Методический семинар. Использование продуктивных технологий на уроках русского языка в целях повышения качества обучения.
статья по теме

Обобщние опыта по использованию элементов продуктивных технологий: проектная деятельность, работ по индивидуальным маршрутам, использование обучающих структур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc58.5 КБ
Файл produktivnye_tehnologii.pptx1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»

Использование продуктивных технологий на уроках   русского языка в целях повышения качества обучения.

Дегтярева Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

2017

Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” акцентирует внимание на том, что ключевой характеристикой современного российского образования становится формирование творческих компетентностей у обучающихся.

Каждому человеку природой заложены способности, которые обеспечивают успешную деятельность человека в той или иной сфере. Дело учителя – развить их, максимально реализовать в ходе обучения. Учителю-словеснику сделать это сложнее, чем другим педагогам, так как в современном мире все меньше и меньше становится тех, кто трепетно относится к художественному слову. Отсюда и вытекает специфика работы учителя-словесника. Главная заповедь – работа должна быть интересной, творческой, учитель сам должен работать творчески, тогда ученика можно зажечь, помочь ему раскрыться.

Вторым составным элементов работы с детьми можно считать грамотную организацию мотивационной работы. Повышение мотивации изучения русского языка и литературы, развитие интереса к предметам достигается через использование ИКТ, проблемного метода обучения, а также методики обучения в сотрудничестве.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Так, например, в ходе изучения романа Булгакова «Мастер и Маргарита» учащимися был выполнен мини-проект «Формула любви по Булгакову». Для выполнения данного проекта ребята изучили роман, самостоятельно разработали анкету для сверстников и людей старшего поколения, провели её, обработали, представили результаты своего исследования на уроке, и вывели «формулу». Проведенная контрольная работа по данному произведению показала высокий результат изучения произведения. И общая, и качественная успеваемость составила 100%, что значительно выше по сравнению с прошлым годом, когда уроки проводились в иной форме.

 Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям. В ходе проведения диагностических исследований (Анкета для учащихся «Каким я вижу себя?» А. И. Савенкова; «Первичная диагностика поведенческих характеристик  одарённых школьников» Дж.Рензулли; «Карта одарённости» А.И.Савенкова; Методика Климова И.И. «Карта интересов») были выявлены одаренные дети, имеющие интеллектуальный и художественный (литературный) тип одаренности. На основе данных диагностик были составлены Индивидуальные педагогико - психологические карты одаренного ребенка, которые позволяют реализовать интеллектуальный потенциал в процессе обучения через реализацию индивидуального образовательного маршрута.

Был составлен индивидуальный план работы по русскому языку и литературе. Основная цель такой работы - это формирование навыков и умений самостоятельной работы с учебной, научной литературой. Для достижения данной цели для ученицы были разработаны индивидуальные образовательные маршруты изучения отдельных тем по русскому языку.

Работа по индивидуальному маршруту строится по определенной схеме.  В маршрутной карте указаны темы, задачи, источники, как книжные, так и электронные, (обучающие сайты, электронные учебники), минимум упражнений и конечный продукт. Конечным продуктом может быть как  выполненный тест, так и сводная таблица, алгоритм, схема, кластер.

Увеличение темпа изучения учебного материала позволяет увеличить количество часов на развитие речи.  

Результатом работы с девочкой можно назвать то, что на сборах одаренных детей в январе 2014 года в интеллектуальном конкурсе она заняла призовое место, а в 2016 году на основном государственном экзамене по русскому языку набрала максимальное количество баллов. В 2016-2017 учебном году по ИОМ работают три ученицы 7 класса, имеющие интеллектуальный и художественный (литературный) тип одаренности.

Современный урок – это не передача готовой информации учителем, а постоянное продуктивное взаимодействие, когда ученики не пассивные приобретатели знаний, а активные участники образовательного процесса, соавторы. Задача современного учителя заключается в том, чтобы не просто давать теоретические знания, а формировать практические умения, которые учащиеся будут применять в современном, реальном мире. Чтобы ученики стали успешными, нам необходимо обучить их навыкам сотрудничества и работы в команде, а также навыками критического мышления для выдвижения новых идей и нахождения решений для тех задач, с которыми им придется столкнуться во взрослой жизни.

