Использование мнемонических приемов на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Медведева Светлана Петровна

Квалификационная работа по теории орфографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon medvedeva.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Квалификационная работа по теории орфографии

(курсы повышения квалификации)

Тема: «Использование мнемонических приемов на уроках русского языка».

                                                                                       Выполнила:

                                                                                       Медведева С.П.    

г. Самара  2015 г.

Каждому учителю русского языка известно, что сформировать грамотное письмо у учащихся — задача не из легких. Орфографические навыки приобретаются годами, из урока в урок, поэтому очень важно, как работает учитель, какие использует приемы и методы, способствующие выработке устойчивых орфографических навыков.

Более 400 правил содержит русская орфография, в школьном курсе изучается 71. Виды орфограмм не поддаются строгой систематизации по какому-либо одному признаку - так они разнородны. Наряду с написаниями проверяемыми есть и такие, которые необходимо запомнить. Часть написаний совпадает с произношением, но их усвоение тоже представляет большие трудности.

Как ученику сориентироваться в огромном количестве правил? Найти орфограмму? Совершенствование методики орфографии продолжается и сегодня. Наряду с традиционными, оправдавшими себя видами работы, школа использует и новые, дающие положительные результаты.

При обучении учащихся русскому языку необходимо учитывать  дидактические принципы, к числу которых относятся: доступность материала и наглядность в обучении. Не менее важным требованием  считается  интерес к предмету как со стороны ученика, так и со стороны учителя. А этому во многом способствуют нетрадиционные способы и приемы формирования знаний, поэтому наряду с традиционными, оправдавшими себя видами работы и формами уроков используются и новые, дающие положительные результаты. Одной из наиболее приемлемых форм для запоминания считается мнемотехника.

            Мнемотехника (мнемоника) (от греч. mnemonikon - искусство запоминания) - система специальных приёмов и способов, служащих для облегчения запоминания и воспроизведения информации.  Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н.э.). Слово мнемоника имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного – память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях.

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86 - 82 гг. до н.э. и принадлежат Цицерону и Квинтилиану.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, разнообразные числовые таблицы,  анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.

           Память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию» многоступенчатого правила или ничего не значащего для них символа – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная (особенно у детей с преобладанием правого полушария головного мозга, так называемый «художественный тип» по определению И.П.Павлова).

          Пользуясь этим, мнемотехника придумывает для правил и слов свои правила – «неправильные». Делается это с помощью ассоциаций, благодаря им и начинает работать эмоционально – образная память ребенка. Ярким примером из детства может служить определение биссектрисы («биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам») или запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названия цветов:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

        Приведём интересные примеры «запоминалок»  (короткие мнемонические фразы, облегчающие запоминание информации путем образования искусственных ассоциаций), которые можно использовать на уроках русского языка.

ОРФОГРАФИЯ

Непроверяемые орфограммы

УЧАСТВОВАТЬ
Напомните ученикам про
часть (Если концерт сольный, нельзя сказать, что артист в нем участвует, участвовать – брать на себя не все дело, а часть). Иногда учителя говорят: «Кто чавкает, тот свинья!». Неприятная, но эффективная фраза!

РАСЧЁТ и РАССЧИТАТЬ
На доске:  раСчЁт, раСчЁтливый – раССчИтать. В букве е один крючочек – и в слове одна буква с. В букве и два крючка – и в слове две буквы с.

ПОДЛИННЫЙ
Ученик ошибся в слове подлинный. Подчеркните слово, а рядом напишите красным: «Линь – орудие пытки?». Обратитесь к словарю. У Ожегова приводятся омонимы: 1) пресноводная рыба; 2) (спец.) веревка для корабельных снастей. Никаких пыток. Но некоторые ученые полагают, что было такое веревочное орудие для битья, кнут – линь, линек. Сведения, произнесенные под пыткой, называли подлинными». «Этимологический словарь русского языка» Фасмера иначе комментирует слово подлинный: «...обычно сближают с подлинник «длинный шест» (см. длина) на том якобы основании, что при судебной расправе били «подлинниками» – длинными палками, чтобы выпытать правду». В любом случае удивительна уверенность наших предков в том, что сказанное для того, чтобы прекратить мучения, и есть самая настоящая правда.

