Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 5 класс
план-конспект урока (5 класс) по теме

Белоусова Любовь Ивановна

Конспект урока и презентация( в сильном сокращении) по теме "Монастырь".Данная тема очень близка мне, т. к. я очень благоговейно отношусь к монастырям, особенно к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю,  и при возможности всегда стараюсь там побывать...По техническим причинам презентацию пришлось значительно сократить, т.к. она была очень большого размера, около 30 Мб. Так что - не обессудьте...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Монастырь25.98 КБ
Файл Монастырь2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  в 5 классе.

Модуль: «Основы православной культуры»

Тема: «Монастырь».

                                                             Учитель: Белоусова Любовь Ивановна

Цель: сформировать у детей  представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах  монашества.

Задачи ( в том числе формирование УУД):

Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы; 

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое  высказывание.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному  и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

  1. Познакомить учащихся с жизнью православного монастыря;
  2. Проанализировать смысл монашеских обетов;
  3. Изучить монашеские одежды;
  4. Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь;
  5. Воспитывать любовь и  уважение к  православным святыням России;

Новые слова: монах, монастырь, хитон, мантия, апостольник, чётки.

клобук, ряса, подрясник, параман,  

1.Организационный момент.

Ребята! Сегодня мы познакомимся с православным монастырём, узнаем кто такие монахи, почему люди уходят в монастырь,  чем занимаются монахи, какова цель их жизни. А так же мы совершим путешествие по наиболее значимым монастырям России

2.Беседа по опережающему домашнему заданию:

  1. Что вы узнали о монастырях из домашнего прочтения?
  2. Всё  ли  вы поняли из прочитанного?
  3. Что вам особенно запомнилось?
  4. Обсудили ли вы прочитанное с родителями?
  5. Готовы ли вы к новым открытиям?

Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нас мир, и пусть это будет доброе открытие.

3.Объяснение нового  материала.

  Монастырь – это особый мир. Первые христианские монахи появились в конце  III века от Рождества Христова. С тех пор главное правило для монахов: «Трудись и молись». Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах ,  чтобы у мирян была возможность получить духовные советы. 

  Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

  Возглавляет монастырь  правящий в области архиерей, епископ или архиепископ.

Но непосредственно самим монастырём управляет игумен или игуменья (если монастырь женский). В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом не просто.  Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём,  они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд,  называемый постриг. 

Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:

  1. Исполнение заповедей Господних;
  2. Добровольная нищета;
  3. Совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику.

После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу.

Торжественно на монаха надевают его новую одежду.

  1. Словарная работа

Хитон - длинная рубашка из простой ткани.

Подрясник - черное платье, своей простотой напоминающий

 монаху его обет добровольной нищеты.

Параман – небольшой четырёхугольный плат  с изображением креста.

Пояс -  является символом того, что монах  постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые  обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед,  а также непрестанное духовное радование. А чёрный цвет является символом покаяния, скорби о грехах,   плача об утраченном райском блаженстве.

Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни.Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

Клобук  - именуется шлемом спасения и напоминает  о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей

Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве

    Апостольник головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину

Монах Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни. Вот оно:

Главу клобуком покрыли,

Очи в землю опустили,

В чёрну мантию облекли

И монахом нарекли.

Подавали чётки в руки,

Чтобы меньше было скуки,

Вместо сладких всяких вин

Наливают квас един.

Подавают кислы щи –

Ешь, монах, и не ропщи…

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Как вы думаете, почему монах должен опустить «очи в землю»? Что значит это выражение?

( Это значит, что монах должен стараться не отвлекаться от внутренней молитвы, меньше смотреть на внешний мир и больше заботиться о состоянии своей души.)

  1. Что вы можете сказать о монашеской еде, после прочтения данного стихотворения?

(Монах должен ограничивать себя в еде. Кроме того, монахи не употребляют в пищу мясо.)

  1. Как вы понимаете значение слова ропот?

( Роптать, значит осуждать, жаловаться на  свой образ жизни).        

  1. Просмотр слайдов о жизни монахов, комментарии

      6. Рассказ о Серафимо-Дивеевском монастыре

   Ребята, сегодня я бы хотела  познакомить вас с одним из наиболее почитаемых монастырей России, Серафимо-Дивеевским женским монастырём, который называют четвёртом Уделом Пресвятой Богородицы. Давайте совершим путешествие по этому святому  месту.

История Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря начинается с 1760 года. Сама Царица Небесная, Пресвятая Богородица Мария, Матерь Божия возвестила матушке Александре (Мельгуновой), будущей первоначальнице Дивеевской обители, что на этом месте будет великая обитель, равной которой не было, нет и не будет никогда во всём свете. Четвёртым уделом Своим на земле избрала Божия Матерь Дивеевскую обитель и обещала низвести на неё благословение со всех трёх жребиев Своих на земле: с Иверии, Афона и Киева.

  На протяжении полутора столетий созидался Дивеевский монастырь. Начался он с каменной Казанской церкви, построенной в 1773 – 80 годах трудами матушки Александры на том месте, где явилась ей Царица Небесная. По благословению преподобного Серафима к паперти Казанского храма были пристроены церкви Рождества Христова (1829 год) и Рождества Богородицы (1830 год).  В центре обители в 1865-75 годах был возведён пятипрестольный Троицкий собор. В линию  с ним на рубеже XIX и XX веков поднялась пятиярусная колокольня. По сторонам от Троицкого собора в конце XIX века были построены игуменский корпус с домовым храмом в честь равноапостольной Марии Магдалины и трапезный храм в честь св. благоверного князя Александра Невского. В начале XX века за Троицким собором, чуть в стороне от него, воздвигнут Преображенский собор (1907-1916 годы).

