Обучение грамматике в коммуникативном аспекте.
статья (5 класс) по теме

Статья  Обучение грамматике в коммуникативном аспекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon enkova_obuchenie_grammatike_v_kommunikativnom_aspekte.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Енькова Элина Васильевна, МБОУ СОШ № 15 г. Мичуринска Тамбовской области

Обучение грамматике в коммуникативном аспекте.

Выбор моей темы был обусловлен тем, что, начав работать в 5-х классах (первый год обучения), я обнаружила, что усвоение лексики практически у всех детей не вызывало затруднений, т. к. подается такой материал в интересном, игровом варианте. Не вызывали трудностей у детей и диалоги, усваиваемые в играх; были интересны задания на аудирование. Что же касается грамматики, то ее отработка в речи детей шла гораздо тяжелее. Трудность в том, что именно в грамматике наиболее четко видна разница между русским и английским языками. Коммуникативный метод обучения иностранным языкам позволяет учителю постоянно варьировать приемы обучения.

Коммуникативный метод обучения предусматривает 3 этапа работы над речевым материалом:

Первый этап - формирование лексико-грамматических навыков. Лексико-грамматический материал усваивается без предъявления текста. Здесь целесообразно использовать условно-речевые и языковые упражнения (не коммуникативные или с некоторой речевой направленностью).

Второй этап — совершенствование навыков. Он осуществляется при работе над текстом. Здесь скомбинирован речевой материал текста и материал, усвоенный учащимися ранее.

Третий этап — развитие умения. Речевой материал используется в совершенно новых ситуациях, для решения более сложных задач.

Этап формирования навыков является базовым. Он подразумевает усвоение

формы грамматических явлений вместе с их функцией; ситуативность формирования речевых навыков; условно-речевые и языковые упражнения; квантование правил, а также запись на слух с однократного предъявления как становление навыков.

Примеры языковых упражнений следующие:

  1. Игра «Complete the sentence»:

Учитель произносит предложение, пропуская глагол to be / to have, бросает мяч кому-то из детей. Поймавший мяч говорит предложение полностью.

  1. На основе картинок и личных местоимений дети составляют утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения.
  2. Игра «Who knows the Present Progressive tense best?»

 Все дети становятся в круг. Водящий говорит задание: придумать предложения с глаголом to play  в утвердительной, вопросительной, отрицательной форме. Дети бросают мяч друг другу. Сделавший ошибку выбывает из игры.

Упражнения некоторой речевой направленности таковы: замените прямую речь косвенной; напишите предложения в пассиве.

Примеры условно-речевых упражнений следующие:

  1. Игра «What have you got? What has your friend got? »

Дети разделены на команды. На партах у них игрушки. Учитель спрашивает одного из детей: «What have you got on your desk?», и тот показывает и называет предметы: «I have got a toy / a book…»

Потом учитель обращается к другому ученику из этой же команды: «What has Nick got on his desk?»

  1. Игра «Act and say what you are doing?»

Водящий у доски изображает какое-либо действие, а остальные называют это действие. После 3-4 действий его сменяет другой ученик.

Существуют и подлинно-речевые упражнения, которые подразумевают естественную коммуникацию – обмен информацией, мотивированный целями и условиями обучения. Этот тип упражнений самый сложный и наиболее творческий, поэтому он завершает всю систему упражнений.

  1. A birthday party.

Учитель выбирает водящего и говорит: «She is nine today? Let`s have a birthday party. Get your presents ready». Дети по очереди поздравляют «именинника».

Р1: - Good morning. I wish you many happy returns of the day.

P2: - How old are you? Here is my present for you.

P3: - I am glad. Thank you for your present.

Затем у «именинника» спрашивают: «What presents have you got?» Ребенок перечисляет все подарки. Потом выбирается другой водящий, игра продолжается.

  1. Going sightseeing.

Класс поделен на 2 команды: туристы и гиды. Туристы задают вопросы о достопримечательностях города, гиды отвечают. Затем команды меняются ролями.