ИНТЕЛЛИГЕНТ ,  ПРЕЗИДЕНТ, АРТИЛЛЕРИСТ
На доске: слова-зигзаги, в них нет одинаковых гласных в соседних слогах.

А об удвоенной л в слове артиллерист скажите так: артиллеристы долгое время были самыми образованными людьми в армии – своего рода военные интеллигенты. В отличие от кавалеристов. И слово кавалерист пишется просто, «прямо»: без удвоенных согласных, подряд в двух слогах безударные а (третью гласную запоминать не надо – она проверяется ударением).

***

ЕЛ ЛИ интЕЛЛИгент?

ПРИВИЛЕГИЯ
Часто привилегия дается от рождения. Малыш еще в пеленках, а уже неуязвим: у него привилегия – будто такая прививка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНО
Надоело людям, жившим в каменном веке, есть сырое мясо. Решили они его сварить и задумались: с чего начать? Оказалось, что нужно добыть огонь, найдя кремневый камень или сделав трут; собрать сухой хворост; изобрести посуду и т.д. То есть перед варкой еды необходимо произвести множество действий предвАрительных.

ИСКУССТВО
Тем, кто уже хоть раз проиграл в схватке с этим коварным словом, при новой встрече нужно сразу же настроиться на победу – показать себе два пальца: V – victory – победа! И заодно, пересчитав пальцы, вспомнить: 2 буквы с – во 2-м случае.

***

Количество С в слове искусство: 1/2. На первом месте – одно, на втором – два.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ
– Что означает пара?
– Два предмета.
– Само слово подсказывает, что надо писать удвоенное
л (В этом слове полезно увидеть еще одну пару – две безударные гласные а).

ТРУЖЕНИК
Мошенник у труженика одно н украл.

РОВЕСНИК и СВЕРСТНИК
Обратившись к этимологическим словарям, расскажем детям, что оба эти слова образованы с помощью суффикса -ик от исчезнувших прилагательных со значениями, соответственно, одинаковый по возрасту и одинаковый (ровный) по годам; но дальние родственники их живут и здравствуют в современном языке. У слова сверстник это – существительное верста, а у слова ровесник – прилагательное ровный и существительное ровня. Слово весна ни в каком родстве с ровесником не состоит, но, честно предупредив об этом учеников, все же предложим им для запоминания глуповатые стишки – цель оправдывает средства.

Сверстник вырастет с версту.
Рос ровесник всю весну.

МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА
Почему нужно писать мужЧина, но женЩина? Мужчину интересует чин, а женщину – щи.

ДИРИЖЁР, ДИРИЖАБЛЬ, ДИЛИЖАНС
Обратившись к Словарю иностранных слов, обнаружим, что слова дирижер и дирижабль – родственники, оба пришли в русский язык из французского, и при этом первое образовано от глагола со значением «управлять», второе буквально означает «управляемый»; дирижабль – управляемый аэростат. А дилижанс (многоместный крытый экипаж, запряженный лошадьми) роднит с двумя другими словами только французское происхождение.

предпочел

Дирижер
д
ирижабль
д
илижансу.

По моей вине винегрет в вине.
Галки галдели на галерее.
О
пали цветы в палисаднике.
Капитан и матрос – с парохода «Кама».
Ко
стя в костюме, а Павлик – в пальто.
Кот, который жил в корзине, съел котлету из котла.
Жак в жакете нюхает жасмин.
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.

Бешеный путаник ворвался в гостиную
и украл у труже
ника-мученика-повара
вкусный варе
ник.

У священника племянник
был моше
нник и карманник,
украл полти
нник и два гривенника.

Кто ЖЖет, жуЖЖит и держит воЖЖи,
Ест моЖЖевельник и пьет дроЖЖи? (Жук.)

***

Узнав, к чему ведет прогресс,
Он убежал в дремучий лес.

Чтобы привлечь вниманье масс,
Он с пепси перешел на квас.

Какая странная программа:
Сначала фарс, а после – драма.

Супруга выберет принцесса –
И сразу завершится пьеса.

(Ученикам нужно заранее объяснить, что в первой строчке обязательно слово с удвоенной согласной, а во второй – нет).

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!

Слова с непроизносимой согласной в корне

И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!

***

Интересно:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву 
Т писать напрасно.

