Урок русского языка в 9 классе. Тема урока: «Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Графика» (продолжение темы).
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Фонетика. Орфэпия. Графика". Присутствуют все необходимые этапы урока. Проверка домашнего задания способствует актуализации знаний учащихся. Повторение и обобщение материала выполняется с использованием текстов разных видов (поэтический, прозаический). Задания носят разнообразный характер: звуковой и орфоэпический анализ слов, работа со словарями, работа с текстом, решение тестовых заданий. Учащиеся работают и индивидуально, и в парах (взаимопроверка). Урок заканчивается самостоятельной работой, подводящей итог (фонетический разбор). Все задания, предложенные учащимся во время урока, способствуют успешному выполнению итоговой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе (по программе М.М. Разумовской).

Тема урока: «Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Графика»

                     (продолжение темы).

Цели урока: обобщить сведения по фонетике и графике, орфоэпии.

Задачи урока.

Воспитательные задачи:

  • воспитание интереса и уважения к русскому языку;
  • воспитание чувства ответственности за свою работу.

Образовательная задача:

  • закрепление навыков фонетического и орфоэпического разбора.

Развивающие задачи:

  • развитие связной речи учащихся;
  • совершенствование навыков работы с орфоэпическим словарём;
  • развитие умения быстро реагировать на поставленные перед учеником задачи за короткое время при выполнении тестовых заданий.

Оборудование и материалы: учебник, рабочие тетради, письменные принадлежности, классная доска, карточки с тестовыми заданиями, раздаточный материал для анализа текста.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветственное слово учителя.

Постановка целей перед учениками.

2. Проверка домашнего задания. (Актуализация знаний, повторение пройденного).

Упражнение 13. Используя данные тезисы, расскажите об особенностях произношения русских гласных и согласных звуков. Приведите примеры на каждый тезис.

1). Гласные звуки под ударением произносятся отчётливо, хорошо различаются.

2). В безударном положении не все гласные различаются. Звуки [и], [ы], [у] – различаются; звуки [э], [а], [о] произносятся ослаблено, неотчётливо.

3). Звонкие согласные на конце слова и перед глухими оглушаются.

4). Глухие согласные перед звонкими озвончаются.

5). Согласные перед е в словах иноязычного происхождения в одних случаях произносятся мягко, в других – твёрдо, а нередко и твёрдо, и мягко.

(Учащиеся рассказывают об особенностях произношения русских гласных и согласных звуков, приводя примеры на каждый тезис).

3. Обобщение и закрепление материала.

1. На доске написан текст. Задание: прочитайте выразительно отрывок из стихотворения И. Бунина, какую картину вы представляете, какие средства использует автор?

Спят поляны луговые, спит безмолвно тёмный лес,

Только звёзды золотые смотрят ласково с небес,

Только скоро сад зелёный зашумит своей листвой,

Зажурчит ручей студеный серебристою струёй.

Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя:

1). Сколько раз в первой строчке встречается звук [а]?

2). Сколько звуков [о] во второй строчке? Сколько букв? Какой вывод следует сделать?

3). В каких словах количество звуков больше, чем букв?

Задание: выпишите эти слова и с помощью транскрипции покажите это несовпадение. (Задание выполняется на доске и в тетрадях).

Вопрос учащимся: чем объясняется это несовпадение?

2. Задание: выполните орфоэпический и фонетический разбор слова поляны. (Разбор на доске и в тетрадях с объяснением).

3. На доске написаны слова.

Свекла, квартал, шофер, магазин, процент, каталог, инструмент цемент, обеспечение, щавель оптовый, кухонный, красивее, иконопись, досуг, мельком, повторит, повторим, повторят, средства, столяр, облегчить, газопровод, изобретение, поняла, понял, собрала, баловать, балую, ремень, ходатайство, начать, начали, диалог, звонит.

Задание: расставьте ударение в данных словах, проверяя себя по орфоэпическому словарю.

(Самостоятельная работа учащихся). Проверка задания.

4. Учащимся предлагается выполнить небольшой тест с целью отработки навыков выполнения тестовых заданий.

  1. В каком слове происходит оглушение согласного звука?
  1. последний
  2. подгонка
  3. ракушка
  4. смазка

  1. В каком слове (словах) звуков больше, чем букв?
  1. семья
  2. проезд
  3. повесть
  4. есть

  1. В каком слове произносится гласный [а]?
  1. прямой
  2. пряник
  3. пояс
  4. тучами

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
  1. звОним
  2. Оптовый
  3. нАчал
  4. цЕмент
  1. В каком слове ударение на втором слоге?
  1. поняла
  2. начать
  3. свекла
  4. магазин

После выполнения теста задания проверяются и обсуждаются.

5. Анализ текста.

Учащимся раздаётся текст.

                      ____________________________                                          

Русский язык пр..нёс нам из д..лёких времён редкий подарок – «Слово о полку Игореве» его ст..пную ширь и гореч.. трепет синих зарниц звоны м..чей.

Этот язык украшал сказками и песнями тяж..лую долю простого русского человека. Он был главным и праз..ничным ласковым и разящим. Он гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев томительно звучал в ст..хах Пушкина гудел, как колокол на башн.. вечевой, у Лермонтова р..совал гр..мадные полотна русской жизни у Толстого Герцена Тургенева Достоевского Чехова был гром..подобен в устах Маяковского прост и строг в р..здумьях Горького колдовскими напевами зв..нел в строфах Блока.

Нужны, конечно, целые книги, что(бы) рас..казать о всём велик..лепии красоте неслыханной щедрости нашего действительно в..лшебного языка.

  1. Выразительное чтение текста вслух одним из учащихся.
  2. Задания по тексту.

1). Беседа с учащимися по тексту.

  • Назовите ваши впечатления о тексте.
  • Озаглавьте текст. (Обсуждение и выбор наиболее удачных заглавий).
  • Определите основную мысль текста.
  • Определите стиль текста (докажите).
  • Определите тип речи (докажите).
  • Определите способ связи между следующими предложениями: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4.

               2). Расставьте недостающие знаки препинания при однородных членах предложения. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

(Учащиеся выполняют задание с последующей взаимопроверкой).

               3). Выпишите из текста в тетрадь слова, в которых происходит оглушение согласных в середине слова. (Задание проверяется).

               Сделайте фонетическую запись выписанных в тетрадь слов. (Задание выполняется на доске и в тетрадях).

                4). Произведите на листах с текстом фонетический разбор одного из слов, выписанных в предыдущем задании.

               (После выполнения работы подписанные листы с текстом и заданием сдаются учителю для последующей проверки).

6.Подведение итогов урока. Объявление учащимся оценок за урок.

7.Информация о домашнем задании.

Упражнение 17. (Комментарий учителя к выполнению домашнего задания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Тема урока: « Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».Урок русского языка в 9 классе.

"Отсутствие запятой в сложноподчинённом предложении с однородным подчинением" как элемент подготовки к ОГЭ....

Статья по русскому языку "Мнемонические приемы на уроках русского языка или орфограммы с "изюминкой"

Методические рекомендации при работе с  трудными орфограммами русского языка с 5 по 8 класс...

Урок русского языка 5 класс «Имя существительное. Повторение изученного»

Урок русского языка по теме «Имя существительное. Повторение изученного»   5 класс...