Главные вкладки

    Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».
    план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

     

    Тема разработанного мною урока есть  в программе А. Я.  Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается  использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы православной культуры», 4 – 5  классы, издательство «Просвещение», 2011 год.

    Для лучшего восприятия темы урока мною разработаны две презентации: Презентация 1 – для мотивационного начала урока в виде слайдов под звучание  песни «Монастырь» на стихи В. Волкова в исполнении А. Михайлова.

    Презентация 2 – содержит наглядный и методический материал для всего хода урока.

    Для усиления воспитательной силы урока  используется небольшой отрывок из фильма П. Лунгина «Остров».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по курсу ОРКСЭ  ( «Основы православной культуры»)

    для 5-го класса.

    Тема «Православный монастырь».

    Пояснительная записка.

    Тема разработанного мною урока есть  в программе А. Я.  Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается  использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы православной культуры», 4 – 5  классы, издательство «Просвещение», 2011 год.

    Для лучшего восприятия темы урока мною разработаны две презентации: Презентация 1 – для мотивационного начала урока в виде слайдов под звучание  песни «Монастырь» на стихи В. Волкова в исполнении А. Михайлова.

    Презентация 2 – содержит наглядный и методический материал для всего хода урока.

    Для усиления воспитательной силы урока  используется небольшой отрывок из фильма П. Лунгина «Остров».

    Цель урока: знакомство учащихся с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского  народа; особенностями монастырской жизни.

    Задачи:

    1. дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его обитателях;
    2. развивать нравственные качества личности;
    3. сформировать навыки поведения в монастыре;
    4. развивать коммуникативные, информационные компетенции.

    Формы и виды деятельности: беседа, театрализация, выборочное комментированное  чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге, первичная разработка творческого проекта.

    Основные термины и понятия: святыня, монастырь, монах, призвание, послушание.

    Оборудование: ноутбук, мультимедийный  проектор, рабочие листы урока.

    Предварительная подготовка:  один учащийся учит наизусть стихотворение «Старец Божий» А. Ладыгина;  ученик из 6-7 класса учит роль Странника, перед началом урока  надевает костюм, состоящий из подпоясанной длиннополой рубахи, шапки, котомки, бороды и посоха.

    Ход урока:

    1). Мотивация, целью которой будет настрой учащихся к восприятию  темы урока через зрительно - слуховые ощущения, эмоциональное вовлечение.

    Форма - мультимедийная презентация (Презентация 1) в виде слайдов под звучание  песни «Монастырь» на стихи В. Волкова в исполнении А. Михайлова.

    2).  Основная часть урока.

    (Входит Странник).

    Странник: Здравствуйте, милые дети!  Сколько путей я прошел, сколько дорог –  сколько святых мест посетил! Я – Странник, паломник, хожу по русским монастырям, чтобы обрести Божью благодать. И к вам зашел, чтобы загадки загадать и  показать те места, где побывал.

    Первая загадка:

    В черном, с четками в руках, 
    О душе своей в слезах 
    Богу молится … (монах).

    Вторая загадка:

    Ряса, клобук, параман 
    Говорят о многом нам: 
    Так одет монах, друзья, 
    Жить, как все, ему нельзя! 
    Инок, мантией одетый, 
    Давший Господу … (обеты). 

    Молодцы, детишки, а теперь смотрите и запоминайте.

    (Идут слайды презентации (Презентация 2).

    (Странник называет монастыри, места, где они находятся - Свято-Троицкая
    Александро-Невская Лавра (Санкт-Петербург), Рождество- Богородичный Коневский монастырь (о-в Коневец на Ладоге), Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь (недалеко от г. Лодейное Поле), Свято - Юрьев монастырь (Великий Новгород), Свято-Успенский Псково - Печерский 
    монастырь (пос. Печоры Псковской обл.)).

    - Запомнили, ребята, куда путь держать? В каких городах поблизости расположены монастыри? Может, запомнили названия? Какой вам больше понравился?

    (Ответы учащихся).

    Молодцы, детишки! Однако  мне пора собираться в путь – дорогу. До свидания! (Уходит).

    Учитель: Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди,  чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за  советом  в трудной жизненной ситуации, за  исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто эти люди?

    (Ответы учащихся: монахи, иноки, послушники).

    - Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются монахи и монахини?

    (Ответы учащихся).

    - Да, ребята, монахи одеты по-особенному. На голове носят камилавку или клобук - головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину. Их одежда состоит из рясы и мантии.  В руках неспешно  перебирают четки, произнося «про себя» молитву.

    Выполните задание №1 (в рабочей карте урока): подчеркните слово, выпадающее из логического ряда, и объясните свой выбор.

    (Работа учащихся в рабочей карте урока, затем опрос и обоснование учащимися выбора).

    - Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям и призванию согласился  жить без семьи. Что такое призвание?

     (Ответы учащихся).

    - Призвание – это ваш персональный смысл жизни.

    Призвание – это ваша неповторимость в этом мире, как обязанность.

    Все выглядит так, как будто Бог создал нас для какой-то задачи, уклонение от которой – наша вина перед Ним. Может, оно и так, а может, и проще: каждый из нас уникален, но не знать и не понимать этого - значит проигнорировать в этой жизни себя самого и свои возможности.

    Вы хотели бы найти свое призвание?

    (Ответы учащихся).

    - Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?

    (Ответы учащихся).

    - Их главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания,  - работают на полях, в монастырской кухне  или ремонтируют здания монастыря. 

    - Монахом стать трудно. Прочитайте в учебнике как становятся монахами и что такое послушание.

    (Дети читают текст учебника (стр. 81), один учащийся читает вслух).

    - Итак,  какие этапы должен пройти человек, прежде чем станет монахом или монахиней?

    (Ответы учащихся: послушание, монашеские обеты, постриг, получение нового имени).

    - Какие черты характера воспитываются в монастыре?

    (Ответы учащихся: терпимость, смирение, милосердие).

    - Такие черты мы ценим и в светских людях, но не всегда мы можем быть образцовыми, часто ссоримся из-за пустяков, обижаемся, в монашеской жизни все несколько иначе.

    Посмотрите отрывок из фильма «Остров»  режиссера Павла Лунгина.

    (Учащиеся смотрят отрывок. Содержание: в кочегарку  старца Анатолия (актер П. Мамонов) переселяется настоятель монастыря, отец Филарет (актер В. Сухоруков),  и пытается наладить отношения с отцом Анатолием. Настоятель приходит со своим одеялом, которое привез из Афона. Ночью отец Анатолий выбрасывает это одеяло в озеро. Стоп-кадр).

    - Как вы думаете, что будет дальше?

    (Ответы учащихся).

    - Как поступили бы вы в этой ситуации?

    (Ответы учащихся).

    - Посмотрите – что было дальше.

    (Учащиеся смотрят продолжение отрывка, где настоятель отец Филарет благодарит отца Анатолия за то, что тот избавил его от привычки к комфорту).

    - Была ли развязка конфликта для вас ожидаемой?  Вот такие люди – монахи, особенные, прощают и любят. Но для нас, мирских людей,  такое качество как терпимость тоже нужно и ценно.

    Чтобы усмирить свою гордыню и страсти, монахи иногда сами по своей воле накладывают обеты  – обет молчания, обет столпничества (не садиться в течение длительного времени).  Некоторые монахи даже заковывают себя в кандалы и вериги.  Вериги – это тяжелые металлические оковы.

    (Учащиеся рассматривают вериги на слайде презентации).

    - Они сознательно заставляют терпеть и страдать свое тело, чтобы душа стала чище. Издревле  на Руси в монастырях жили Святые Старцы. Это – монахи, которые своей молитвой, отречением от всего мирского и подвигами во имя Бога заслужили дар предвидения или исцеления.

    (Ученик выходит и читает стихотворение):

    Старец Божий, старец кроткий,
    В лаптях, с палкою простой,
    На руке иссохшей четки,
    Взор, горящий добротой.
    Сколько дивного смиренья
    В страстотерпческих чертах,
    Дивный дар богомоленья
    Лег улыбкой на устах
    Тяжким подвигом согбенный
    Он идет, гонец небес,
    Прозорливый, вдохновенный
    Полный благостных чудес.
    Благодатной силой веет
    На молящих от Него.
    Гордый разум цепенеет
    Перед святостью Его.
                                                                                (1933. г. Ницца, А. Ладыгин)

    - Каких известных Святых Старцев вы знаете?

    (Ответы учащихся).

    - На странице рабочей карты урока есть задание №2, которое связано с именем Святого Старца Амвросия Оптинского, его изображение вы видите в центре. Выполните задание в парах.

    (Учащиеся выполняют задание в парах, находят ответ – составляют фразу).

    (Если времени не хватает, то можно это задание оставить на домашнее задание).

    - У вас получилась фраза «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного». Дома подумайте над смыслом слов Старца Амвросия и на следующем  уроке расскажите, как поняли.

    - Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. Для этого сотавим кластер «Монастырь».

    (Дети выбирают из набора разных терминов те, которые относятся к теме, строят кластер в рабочей карте урока; один ученик прикрепляет кластер на доске).

    - Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь. Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре.

    (Учащиеся делятся на группы, в диалогах  обсуждают правила для юных паломников, записывают в рабочий лист урока. При этом предлагается  пользоваться различными средствами информации - компьютером, книгами, путеводителями и буклетами).

    (Примерные рекомендации «Правила поведения в монастыре»:

    В монастыре запрещается:

    1. громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;
    2. говорить по мобильному телефону на территории монастыря;
    1. носить шорты на территории монастыря;
    2. лицам женского пола находиться без головного убора.)

    3). Домашнее задание.

    а). Творческое задание – разработать макет  буклета для юных паломников, используя разработанные  на уроке правила поведения, а также информацию о монастыре, фотографии и рисунки (форма представления – рисунок с текстовой информацией на листе А4 или файл в программе Рhotoshop).

    б). Подумайте над смыслом слов Старца Амвросия.

    4). Рефлексия «Комплимент».

    Мы сегодня успешно трудились и можем себя похвалить.

    За что можно похвалить соседа по парте?

