Статья по русскому языку "Мнемонические приемы на уроках русского языка или орфограммы с "изюминкой"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Ремарчук Валентина Петровна

Методические рекомендации при работе с  трудными орфограммами русского языка с 5 по 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья57.19 КБ
Файл презентация1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Мнемонические приемы на уроках русского языка или орфограммы с «изюминкой»

Исполнитель:

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 147

Ремарчук Валентина Петровна,

первая квалификационная категория

                           

Нужно ли быть грамотным?

«Язык – это история  народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение  и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущей необходимостью». Эти слова А.И. Куприна кажутся особенно актуальными сегодня, когда речевая культура испытывает сильный натиск жаргона, заимствованных слов»  [ 8 ] и  -  безграмотности.

         Потребность в  грамотности в ХХ1-ом  веке  возрастает, потому  что « в настоящее время сложились условия, когда  востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи как устной, так и письменной.» [ 3 ]

         Поэтому владение орфографически грамотным письмом сегодня рассматривается как показатель речевого развития  нас - школьников.

Ведущая роль в овладении учениками культурой устной  и письменной речи, прочными  орфографическими и пунктуационными навыками  принадлежит урокам  русского языка и литературы, на которых обучающиеся должны научиться правильно оформлять свои мысли.

Орфографическая грамотность – один из важнейших навыков, формируемых у школьников на уроках русского языка, т.к. владение грамотной речью является показателем общей культуры человека и непременным условием активного творческого участия  и адаптации человека в общественной, народнохозяйственной жизни государства.

       Под орфографической грамотностью подразумевается умение правильно употреблять графические средства (буквы, дефис, чёрточку, пробел) при  передаче звучащей речи на письме в соответствии с принятыми правилами                                                                                                        орфографии. [ 9 ]  Овладеть орфографической грамотностью не просто, так как русский язык очень трудный, в нем представлено много различных  орфограмм, пунктограмм, некоторые из которых нужно знать наизусть.

Чтобы знать правила и слова наизусть, нужно иметь хорошую память, которая   всегда связывалась с процессом обучения (т. е. накопления информации). Исследователи пришли к мнению, что память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию» сложного правила или ничего не значащего для них символа – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная [ 1 ]. Как же быть таким ученикам, ведь в русском языке множество сложных правил, а ещё больше слов-исключений. Если вовремя не помочь этим ребятам, у них ухудшится грамотность и постепенно пропадёт интерес к предмету. Эта проблема существовала во все времена, но сегодня она особенно актуальна и злободневна: у школьников наблюдается низкий уровень общеучебных навыков, отсутствует устойчивый интерес к предмету, плохо развита память.

            Самые трудные орфограммы в русском языке

Самыми  трудными орфограммами в русском языке являются безударная гласная в корне слова, проверяемая и не проверяемая ударением и непроверяемая согласная в корне слова.  Не случайно программа каждого класса по русскому языку включает список слов, обязательных для усвоения, т.е. тех слов, которые необходимо запомнить. Их ещё называют «словарными». Причина многочисленных трудностей в работе по усвоению правописания слов с непроверяемыми  безударными гласными и согласными в корне слова состоит в том, на наш взгляд:

  • во-первых, с частым употреблением их в речи и трудностями применения правила их правописания  на практике, т.к. оно основано только на механической памяти;
  • во-вторых, неумение большинства наших одноклассников  пользоваться орфографическим словарём, так как бумажные пособия теряют свою актуальность в последнее время;
  • в-третьих, наши ровесники не научены рациональным способам запоминания;
  • в-четвертых, нехватка времени на создание атмосферы  творчества на уроке, когда можно учится владению устным и письменным словом в процессе создания текстов разных стилей и жанров;
  • в-пятых, многие орфограммы были изучены в 5-6 классах и сейчас уже забываются, требуя повторения в процессе употребления.

Для подтверждения данных доказательств, было проведено небольшое исследование с целью выяснения – являются ли  данные орфограммы трудными для написания в 6 «Б»  классе МАОУ СОШ №147. Обучающимся был предложен следующий список слов, которые   являются наиболее встречающимися.