Правописание О/Ё после шипящих

Жёлудь, щёголь, пчёлы, шёлк…
Здесь шипящих целый полк.
После них под удареньем
Пишем –ё- без опасенья.
А еще запомни сразу
С исключениями фразу:
«В крыжовнике – шорох,
На капюшоне – шов,
Шофер едет по шоссе
И везет нам шоколад и шорты».

***

ШОколад, шОфер, крыжОвник,
шОв, шОссе, обжОра, шОрник,
капюшОн, жОкей, чащОба,
шОрох, чОпорный, трущОба

Дефисное и раздельное написание кое-, то-, либо-, нибудь-, -таки, -ка, -де, же, ли, бы

Либо, кое, ка, нибудь,
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом
из. (из-за, из-под)

***

КОЕ-, -ЛИБО, -ТО, -НИБУДЬ –
Черточки не позабудь.
И при -ТАКИ, -КА и -ДЕ
Ставь ты черточки везде.
Лишь частицы БЫ, ЖЕ, ЛИ
Без дефиса отдели!

Дефисное написание слов с первым корнем ПОЛ-

(заглавная буква, Л, гласная).

***

Правописание сложных существительных с первым корнем пол- можно запомнить с помощью тех самых трех букв, что составляют корень. Через дефис пишутся слова, у которых второй корень начинается на:
1) прописную букву;
2)
о или другую гласную букву;
3)
 л.

Правописание И/Ы после Ц

Жила-была в стране Орфография буква Ц. И была она царицей. Царица Ц решила разделить свое богатство с приближенными. А самыми близкими и любимыми были буквы...? Да-да, Ы и И.
        – Я вас обеих люблю, – сказала царица Ц, – и сегодня в знак этой любви я дарую вам право стоять рядом со мной в словах. А кому и сколько слов достанется, решит соревнование. Вы расскажете мне, как вы меня любите, а я решу, сколько слов дать каждой из вас.
        Буква Ы – тугодумка! Пока она чесала в затылке, буква И выскочила вперед и затараторила.
        – Ах, царица Ц, царица Ц! Я так вас обожаю! Вы так добры, так умны, так прекрасны! Не хватит цифр, чтобы сосчитать знаки внимания, которые я буду вам оказывать! Каждый день на мотоцикле я буду возить вас в цирк, в день рождения я подарю вам циркуль и цилиндр, среди подчиненных я наведу дисциплину, в случае болезни все достижения медицины будут к вашим услугам, а дворец я украшу нарциссами, глициниями и гиацинтами.
        Если бы вы могли видеть царицу Ц в этот момент! Как приятно ей было слушать слова буквы И! Она улыбалась, вздыхала, закатывала глаза и наконец промолвила:
        – Ну что ж, жалую тебе навеки право стоять после Ц в корне слова!
        Буква И отвесила благодарный поклон. Пока она кланялась, буква Ы опомнилась и тоже начала объясняться в любви:
        – А я… А я, глубокоуважаемая царица Ц, а я... я буду петь для вас цыганские романсы, буду разводить для вас цыплят, утром на цыпочках буду заходить в вашу опочивальню, чтобы сказать «цыц» всем, кто осмелится вас разбудить.
        В отчаянии буква Ы замолчала, потому что больше ничего не могла придумать. Царице Ц жаль стало букву Ы.
        – Ладно, – решила она, – нет правил без исключений. Пусть в словах цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнул, цыц пишется буква Ы.
        Буква И решила, что дарованных ей слов мало, и снова вступила в соревнование:
        – Ах, царица! Я посажу в вашем парке акации, дворец будет сверкать иллюминацией, на вашем столе будут лежать книги с иллюстрациями, ваш покой будет охранять полиция.
        – Замечательно! Замечательно! – захлопала в ладоши царица. – Отныне во всех словах, оканчивающихся на -ция, будет писаться буква И.
        Царица выжидательно посмотрела на букву Ы. Та продолжила:
        – Ваше высочество! Я днем надену на ваши пальцы кольца! Каждый вечер буду устраивать для вас танцы! Всегда на вашем столе будут свежие огурцы! Все лестницы, гостиницы, все улицы города я украшу вашими портретами! Я устрою для вас зоопарк, и в нем будут жить волчицы, лисицы, куницы, ящерицы, львицын и тигрицын вой будет раздаваться там!
        – Я вижу, буква Ы, ты тоже меня любишь. Разрешаю тебе стоять рядом со мной в суффиксах и окончаниях.
        Больше буквы Ы и И ничего не могли придумать, как ни пытались, как ни ломали головы.

Исключения: Цыган подошёл к цыплёнку на цыпочках и цыкнул: «Цыц!».

Правописание корней с чередованиями

Правописание чередующихся гласных Е и И в корнях -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -блест-/-блист-, -жег-/-жиг-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-:

Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.

Правописание корней лаг/лож:

После –лаг- всегда следует суффикс –а-, т.е. получается сочетание –АГА-.

***

В царстве Русского Языка жила-была гордая и красивая царевна Грамматика. Прислуживали ей два брата Лаг и Лож. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему царству Русского Языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев Лаг и Лож, того награжу по-царски».

Со всех земель невиданного царства – государства съехались Гласные, Согласные, Ударения, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первым оказалось ударение. Оно подпрыгнуло, но не удалось ему допрыгнуть до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной оказалась для них эта задача. А вот две сестры согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж понравились им братья Лаг и Лож. Согласная Г быстро подскочила к брату Лаг, а ее сестрица – к братцу Лож. Да так и остались навсегда с ними.

С тех пор, как увидит царица Грамматика Согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец Лаг, а если сестрицу Ж – то братец Лож.

Правописание корней -рос-, -раст-, -ращ-:

О напишем в корне –РОС-:

Вырос, перерос, подрос.

Но не путай никогда:

В –РАСТ- и –РАЩ- напишем А.

Правописание корней -скак-, -скоч-

Буква а пишется в корне –скак-, а буква о в корне -скоч- (вспомнить слово скотч, хотя оно не является однокоренным со словами с корнями –скак-/ -скоч-).

Корни с чередованием –гор-, -гар-
Себя спрошу, сомневаюсь – О пишу.

Фраза загорал на горах помогает запомнить, как пишется трудный корень.

Корни с чередованием –плав-, -плов-
П
лОвец и плОвчиха плывут на восток и держат в зубах поплАвок

ГРАФИКА

АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.
ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.
НОПРСТУ – погуляем по мосту.
ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!
ЪЫЬ – не запомнятся никак.
ЭЮЯ – вот и всё, друзья!

ФОНЕТИКА

Фонетический разбор –
И несложен он, и скор:
Надо нам сперва толково
Разделить на слоги слово
И – труда в том нет почти –
Ударение найти.
А потом на том же листике
Звукам дать характеристику.
Сколько букв и сколько звуков
Посчитать – и вся наука.

Все глухие согласные русского языка
присутствуют в предложениях
Степка Фец, хочешь щец?/ «Степка, хочешь щец? – Фи!» / Фока, хочешь поесть щец?

Все звонкие согласные русского языка
присутствуют в предложении
Мы же не забывали друга.

ОРФОЭПИЯ

Прислана претензия [тэ]:
Не цветет гортензия [тэ].
Штраф назначили злодею:
Он похитил орхидею [дэ].

***

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!

***

ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.

ЗвонИт и говорИт.

***

Фёкла красная, как свЁкла!

В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

***

Срубили ель, сорвали щавЕль.

***

Не говори катАлог,

А только каталОг.

А твОрог? Можно твОрог,

А можно и творОг!

***

ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

***

Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!

***

ТанцОвщик с танцОвщицей любят
Своих малышей баловАть.
На кУхонный стол по посуде
Пускают котят танцевАть.

***

Мы с шофЁром пустились по грЯзи
И, подолгу буксуя в грязИ,
Прорвались к отделению свЯзи –
Нам типОграф прислал жалюзИ.

***

Сегодня – тошнотА, вчера – в костях ломОта.
К тому ж дремОта не пускает за ворОта.
И лавки зАняты, и печка занятА.
ВорОта Отперты, а дверь не отпертА.

***

Прочитайте ученикам стихотворение, посвященное тому, как звучат для нашего уха стихи XIX века с непривычными для нас ударениями. Уточните, что такие ударения – не «обмолвка», а норма для времени, когда писали цитируемые в стихотворении Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Грибоедов.

В лазурные глядятся озера...
                                       
Ф.Тютчев.