На наш взгляд, именно обучающие структуры продуктивных технологий, целью которых является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века, развивают в ученике такие качества, как коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность. Урок с использованием этих структур напоминает содержательную игру, увлекательную, заставляющую общаться, мыслить.

В классе формируются команды из 4 человек. Командная работа предполагает очень четкую организацию. То есть мы можем говорить о технологии обучения в сотрудничестве.  Работа в команде либо в паре дает возможность ученику научить своего товарища тому, что знает сам, получить в случае необходимости консультацию, высказать свою точку зрения, повышает мотивацию к изучаемому предмету.

Современный урок с использованием данных структур позволяет:

  • осуществить индивидуальный подход каждому ученику;
  • использовать разные виды деятельности;
  • создать комфортную обстановку для каждого учащегося;
  • стимулировать развитие познавательной активности ученика;

На   уроке задействован весь класс.  В ходе работы учащиеся изучают материал, отвечают на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваются мнениями. Таким образом развивается устная речь, учащиеся учатся сотрудничеству, у них развивается критическое мышление, креативность – это необходимые качества в наше время. Данные структуры можно использовать на различных этапах урока.            

На своих уроках я использую такие структуры как:

ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ (Inside-Outside Circle) - «внутренний и внешний круг» - обучающая структура, в которой ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами. Данную структуру можно использовать как на этапе повторения, так и на этапе закрепления материала. В парах в кругу учащиеся могут как проговаривать изученный материал, высказывают свою точку зрения по той или иной проблеме. Данная структура способствует формированию коммуникативных УУД, а именно учащиеся учатся строить понятные для партнера высказывания, т.е владеть вербальными и невербальными средствами общения, обосновывать и доказывать свою точку зрения, слушать собеседника.

КОНЭРС (Corners) - «углы» Цель: выбрать соответствующий своей точке зрения ответ, а затем объяснить свою позицию. Так, например, учащимся предлагается четыре варианта определения глагола, и только один из них является полным и точным. После прочтения предложенных вариантов учащийся выбирает тот, который он считает верным и отправляется в соответствующий угол, где, образовав пару, доказывает свою точку зрения. Структуру КОНЭРС можно применять на разных этапах урока, но уместнее ее использование при постановке проблемного вопроса или при подведении итогов урока, когда учителю важно понять, все ли обучающиеся пришли к правильному выводу, могут ли они, опираясь на изученный материал, доказать свою точку зрения. Здесь мы формируем такие познавательные УУД как: 

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-выбор оснований и критериев для сравнения объектов;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство

           СТЁ ЗЕ КЛАСС  (Stir the Class) «Перемешай класс»

Обучающая структура, в которой обучающиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей партнёров к своему списку.

Цель - собрать информацию по заданной теме, используя идеи класса на основе сотрудничества.

СТЁ ЗЕ КЛАСС позволяет увидеть, что проблемы имеют множество путей решения, что существуют разные точки зрения на вещи, учит сотрудничеству, обучающиеся получают навыки поиска информации.

При использовании обучающих структур и правильной организации взаимодействия учитель – ученик, формируются все основные универсальные учебные действия личности: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Такая система обучения нацелена на формирование у обучаемых учебных действий, направленных на постановку целей, выявлению проблем, нахождения способов решения этих проблем, оценку результатов деятельности и ее коррекции. Обучающие структуры позволяют за счет разнообразных форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.

Обучение в сотрудничестве с использованием данных структур позволяет воспитывать такие умения и навыки, как умение отстаивать свою позицию, умение выслушивать чужое мнение, принимать ответственность за себя и команду.

