Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Коротченкова Татьяна Николаевна

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka_literatury.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» учителя русского языка и литературы Коротченковой Татьяны Николаевны.

       На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный урок проводился в общеобразовательном классе среднего уровня обученности и являлся заключительным уроком по изучению рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». На предыдущих занятиях рассматривалось  отражение в произведении трудностей военного времени, исследовались особенности поведения детей, анализировалась роль учительницы Лидии Михайловны в жизни главного героя. Последний урок - это размышление над нравственными проблемами рассказа. Восприятие и осмысление материала во многом основано на субъективном опыте учащихся.

     Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

     Форма урока: урок-размышление.

     Цели урока:

- учить понимать смысл поступков, духовные ценности, нравственные законы, по которым живут  герои художественного произведения, понимать людей и самих себя, видеть взаимосвязь событий и характеров;

- создать условия для формирования  умения  анализировать текст с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики;

- развивать коммуникативные навыки сопоставления различных точек зрения, в том числе и авторской, и аргументации собственного суждения.

      Для достижения целей урока использовала технологию проблемного обучения (создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению), развития критического мышления (развитие мышления путем наложения новой  информации на жизненный личный опыт и осмысление этой информации с целью самосовершенствования и саморазвития), ИКТ технологии (компьютерная презентация). Для развития у школьников способности понять проблематику произведения, характер и поступки героев, авторский замысел, позицию другого человека и выразить собственное мнение считала эффективным метод эмпатии (вживания), «вчувствования» человека в состояние другого объекта. Методы синектики  и «мозгового штурма», развивающие креативность мышления, поиск нестандартных путей решения проблемы, применяла для разностороннего анализа поступков героев, для обогащения творческого и личностного опыта учеников. Методом дискуссии воспользовалась с целью предоставления обучающимся возможностей для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе.

      На всех этапах урока я старалась формировать для детей атмосферу  психологического комфорта системой поощрения работы учеников, созданием ситуации успеха и свободного выбора. Такие условия положительно повлияли на активность учеников, мотивацию познавательной деятельности. На основе личных ассоциаций, комментария высказывания писателя, имеющихся знаний и субъективного опыта шестиклассников формировала умение детей ставить перед собой цель и выстраивать алгоритм действий для ее достижения, осуществлять поиск и отбор нужной информации, формулировать свою позицию, строить понятные для собеседника высказывания. Для организации индивидуально-творческой работы использовала групповую и парную форму обсуждения вопросов, самостоятельную работу в виде записей в тетради с последующей самопроверкой по эталону, составление таблицы, цитатного плана, рассказ о герое, элементы дискуссии, прием «ловушки», инсценирование эпизода произведения.

      Эмоциональным центром занятия было постижение мысли автора об уроках нравственности, которые получил его автобиографический герой от всех событий и благодаря учительнице.  (Мальчик научился жить среди чужих людей, прощать обиды, понимать и объяснять поступки окружающих, преодолевать свои слабости, формировать волю, отстаивать чувство справедливости и внутренней правоты, получил урок бескорыстной доброты и заботы в лице Лидии Михайловны, приобрел опыт духовной памяти, что позволило ему, став взрослым, посвятить свое произведение учительнице).

      Рефлексивные моменты на уроке позволяли каждому ученику выразить свое отношение к поступкам героев, пропустить их сквозь призму собственных нравственных ценностей, приобрести для себя социально значимый опыт жизни.

      Свои размышления по теме дети выразят дома при выполнении  разноуровневых творческих заданий. 

      Оценивание работы учеников на уроке проводилось методом наблюдения (оценка за урок – средний балл по оценкам за работу на каждом этапе урока), взаимооценки (при работе в парах), самооценки.

       Цели и планируемые результаты обучения на уроке достигнуты.

Личностные УУД:

- иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;

- формировать познавательную и социальную мотивацию;

- давать оценку действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;

- стремиться к самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.

Регулятивные УУД:

- планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы;

- прогнозировать и оценивать поступки героев  художественного произведения в соответствии с ситуацией;

- устанавливать последовательность событий в тексте;

-осваивать способы пошагового, итогового контроля по результату (работа с таблицей).

Познавательные УУД:

- выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

- формулировать познавательную цель, осуществлять поиск информации, находить нужную информацию с помощью текста;

- формулировать личные, нравственные проблемы и самостоятельно искать способы их  решения;

- классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;

- создавать произвольное и осознанное высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

- умение участвовать в продуктивном  диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить понятные для собеседника высказывания;

- понимать смысл текста, поступки героев, авторскую позицию;

- адекватно воспринимать  предложения и оценку учителя, одноклассников;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- сотрудничать в совместном решении проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

Конспект урока "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Обучающихся  знакомятся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа,  раскрываются духовные ценности, которые делают человека богаче и ...

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...

Урок по теме «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий с применением технологий развития критического мышления, технологий проблемного обучения....