Методические приемы использования лингвокультурологического компонента на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Котенко Елена Васильевна

В статье представлен опыт работы учителя по использованию лингвокультурологического компонента на уроках русского языка и литературы,дается описание различных методических приемов и способов.Особое внимание уделено технологии освоения концептов на примере тескта В.М. Пескова из очерка "Отечество".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические приемы использования лингвокультурологического компонента на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы учителя  Е.В. Котенко.)

  В арсенале  современного учителя русского языка и литературы достаточно большой методический материал, позволяющий ему успешно реализовывать культурологический  подход в обучении. Наши учебники,  учебные пособия по родному русскому языку, родной литературе, столь долгожданные после введения новых обязательных предметов и  наконец,  появившиеся в школе, ориентированы на  воспитание уважения к русскому языку  как основе русской культуры, на приобщение к литературному наследию в контексте единого исторического и культурного пространства. За учителем,  как проводником  в этом пространстве,  остается  лишь право выбора тех методических приемов,  эффективных технологий, интересных форм и разнообразных способов обучения, которые бы позволили  учащимся  не только освоить предметное содержание, успешно сдать экзамены (так называемая краткосрочная задача),  но и  воспитать человека культуры,  которой в свете изменений, происходящих  в  обществе, к сожалению,  так не хватает.

         Процесс обучения русскому языку в школе начинается с начальной школы, литературы как  отдельного предмета  -  с основной, но  так или иначе в 5 классе происходит  погружение в более сложное  языковое,  литературное, культурное образовательное  пространство.

 Именно в этот период  основной единицей изучения  на уроках  русского языка и литературы  в  5,6 классах  с использованием культурологического подхода является  лексика с так называемым национально-культурным компонентом, фразеологизмы, пословицы, поговорки. С целью формирования  культурологической компетенции учащихся можно  обратиться  к такому приему,  как работа со словарной статьей толкового, фразеологического, этимологического словарей. Это знакомство лучше начать  прямо в школьной библиотеке, где совместно с библиотекарем  познакомить ребят   с  многообразием   словарей, особенностями  строения словарных статей, с приемами использования их  в работе. Здесь со словарями провести  практические занятия.  В  старших классах библиотечные уроки – это  уже уроки-экскурсии, уроки-спектакли (ребята в библиотеке ставят кукольные спектакли по произведениям русских писателей для начальной школы), литературные гостиные (как завершающие тему уроки, так и внеклассные мероприятия в  рамках недели русского языка). Таким образом, сотрудничество с библиотекой продолжается и во внеклассной работе.

        Одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности, является музей.  Среди нестандартных уроков  прежде всего хотелось бы назвать музейные уроки, которые организуются как совместный поиск, исследование.  В 5-ых,6-ых  классах  при изучении тем «Описание предмета», «Описание картины», «Русские промыслы»  на русском языке, «История в слове: наименования предметов традиционного русского быта» на родном языке, а также тем по родной литературе   ребята участвуют в мастер-классах,  проводимых на базе Музея пряника, Музея самовара, Музея оружия, Музея изобразительных искусств.  Уроки-экскурсии, путешествия, интегрированные уроки, конечно, повышают интерес ребят к изучению основного учебного материала, уроки  развития речи, написание сочинений разных жанров способствуют развитию творческого потенциала. При изучении собственных существительных, наименований в 5 классе проводим уроки развития речи «Прогулки по улицам Тулы».

 Проектная деятельность помогает успешно реализовывать культурологический  подход, развивать самостоятельную  активность, способствует развитию познавательных навыков, критического мышления. Участие детей в  создании и защите проектов, таких, например, как «Энциклопедия русских праздников», «Времена года в искусстве», «Культурные ценности Тульского края», «Русские промыслы» не только обогащает речь учащихся, способствует развитию познавательных навыков, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, но и учит видеть текст, включенным в культурологическую среду. Важным условием для успешного проведения таких уроков является тщательная подготовка, подбор интересных фактов, иллюстраций, создание особого культурного фона. Добиться того, чтобы искусство стало языком урока, его художественной характеристикой непросто. Поэтому культурологический компонент мы используем на интегрированных уроках совместно с учителями истории, изобразительного искусства, иностранных языков, технологии.

  Формирование контекста русской культуры можно осуществлять и на обычных уроках путем  включения в  базовые темы высказываний лингвистов, писателей о русском языке, русской культуре, формирующих  уважительное отношение к русскому языку;  сведений о русской культуре, быте, традициях, национальных обычаях, о духовных и материальных ценностях русского народа. Большие возможности в раскрытии языковой картины мира несёт в себе раздел «Лексика»: ведь именно слово является хранителем и носителем национально-культурной семантики. Известно достаточно много методов работы со словами.

 Одним из приёмов, позволяющих реализовать цели  формирования  лингвокультурологической  компетенции, являются

«этимологические этюды» о словах Метод культуроориентированного анализа слова можно использовать в 5 или 6 классах, на примере работы с исконно-русской лексикой, такой  как матрешка, балалайка, кокошник, семья, Русь, Россия, родина. На примере анализа,  употребления слов, создания рисунков к ним на начальном этапе изучения лексики  делается вывод об особенностях  национальной культуры и мировоззрения русского народа. Как вместилище знаний, язык закрепляет в своих единицах, и, прежде всего в словах и фразеологии, исторический опыт народа, отображает его внутренний мир и своеобразие менталитета, обеспечивает преемственность и единство культурной традиции. Поэтому так важно и на уроках русского языка, и на литературе продумать приемы работы с фразеологизмами, крылатыми выражениями, пословицами, поговорками  и вести ее  с учащимися  целенаправленно  на протяжении всего времени обучения. Это могут быть и приемы анализа, сопоставления, подбора фразеологизмов, составление словарного портрета  фразеологизма, написание мини- сочинения  об истории происхождения и т.д. В процессе обучения лексике и фразеологии родного языка мы выделяем  ключевые слова культуры, слова-концепты. Так, например, работая в 6 классе по теме «Профессиональные слова», составляем словарь профессий, сравниваем устаревшие профессии с новыми, проводим обязательно этимологический анализ слов. Делаем выводы о причинах исчезновения  некоторых слов. Обращаем внимание на многочисленное появление в языке англоязычных неологизмов, их уместность. Составляем словесный портрет слова профессия, в котором проводим этимологический анализ, подбираем   синонимы (работа — занятие — ремесло — специальность — призвание — квалификация), подбираем пословицы. В качестве домашнего задания просим составить словарь оружейных профессий, словарь профессий литературных героев по следам изученных произведений. При изучении сказа Н.С. Лескова пишем небольшое эссе «Для Левши его профессия оружейника – это работа, занятие, дело или призвание?». Такую же работу, но уже как исследование проводим в 10 классе при изучении лексики. Решаем лигвокультурологическую загадку. Почему русские говорят «Дело мастера боится», но «Работа не волк, в лес не убежит»? Дайте ответ на этот вопрос в жанре письма иностранцу.  

          Реализуя  культурологический  подход в методике обучения русскому языку и литературе,   в  школьной практике мы все чаще  обращаемся  и  к  новой для нас  технологии освоения концептов русской культуры. Приемы  и способы работы с  ними представлены в  лингвоконцептоцентрической методике, разработанной  Натальей Львовной  Мишатиной.  Условно говоря, цель данной методики  - освоение учениками концептов русской культуры, построение целостной картины. Особую роль здесь играет текст, который,  по мнению известного литературоведа  Юрия Михайловича  Лотмана,  и есть «подлинный  хранитель  культуры».  Задача современного учителя – кроме  отработки на основе текста с национально-культурным компонентом  привычных  навыков  выполнения традиционных заданий  разбора слов, предложений, выработки навыков определения функционально-стилистических особенностей текста, научить  ребят извлекать через разнообразные приемы анализа текста, лингвистического, культурологического, лингвокультуроведческого, его культурные концепты,  осваиваемые в активной познавательной деятельности, научить  интерпретировать языковые факты в контексте культуры.    Перед учителем  стоит задача подбора языкового материала, который помог бы ученикам выявить основные понятия, универсалии, нормы русской культуры. Работа с такими текстами способствует развитию у учащихся лингвокультурологической компетенции.  Подспорьем в нашей работе по данной теме служат пособия по родному языку и литературе для учащихся 5-9 классов. Сами названия тематических блоков в них, проходящие красной нитью через всю линейку пособий,  «Язык и культура», «Россия – родина моя», «Города земли русской», «Русские традиции», «Русский характер – русская душа» содержат ключевые понятия культуры, концепты. Культуроведческие тексты, разнообразные исследовательские, поисковые, творческие задания к ним, богатый иллюстративный материал, служащий фоном для работы с текстом, историко-культурные комментарии, справочные тексты, знакомящие учеников с  литературными именами, известными картинами, музыкальными произведениями, лингвистические заметки, короткие словарные странички, этимологические справки, примеры аналогий  и сопоставления русскоязычной и иностранной лексики в рубрике «Диалог культур», история фразеологизмов, высказывания писателей, лингвистов в рубрике «Из первых уст», советы «Круг чтения»,  и много другое позволяют сделать уроки познавательным , по-настоящему интегрированными, а процесс обучения интересным.