В зависимости от уровня усвоения (от репродуктивного до продуктивного)  целесообразно использовать речевые образцы, развивать у учащихся навыки самоконтроля.

Вот несколько игр по теме «Видо-временные формы английского глагола. Активный залог»:

  1. Таблица расчерчена на 12 клеток, к каждой клетке сверху приклеен лист, закрывающий ее. На внешней стороне листа – задание, под листом в клетке таблицы – ключ. Задание школьникам: перевести на русский язык фразы и указать слова, раскрывающие особенности действия. Выполненное задание оценивается детьми самостоятельно по шкале оценки знаний.
  2. К каждой клетке таблицы приклеиваются листы бумаги. На внешней стороне каждого листка написан вопрос на английском, на внутренней стороне – ответ. Вопросы даны по нескольким темам. Оценивается задание по шкале оценки знаний.

Принято сообщать правила небольшими дозами – квантами, предъявляемыми в схемах.

Задача первого кванта правила – снять функциональные трудности его усвоения, поэтому он сообщается в начале презентации грамматического явления. Усвоение формальных трудностей организуется с помощью схем, предъявляемых учащимся в процессе выполнения имитативных упражнений, при выполнении подстановочных, а затем и трансформационных упражнений. При этом в схемах на стадии имитации дана полная форма грамматического явления, на стадии подстановки – инвариант формы, на стадии трансформации – пустая схема. На стадии употребления никакие вербальные и схематические опоры не даются.

Так, например, работу над темой Past Simple Passive учитель начинает с презентации пассивных конструкций, встретившихся в диалоге, выписывает сказуемое на доску, поясняет, что это формы пассивного залога.

Далее следует процесс автоматизации темы:

  1. Имитативное упражнение - разговор о великих открытиях: The telephone was inverted by Alexander Bell…

Есть схема-опора на доске:  ________ was invented

  1. Имитативно-подстановочное упражнение – учащиеся рассказывают о российских изобретениях с опорой на схему:

_______ was/were   V3/ed

Далее следует сделать обобщение случаев использования Past Simple Passive.

  1. Трансформационное упражнение:

Agree or disagree:

I: As far as I know, Misha gave you a book to read.

P1: Yes, I was given an interesting book.

Есть опора на схему: _____                V    

  1. Репродуктивное упражнение: дети рассказывают о том, что изобретено в России, за рубежом, когда и кем.
  2. Упражнение в чтении: чтение и пересказ текста со структурами Past Simple Passive.

Игра «Грамматическое лото» помогает повторить времена английского глагола. Дети раскладывают на большую карту 10 маленьких карточек с названиями времен, глагольными формами, временными наречиями. Или называют правильную форму глагола, ориентируясь на временное наречие.

Очень эффективна игра на исправление ошибок в письме. Она помогает повторить времена глагола, правила написания письма, что требуется при сдаче ЕГЭ.

Другой вариант игры – восстановление порядка слов в письме.

Игра «Зашифрованные вопросы» подразумевает составление разного рода вопросов из стоящих не по порядку слов. В скобках указаны ответы на правильно сформулированные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный подход в обучении грамматике на уроках английского

        Можно ли сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным, продуктивным и творческим? Да, это возможно, если грамматика будет иметь коммуникативную ...

Коммуникативный подход в обучении грамматике на уроках английского

        Можно ли сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным, продуктивным и творческим? Да, это возможно, если грамматика будет иметь коммуникативную ...

Коммуникативный подход в обучении грамматике на уроках английского

        Можно ли сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным, продуктивным и творческим? Да, это возможно, если грамматика будет иметь коммуникативную ...

Социокультурный компонент в процессе обучения иностранному языку как аспект формирования коммуникативной компетенции

Данная статья поможет учителям иностранного языка при разработке плана урока и во внеурочной деятельности...

Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике

методическая разработка по английскому языку .Работа может быть использована при введении и закрепленииправильных глаголов в прошедшем времени....

Обучение грамматике через коммуникативные задания.

Грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых и является основной задачей обучения иностранным языкам. Успешное ...

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...