Данные структуры применяю на своих уроках с апреля 2016 года в 6Б классе и с сентября 2016 в 7А классе. Уже можно сказать о первых результатах использования данной технологии:

- повысилась мотивация обучающихся к предмету, удовлетворенность своей деятельностью; так 18 из 20 учащихся 6 Б класса, что составляет 90%, указали, что уроки стали интереснее;

-  повысилось качество знаний обучающихся в 6 Б с 31,58% на конец 3 четверти 2015-2016 учебного года до 40% на конец второй четверти 2016-2017 учебного года;

- повысился уровень сформированности познавательных и коммуникативных УУД.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование продуктивных технологий на уроках русского языка в целях повышения качества обучения . Дегтярева Татьяна Анатольевна

Слайд 2

ЦЕЛЬ : Обеспечение каждому ребенку достижения максимально возможного для него уровня развития, создание условий для наиболее полного раскрытия индивидуальных способностей учащихся в рамках филологического образования.

Слайд 3

Продуктивные технологии Метод проектов 1 Работа по индивидуальным образовательным маршрутам 2 Обучающие структуры 3

Слайд 4

Диагностика Общая диагностика обучающихся. 1 Наблюдение как метод диагностики детской одарённости. Выявление групп одарённых детей по видам одарённости: - лидерская, - творческая, - двигательная, -интеллектуальная, - общая. Учителя - предметники 2 Анкета для учащихся «Каким я вижу себя?» (А. И. Савенков) Классный руководитель Учителя-предметники 3 Первичная диагностика поведенческих характеристик одарённых школьников Дж.Рензулли . Индивидуальная диагностика группы одарённых детей 1. Методика Климова И.И. «Карта интересов». Определение круга интересов и склонностей ребёнка

Слайд 5

Индивидуальный маршрут изучения темы «Орфограммы в наречии», 7 класс Тема Предмет изучения Знать-уметь Форма работы Источники теории Практическая работа Результат 1 Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е Условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями; слитное и раздель­ное написание не с прилагательными Знать правило написания не с наречиями. Уметь правильно писать не с наречиями на -о и -е; разграничивать наречия с не и краткие прилагательные с не Работа с правилами, составление алгоритма, работа с интерактивной таблицей http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/055e26ea-ba55-44e0-a4a6-fb99979426c1/%5BRUS6_118%5D_%5BIA_085%5D.swf П.38 страница 101, «Русский язык» В. В. Бабайцева страница 128 Упражнение 244 Составление опорной схемы Тест http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test83.xml 4 , 5

Слайд 6

Результаты работы Абдуллина Гульназ Саитовна 2000, 16 марта, Характеристика учебной деятельности: учится на «отлично» тип одаренности, лидерская – 6 баллов, литературная – 7 баллов, интеллектуальная – 7 баллов . ОГЭ по русскому языку: 36 баллов Победитель интеллектуального конкурса на Сборах одаренных детей, 2014

Слайд 7

Обучающие структуры

Слайд 8

ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ ( Inside-Outside Circle ) - «внутренний и внешний круг»

Слайд 9

КОНЭРС ( Corners ) - «углы»

Слайд 10

СТЁ ЗЕ КЛАСС ( Stir the Class ) - «перемешай класс»

Слайд 11

Мониторинг УУД

Слайд 15

Нет более огорчительного зрелища в мире нравственном, чем зрелище гениального человека, не понимающего свой век и свое призвание . Пётр Я́ковлевич Чаада́ев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка как способ повышения уровня качества знаний по предмету

Данная статья поможет с помощью компьютерных технологий подготовиться к уроку...

Применение инновационных технологий на уроках английского языка с целью повышения качества обучения

uml;В современном обществе возрастает роль иностранных языков.¨Знание иностранного языка даёт возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресу...

Применение интернет-ресурсов на уроках русского языка с целью повышения качества знаний учащихся

Современный мир немыслим без новейших цифровых технологий и Интернета, который проник во все сферы нашей жизни, включая образование. Стремление к формированию информационной культуры у будущих выпускн...

Проектная деятельность на уроках русского языка как средство повышения качества обучения.

Проектная деятельность на уроках русского языка как средство повышения качества обучения. В основе технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать ...