ДОКЛАД НА СЕМИНАР « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
опыты и эксперименты

Родкина Наталья Алексеевна

         Целью моей деятельности является повышение качества обучения русскому языку и литературе через использование интернет-ресурсов, а также совершенствование уровня владения русским языком с расширением сферы межкультурного общения через интернет-ресурсы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

 

ДОКЛАД  НА СЕМИНАР

 « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»    

Подготовила Родкина Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ Устьинской СОШ

                                                                                             

  Три пути ведут к знанию:
                                                                                                    путь размышления - это путь                                                                                          самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий, и путь опыта - это путь самый горький.

Конфуций

         Целью моей деятельности является повышение качества обучения русскому языку и литературе через использование интернет-ресурсов, а также совершенствование уровня владения русским языком с расширением сферы межкультурного общения через интернет-ресурсы. 

       Для достижения цели поставлены следующие задачи:

способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету;

обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее и применять в реальных ситуациях;

развивать познавательную активность;

содействовать творческому развитию каждого ученика.

        Уроки русского языка и литературы – это прежде всего уроки нравственности. Они  помогают растущему человеку обрести ценностные ориентации: умение восхищаться окружающим миром, родным языком и русской культурой,  противостоять злу и насилию, ощущать чужую боль или радость как собственную, бережно относиться к родине, любви.

         В последние годы учебная среда становится шире, урок частично выходит за пределы класса, «уходит» от учебников и рабочих тетрадей во внешкольную область, в том числе в виртуальное пространство. Современный учитель должен уметь эффективно пользоваться этими ресурсами.

          Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает их нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения  эффективности  обучения и самообучения,  повышения качества образования.

         В рамках информатизации образования проводятся многочисленные дистанционные конкурсы, фестивали, проекты, олимпиады. Мои обучающиеся являются активными участниками подобных мероприятий. Получают разнообразные награды. Таким образом, для учителей открывается интересная перспектива использования интернет-ресурсов как средства повышения эффективности обучения в образовательной школе, установления обратной связи «учитель-ученик», позволяющей реализовать личностно-ориентированный подход, дифференциацию и вариативность образования, подготовить учащихся к непрерывному образованию.

         В настоящее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета. Он несёт громадный потенциал образовательных услуг. Это и электронная почта, и поисковые системы, которые универсальны для использования как на уроке, так и во внеурочное время.

        Очевидно, что глобальная информационная сеть представляет собой ресурс, значительно больший, чем содержание школьного обучения, максимально разнообразный. Но, в то же время, этот ресурс разноплановый, «разнокачественный», зачастую обладающий внешней убедительностью, но внутренне противоречивый и требующий проверки его достоверности.

              Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как написание рефератов, сбор материала по теме, иллюстрирование своих проектов.

        Таким образом, творческий подход позволяет максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями.

        В своей работе главное внимание обращаю на то, что использование интернет - ресурсов может происходить на всех этапах урока: организационный этап (мультимедиа – ресурсы: презентация, музыка, видеофрагмент); для активизации познавательной деятельности учащихся (презентация, видеоролик, показ репортажа, задание в интернете); при изложении нового материала - визуализация знаний (видео и аудиофайлы); закреплении изложенного материала (тесты, тренажеры,  задания в Интернете, электронные практические работы); система контроля и проверки (онлайн тестирование с оцениванием, контролирующие программы); самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); тренировка мыслительных процессов (игровые и разноуровневые задания), домашнее задание ( презентация, рассылка д/з по почте, в электронных дневниках и журналах, в социальной сети, выдача материалов на дом: дидактические пособия, тренажеры).

            Информационные ресурсы сети Интернет постепенно становятся для учителя одним из основных видов реализации профессиональной потребности в информации, необходимой для оптимизации учебной деятельности. Происходит решение главной задачи: содействие учебному процессу путем облегчения и повышения эффективности доступа к информационным ресурсам.

            Применение интернет - ресурсов помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей. Учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации и приобретения знаний.

             Электронные словари, энциклопедии, справочники, филологические сайты, толковые словари, сборники правил и нормативные документы, программы, методические разработки, научные статьи – вот неполный перечень ресурсов, к которым я обращаюсь за помощью.

Портал "Русский язык" - справочно-информационный сайт http://www.gramota.ru/

Один из самых полезных сайтов по русскому языку для школьников и студентов. Здесь можно мгновенно узнать правописание любого слова, задав его в поиске по коллекции онлайновых словарей. В бесплатной справочной службе русского языка можно получить развернутую справку по любому грамматическому вопросу. Помимо этого, портал содержит информацию для школьников, абитуриентов и студентов, новости о различных конкурсах и олимпиадах, множество материалов по языкознанию, учебные и методические материалы, статьи о культуре речи и языка, ссылки на материалы, анализирующие язык писателей, большой перечень сетевых литературных журналов, информацию о персоналиях - поэтах, писателях, литературоведах и т.д.

Кабинет русского языка и литературы http://ruslit.ioso.ru/

Кабинет содержит тесты по русскому языку; страничку по истории русской письменности; поэтические загадки; антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; методические разработки; текущие дискуссионные выступления по проблемам русского языка; подборку аннотированных ссылок на родственные сайты и другие материалы. Здесь можно разместить проекты и пособия, связанные с учебной программой, а также свои собственные литературные (стихотворные и прозаические) опыты

Коллекция из 10 онлайновых энциклопедий Кирилла и Мефодия http://mega.km.ru/

В коллекции Кирилла и Мефодия находится современный толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Помимо этого, на сайте можно производить поиск по словарю иностранных терминов, англо-русскому и русско-английскому, экономическому словарю, а также автомобильной энциклопедии, энциклопедии вооружений, домашних животных, здоровья, кино, компьютеров, кулинарии, музыки, этикета

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/

Большое собрание интерактивных словарей: Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, русский орфографический словарь, популярный словарь иностранных слов, словарь иностранных слов, русский семантический словарь, словарь языка Пушкина и Достоевского, словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений, словарь русского арго. На сайте также постоянно (по рабочим дням в рабочее время) работает форум, где оперативно отвечают на вопросы по русскому языку

Сервер "Литература" - информация о лучших ресурсах Рунета http://www.litera.ru/

Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: самая полная в русской сети коллекция ссылок на электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, статьи критиков о современном искусстве и литературе, база данных по издательствам и СМИ, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также находится сетевой литературный журнал "Словесность"

"Сам себе писатель"-литературно-творческий сайт для подростков http://ssp.ioso.ru/

Обучающие тексты по сочинению басен, сказок, баллад, стихов, былин, сонетов, и пр. Мастерская писателя, литературные тексты, видеосюжеты, словарь биографий

Аптечка библиомана - страницы литераторов http://aptechka.agava.ru/

Проект "Русская поэзия" - каталог ссылок http://home.udmnet.ru/wasja/poezia/

Проект "Русская поэзия" - это каталог ссылок на страницы, посвященные поэтам, русскоязычным и не только. Страницы, посвященные не отдельным поэтам, а поэзии в целом, находятся в разделе "Хорошие ссылки"

Искусство метафоры http://www.metaphor.narod.ru/

Интересный сайт об искусстве метафоры... "Она понятна и ребенку, но даже выдающиеся умы не могут достоверно объяснить, что придает метафоре такую выразительность и глубину. Можно исписать тысячу страниц в сложных объяснениях, а можно все выразить лишь одной метафорой"

Электронная библиотека Максима Мошкова http://lib.ru/

Самая известная и самая большая в Рунете электронная библиотека, открыта в 1994. Читатели ежедневно пополняют ее. Художественная литература, фантастика и политика, техдокументация и юмор, история и поэзия, КСП и русский рок, туризм и парашютизм, философия и эзотерика, иностранные языки и т.д. и т.п.

Классика.Ru - электронная библиотека классической литературы http://www.klassika.ru/

Классика.Ru представляет собой одну из самых обширных и достаточно полных сетевых коллекций произведений классической русской художественной литературы - как поэтического, так и прозаического содержания. Содержит произведения наиболее известных авторов, творивших на отрезке трех последних веков второго тысячелетия. На сайте представлено 2878 произведений 144 авторов. Помимо текстов произведений на сайте есть информация о биографии авторов

Стихи.Ru - Национальный сервер современной поэзии http://www.stihi.ru/

Большая сетевая коллекция произведений современной русскоязычной поэзии, предоставляет авторам возможность свободной публикации произведений и служит творческой средой для современной поэзии. На сайте опубликовано более 100 тысяч авторских стихотворений, и ежедневно публикуется 400-500 новых произведений. Содержит руководства по стихосложению. Можно оценивать опубликованные стихи

Электронная библиотека - тексты русской литературы http://public-library.narod.ru/

Русский филологический портал http://www.philology.ru/

Сайт представляет собой библиотеку филологических текстов. Здесь имеются монографии, статьи, методические пособия

 

Видеоуроки от ООО «Инфоурок»infourok.ru

Видеоуроки interneturok.ru  

Интеллект-видео
Несколько десятков лекций по литературе, взятые с телеканала "Бибигон", не оставят равнодушным даже самого закоренелого технаря. Очень удобно для школьников, которые изучают творчество писателей XIX и XX века. Здесь все главные герои художественного слова за последние 200 лет, от Пушкина до Пастернака.

Litra.ru
Удобный сайт для изучения литературы. Библиотека произведений и кратких содержаний, биографии, критика и готовые домашние задания.

Виртуальная библиотека с массой полезных материалов. Непременно пригодится при подготовке презентации. В наличии информация о писателях, критика, характеристики героев, отрывки из произведений.

Детская онлайн-библиотека
Вся школьная программа по литературе на одном сайте, можно читать онлайн или распечатать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы

Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...

Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.

Использование метода проектов на уроках русского языка и...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Методический семинар. Использование продуктивных технологий на уроках русского языка в целях повышения качества обучения.

Обобщние опыта по использованию элементов продуктивных технологий: проектная деятельность, работ по индивидуальным маршрутам, использование обучающих структур....