     Уроками речевого развития называет Наталия  Львовна  Мишатина  лингвокультурологические  уроки словесности.  При работе над словами-концептами,  выбранными из культуроведческого текста, на уроках используется метод ассоциаций и аналогий, метод построения полей-смыслов, рисование образа слова. Само слово рассматривается с разных сторон  в культурном контексте. Данную работу составления лингвокультурологического портрета концепта мы строим, используя технологию моделирования, в зависимости от возраста учащихся. Она включает следующие этапы: 1) словарный портрет слова ( на  начальном этапе – только его лексическое значение в толковом словаре, позднее   - этимологическом, фразеологическом, словообразовательном, синонимов, антонимов); 2) текстовый портрет слова (пословицы с этим словом, строчки из песен, стихов, чуть старше – полный анализ сочетаемостных свойств слова); 3) мои ассоциации с этим словом ( в старших классах – создание метафорического  портрета концепта или  эссе). Такая работа даёт учащимся представление о богатстве и многогранности каждого слова, о жизни слова в культуре народа и об отражении культуры и самосознания народа в каждом слове. Подобное исследование на уроке требует  от учащихся умения работать с разными  словарями, наличие исследовательских навыков, а от учителя -  тщательной подготовки.

 Например, в 9  классе, работая по теме «Повторения стилей речи»,  анализируем отрывок из очерка «Отечество»  Василия  Михайловича Пескова.

1)Если чувство Родины – важнейшее чувство для каждого человека, то у взрослых людей оно подобно большой реке. (2) Опыт жизни и впечатления от всего увиденного понятие Отечество расширяют до границ всего государства, но есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого все начинается. (3) И чувство Родины (обратите внимание на корни слов: род – родник – Родина) прорастает, как все большое, из малого зернышка. (4) Этим зернышком в детстве могла быть речка, что журчит в ивняках по степи, или зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. (5) Это могла быть лесная опушка  с выступающей в поле грушей, дикий, запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне, это могли быть те самые четыре сосны над равнинной дорогой или городской двор с какими-нибудь дорогими подробностями. (6) Перечислять можно до бесконечности. (7) Всякий человек, читающий эти строки, без труда вызовет в памяти что-то подобное. (8) И не так уж сложно объяснить, почему это нам дорого, почему память долго это хранит, почему дорогие воспоминания служат точкой опоры на кругах жизни в особо трудные ее моменты.
    (9) Все достаточно просто. (10) Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с не осознанной еще благодарностью за эту жизнь. (11) Это могучая сила памяти! (12) Она влечет птиц к месту, где они родились. (13) Она на всю жизнь согревает сердце человека, делает его счастливым. (14) Или несчастным, если человек почему-то потерял Родину. (15) И что важно сейчас подчеркнуть, разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый начальный росток. (16) Чем он крепче, тем быстрее дерево будет расти, тем зеленее его вершина.
  (17) Ничего особо нового в размышлении этом нет. (18) Читая Ушинского, мы видим, как  много этот большой педагог уделял внимания воспитательной силе природы, воздействию пейзажа на формирование человека, значению изначальных ростков  в глубоком патриотическом чувстве. (19)»…Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что пейзаж воспитывает. (20) Я скажу больше: прекрасный ландшафт имеет такое же громадное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». (21) Красноречивые строки! (22) Действительно, всегда тянет туда, где прошло детство, юность…
 (23) К истоку патриотических чувств человека Константин Симонов обратился в дни, когда судьба наша определялась словами: Родина или смерть! (24) Мы и сегодня без волнения не можем читать его стихи.
(25) Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей     руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал…
(26) Ты вспоминаешь родину такую,
Какой  ее ты в детстве увидал:
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
(27) Вряд ли надо еще что-то говорить в доказательство того, как важно беречь нам в облике нашей земли, нашей страны все, что способно тронуть человеческое сердце и оставить по себе благодарную память. (28) Все ли у нас тут в порядке?
(29) Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто,
 что я затрудняюсь все даже и перечислить. (30) Работали мелиораторы – оставили после себя «лишние «трубы, ржавый, отслуживший свое бульдозер. (31) Дорожники брали песок – оставили рваную язву в земле, хотя обязаны были рекультивировать землю, засадить ее лесом. (32) Газопроводчики по лесам оставляют иногда полосы, кои немудрено спутать со следами печально известного смерча: тот же  поваленный, сдвинутый в кучи, гниющий лес, те же бугры земли, погнутое железо. (33) Хотим ли мы видеть такой свою родину? 

После  его прочтения ребята делятся своими впечатлениями, по ключевым словам определяют идею текста, находят в нем проблематику. Текст эмоциональный, в нем не только дается  определение  понятию «родина», но и чувствуется авторская тревога за ее судьбу. Заранее подготовленные  учащиеся дают краткие  биографические  справки об авторе, о К.Д. Ушинском, Михаиле Симонове. Аргументируем  приведенные цитаты. Далее ученики определяют стилевые черты текста, приводят доказательства. В качестве дополнительного задания работаем с концептом Родина.

1. Называем ассоциации к слову: что-то близкое, дорогое, дом, страна, земля, березка, патриот (вариантом много). Находим примеры ассоциаций в тексте(речка, косогор, овраг, опушка, клочок земли и т.д.), попутно отвечая на вопрос причин их многообразия для определения понятия)

Подбираем к слову определения (Родина одна, любимая, дорогая),  пробуем сочетать с гл.

(Родину любят, защищают, берегут)

2.С помощью словарей  определяем лексическое значение слова.

Родина, Отечество, родная страна.

Его понятие. Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь. Объясняем варианты написания слова с прописной и строчной букв.

3. Выясняем  этимологию(«Русский родной язык»,9 класс,с.5)

Общеславянское слово, суффиксальное образование от слова род; исходное значение «семья», далее «место рождения человека», позже  «отчизна, отечество». Родственно словам родить, родиться, место рождения, старославянского слова родити.

4. Подбираем  однокоренные слова

Родной, родимая (сторона), родители, род, родинка, родня, народ, народный, родиться , родник и т.д.

5.Подбираем синонимы, определяем источник появления в нашем языке, сферу их употребления. Какое выражение в тексте может считаться синонимичным (патриотическое чувство) Можем ли мы в тексте заменить слово? Какие выражения помогают выразить чувство любви к родине, подчеркните их(тронуть человеческое сердце. Проводим эксперимент,пробуем заменить в тексте слово синонимами, делаем вывод.

Отечество (Слово отечество было образовано в древнерусском языке от слова отец и во второй половине 18 –начале 19 века приобрело высокое общественно-политическое значение), Отчизна(пришло в 17 в. из польского как эквивалент русского отечество),

6. Анализируем сочетаемостные свойства слова: Родная страна, мать-земля, Родина-мать, малая родина.

 также приводим примеры пословиц (используем распечатку)  . Пословицы и поговорки

Одна у человека мать, одна у него и Родина. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Кто Родине изменяет, того народ презирает. Кто за Родину горой – тот истинный герой.

7. Подбираем антонимы (чужбина)

8. Диалог культур(находим соответствия в англ.яз.)

Слову отечество соответствует в англ.языке слово motherland «материнская земля»

9.В качестве творческой работы вместо   метафорического портрета концепта составляем синквейн.

Родина,

прекрасная, свободная,

Защищает, оберегает, вдохновляет,

Дает нам силы.

Опора.

На завершающем этапе урока предлагаем  дома подобрать поэтические фрагменты употребления концепта, найти в них  индивидуально-авторские сравнения, эпитеты, определяющие отношение авторов  к родине. К данной работе мы еще вернемся  на уроках литературы при изучении творчества Лермонтова, Есенина, Блока.

  Таким образом, мы видим, что лингвокультурологический анализ концептов в единстве с другими методическими приемами, технологиями  позволяет гармонизировать знания, развивает культуру бережного отношения к русскому языку, интегрируют наши предметы.

      Развитие культурологической  компетентности - важнейшая задача  не только уроков русского языка и  литературы в условиях современной школы. Обращение к произведениям искусства, классическим произведениям, которые несут в себе не только отпечаток личности автора, его индивидуальное видение мира, но и след определённой исторической эпохи, аккумулируют срез национально-культурных традиций, позволяет объединить  сегодня усилия учителей разных предметов, библиотекарей, музейных работников, подключить всех: и детей, и взрослых  - к воспитанию через прекрасное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы

Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...

"Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Данный материал был подготовлен для выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в 2012г.Обобщение опыта....

Программа мастер- класса "Методические приемы критического мышления, используемые на уроках русского языка и литературы"

Цель проведения мастер - класса: создать условия для обобщения опыта по проблеме  «Способность критически   оценивать собственную практику». Задачи:- передача учителем-мастером сво...

Методическая разработка "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников свои...

Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры.  А ключ к этому ...

Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии

Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии...