Главные вкладки

    Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
    план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

    Коротченкова Татьяна Николаевна

           На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный урок - это размышление над нравственными проблемами рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского". Восприятие и осмысление материала во многом основано на субъективном опыте учащихся. На уроке прослеживается формирование УУД.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл scenarn._plan_ur._po_r-zu_uroki_francuzsk.docx32.93 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                             Сценарный план урока

    Тема  «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

    Цель:

    - учить понимать смысл поступков, духовные ценности, нравственные законы, по которым живут  герои художественного произведения, понимать людей и самих себя, видеть взаимосвязь событий и характеров;

    - создать условия для формирования  умения  анализировать текст с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики;

    - развивать коммуникативные навыки сопоставления различных точек зрения, в том числе и авторской, и аргументации собственного суждения.

    Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

    Технология: развитие критического мышления, технология проблемного обучения.

    Форма урока: урок-размышление.

    Ресурсы: учебник литературы для 6 класса под ред. В. П. Полухиной, компьютерная презентация.

    Оформление: портрет В. Г. Распутина, эпиграф - высказывание В. Г. Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства ».

    Планируемые результаты обучения.

    Личностные:

    иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;

    формировать познавательную и социальную мотивацию;

    оценка действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;

    уровень развития моральных суждений;

    стремиться к самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.

    Регулятивные УУД:

    планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы;

    прогнозировать и оценивать поступки героев  художественного произведения в соответствии с ситуацией;

    устанавливать последовательность событий в тексте;

    осваивать способы пошагового, итогового контроля по результату (работа с таблицей).

    Познавательные УУД:

    выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

    формулировать познавательную цель, осуществлять поиск информации, находить нужную информацию с помощью текста;

    формулировать личные, нравственные проблемы и самостоятельно искать способы их  решения;

    классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;

    создавать произвольное и осознанное высказывание в устной и письменной форме.

    Коммуникативные УУД:

    умение участвовать в продуктивном  диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

    умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить понятные для собеседника высказывания;

    понимать смысл текста, поступки героев, авторскую позицию;

    адекватно воспринимать  предложения и оценку учителя, одноклассников;

    оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

    сотрудничать в совместном решении проблемы.

    Этапы урока

    Деятельность  учителя

    Деятельность учащегося

    Формируемые                      УУД

    1. Оргмомент

    -Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами в день рождения В. Г. Распутина.

    Коммуника-тивные: конструктивное общение

    2.Целеполага-ние и мотивация

    -Писатель как-то сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства».(Слайд №1)

    -Как вы понимаете эти слова?

    -Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»?

    -Как одним словом можно назвать эти чувства?

    -Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

    -Запишите тему урока «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»(Слайд №2)

    -А почему уроки?  Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

    -Посмотрите еще раз на тему урока и подумайте, в чем нам предстоит разобраться?

    (Несколько человек высказывают свое мнение.)

    -На примерах поступков героев мы учимся хорошему поведению, пониманию друг друга, воспитываем в себе положительные качества характера.

    -Доброты, сострадания, душевной щедрости, бескорыстия.

    -Нравственность.

    -О нравственности.

    -Школа, учебный предмет, знания, воспитание.

    -В чем состоят уроки нравственности? Кто дает эти уроки? Кому?

    Личностные: формирование познаватель-ных мотивов, интереса к новому, иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;

    уровень развития моральных суждений.

    Регулятивные

    умение ставить перед собой цель, выстраивать алгоритм действий

    3.Актуализация знаний.

    -Кого вы считаете главным героем рассказа?

    -Что мы знаем о мальчике? Проверьте друг у друга цитатный план, составленный дома на основе вопросов, и расскажите о герое.

    (Вопросы и пункты предполагаемого  плана демонстрируются на экране с помощью проектора. Слайды №3-7)

    1. Почему мальчик оказался в райцентре?

    2. Как он чувствует себя на новом месте?

    3. Почему он не убежал в деревню?

    4. Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами?

    5. Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги?

    -Нарисуйте в тетрадях таблицу из двух колонок. Первую обозначьте «мальчик». Впишите в таблицу черты характера главного героя. Зачитайте.

    -Я тоже наблюдала за героем. Вот что у меня получилось. (Слайд №8). Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, любовь к игре, упрямство в достижении цели, благородство, беззаботность.

    (Прием «ловушки»: среди перечисленных черт характера есть несвойственные мальчику черты).- Если желаете, допишите не отмеченные вами черты характера. (

    -Молодцы!

    -Мальчика, Лидию Михайловну.

    (Цитатный план)

    1.«Чтобы учиться дальше… мне пришлось снаряжаться в райцентр».

    2.«Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни».

    3. «Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…»

    4. «…ни с кем из ребят я тогда не сошелся.»

