Мнемонические стишки на уроках русского языка
занимательные факты по русскому языку по теме

Мнемонические стишки позволяют учителю в необычной форме излагать подчас скучные правила и определения, коими богат предмет "Русский язык". Стихотворчество учителя обычно находит отклик в сердцах учеников,  и школьники более заинтересованно  начинают относиться к  изучению учебного материала, а подчас и сами становятся соавторами зарифмованных правил.  Главным на уроках становится девиз:  "От творчества учителя - к творчеству ученика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemonicheskie_stishki.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное –

Часть речи удивительная.

Она даёт нам всем ответ:

Что перед нами за предмет?

А если тот предмет живой,

Вопрос задай совсем другой:

Кто? Кого? Кому? О ком?-

Будешь дружен с языком!

Имена существительные общего рода

В нашем классе есть Димуля.

Он – растяпа и грязнуля.

Не заправит он рубаху,

Потому что он неряха.

А его соседка Ира –

Настоящая задира,

Непоседа, егоза

И для всех ребят гроза.

НЕ с существительными.

Нет слова без НЕ-

Значит, слитно пиши:

Неряха, невежа, ненастье.

Синоним без Не подобрать сможешь ты –

И станет горем несчастье.

Но будь осторожен:

С союзом А эти слова не терпят друг друга:

Не правда, а ложь;

Не приятель, а враг;

Бойся врага, а не друга.

Мягкий знак после шипящих на конце существительных

После шипящих у существительных  на конце

Мягкий знак пишется не везде.

Чтобы писать слова без ошибок,

Выучи правила без заминок.

Дабы облегчить мученья твои,

Я их зарифмовала в стихи.

Решенье всяческих задач,

Просмотр телепередач…

Когда их много,

Знает всяк: не пишется в них Ь.

Мужчины твёрдости полны:

Муж, врач или циркач-

Знаки им мягкости не нужны,

Как сытому калач.

Только у существительных 3 склонения

Пиши Ь без промедления!

НАРЕЧИЕ

Сегодня и завтра, сейчас и потом,

Пешком в одиночку, по двое бегом,

На миг, на чуть-чуть ты прислушайся к речи:

В ней столько забавных и нужных наречий!

Наречия вовсе не изменяются,

Они лишь по группам объединяются,

Где главным является смысл, иль значение-

Определяй его без промедления:

Образ действия, время и место,

Мера и степень, цель и причина.

Запомнишь всё это, и ты – молодчина!

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

В речи порой принимает участие

Такая часть речи, как деепричастие.

Добавочное действие им обозначается.

Что делая? Что сделав? – по  виду различается.

Деепричастия не изменяются,

Но  запятыми выделяются.

А если есть зависимое слово,

К примеру, стоя у ворот,

То запятыми выделяем

Деепричастный оборот.

И ещё запомнить нужно:

НЕ с деепричастием не дружно!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Прямая речь – чужая речь.

И ты, дружок, не забывай:

Её в кавычки заключай!

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Запомни положение:

В сложном предложении

Одна часть от другой

Разделяется запятой.

-ТЬСЯ-ТСЯ в глаголах

Прежде, чем ТЬСЯ или ТСЯ написать,

Надо к глаголу вопросик задать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Использование мнемонических приемов на уроках русского языка

Квалификационная работа по теории орфографии...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Статья по русскому языку "Мнемонические приемы на уроках русского языка или орфограммы с "изюминкой"

Методические рекомендации при работе с  трудными орфограммами русского языка с 5 по 8 класс...

«Развитие ментальных способностей обучающихся посредством использования мнемонических приёмов на уроках английского языка»

Данная статья затрагивает проблему развития памяти на уроках иностранного языка и рассказывает о приемах, методах и разработках автора, используемых на разных этапах обучения.Статья дает представление...