Методический семинар "Использование интернет ресурсов на уроках русского языка и литературы"
электронный образовательный ресурс

Захарова Татьяна Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_uchitel_goda.docx16.88 КБ
Файл metodicheskiy_seminar_prezentatsiya.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые члены жюри, коллеги, гости. Тема моего методического семинара «Использование интернет ресурсов на уроках русского языка и литературы». Однако я хочу поговорить  не об образовательных интернет ресурсах, а остановиться на социальных сетях, мессенджерах, ютуб каналах, то есть на том, что в принципе мы наоборот пытаемся запретить использовать нашим ученикам. Но, как мы знаем, запретный плод сладок.

Как показывает статистика, современный школьник чтению книг и живому общению со сверстниками предпочитает проводить время в социальных сетях, поглощая гигабайты ненужной им информации. Так почему бы ненужную информацию не переделать в нужную?

Впервые над этой проблемой я задумалась, когда при дополнительной подготовке на олимпиаду по литературе моя ученица показала мне видео с ютуб канала, где очень интересно и широко рассказывалась биография и творчество одного из интересующих нас писателя. Естественно я задалась вопросом: «Почему дети  предпочитают послушать рассказ блогера из интернета, а не спросить учителя?». И я пришла к выводу, что современных школьников не удивишь презентациями, использованием интерактивной доски на уроках. Им надо что-то новое, интересное, современное, то есть такое, что им нравится и для них актуально и понятно. А чтобы дать детям это что-то новое, для начала нам самим нужно его найти и познать. И поэтому учителю надо выходить за рамки кабинета, не сидеть в клетке, а выходить на территорию этих блогеров.

Первая, пожалуй самая популярная сеть среди молодежи, Вконтакте. Благодаря простому интерфейсу и многочисленным функциям Вконтакте может послужить нам отличным помощником в обучении.

Итак, что полезного можно отсюда взять для себя и для детей?

Во-первых, в этой сети уйма полезных сообществ учителей, где они делятся не только своим опытом, но и редким методическим материалом в электронном виде. Одни из моих любимых: Я учитель русского языка и литературы, Литература, Ты ж учитель. Я не прошу детей вступать в эти сообщества. Мы с учениками создали свою беседу на этом ресурсе и при подготовке к итоговому сочинению, просто к домашнему сочинению, при возникновении вопросов по русскому языку  я отправляю в беседу  ссылки уже на материал, который  помог бы им самостоятельно решить их проблему.

Вконтакте можно найти  материал и  для дополнительной работы с учениками. Это и фильмы о русских писателях, экранизации их произведений, виртуальные экскурсии по музеям. Очень много пособий, помогающих при  внеклассной работе по предмету. Это и сценарии мероприятий, классных часов и викторин по литературе и языку. Здесь есть и методические пособия для учителей: Сборники диктантов, поурочные разработки, рекомендации по подготовке к современному уроку и многое другое.

Естественно не обходят эти сообщества и подготовку к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе, да даже и не по этим предметам. Вот например на экране мы видим скриншот одного из сообществ, где представлено несколько видов КИМов. Как говорится выбирай тот, который по душе.

Весь материал, о котором я говорила выше, можно перенести на бумажные носители, если кому не удобно работать с гаджетами. Просто всё скачиваете в формате PDF и пропускаете на принтере или сохраняете.

Ещё один важный момент. Зная, как дети любят менять свои статусы  в шапке своего профиля, я рекомендовала им посетить сообщество «Литература», где собрано большое количество высказываний известных писателей, людей, отрывков из произведений. Посещая эту группу, дети не только читают умные мысли, но и запоминают понравившиеся им, тем самым обогащают не только свою лексику, но и познания по литературе. И это сообщество, я скажу вам, им очень понравилось.

Хочу заметить, что другая социальная сеть «Одноклассники» не так любима детьми, но она и не предоставляет ряд таких возможностей как Вконтакте.