  Чтобы незабвенна была тропа, по которой «стопочки Царицы Небесной прошли», батюшка Серафим благословил в 1829 году дивеевским сёстрам копать Святую Канавку. Он говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»

  В храмах обители почивают во святых мощах её небесные покровители: преподобный Серафим Саровский, преподобные Александра, Марфа и Елена, блаженные Дивеевские Пелагия, Параскева и Мария, преподобноисповедница Матрона.

  Преп. Серафим предсказывал, что в последние времена Дивеево, откуда начнётся проповедь всемирного покаяния, «просветится паче всех градов на свете».

  В 2003 году Православной Церковью и Российским государством широко отмечалось 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, а  в 2004 году – 250-летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая часть храмов и зданий монастыря была поновлена, а старинная Казанская церковь восстановлена в прежнем виде. Святая Канавка ныне устроена так, как велела Сама Царица Небесная преподобному Серафиму.

  Не устарели слова, написанные в начале XX века православным писателем С. Нилусом: «Святыня – это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьёт ключом из каждого уголка этого удивительного места».

7.Слово о иеромонахе Романе Матюшине, показ слайдов, прослушивние песни «Колокольный звон над землёй плывёт…»

8. Слово о марийских монастырях

9. Просмотр слайдов  о монастырях

10. Подведение итогов. Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги нашего путешествия.

  1. Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
  2. Как вы думаете, легко ли быть монахом?
  3. Показалась ли вам история Серафимо-Дивеевского монастыря интересной и почему?

     4.Хотели ли бы вы туда поехать?

Если вам понравилось сегодняшнее занятие, прикрепите к доске красные кружочки, если не очень- синие!(карточки заранее раздаются детям)

До свидания, храни вас Господь…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа» Модуль: «Основы православной культуры» Тема: «Монастырь»

Слайд 2

Вопросы по опережающему домашнему заданию Что вы узнали о монастырях из домашнего прочтения? Всё ли вы поняли из прочитанного? Что вам особенно запомнилось? Обсудили ли вы прочитанное с родителями? Готовы ли вы к новым открытиям?

Слайд 3

Пещеры, где скрывались от мира монахи Древний скит

Слайд 4

Монастырём управляет игумен или игуменья

Слайд 5

Монашеские обеты 1. Исполнение заповедей Господних; 2. Добровольная нищета; 3. Совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику.

Слайд 6

Монашеская одежда. чётки хитон подрясник мантия ряса пояс параман клобук апостольник

Слайд 7

Главу клобуком покрыли, Очи в землю опустили, В чёрну мантию облекли И монахом нарекли. Подавали чётки в руки, Чтобы меньше было скуки, Вместо сладких всяких вин Наливают квас един. Подавают кислы щи – Ешь, монах, и не ропщи. Отец Павел Груздев

Слайд 8

Ответьте на следующие вопросы: 1. Как вы думаете, почему монах должен опустить «очи в землю»? Что значит это выражение? 2. Что вы можете сказать о монашеской еде после прочтения данного стихотворения? 3. Как вы понимаете значение слова ропот? 4. Как вы понимаете выражение «добровольная нищета»?

Слайд 9

Кельи монахов

Слайд 10

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Слайд 11

Икона преподобного Серафима, Саровского чудотворца

Слайд 12

Моление на камне

Слайд 13

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери

Слайд 14

Трапезный храм в честь св. блгв . кн. Александра Невского

Слайд 15

Территория обители – Рай на Земле…

Слайд 16

Чтобы незабвенна была тропа, по которой «стопочки Царицы Небесной прошли», батюшка Серафим благословил в 1829 году Дивеевским сёстрам копать Святую Канавку.

Слайд 17

Канавка Пресвятой Богородицы

Слайд 18

Середина Канавки «Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»- Св.преп.Серафим Саровский

Слайд 19

Канавка Пресвятой Богородицы зимой…

Слайд 20

Кто трудится для меня, кто Обитель мою любит, о том попекусь я и в сем веке, и в будущем, всех вас не оставлю и роды ваши не оставлены будут". Преп. Серафим Саровский

Слайд 21

Иеромонах Роман Матюшин

Слайд 22

Господи, помилуй…

Слайд 23

Сделали ли вы сегодня для себя какие-то открытия? Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Как вы думаете, легко ли быть монахом?

Слайд 24

Храни нас, Господи…

Слайд 25

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».

Тема разработанного мною урока есть  в программе А. Я.  Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается  использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...

Конспект урока по предмету «Технология. Обслуживающий труд». 7 класс «Изготовление украшений для волос в технике «канзаши»

Данная  разработка  представляет  собой  методический  материал  для   проведения   урока по теме  «Изготовление украшений для...

конспект внеклассного занятия по ОРКСЭ (модуль православная культура) 4 класс

Третий год преподаю в 4 классе ОРКСЭ (модуль православная культура). Предмет для учащихся начальной школы новый, сложный, поэтому стараюсь учебный материал представить интересным, доступным. Использую...

Конспект урока по предмету «История России» в 8 классе «Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 г.г.»

Цель: определить основные направления внешней политики России в 1813-1825 г.г.Задачи:Личностные:-  воспитать чувство само- и взаимоуважения;- развивать сотрудничество при работе в парах, группах...

Конспект урока по предмету «История России» в 8 классе «Отечественная война 1812 года»

Цель: формирование представления об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожерт...

Конспект урока по предмету самообслуживание для учащихся 6 класса СД "Виды обуви и её назначение. Уход за обувью"

Урок предназначен для обучающихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида по II варианту по предмету самообслуживание...

Конспект урока "Древнерусский монастырь - центр христианской православной культуры"

Конспект урока "Древнерусский  монастырь - центр христианской православной культуры"...