    За что можно похвалить себя?

    За что можно похвалить учителя?

    Спасибо за урок!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Православные монастыри

    Слайд 2

    Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра Лавра – большая монашеская обитель (монастырь)

    Слайд 3

    Рождество- Богородичный Коневский монастырь

    Слайд 4

    Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь

    Слайд 5

    Свято - Юрьев монастырь

    Слайд 6

    Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

    Слайд 7

    Русь православная С XI (11) века на Руси появляются первые монастыри Первые монахи – Антоний и Феодосий в Киево– Печерской лавре Монастырь – символ рая, монашество – загадка для мира. Мирянин – человек, который живет светской жизнью. « МОНАХ » – уединенный (греч.) Монах – человек, который живет в уединении , полностью посвящает себя Богу

    Слайд 8

    Монахи

    Слайд 9

    МОНАШЕСКАЯ МАНТИЯ ГОЛОВНОЙ УБОР МОНАХА - КЛОБУК

    Слайд 10

    Ряса

    Слайд 11

    Монашеские послушания

    Слайд 12

    Кельи – маленькие комнатки для иноков Трапезная – столовая в монастыре Игумен (игуменья) – настоятель (настоятельница) монастыря Кто и как становится монахом? Юноши и девушки не моложе 15 – 16 лет Женатые люди должны получить согласие супруга Русь православная

    Слайд 13

    Вериги

    Слайд 14

    Святые Старцы (1759 – 1833) Серафим Саровский Амвросий Оптинский (1812-1891)

    Слайд 15

    Творческое задание – проект буклета Выберите монастырь, о котором будет информация в буклете Подберите информацию, фотографии, картинки Составьте правила для юного паломнока Оформите буклет, можете это сделать вместе с родителями

    Слайд 16

    Пример буклета

    Слайд 17

    Домашнее задание а). Творческое задание – разработать макет буклета для юных паломников, используя разработанные на уроке правила поведения, а также информацию о монастыре, фотографии и рисунки (форма представления – рисунок с текстовой информацией на листе А4 или файл в программе Рhotoshop). б). Подумайте над смыслом слов Старца Амвросия.



    Предварительный просмотр:

    Дата урока _______________

    Рабочий лист урокаученика (цы)  _____ «___» класса

    Тема  _________________________________________________

    Загадки.

    В черном, с четками в руках, 
    О душе своей в слезах 
    Богу молится … (…..).

    Ряса, клобук, параман 
    Говорят о многом нам: 
    Так одет монах, друзья, 
    Жить, как все, ему нельзя! 
    Инок, мантией одетый, 
    Давший Господу … (…..). 

    Задание 1: Подчеркните слово, выпадающее из логического ряда, и объясните свой выбор:

    а). мирянин, послушник, монах, схимомонах;

    б). клобук, мантия, пояс, шляпа, четки;

    в). трапезная, келья, скит, столовая.

    Задание 2: Воспользовавшись подсказкой, замените цифры буквами, и начиная с выделенной клеточки, по часовой стрелке прочитайте фразу.

    8

    11

    3

    1

    2

    6

    4

    5

    6,

    6!

    5

    8

    9

    6

    10

    15

    11

    9

    6

    15

    8

    16

    3

    15

    7

    6

    10

    14

    9

    5

    4

    6

    6,

    15

    4

    3

    5

    2

    6,

    11

    12

    10

    3

    11

    8

    9

    Подсказка:

    а). Главное место в алтаре

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    б). Так одним словом называлось на Руси умение читать и писать

    8

    2

    9

    10

    6

    5

    9

    в). Священник, которому постоянно исповедуешься

    11

    12

    13

    6

    14

    15

    16

    17

    Расшифруйте фразу  и запишите:__________________________________________________________

    Кластер «Монастырь». 

    Правила для юного паломника:

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по счету для детей с глубокой умственной отсталостью 6 класс, тема "Решение задач с понятиями "длиннее" - "короче".

    Урок по счету для детей с ГУО шестого года обучения. В конспекте представлены разноуровневые задания в зависимости от степени усвоения материала детьми....

    Конспект урока по курсу "ОРКСЭ", Модуль "Основы православной культуры"

    Конспект урока по курсу "ОРКСЭ". Модуль "Основы православной культуры". Тема: "Заповеди православной культуры"...

    Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Стыд. вина, извинение" 4 класс

    Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Стыд. вина, извинение" 4 класс...

    План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс. Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция».

    Урок о разных видах композиций в ДПИ. Традиционные виды композиций. Замкнутая композиция и монокомпозиция....

    Конспект урока по физике с применением сингапурской методики обучения в 7 классе. Тема: Плавание тел. Исследование условий плавания тел.

    Конспект урока по физике с применением сингапурской методики обучения в 7 классе.Тема: Плавание тел. Исследование условий плавания тел.Цель:Познакомить учащихся с условиями плавания тел, формировать у...

    План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: « Чудо в жизни христианина»

    План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».Тема урока: « Чудо в жизни христианина»...

    Разработка урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этике" на тему: "Православные храмы города Рассказово"

    Разработка урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этике" на тему: "Православные храмы города Рассказово"...