    5. «Получив его (рубль), …я покупал баночку молока».

    -Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, упрямство в достижении цели, самолюбие, благородство.

    (Дети замечают ошибки: любовь к игре, беззаботность.)

    Регулятивные

    находить нужную информацию с помощью текста.

    Познаватель-ные: осуществлять поиск информации, анализировать, сравнивать, отбирать нужное

    Коммуника-тивные: строить понятные для собеседника высказывания

    4. Постановка учебной задачи

    (роль Лидии Михайловны в судьбе ребенка).

    5.Построение проекта действий.    (Осмысление дальнейшего содержания)

    5.Реализация построенного проекта

    6.Решение проблемной ситуации.

    Инсценирова-ние эпизода «Игра в «пристенок» (от слов «Мы перебрались из комнаты в прихожую…» до «И он воздел над головой руки».

    7. Первичное проговаривание во внешней речи.

    -Вы сказали, что главным героем рассказа является и учительница французского Лидия Михайловна. Почему?

    -Когда она появляется в рассказе? После какого события?

    -Какие черты Лидии Михайловны запомнились мальчику?

    -Подтвердите текстом.

    -Обозначим вторую часть таблицы «Лидия Михайловна» и постепенно заполняем ее также чертами характера.

    -Почему Лидия Михайловна среди других отстающих по ее предмету учеников, например, Тишкина, выбрала  главного героя?

    -Как Лидия Михайловна сама объясняет причину ребенку? Найдите в тексте.

    -Какие шаги предпринимает учительница, чтобы выполнить задуманное?

    -Почему  попытка помочь не удается?

    -Сумела ли учительница найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости?

    -Знала Лидия Михайловна, чем является ее последний шаг - игра в «пристенок» или «замеряшки»?

    -Да. Азартные игры , да еще на деньги, учителя с учеником считались безнравственным поступком. За подобное поведение  беспощадно увольняли учителя из школы. Она не могла этого не знать.

    -Почему же она решается на запрещенную игру? Может, у нее был выбор – не играть?

    - Как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны?

    -Может быть, все-таки согласитесь с мнением Василия Андреевича? Он же директор?

    -Какой художественный прием использует автор при изображении характеров Лидии Михайловны и директора школы, портретов учительницы и ученика?

    -Чем заканчивается история игры в «пристенок?»

    -Попробуйте представить, как чувствовал себя герой после отъезда Лидии Михайловны.

    -В начале рассказа автор говорит как раз о чувстве вины перед учителями, которую, очевидно, ученики ощущают, когда взрослеют.

    -Почему Лидия Михайловна снова присылает посылку мальчику?

    -Какую же роль в жизни мальчика сыграла Лидия Михайловна?

    -Она играет немаловажную роль в судьбе мальчика.

    -После драки мальчика с Вадиком и Птахой.

    -Ум, красота, молодость, отсутствие жесткости в лице.

    -«Она сидела передо мной аккуратная…, запах духов, который я принимал за самое дыхание»; «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять… что я здесь делаю?»

    (Учащиеся в ходе урока записывают слова, обозначающие черты характера героини).

    -Лидия Михайловна прониклась пониманием и сочувствием к голодающему, но способному  ученику. Она оценила его целеустремленность, порядочность и решает дополнительно заниматься, чтобы не только помочь в произношении французских слов, но и просто покормить ребенка.

    (Заполнение таблицы)

    -«Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться…ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

    -Она приглашает ученика к себе домой, предлагает ему ужин, отправляет посылку с макаронами.

    -Ученик не мог принять от Лидии Михайловны приглашение к столу и посылку из гордости .

    А Лидии Михайловне не хватило хитрости, чтобы учесть «деревенский» набор продуктов.

    (Заполнение таблицы).

    -Да. Она предложила играть на деньги в «пристенок».

    -Знала, что это является нарушением общепринятых моральных норм, этики отношения учителя и ученика.

    -Нет, не могла она не играть, потому что учительница поставила цель – помочь ученику, и добивается намеченного любыми средствами. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И она счастлива, что ей удаётся этот обман.

    (Заполнение таблицы).

    -Положительно.

    -Нет, директор не мог понять ситуацию, потому что никогда не понимал и не любил учеников.

    -Прием антитезы.

    - Увольнением Лидии Михайловны из школы.

    -Наверное, очень переживал, считал себя виноватым в судьбе учительницы.

    - Учительница бескорыстная, добрая, способная к самопожертвованию.

    (Заполнение таблицы).

     - Лидия Михайловна открыла ему другой мир, показала другую, новую жизнь. В её квартире даже воздух был пропитан «легкими и незнакомыми запахами другой жизни», где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Теперь он узнал, что не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть «духовные ценности».