В лазурные глядятся озерА
Швейцарские вершины, – ударенье
Смещенное нам дорого, игра
Споткнувшегося слуха, упоенье
Внушает нам и то, что мгла лежит
На хОлмах дикой Грузии, холмится
Строка так чудно, Грузия простит,
С ума спрыгнУть, так слово шевелится.

Пока еще язык не затвердел,
В нем рЕзвятся, уча пеньЮ и вздохам,
РезЕда и жасмин... Я б не хотел
Исправить все, что собрано по крохам
И ластится к душе, как облачкО,
Из племени духОв, – ее смутивший
Рассеется призрАк, – и так легко
Внимательной, обмолвку полюбившей!
                                                 
А.Кушнер

МОРФЕМИКА
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Разбор слова по составу
Школьник, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.

МОРФОЛОГИЯ

Продиктуйте ученикам предложение Мы гордимся своей истиной – самой истинной истиной в мире.
Рядом обозначьте:
истина – С. (существительное).

Вспомните, что суффикс -
ин- есть не только у прилагательных, но и у отвлеченных существительных (и что суффиксы -ин- в словах глубина и голубиный – омонимы) и когда от существительных с основой на -ин, а также -ан, -он и т.д. образуются прилагательные, то в слове оказывается нн.
Достаточно ли длинна длина этой веревки?
Твоя картина чересчур картинна.
Эти туманы уж слишком туманны.
 

Имя существительное

Названия падежей и порядок их следования при склонении

Иван

Родил

Девчонку,

Велел

Тащить

Пелёнку.

Иван

Родионович,

Дайте

Вашу

Трубку

Покурить!

Иван

Рубил

Дрова,

Василиса

Таскала

Поленья.

Иван

Рубил

Дрова,

Варвара

Топила

Печку.

Иван

Родил

Девочку

Верочку,

Толстенькую,

Пузатую.

Склонение имён существительных
– Самый дорогой человек?
– Мама.
– Кем доводится вам брат мамы?
– Дядей.

– Как называется земля, на которой сеют, которую пашут?
– Поле.
– Что сеют в поле?
– Зерно.
– На ком пахали поле до появления тракторов?
– На коне.

А III склонение по праву можно назвать женским: к нему относятся существительные женского рода, в конце этих слов пишется ь. Сообща находим примеры: мать, дочь, рожь, печь, тишь, степь, вещь, ткань и т.д.

Носки и чулки
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое:
чулок.

Существительные общего рода
К существительным общего рода относятся эмоционально – оценочные слова, некоторые имена и фамилии людей. Запомнить эти группы поможет фраза: Умница Шура Николаенко.

Согласные, после которых пишется суффикс профессии –чик-:
Да Ты Же Сам Знаешь! / ДЖаЗиСТ

Имя прилагательное

Прилагательные – исключения с суффиксом –ЯНН-:
Предложите ученикам посмотреть на окно – стекло, деревянная рама и металлическая (хотя и не оловянная, но все же) ручка подскажут нужные слова.

Раненый и ветреный
Ветреный (день) –с одним н, безветренный (день) – с двумя нн. Как это объяснить?
Может быть, запомнить написание этих слов вам поможет такое «народно-этимологическое» рассуждение. Если бы слово
ветреный произошло от существительного ветер, то оно писалось бы с суффиксом -енн-. Так почему не предположить, что оно образовано от глагола? Ведь если есть глаголы обветрить, заветрить, выходит, может быть и глагол без приставки: *ветрить. (Пишем под звездочкой, так как в действительности такого глагола нет. Но он мог бы быть!) Реконструированный нами глагол несовершенного вида – значит, и в прилагательном должна быть одна буква н.

Для учеников можно нарисовать пропорцию:

Глагол

Спряжение
Если в слове один крючок (буква
е), то глагол первого спряжения, если два крючочка (буква и), то второго.

Глаголы - исключения, относящиеся ко 2-му спряжению:
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
А еще смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

***

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И
зависеть, и вертеть,
И
обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на
Е спрягать нельзя!

***

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.

***

Один гонит, тяжело дышит, держит, обидит, другой слышит обиду, видит, зависит; первый вертит, смотрит; второй ненавидит и терпит.