Второй, не менее актуальный современный интернет источник – это ютуб канал. Для чего может быть он полезен. Его я использую в основном на уроках литературы.

Исходя из моего небольшого опыта работы, я поняла, что дети не очень любят читать драматические произведения. Одна из сложностей их изучения, это то, что автор не дает нам описания ни внешности, ни характера, ни душевного состояния героев. И здесь нам на помощь приходят экранизации. Их можно найти на все драматические произведения, изучаемые по школьной программе. Весь видео материал я беру именно с ютуба. Скажете займет много времени, не хватит отведенных на изучении часов. Абсолютно нет. Дети с удовольствием смотрят экранизации на вводном уроке, и что интересно досматривают дома, а ссылки на эти фильмы я после каждого урока размещаю на созданные нами группы. Но вы не думайте, что они не читают. Фильм им помогает представить героя внешне, и в дальнейшем при чтении не возвращаться  в начало пьесы, где идет перечисление героев, для того, чтобы понять, а кто этот герой, чей он родственник.

И последнее на чем я хочу остановиться – это так называемые мессенджеры. Слово конечно не всем понятное, но обозначает мгновенное обменивание сообщениями в интернете.

К ним относятся вайбер и ватсап, но это самые популярные и часто используемые. В них мы с учениками создали чаты, где не только обмениваемся информацией по учебному процессу, но и общаемся и устанавливаем доброжелательные отношения друг с другом. Именно этого требует от нас профессиональный стандарт педагога.

В  процессе работы с социальными сетями  было замечено, что между мной и учениками установились более доверительные отношения, тенденции к использованию ими на личных страницах неприличного контента уменьшилась. Ну и естественно, чем ближе мы к ученикам, тем больше интереса у них возникает к преподаваемому нами предмету. Чем  больше интереса к предмету, тем явственнее результат, получаемый в процессе обучения. Так, например, моя ученица, выбравшая литературу для сдачи ОГЭ в 2017 году, набрала 38 баллов из 39 возможных, 100% успеваемость при сдаче ОГЭ моими учениками в 2018 году и положительные результаты при итоговом сочинении. Кроме этого радуют результаты дополнительной работы: ежегодные призовые места на районных предметных олимпиадах по литературе и языку, участие во всероссийских интернет конкурсах.

В завершении хочется ещё раз констатировать тот факт, что нам, современным учителям, необходимо не просто двигаться в ногу со временем, но и опережать его. И социальные сети станут отличным подспорьем в нашем нелегком деле.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар «Использование интернет ресурсов на уроках русского языка и литературы» учитель русского языка и литературы МБОУ « Аловская средняя школа» Захарова Татьяна Ивановна

Слайд 10

Пьеса « На дне» Биография А.П.Чехова.

Слайд 11

МЕССЕНДЖЕРЫ

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-ресурсы, необходимые учителям русского языка и литературы.

В данном документе представлены ссылки на интернет-ресурсы, которые могут быть полезны в работе учителя русского языка и литературы....

Методический материал "Интернет-ресурсы для учителей русского языка и литературы"

Методический материал в виде презентации. Презентация может быть полезна учителям русского языка и литературы, так как в ней речь идет о возможностях интернета на уроках русского языка и литературы....

Использование Интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы

Данный ресурс раскрывает возможности использования "Мобильного класса" на уроках русского языка и литературы...

Использование интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы

Использование интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы...

Использование современных электронных образовательных ресурсов и Интернет-технологий на уроках русского языка и литературы для обучающихся с ОВЗ

Статья посвящена использованию современных инновационных технологий на уроках русского языка в школе для детей с ОВЗ....

ДОКЛАД НА СЕМИНАР « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

       Целью моей деятельности является повышение качества обучения русскому языку и литературе через использование интернет-ресурсов, а также совершенствование уровня владе...

Использование Интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы

Сегодня трудно представить современный урок без использования компьютерных технологий и Интернет ресурсов. А причина такого изменения в том, что учащиеся приходят в образовательные учреждения уже знак...