    Регулятивные

    прогнозиро-вать и оценивать поступки героев  художествен-ного произведения в соответствии с ситуацией;

    устанавливать последователь-ность событий в тексте.

    Познаватель-ные: осуществлять поиск информации.

    Регулятивные

    прогнозировать и оценивать поступки героев  художествен-ного произведения в соответствии с ситуацией;

    классифициро-вать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, общие признаки.

    Познаватель-ные: находить нужную информацию с помощью текста; создавать произвольное и осознанное высказывание в устной форме.

    Личностные: оценка действий субъекта с точки зрения нарушения/соб-людения моральной нормы; уровень развития моральных суждений;

    Коммуника-тивные: понимать смысл текста, поступки героев, авторскую позицию; умение участвовать в продуктивном  диалоге, сотрудничать в совместном решении проблемы.

    Познаватель-ные: создавать осознанное высказывание в устной форме.

    8.Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону

    -Назовите черты характера Лидии Михайловны, которые вы заметили в ходе урока.

    -А у меня так. (Слайд № 9). Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, гордость, способность на самопожертвование, склонность к азартным играм, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость, эгоизм.

    (Прием «ловушки»).

    -Посмотрите на таблицу.(Слайд № 10). Что вы замечаете?

    (Учащиеся называют, дополняют свои записи).

    (Учащиеся находят ошибки на экране: склонность к азартным играм, эгоизм).

    -У героев есть сходства в характере. (Отмечают общие черты).

    Познаватель-ные: классифициро-вать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументиро-вать общие признаки.

    9.Включение в систему знаний и повторение

    -Теперь мы можем ответить на вопрос, какие уроки нравственности получил автобиографический герой В. Г. Распутина от всех событий и благодаря учительнице? (Слайд № 11)

    Запишите в тетрадь.

    -Я тоже наблюдала уроки жизни ребенка. (Слайд № 12)

     

    - Мальчик научился жить среди чужих людей, прощать обиды, заставил себя смириться с голодом, заботиться о матери.

    - Герой старается понять поведение Владика, Птахи, Тишкина.( «Никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывался вперед». «Не жди пощады, не ищи заступничества». «Остолбенел от предательства»).

    - Он понял, что унижение оскорбляет человека. («Горько, навзрыд заплакал», «не было человека несчастнее меня». «Обида перехлестнула во мне страх, ничего на свете я больше не боялся»). - Он учится преодолевать свои слабости. («Когда что – то не выходит, все сделаешь для  того, чтобы вышло, так просто не отступишься»).

    - Можно сказать, что он приобрел опыт общения, «научился держать себя», «справился с диковатостью», начал задавать вопросы, вступать в спор.

    - Он приобрел духовный опыт выхода из драматических ситуаций при ощущении внутренней правоты.

    - Мальчик получил урок бескорыстной доброты и заботы, благодарную память о которой сохранил на всю жизнь.

    -Приобрел урок духовной памяти, что позволило ему, став взрослым, посвятить свое произведение учительнице.

    (Ученики записывают, потом зачитывают.)

    Познаватель-ные: создавать  осознанное высказывание в письменной форме.

    Регулятивные оценивать поступки героев  художествен-ного произведения.

    Коммуника-тивные: умение аргументиро-вать свою точку зрения с помощью фактов и дополнитель-ных сведений, строить понятные для собеседника высказывания.

    10. Рефлексия

    -Заканчиваем мастерскую: каждый из вас пусть выберет свой - нужный ему в этот момент жизни урок.

    -Продолжите предложения:

    -Я научился (-лась)…

    -Я понял(а)…

    -Я рад(а)…

    -Мне не понравилось…

    -Я хочу…

    -А я хочу закончить урок словами  В. Г. Распутина: «Хорошего сердца и    правильной  души так недостает нам, что чем  больше наши герои и мы будем жить, тем лучше для нас будет».

    Коммуника-тивные: адекватно воспринимать  предложения и оценку учителя, одноклассни-ков.

    Личностные: формировать познаватель-ную и социальную мотивацию;

    стремиться к самосовершен-ствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.

    11. Домашнее задание.

    - Домашнее задание на выбор(Слайд № 13).

    1. Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».

    2. Написать заметку в стенгазету «Советую прочитать рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского».

    3. Сочинение о понравившемся герое. (По рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»). Тему сочинения сформулируйте сами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нравственные уроки рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского"

    Конспект урока литературы для 6 класса. В основе урока - эвристическая беседа с учащимися с опорой на индивидуальные задания: клип, презентации, ответы на проблемные вопросы, иллюстрации....

    Урок литературы "Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"

    На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный у...

    Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

    Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

    Конспект урока "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

    Обучающихся  знакомятся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа,  раскрываются духовные ценности, которые делают человека богаче и ...