  1. Винегрет
  2. Багряный
  3. Хоккей
  4. Шоколад
  5. Лимон
  6. Аккуратный
  7. Дорога
  8. Бахрома
  9. Облако
  10. Колесо

Данное исследование показало, что использование мнемонических приемов орфографической грамотностью обладают не все обучающиеся, что доказало актуальность поднятой проблемы.

Слова

6 «В»

  1. Винегрет

16

  1. Багряный

9

  1. Хоккей

13

  1. Шоколад

16

  1. Лимон

19

  1. Аккуратный

18

  1. Дорога

6

  1. Бахрома

16

  1. Облако

20

  1.  Колесо

17

Причина многочисленных трудностей в работе по усвоению правописания слов с непроверяемыми  безударными гласными и согласными в корне слова состоит в том, на мой  взгляд:

  • во-первых, с частым употреблением их в речи и трудностями применения правила их правописания  на практике, т.к. оно основано только на механической памяти;
  • во-вторых, неумение большинства учащихся пользоваться орфографическим словарём;

        Поэтому поиск эффективных приемов работы со словарными словами велся в 2-х направлениях:

        1.выбор такого способа первоначального знакомства, который максимально исключил бы их неверное написание, и

        2. создание условий для прочного запоминания этих слов.  

       В этой  работе я склонилась ко второму направлению - созданию условий для прочного запоминания этих слов. Для этого мною было  продолжено изучать  литературу по мнемоническим приемам и попробовать использовать их при запоминании трудных орфограмм.

Разные виды памяти и мнемотехника

У людей являются ведущими различные виды памяти, а потому каналы восприятия и переработки информации неодинаковые. У каждого свой наиболее привычный способ. Так, например, визуалы лучше и быстрее запоминают зрительно, аудиалы – на слух, а кинестетики – при помощи двигательных ощущений [6].

Редко у какого человека все эти виды памяти развиты в равной степени, обычно лучше какой-то один из них. Поэтому полезно выяснить, какая память — зрительная, слуховая или двигательная — больше развита, и сознательно стараться «разговаривать» с памятью на удобном для неё языке. То, какой вид памяти является доминирующим, часто отражается на школьной успеваемости. Визуалы с большим трудом воспринимают информацию, когда она предъявляется только на слух (такие ребята часто домашние задания выполняют отлично, а на уроках получают двойки, поскольку даже условие задания не могут воспринять и уж тем более запомнить на слух). Аудиалы, наоборот, испытывают затруднения, если нет возможности услышать информацию (такие ученики часто «бормочут» себе что-то под нос, читая учебник). Не стоит также забывать о том, что есть люди с преобладанием левого полушария головного мозга («праворукие») и с доминированием правого полушария (в быту предпочитают пользоваться левой рукой). Если у ребёнка преобладает правое полушарие, то он медленнее усваивает правило, хуже читает, отличается неустойчивостью внимания. По мнению , «сухой» учебный материал усваивается образно мыслящими детьми гораздо труднее [2]. Значит, школьники с преобладанием правого полушария головного мозга в силу психологических и физиологических особенностей нуждаются в том, чтобы воздействовали на их воображение и эмоциональность. И вот здесь на помощь приходит мнемотехника.

Мнемотехника (то же, что мнемоника) – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций [4].

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Уже в Древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники.

На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Названия всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю.

Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает и улучшает запоминание информации. Но и в наше время интерес к мнемотехнике не угас.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы [3].

Изучив литературу по исследуемой теме, мы пришли к выводу, что мнемотехника – это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации; экономия времени при запоминании; длительное сохранение запомненных сведений в памяти; мощная тренировка внимания и мышления; реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области; возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове; отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.

Разработка приемов мнемотехники была известна еще во времена античности, а ближе к нашему времени она велась параллельно с исследованием памяти психологами.

         Так, в 80-е годы Х1Х века немецкий психолог Г.Эббингауз поставил задачу изучать память сепаратно, отделив ее от логического мышления, для этого он придумал мнемонические способы запоминания бессмысленных слов типа «дер», «сар», «лим» и пр.

          В России в советский период интерес  к мнемотехнике проявляли лишь отдельные ученые, преимущественно психологи: А.Р.Лурия, К.К.Платонов и др. У советских дидактов и методистов мнемоника признанием не пользовалась, поскольку она якобы противоречит сознательному усвоению предмета обучения. А между тем, повторяем, она незаменима там, где объекты запоминания находятся «вне правил и других обобщений» [ 5 ]

Мнемонические приемы или «Изюминки»

Когда информация трудна дня запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, на помощь приходят специальные приёмы быстрого запоминания. Они позволяют избежать «занудной зубрежки» (пожалуй, самого популярного способа запоминания «незапоминающейся» информации). Таких приёмов существует великое множество, обо всех рассказать сложно. Самое главное - понять общие принципы, по которым все они построены.

В основе любого приёма эффективного запоминания лежит: желание запомнить информацию, осознание того, для чего вам это пригодится, яркое впечатление, хорошее внимание, установление связей с уже имеющимися у вас знаниями или опытом.

По мнению психологов, гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную окраску, хуже – отрицательную и ещё хуже – не имеющие никакой окраски. Поскольку сами правила не имеют никакой эмоциональной окраски, то мнемоприем как нельзя лучше компенсирует этот «недостаток». Поэтому школьникам проще запомнить коротенькие фразы («Поклонился своему творению загорелый мальчик на заре», «К выращенному урожаю предложили не прикасаться до скачек», «Промокнув снова под дождём, обмакнул в варенье бублик»), нежели объёмные правила по теме «Чередующиеся гласные» из учебника по русскому языку.

         Мнемонических приемов запоминания  достаточно много,  однако в методике русского языка  их, мы не нашли,  так как их никто  пока  не обобщил. Поэтому мы  решили придумать свои и назвать их «Изюминками», которые будут наглядно показывать орфограмму, способствовать ее быстрому запоминанию через стихи, ассоциативные рисунки или через раскрытие лексического значения слова.

  1. Шуточное обыгрывание графической  части слова

        Один из них - шутливые стихи детских поэтов – предлагала ещё в 80-е годы учитель и известный методист по русскому языку  Никитина Е.И., автор статьи « Изучение  слов с непроверяемыми написаниями». [ 5 ]

        Вот мы  учимся правильно писать  слово «лимон». На доске или листе-плакате написанная стихотворная шутка Г. Сапгира «Ли- мон».

                        Что за ли?

                        Что за мон?

                        В звуках нету смысла.

                        Но едва шепнут

                        -Лимон…-

                        Сразу станет кисло.

        Две первые строчки легко и быстро запоминаются, и  в перемену только и слышно: «Что за ли? Что за мон?». «Значит,- пишет она,- в этом слове ошибок не будет»[ 8 ].

          Информацию о    Г.Сапгире, авторе  весёлого стиха «ЛИМОН» на грамматическую тему  мы нашли в  методическом  журнале  «Начальная школа».

       САПГИР ГЕНРИХ ВЕНИАМИНОВИЧ  (1928-1999) – поэт, переводчик, драматург. Родился в Бийске, вырос в Москве. Стихи писал с 14 лет. Печататься начал в 1959 году как детский поэт: «Никогда бы не догадался писать для детей, если бы не выкручивали мне руки, не перекрывали всякую возможность зарабатывать на хлеб «взрослым» творчеством. В 1960-ом году вышел первый сборник произведений для детей. Широко известной стала «Забавная азбука» Г. Сапгира (1963). В середине 60-ыхгодов ХХ века писатель участвовал в составлении школьного         букваря. «Взрослые» стихи Г.Сапгира до 1989 года печатались за границей.

         Широко известны сказки, пьесы, сценарии к мультфильмам Г.Сапгира ( последние в соавторстве с Г. Цыферовым.)

         Поэзию Г.Сапгира, в том числе и детскую, отличает поиск новых художественных средств, экспериментальность. И если на первый взгляд кажется, что в стихотворениях Сапгира ничего  нет, то повторное чтение оборачивается всем: полнотой жизни, полнотой чувствований.

                                                    Туча

                      Туча                                               Туча

                      По небу                                         С тучей.

                      Плыла,                                          Засверкали

                      Вёдра                                            Злые молнии!

                      Полные                                         Расплескались

                      Несла.                                           Вёдра полные!

                      Туча  брякнула                             Туча с Тучею

                      Ведром –                                       Ругаются,

                      Прокатился                                   Ведра по небу

                      В небе                                           Катаются…

                      Гром.                                             В небе

                      И над лесом,                                 Коромысло -

                      И над кручей                                Радуга

                     Повстречалась                               повисла.

       В своих стихах поэт показывает юным читателям, как можно «играть» со звуком, слогом, словом, наполняя их каждый раз новым смыслом.

             Сказала тётя:                                   Сестра сказала:

            -Фи, футбол!                                     -Ну, футбол!

             Сказала мамам:                                А я сказал:

            - Фу, футбол!                                    -Во, футбол!

        Еще у поэта множество считалок, скороговорок.

                 Голубь,                                  Сон-трава,

                 Гусь                                        Пересон.

                 И Галка…                              Сели в лодку

                 Вот и вся                                Пять персон:

                 Считалка.                               Сом,

                                                                 Севрюга,

                                                                  Три селёдки.

                                                                  Вылезайте

                                                                  Все

                                                                  Из лодки!)

         И действительно, присутствие шутки, игры, фантазии улучшает орфографию.  Как  говорил А. М. Горький: « С детьми нужно говорить забавно, а   противникам обращения к забавному такого «строгого» предмета, как грамматика, напомним, что «юмор – дело серьезное»    [ 8 ].                        

Следуя совету  А. М.  Горького, и по шаблону стихотворений Г. Сапгира обучающиеся попробовали создать по образцу свое:

                   Что за МАС?

                   Что за ШТАБ?

                   Это непонятно!

                   А сложи-ка их

                  МАСШТАБ

                   Всем всё станет ясно!

Гораздо легче усваивается написание непроверяемых гласных в слове «ВИНЕГРЕТ» после того, как они мы  проговорим  стишок и усвоим  его содержание:

                    Ну и слово

                   «ВИНЕГРЕТ»!

                    От него немало бед:

                   Лук сначала все вИним,

                   Потом  с радостью Едим!

Подобного типа образования и «история» слова ТеННис.

                        ТЕН и НИС

                        Сошлись в игре,

                        Играют в теННис во дворе.

                        Хоть в слове трудно их узнать,

                        Пиши две НН –

                        Получишь «пять»!

ИЛИ:         Марш! Коля!

                  Марш! Рут!

                  Пройдите скорее трудный

                  МАРШРУТ !

          В процессе работы мы  с  ребятами придумали  и название подобных историй – «ИЗЮМИНКИ»

При оформлении «изюминок» необходима яркость, изобретательность, так как они становятся зрительными опорами. Важен шрифт, подбор  цветовой гаммы написаний. Рисунки, иллюстрирующие «изюминку», должны быть понятными обучающимся, забавными, воздействующими на их воображение.

         Графическую часть для обыгрывания выделить в слове легко, но придумать «изюминку» не всегда легко. Взять хотя бы слово «ОРИЕНТИР»,    

           Слово «ОРИЕНТИР» - географический термин, который мы постоянно пишем неправильно и на уроках русского языка. Поэтому мы решили не отходить от географии и связать «изюминку и с этим предметом тоже». Что же такое «Ориентир»?

          «ОРИЕНТИР» – «предмет, по которому определяется местоположение чего-либо или кого-либо»  [ 11 ] и знакомятся с наиболее известными  способами определения ориентира на местности в экстремальных условиях, как-то: по компасу, по созвездию Большая Медведица и Полярной звезде, по природным признакам, что при частом повторении способствует усвоению и нужной географической информации для  спасения своей жизни, хотя бы на психологическом уровне. Именно к этому призывали текст «изюминки»:

                                    Заблудился – не сиди!

                               Ты можешь сам себя спасти!

                               Хоть ори, хоть не ори,

                                     ОРИЕНТИРЫ

                                         находи.

                               Иди на север, на восток!

                               Из леса выйдешь ты, дружок!

поможет усвоить не только правописание данных слов, но и их  лексическое значение :

                            ПАРА сказочных коней

                            Несёт в кибитке ПАРУ «ЛЛ».

                            ПАРАЛЛельные узоры

                            Остаются от саней.

  Вот ещё пример. Со значением слова «колесо» связаны такие слова,

  как                                                      ТРОЛЛЕЙБУС

                                                         КОЛЕЯ

                                                         ДОРОГА

                                                         ШОФЕР

                                                         ШОССЕ

                                                         ТОРМОЗА .

Все их легко объединить понятием «машина».

      Зачастую использование формы детской считалки,

основанной на игре слогов, сразу  облегчит запоминание правописание слова «колесо»:

        Коло, коло, колесо

             Это просто буква О!

                     А дОрога нелегка

                         На шОссе - кОлея.

                     ШОфер нажал

                                на тОрмОза.

В словах:        

                                ДОРОГА

КОЛЕЯ

                                ШОФЕР

                                ШОССЕ

                        КОЛЕСО

                  Друзья, пишите только «О»!

  1. Комментарий лексического значения слова

         Обычно  даваемый комментарий лексического значения слова  только улучшает восприятие.

Разговор о личной гигиене естественно возникает при закреплении правописания слова «аККУратный».

                                  Чистые уши, друзья,

                                  Это просто красота!

                                  АККуратным  быть всегда –

                                  Это тоже красота!

 О хоккее как зимнем виде спорта ребята знают, поэтому сосредоточение их внимания на наличии 2-х команд и  КК в слове оправданно:

                                   Ты раздели на 2-а поля каток!

                                   Поставь 2-е команды

                                   И 2-е ворот.

                                   Это и будет, дружище,

                                        ХОККЕЙ

                                   Пиши в нём КК

                                   И не робей!

Иногда   одна «изюминка» объединяется несколько однокоренных слов. Например, профессия и профессор.

                            Если ПРОФЕССИЮ выбрал ты,

                            Ум и сердце в неё вложи.

                            В работу обе руки включи –

                            В деле ПРОФЕССОРОМ

                            Станешь ты!

   Правописание слова, обозначающее любимое наше лакомство, «ШОЛОЛАД» порой приводит в самое настоящее отчаяние.  Как только мы  его не пишем! Вариантов несколько!

        Приведу  встретившееся стихотворение , написанное по этому поводу поэтом Ф.Кривиным, которое наилучшим образом иллюстрирует  этот факт:

             Стихи, написанные на заборе.              

                     Как писать «шоколад»,

                     Чтобы сладко звучало?

                     Это нужно узнать

                     Непременно сначала.

                     Многим ШЕ по душе.

                     Для других это дико.

                     ШИколад они пишут –

                     С особенным шиком.

                     А иные упрямцы

                     Из чувства протеста

                     Пишут попросту ША

                     И понятно, и веско.

                     Чтобы в вашем семействе

                     Был лад, а не ад,

                     Научитесь сначала

                     Писать ШО-КО-ЛАД .

                      Именно с него началась данная работа, и поэтому первый рифмованный опыт был вызван желанием «справиться» с этим словом.  

                             Мальчик любит шОкОлад,

                             Ему не нужен виноград.

                            Он готов съесть 3-и кило

                             И станет словно буква «О».

Подобна работа со словом ОБЛАКА .

                          Всем известно:

                          ОБЛАКА

                           Похожи то на О, то на А.

                          Чтоб буквы не сердились,

                          Ты в слове ОблАка

                          «О» пиши в начале,

                          А потом уж «А».

Или например, слово БАХРОМА

А-О-А

Получилась БАХРОМА.        

  1. Ассоциативные рисунки

Иногда запомнить правописание помогает связь слова с предметом по его форме,

действию,

цвету,

 размеру и т.д.

                Осенний осиновый лист, высушенный    и                                                              выкоробленный солнцем, напоминает  строчную букву  А

 Форма глаза животных:

                               Обезьяна гОриЛЛа

                               Со всеми дружила:

                               С кОрОвой,

                                сОбакой.,

                                сОрОкой

                               И даже

                               С кОзлом - забиякой!

  1. Шутливый прозаический рассказ

 Познакомившись со статьей  Н.К.Бесединой «Ассоциативные рисунки на уроках русского языка», мы узнали о роли ассоциативных рисунков на своих уроках. «Эти рисунки-,писала она,- не для развлечения, они помогают запомнить правила, вызывают зрительные и смысловые ассоциации, способствующие быстрому запоминанию.

Нас заинтересовал приём использования  текста шутливого рассказа, в который она включает наиболее употребительные слова, в корне которых после шипящих пишется гласная О.

  ОбжОра надел шОрты и куртку с капюшОном и с тихим шОрохом залез в кусты крыжОвника, которые казались ему настоящей чащОбой.

       КрыжОвник он заел шОколадом, от такого обжОрства у него лопнул шОв на шОртах, началась изжОга, он пришел в шОк и побежал на шОссе просить шОфера отвезти его в цирк, где он работал жОнглером, жОкеем и трещал на трещОтке.

Рисунки в сочетании с рассказом помогут не перепутать, в каком слове пишется одна буква Л, в каком -2Л, например, в  слове АЛЛея .  

                                                        АЛЛея – это дорожка, по обеим  

                                                  сторонам которой посажены деревья.

                                                  И каждая сторона «дарит»

                                                    слову свою букву Л.                      

Помогают усвоению правил сказки, которые в шутливой форме помогают запомнить написания сложных орфограмм, например:

Сказка «Сила любви»

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко, ведь почти всегда она пишется от него отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может.

  1. Объединение слов одним сюжетом

Иногда зрительной опорой становится ряд слов с одной и той же удвоенной согласной,   объединенных сюжетом, например,

                 КонгреСС

                 КомпреСС

                 КомиССия

                 ДискуССия

                 ИскуССтво

                 АгреССия

                 ПреССа

                 СтреСС

               (На  конгрессе в комиссиях

                  дискуссии идут ,

                 об искусстве – там,

                  об агрессии - тут!

                  А пресса от стрессов

                    делает компрессы!)

  1. Рифмовки по типу считалок

         Иногда – ряд слов,  совершенно не связанных по  смыслу, но связанных рифмовкой по типу  фольклорных потешек, считалок, дразнилок, которые помнятся с детских  лет типа:

             Из-за  горки катится

            Голубое платьице.

            На боку зеленый бант.

            Тебя любит музыкант.

            Музыкант молоденький,

            Звать его Володенька.

            Через годик, через два

             Будешь ты его жена!

  Злободневной и удачной оказалась считалка  слов, совершенно  разных по-своему лексическому значению:

                              ТеРРитория,

                               теРРаса,                                        теРРористов,

                               баРРикада        НЕНАВИДЯТ     теРРоризм ,    

                                   И                                                            и

                                пеРРон                                          теРРор  

  1. Применение математических закономерностей

Достаточно много  слов в русском языке, в  которых  безударные непроверяемые гласные находятся  в нескольких слогах   подряд.

           В подобных написаниях  важно «приметить»  чисто математическую закономерность – чередование гласных в слогах  -  и сделать акцент при запоминании на эту  строго математическую особенность .

    ПЕРИФЕРИЯ – Е//И//Е//И,

    ЭКСПЕРИМЕНТ – Е//И//Е,

   АККОМПАНИРОВАТЬ  - А//О//А

2.8. Каламбур

Назвать этот прием так  можно только условно, потому что автором каламбура нужно родиться, т.е. иметь талант.

Бывает набор слов легко остается в памяти, как , скажем, любая глупость.Такого происхождения, например, каламбур, связанный со словом «ассистент».

                 АС И СИС В БОЛОТЕ СКИС.

  Или:

                              КОрОва дает мОлОкО,

                              СОрОка летит высОкО.

Или  заимствованние у поэта П. Синявского:

                             ТАКСа едет на ТАКСи.

                            -Всё. Приехали. Мерси.

Или:

                             ГраММ по граММу

                             Получается

                             ПРОГРАММА.                      

Главное в нашей  работе – выработка орфографической зоркости у наших одноклассников,поэтому для закрепления «словарных» слов, можно их противопоставлять, например,      

      КАВАЛЕРИЯ, но АРТИЛЛЕРИЯ;

      ГАЛЕРЕЯ, но АЛЛЕЯ,

      КОЛЕЯ, но  КОЛЛЕКЦИЯ,

      ТЕРАКТ, но ТЕРРОР,

      ТРУЖЕНИК, но МОШЕННИК,

      ЮНОСТЬ, но ЮННАТ,

      ЭСКАЛАТОР, но ЭКСКАВАТОР,

.     ИЛЛЮСТРАЦИЯ, но ПРИВИЛЕГИЯ ,

      АТРИБУТ, но АТТЕСТАТ,

       ИСКУСНЫЙ, но ИСКУССТВО и т.д.

         Использование мнемотехники наряду с традиционными приемами работы над непроверяемыми написаниями  гласных и согласных в корне слова помогает достигнуть  планируемого результата. Мнемонические приёмы бесконечны. Они помогают неинтересное, трудное запоминание сделать занимательным, весёлым, игровым, а вместе с этим способствуют формированию орфографически  грамотного письма, расширяют кругозор, облегчают усвоение лексического значения слова.

Чтобы аппетит был на довольно «невкусную» пищу, необходимо создавать его.

         

                                 


Список использованных источников и литературы

1. Агафонов, В. В. «Неправильные правила» для словарных слов и не только / . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента, 20с.

2. Беседина Н.К. Ассоциативные рисунки на уроках русского языка. РЯШ, №5, 2008,стр.40-42.

3. Бондаренко, С. М., Ротенберг, . Обучение. Здоровье / , . - М.: Просвещение, 1989.

4. Журнал «Мурзилка»,№8,2008,стр. 6-7.

5. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. Стр. 74.

6. Зиганов, М. А., Козаренко, : Запоминание на основе визуального мышления / , // http://*****/books/1247/.

7.  Козаренко, мнемотехники / // http://www. e-reading. /book. php? book=131402

8.Корчагина Л.М. Развитие речи и культура общения. РЯШ, №1, 2002, стр.33

9. Никитина Е.И., Изучение слов с непроверяемыми написаниями.         Обучение орфографии в 8-ей школе. М., «Просвещение»,1974, стр.113.

10.Никитина Е.И., Развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко /. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 291 с.

11. Мурашов, грамотность: риторические стратегии достижения / // Русский язык в школе№ 3.- С. 3-12.

12. Путинцев В.С. Юмор и зрительный образ в наглядных пособиях по русскому языку. РЯШ, №1, стр.61-63.

 13.Успенский М.Б.Приемы мнемотехники на уроках  русского языка. РЯШ, №6, 1999, стр.24.

 14.  http://spiritual_culture.academic.ru

 15. http://www.london-moscow.ru/russkiy_yazik

 16. https://ru.wikipedia.org/wiki

 17. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Орфограммы с «Изюминкой» Исполнитель: Ремарчук Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ147 г.Екатеринбурга, п ервая квалификационная категория

Слайд 2

О О О О Ь

Слайд 3

Путешествие в мир русского языка

Слайд 4

Нужен ли грамотный язык нам? Потребность в грамотности в ХХ1-ом веке возрастает, потому что « в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи как устной, так и письменной.

Слайд 5

Что такое орфографическая грамотность? это подразумевается умение правильно употреблять графические при передаче звучащей речи на письме в соответствии с принятыми правилами орфографии.

Слайд 6

Что самое трудное в языке для обучающихся ? Самыми трудными орфограммами в русском языке являются безударная гласная в корне слова, проверяемая и не проверяемая ударением и непроверяемая согласная в корне слова.

Слайд 7

В... н..грет Б.. гряный Хо..ей Л.. мон А.. уратный Д..рога Б.. хр .. ма .. бл ..ко К.. лесо Ш..к..лад

Слайд 8

Винегрет Багряный Хоккей Лимон Аккуратный Дорога Бахрома Облако Колесо Шоколад

Слайд 9

Результаты Слова 6 «Б» Винегрет 16 Багряный 9 Хоккей 13 Шоколад 16 Лимон 19 Аккуратный 18 Дорога 6 Бахрома 16 Облако 20 Колесо 17

Слайд 10

Причина многочисленных трудностей во-первых, с частым употреблением их в речи и трудностями применения правила их правописания на практике, т.к. оно основано только на механической памяти; во-вторых, неумение большинства пользоваться орфографическим словарём; в-третьих, мы не научены рациональным способам запоминания;

Слайд 11

Поиск эффективных приемов 1.выбор такого способа первоначального знакомства, который максимально исключил бы их неверное написание. 2. создание условий для прочного запоминания этих слов.

Слайд 12

Что такое мнемотехника? « Мнемоника, или мнемотехника ( от греческого mnemonikon ( techema ) «искусство запоминания»), - признанное средство наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания – обычно того, что не поддается обобщению и алгоритмизации.

Слайд 13

Шуточное обыгрывание графической части слова

Слайд 14

Шуточное обыгрывание графической части слова Что за МАС? Что за ШТАБ? Это непонятно! А сложи-ка их МАСШТАБ Всем всё станет ясно!

Слайд 15

Шуточное обыгрывание графической части слова Ну и слово «В И Н Е ГРЕТ»! От него немало бед: Лук сначала все в И ним , Потом с радостью Е дим!

Слайд 16

Шуточное обыгрывание графической части слова

Слайд 17

Комментарий лексического значения слова Чистые уши, друзья, Это просто красота! А КК уратным быть всегда – Это тоже красота!

Слайд 18

Комментарий лексического значения

Слайд 19

Комментарий лексического значения Если ПРОФЕ СС ИЮ выбрал ты, Ум и сердце в неё вложи. В работу обе руки включи – В деле ПРОФЕ СС ОРОМ

Слайд 20

Комментарий лексического значения Мальчик любит ш О к О лад , Ему не нужен виноград. Он готов съесть 3-и кило И станет словно буква « О ».

Слайд 21

Комментарий лексического значения Всем известно: О БЛАКА Похожи то на О , то на А Чтоб буквы не сердились, Ты в слове О бл А ка « О » пиши в начале, А потом уж « А ».

Слайд 22

Ассоциативные рисунки

Слайд 23

Шуточное обыгрывание графической части слова

Слайд 24

Шуточное обыгрывание графической части слова ТЕН и НИС Сошлись в игре, Играют в теННис во дворе. Хоть в слове трудно их узнать, Пиши две НН – Получишь «пять»!

Слайд 25

Шутливый прозаический рассказ О бж О ра надел ш О рты и куртку с капюш О ном и с тихим ш О рохом залез в кусты крыж О вника , которые казались ему настоящей чащ О бой . Крыж О вник он заел ш О коладом , от такого обж О рства у него лопнул ш О в на ш О ртах , началась изж О га , он пришел в ш О к и побежал на ш О ссе просить ш О фера отвезти его в цирк, где он работал ж О нглером , ж О кеем и трещал на трещ От ке .

Слайд 26

Объединение слов одним сюжетом Конгре СС Компре СС Коми СС ия Диску СС ия Иску СС тво Агре СС ия Пре СС а Стре СС На конгрессе в комиссиях дискуссии идут , об искусстве – там, об агрессии - тут! А пресса от стрессов делает компрессы

Слайд 27

Рифмовки по типу считалок Те РР итория , те РР аса , те РР ористов , ба РР икада НЕНАВИДЯТ те РР оризм , И и пе РР он те РР ор

Слайд 28

Применение математических закономерностей ПЕРИФЕРИЯ – Е//И//Е//И, ЭКСПЕРИМЕНТ – Е//И//Е, АККОМПАНИРОВАТЬ - А//О//А

Слайд 29

Каламбур КОрОва дает мОлОкО , СОрОка летит высОкО .

Слайд 30

Глаголы 2-ого лица! Единственного числа! После «Ш»! С м ягким знаком пишутся! (Едешь, сидишь,учишь итд )

Слайд 31

Мнемонические приёмы бесконечны

Слайд 32

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных методов и приемов на уроках русского языка и литературы

Использование инновационных методов и приемов на уроках русского языка и литературы...

Использование мнемонических приемов на уроках русского языка

Квалификационная работа по теории орфографии...

Выступление на флэш-семинаре "Инновационные приемы на уроках русского языка и литературы"

Я - учитель русского языка и литературы. Мне повезло: ведь я занимаюсь любимым делом. Я люблю работать творчески. Мне нравится что-то искать, находить, открывать новое для себя, придумывать самой и уч...

Мнемотехнические приемы на уроках русского языка

Древние греки были уверены, что память находится под властью богини Мнемозины. Поэтому система приёмов, которая облегчает запоминание, получила название мнемоника. Она основана на особенностях работы ...

ФГОС, методические приемы на уроках русского языка и литературы

Методические приемы на уроках русского языка и литературы...

Методические рекомендации по использованию логопедических приемов на уроках русского языка

Наша с вами общая задача: повысить успешность ученика в освоении программного материала по русскому языку и литературе. Во власти и учителя русского языка коррекция негрубых проявлений дисграфи...