урок русского языка в 7 классе "Использование частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Коломиец Светлана Григорьевна

Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе, направленного на закрепление знаний о частицах и формирование умений отличать частицу ни, союз ни-ни, приставку ни. Урок состоит из тренировочных упражнений, творческого задания и теста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Ейский район

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация гимназия № 14 имени первого летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина  г. Ейска

муниципального образования Ейский район, Краснодарского края

Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе

«Использование частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ».

Автор : Коломиец Светлана Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории.

2016г.

Тема: «Использование частицы ни, союза ни-ни, приставки ни»

 Цели: отработка навыков использования и различения  частицы ни, союза ни-ни, приставки ни.

Задачи:

1)формировать умения различать частицу ни, союз ни-ни, приставку ни;

2)развивать мышление, логику, внимание, память, речь;

3)воспитывать любовь и уважение к родному языку. 

Программа: Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык, 5-9 классы». М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. - М.: Просвещение, 2010 г.  

Учебник:  «Русский язык 7 класс». Авторы: М.Т.Баранов, Т.А Ладыженская и др.: «Просвещение», 2010г.

Оборудование: компьютер 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слово учителя:

-Ребята, сегодня обобщим знания о частице,  научимся отличать и использовать частицу ни, союз ни-ни и приставку ни.

  1. Основная часть.

1.Фронтальный опрос:

-Что такое частица?

-На какие группы делятся частицы?

-Что такое формообразующие частицы?

-На какие группы делятся смысловые частицы?

-Как пишутся частицы?

2.Тренировочные упражнения.

1)Выборочный диктант.

-Выпишите предложения с частицами, укажите их разряд.

1.Вещь неценная, да дорога как память.

2.Вот пошел он в лес да заблудился.

3.Да говорите скорее!

4.А знаете ли вы, что летчик Молоков-герой Советского Союза?

5.Всем было ясно, что малышу тоже хотелось участвовать в параде.

6.Какие-то некошеные травы расстилались предо мной.

7.Задача-то решена верно!

8.В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.

9.В одиночку ничего не сделаешь.

10.Вряд ли вы знали об этом.

11.Он спрятался за то дерево, что и я.

12.Пусть он расскажет эту историю до конца!

13.Если бы я мог, я вернул бы все назад.

2).Творческое задание: составьте предложения, используя частицы НЕ и НИ. Для составления предложений используйте подсказки.

1. Частица выражает отрицание.

2.Частица выражает утверждение.

3.Частица используется в предложениях без подлежащего для выражения утверждения.

4. Частица используется для усиления отрицания.

5. Частица используется для выражения утверждения после слов КТО,ЧТО.

6. Частица используется в устойчивых оборотах речи.

Например: 1. Он не был сегодня в школе (выражает отрицание).

3).Комментированное письмо (по цепочке у доски).

1.В Ленинграде не работали ни водопровод, ни отопление.

2.Как ни голодали люди, ни у кого не возникло мысли, что лебедей можно съесть.

3.Мишка не любил долго раздумывать ни над своими, ни над чужими решениями.

4.Егор ни разу в жизни не видел ни одой настоящей картины.

5.Все, что было вчера,- никогда больше не повторится.

6.Что бы ты ни делал, никогда не забывай о справедливости.

 7.Не нужно  для меня ни блага богачей, ни почестей правителей могучих.

8.От страха он был ни жив ни мертв.

3.Закрепление.

Тест с взаимопроверкой.

1.Отметьте частицы:

а) даже,    б)чтобы,     в)если,      г)пускай.

2. Отметьте усилительные частицы:

а)бы,     б)вот,     в)уж,      г)ведь.

3. Отметьте формообразующие частицы:

а)как,    б)пусть,     в)более,     г)ли.

4. Отметьте дефисное написание частиц:

а)все(таки),              б)ответь(ка),            в)найди (же),           г)(не)ходи туда.

5.Отметьте словосочетания с частицей НЕ:

а)н…мешай мне                   б)н…бывать этому          в)н…минуты простоя          г)нет н…одного места.

6.Отметьте предложения с частицами:

а)Чтобы уметь, надо учиться.

б)Не обижайся на меня.

в)Нет ни желания, ни возможностей.

г)Куда ни глянешь- люди.

Ключ: 1-а,г;  2-в,г;  3-б,в;  4-а,б;  5-а,г;  6-б,г.

  1. Итог.

Выставление оценок.

Домашнее задание: упр.412.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование частицы ни, союза ни-ни, приставки ни Коломиец Светлана Григорьевна, учитель русского языка и литературы МБОУгимназия № 14г.Ейска

Слайд 2

-Что такое частица? -На какие группы делятся частицы? -Что такое формообразующие частицы? -На какие группы делятся смысловые частицы? -Как пишутся частицы? Фронтальный опрос

Слайд 3

1. Частица выражает отрицание. 2.Частица выражает утверждение. 3.Частица используется в предложениях без подлежащего для выражения утверждения. 4. Частица используется для усиления отрицания. 5. Частица используется для выражения утверждения после слов КТО,ЧТО. 6. Частица используется в устойчивых оборотах речи. Составьте предложения, используя частицы НЕ и НИ. Для составления предложений используйте подсказки

Слайд 4

1.Отметьте частицы: а) даже, б)чтобы, в)если, г)пускай. 2. Отметьте усилительные частицы: а)бы, б)вот, в)уж, г)ведь. 3. Отметьте формообразующие частицы: а)как, б)пусть, в)более, г)ли . 4. Отметьте дефисное написание частиц: а)все(таки), б)ответь( ка ), в)найди (же), г)(не)ходи туда. 5.Отметьте словосочетания с частицей НЕ: а)н…мешай мне б)н…бывать этому в)н…минуты простоя г)нет н…одного места. 6.Отметьте предложения с частицами: а)Чтобы уметь, надо учиться. б)Не обижайся на меня. в)Нет ни желания, ни возможностей. г)Куда ни глянешь- люди. Тест с взаимопроверкой.

Слайд 5

1-а,г; 2-в,г ; 3-б,в; 4-а,б; 5-а,г; 6-б,г . Ключ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...

Урок русского языка в 5 классе пл теме: "Гласные в приставках ПРИ- и ПРЕ-"

Цели урока:*Формирование у учащихся знаний и умений по правильному употреблению в словах приставок при- и пре-.*Развитие аналитического мышления, развитие познавательных, частично- поисковых умений, р...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»

Конспект написан в соответствии с  ФГОС основного общего образования. Тип урока: урок усвоения новых знаний....

Урок русского языка "Раздельное написание частицы не и ни в отрицательных местоимениях"

Урок  по УМК под редакцией Е.В.Бунеева. Тип урока - комбинированныйс мультимедийным сопровождением...

Разработка технологической карты урока русского языка в 6 классе на тему: «Гласные в приставках пре- и при-»,

Разработка технологической карты урока русского языка в 6 классе на тему: "Гласные в приставках пре- и при-". Задачи: Образовательные:- с формировать представление о правописании приставок п...