***

Сгруппируйте глаголы. Сначала запомните 7 глаголов на -еть. В первую группу попадут глаголы смотреть, видеть, ненавидеть (первые два – синонимы, третий рифмуется со вторым). Во вторую – зависеть – обидеть (того, кто от меня зависит, я могу обидеть – хотя и безнравственно, но отчего-то запоминается навек). В третью – вертеть и терпеть (вертеть в руках иголку – терпеть боль).
Так же поступите с глаголами на
-ать. Они все про нас с вами: слышать (ушами), дышать (ртом), держать (что-либо в руках), гнать (этими же самыми руками). Если, называя глагол, еще при этом и показывать действие, эффект получается поразительный.

Виды глаголов
Помните, как снесла курочка яичко, не простое – золотое? Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Старания деда и бабы к результату не привели, яичко не разбилось, желаемое действие не совершилось – глагол бить – бил – била – несовершенного вида. А мышка разбила яичко, действие совершилось, закончилось. Вывод ясен.

***

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать, несовершенного – что делать (в вопросе нет буквы с).

Определение начальной формы глагола
Для верного определения начальной формы глагола:
вид не менять, -СЯ не терять!

Переход причастий в прилагательные
Давно это было. Стояла в лесу избушка. Жили в ней прилагательные. А по соседству с ними бродили в лесу причастия. Не было у них ни хлеба, ни крова.
И решили причастия проситься на постоянное жительство к прилагательным.
Пришли к избушке, постучали и слышат:
– Кто там?
– Это мы, причастия.
– Что вам нужно? – спрашивают прилагательные.
Причастия отвечают:
– Пустите нас к себе в избушку, мы хотим жить вместе с вами.
– Идите к глаголам, – отвечают прилагательные, – вы глагольного происхождения.
– Но ведь мы сродни вам, – уговаривают причастия, – и относимся мы всегда, как и вы, к существительным, и по родам по-вашему изменяемся, и по числам, и по падежам... Недаром ученики нас с вами путают.
– Тесно у нас в избушке, вам и не поместиться, – сомневаются прилагательные. А потом придумали: – Мы пустим вас, только отбросьте приставку и одно
н из суффикса, тогда, наверное, всем место найдется.
Причастия посоветовались – и отбросили приставку и одно
н из суффикса.
И с тех пор живут они в избушке и зовутся отглагольными прилагательными.

Деепричастие

На первом уроке по теме «Деепричастие» вдруг по классу от окна к двери бежит ученица, которую заранее попросил об этом учитель.
Вопрос классу:
– Что сделала ученица?
– Пробежала по классу.
Появляется запись на доске:
Ученица пробежала по классу.
Ученица бежит еще раз, но не просто бежит, а при этом подпрыгивает. На доске появляется запись:
Ученица бежит, подпрыгивая.
При сравнительном разборе выясняется, что действий теперь два: одно – главное
(пробежала), другое – добавочное (подпрыгивая).
Класс увидел добавочное действие собственными глазами.

Предлоги

Слитное и раздельное написание
НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ,
еще НАПОДОБИЕ,
знаю все наперечет:
ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЕТ.

Частицы

При закреплении темы «Частицы, пишущиеся через черточку (дефис)» можно рассказать такую историю.

По преданию как-то в разговоре с Петром I турецкий паша, враждовавший с Россией, достал из кармана горсть маку и хвастливо заявил, что имеет под своим началом столько воинских частей, сколько зернышек на его ладони. В ответ Петр тоже порылся в кармане и извлек всего-навсего одно зернышко перца.
– Наше войско невелико, а попробуй
раскуси-ка, – сказал Петр.

Ответ Петра обычно вызывает сочувственный смех. От души посмеявшись, учащиеся продолжают работу с повышенным интересом и энергией, в частности, отыскивают в ответе Петра частицу, пишущуюся через черточку. Небольшая затрата времени на такое отступление окупается сполна.

СИНТАКСИС

Части речи и члены предложения
Вот представьте себе людей в толпе. Они все – разные частички, части этой толпы, в которой мы различаем мужчин, женщин, мальчиков, девочек (как бывают части речи – мы различаем существительные, прилагательные, глаголы и проч.). Но эти же люди – члены своих семей. Главные члены семьи – отец и мать, родители. Остальные – сыновья и дочки – второстепенные (хотя тоже очень важные). Вот точно так же в предложении, как в семье, есть главные члены – подлежащее и сказуемое – и второстепенные, хотя тоже очень важные – определение, дополнение, обстоятельство.

Последовательность знаков препинания в конце вопросительно – восклицательного предложения
Для того чтобы запомнить правильный порядок знаков в конце вопросительно-восклицательного предложения (?!), используйте алфавитный принцип. Итак: воПросительный – воСклицательный, поскольку буква П стоит в алфавите раньше буквы С, то в конце вопросительно-восклицательного предложения сначала надо поставить «?», а потом «!».

Дополнение
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их, без промедленья
Тут же отыщутся дополненья.

Определение
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

Обстоятельство
На вопросы: Где? Куда?
Как? Откуда? и Когда?
Ответит обстоятельство всегда.

***

Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так:
Где? Куда? Когда? Откуда?
Почему? Зачем?
И как?

Однородные члены предложения
Перед изучением однородных членов на доске открывается такая запись:
Дядя Оля и Коля пошли в кино.
Дети смеются: дядя носит женское имя. Оказывается, в предложении пропущена запятая.
Учащиеся осознают важность правильной постановки запятой между однородными членами.

СТИЛИСТИКА

Инверсия 
Слов в предложении порядок неправильный –
Вот что
инверсия значит такое.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Волина В. Весёлая грамматика. - М., 1995.
  2. Интернет–версия изданных на CD–дисках психологического справочника ”Психология — идея, ученые, труды“ и ”Психология 2000“ [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — 2000. — Режим доступа: http://psi.webzone.ru/st/058400.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  3. Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon (искусство памяти).  [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Автор и ведущий сайта В.Козаренко. - М., 2002. — Режим доступа: http:// mnemotexnika.narod.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  4. Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка» [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М.: «1 сентября», 2002. — Режим доступа: http://rus.1september.ru/urok/, свободный. — Загл. с экрана.
  5. Справочно-информационный интернет-портал ГРАМОТА.РУ [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М.: Справочно-информационный интернет-портал ГРАМОТА.РУ, 2005. — Режим доступа: http://www.gramota.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  6. Тумина Л. Е. Кружок «Сочини сказку». – М., 1995.
  7. Факультет практической психологии университета Натальи Нестеровой.  [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М., 2001 – Режим доступа: http://ncux-faculty.narod.ru/mnemo.htm, свободный. – Загл. с экрана.
  8. Шапиро Н. Полезные мелочи. // Электронная версия газеты «Русский язык» [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М.: «1 сентября», 2002. — Режим доступа: http:// rus.1september.ru/index.php?year=2008&num=12, свободный. — Загл. с экрана.
  9. Электронная версия газеты «Русский язык» [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М.: «1 сентября», 2002. — Режим доступа: http:// rus.1september.ru/index.php?year=2008&num=12, свободный. — Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемонические стишки на уроках русского языка

Мнемонические стишки позволяют учителю в необычной форме излагать подчас скучные правила и определения, коими богат предмет "Русский язык". Стихотворчество учителя обычно находит отклик в сердцах...

Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе.

Использование игровых приемов на уроках иностранного языка, преимущества. Список игр к урокам английского языка....

Использование инновационных методов и приемов на уроках русского языка и литературы

Использование инновационных методов и приемов на уроках русского языка и литературы...

Статья по русскому языку "Мнемонические приемы на уроках русского языка или орфограммы с "изюминкой"

Методические рекомендации при работе с  трудными орфограммами русского языка с 5 по 8 класс...

Методические рекомендации по использованию логопедических приемов на уроках русского языка

Наша с вами общая задача: повысить успешность ученика в освоении программного материала по русскому языку и литературе. Во власти и учителя русского языка коррекция негрубых проявлений дисграфи...

«Развитие ментальных способностей обучающихся посредством использования мнемонических приёмов на уроках английского языка»

Данная статья затрагивает проблему развития памяти на уроках иностранного языка и рассказывает о приемах, методах и разработках автора, используемых на разных этапах обучения.Статья дает представление...

Методические приемы использования лингвокультурологического компонента на уроках русского языка и литературы.

В статье представлен опыт работы учителя по использованию лингвокультурологического компонента на уроках русского языка и литературы,дается описание различных методических приемов и способов.Особое вн...