всем здоровья и чудесного настроения.

Сегодня на уроке вы будете исследовать, анализировать и  делать соответствующие выводы.

Если вы постараетесь, то сами определите тему урока и цели нашего занятия.

2.Для того, чтобы вспомнить, какую часть речи вы изучали на предыдущих уроках, мы проведем с вами лексическую работу. К данным словам подберите антонимы и запишите их во 2 столбик.

Родной –                  чужой

неряшливый –         аккуратный

горький –                 сладкий

светлый –                темный

ложный –                истинный

разбитый –              целый

пассивный -            активный

Слайд №1.

Прочитайте сверху  вниз первые буквы слов второго столбика. У нас получилось слово «частица».  Кстати, в литературоведении такой приём прочтения по первым буквам каждой стихотворной строки называется «акростих».

Теперь давайте вспомним

- Что же такое частица?

- Почему частица не является самостоятельной частью речи? («нельзя поставить вопрос», «не является членом предложения», «выполняет служебную функцию» и др.)

-Имеет ли частица грамматические признаки?

Слайд №2. (признаки частицы)

Этап целеполагания.

С чем же ещё  предстоит познакомиться при изучении данной части речи?

Сегодня мы  вспомним всё, что вы знаете о частице, научимся видеть частицы в тексте и определять их роль в предложении.

Слайд №3

Определение темы урока и её запись на доске и в тетради «Роль частицы в предложении»

 

Исследовательская работа

Для чего же всё-таки нужны  частицы в нашей речи?  Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю провести исследовательскую работу.

Слайд №4

На листах, которые я вам раздала, напечатан текст Паустовского. Прочитайте его и на месте пропусков вставьте соответствующие смысловые частицы.

(Зачитать кому-то.)

Слайд №5.

А теперь давайте посмотрим, какие частицы употребил сам Паустовский.

Прочитайте текст и подумаете,  как его можно озаглавить?

Что они вносят эти частицы в предложения?

         Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

        А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное.

        О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне.

                       (По К. Паустовскому)

(ВОТ – выражает указание, ИМЕННО – выражает уточнение, НЕ – выражает отрицание, ЛИШЬ – выражает выделение, ограничение, ЖЕ - усиление)

Вывод: роль частиц в тексте велика. Частицы придают предложениям дополнительный смысловой оттенок, эмоциональность и выразительность.

Слайд №6.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова,

Давайте жить, во всем друг другу потакая, -

Тем более что жизнь короткая такая.

Прочитайте строки из песни Булата Шалвовича Окуджавы «Пожелание друзьям», найдите в них частицы и определите их значение. (Давайте – частица формообразующая, ставящая глаголы понимать, жить в форму повелительного наклонения.) Следовательно, предложение становится побудительным по цели высказывания.

Чему же учит это четверостишие?

Учит дружбе. Учит понимать друг друга, прощать, то есть призывает к толерантности.

Слайд №7.

Толерантность – способность человека  слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнение, отличное от своего.

(Употребляется при присоединении придаточной части сложноподчиненного предложения, содержащей дополнительный и существенный довод; тем более… что…)

Работа с учебником.

Итак, мы уже какой раз убеждаемся в том, что частицы украшают нашу речь, дают возможность полно и точно выражать свои мысли. А в художественной литературе частицы вообще не заменимы.  

Давайте прочитаем басню Ивана Андреевича Крылова «Лисица и виноград» и определим роль частиц  в этом произведении.

 Упр. 844 (стр.165 учебник Львова)

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен - ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь".

Лишь – выделительно-ограничительная частица акцентирует внимание на том, что для Лисы единственное препятствие – это высота расположения винограда; ни (зайдёт) – усиливает отрицание; хоть (это слово очень похоже на подчинительный союз, но в данном предложении при наличии  сочинительного союза да в значении но, является усилительной частицей (можно заменить «и даже видит око» ;  ну что ж – сочетание усилительных частиц выражает то, что Лиса вынуждена смириться с создавшимся положением и отказаться от лакомства; -то – выделяет слово «взгляд» и подчёркивает его значение для выражении мысли – «только с виду хорош».        

Запись предложений на доске и в тетрадях с параллельным разгадыванием кроссворда «Смысловые частицы». Частицы обвести в рамочки.

Иван Андреевич Крылов писал свои произведения понятным, простым языком. И, наверное, нет у него ни одной басни, где не встречались бы частицы. Сейчас я вам предлагаю записать некоторые фразы из его басен и параллельно разгадать кроссворд «Роль частицы в предложении». Какой смысловой оттенок придают предложениям частицы? Запишите ответы в кроссворд в форме имён существительных в именительном падеже.

  1. Осёл увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!» («Осёл и Соловей») -Ка – смягчает требование повелительного глагола. (смягчение)

  1. Вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры. («Квартет») Вот – частица указательная.

(указание)

3. «Соседка, слышала ль ты добрую молву?»-

Вбежавши, Крысе Мышь сказала.  («Мышь и Крыса.») Ль – вопросительная частица. (вопрос)

  1.  Если голова пуста,

То голове ума не придадут места.  («Парнас») Не – отрицательная частица. (отрицание)

  1. А Васька всё-таки курчонка убирает. («Кот и повар») Всё-таки – усилительная частица. (усиление)

6.  Что за уха! Да как жирна…                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              («Демьянова уха») Что за как – восклицательные частицы. Да – усилительная. (восклицание)

  1. Великий человек лишь громок на делах. («Две Бочки»). Лишь – ограничительная частица. (ограничение)

Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз.

Слайд №8.

Следующий этап урока – конструирование микротекстов по предложениям.

1. Я приглашаю вас сегодня в гости.

   2. И я приглашаю вас сегодня в гости.

   3. Я приглашаю и вас сегодня в гости.

   4. Я приглашаю вас и сегодня в гости.

- Какой частью речи является И в этих предложениях?  (усилительная частица). Аргументируйте свое мнение. (Частица, т.к. союз связывает однородные члены или части сложного предложения).

 Я вам предлагаю написать микротексты, используя одно из этих предложений.

- Сравните 4 предложения. Одинаковую ли информацию они содержат? Как вы это установили?

 Какие получились микротексты: одинаковые или разные? Почему?

(По второму: «Я слышала, что вас пригласили в гости сначала дедушка с бабушкой, а позднее – моя одноклассница Люда. И я приглашаю вас сегодня в гости».

По третьему: «У меня сегодня соберутся самые близкие мне люди. Я приглашаю и вас сегодня в гости».

По четвертому: «А приглашаю вас и сегодня в гости, хотя все последние дни мы так и не расставались»).

- Сделайте выводы:

1. Могут ли частицы «путешествовать» по предложению? Произвольна ли позиция частицы в высказывании?

2. Помогают ли частицы восстановить контекст, подсказать, о чем говорилось прежде, и предсказать продолжение текста?

(Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим перед тем словом, словосочетанием и даже предложением, которое важно, значительно для автора), то есть частицы логически выделяют слова в предложении.

А теперь давайте сделаем выводы по сегодняшнему уроку.

Слайд №9

Выводы: в предложении частица играет очень важную роль, так как она придаёт ему дополнительный смысловой оттенок. Частицы усиливают  эмоциональность и выразительность речи, логически выделяют слова или словосочетания, могут выражать отношение говорящего к достоверности происходящего (как бы, едва ли, вряд ли). В основном частицы используются в разговорной речи, а также в художественной и публицистической. Частица – наиболее употребительная часть речи.

Слайд №10 (портрет Кривина)  !!!!!!!!!!! если останется время

Знакомство с миниатюрой Феликса Давидовича Кривин

«Бы, Ли, Же».

Бы, Ли, Же... Это не просто служебные слова. Их нельзя смешивать с какими-то Кое или Нибудь, которые примазываются к членам предложения, держатся за них своей черточкой.

 Частицы Бы, Ли, Же не таковы; несмотря на свое служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов – это нужно всегда помнить.

 Каждая из них занята своим делом – старается подчеркнуть главную мысль.

 А в неслужебное время... О, о чем только не говорят служебные слова в неслужебное время!

 – Если бы у меня было не две, а три буквы, – говорит частица Бы, – я бы такое сказала!

Ах, эта частица Бы, какая она мечтательница!

 – Вряд ли, – возражает ей частица Ли, верная своей привычке во всем сомневаться. – Да нужна ли тебе лишняя буква?

 – Это же пустой разговор, – останавливает их Же, привыкшая реально смотреть на вещи. – Тебе же вполне хватает двух букв – больше не положено по правописанию.

 Так спорят в свободное время эти частицы. Хотя все они служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному:

 Бы мечтает,

 Ли сомневается,

 Же утверждает.

 И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживете!

Итог урока.

Оценка за сегодняшний урок всем одна: Молодцы! Спасибо! Но всё же некоторые из вас получают и обычные отметки:

Домашнее задание.  

1группа. Выполнить упражнение 357.

2 группа. Написать сочинение – рассуждение на тему «Зачем нужны частицы в предложении?»

Перед вами находятся небольшие таблички, с помощью которых вы должны оценить свою работу на уроке.

Слайд №11

Рефлексия.

Оценочный лист

Дата проведения урока: 19 апреля   2012г.    Класс: 7 А Предмет: русский язык

Тема урока: «Роль частиц в предложении»

Фамилия, имя обучающегося…………………………………………………………….

Сегодня на уроке

Что нового Я узнал

Чему Я научился

Где мне пригодятся полученные знания

За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому что…………………

……………………………………………………………………………………..

Литература.

1. Н.В.Егораева. Поурочное планирование по русскому языку в 7 классе по учебнику Н.Баранова.М, «Вако», 2006г
2.Учебник  М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. для 7 класса по русскому языку .М. «Просвещение» 2009г.

3.Учебник  Львова для 7 класса по русскому языку.М,2010г

4. Русская словесность. Русская басня. Санкт-Петербург «Авалон», 2007г.

4. Н.В.Сиденко «Русский язык. Поурочные планы. 7 класс» Волгоград «Учитель», 2001г
5.Электронный курс «Активные методы обучения».

6.Электронный курс «Технология интерактивного обучения»

Этапы урока

Цели этапа

Приёмы и методы

Цели приёмов и методов

Вызов

Активизация каждого ученика;

Актуализация знаний;

Развитие связанной речи;

Развитие логического мышления.

Анализ заголовка по особым вопросам;

Подобрать определение заголовку;

Рассказ-предположение.

Активизация каждого ученика;

Расширение словарного запаса, умения давать характеристику;

Развитие мышления, устной и письменной речи

Осмысление

Организация активного восприятия текста; Направление усилий на степень понимания текста

Чтение с остановками;

Постановка вопросов разного типа;

Открытый финал.

Организация активного чтения;

Отслеживание уровня понимания текста; Развитие образного мышления.

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретённого читательского опыта;

Обобщение на уровне личностных впечатлений

Написание сочинения-размышления.

Развитие умения выделять главное;

Обобщение на уровне личностных впечатлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."

Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс

Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...

Урок русского языка "Раздельное написание частицы не и ни в отрицательных местоимениях"

Урок  по УМК под редакцией Е.В.Бунеева. Тип урока - комбинированныйс мультимедийным сопровождением...