Современное обучение ИЯ
статья по теме

описание целей и особенностей предмета "английский язык"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rep2.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Современное обучение ИЯ: цели, особенности, роль учителя

Российское образование на сегодняшний день переживает многочисленные реформы, среди которых и переход к ЕГЭ, и присоединение к Болонскому процессу, и, наконец, всеобщая гуманизация образования. Уметь общаться с иностранцами, понимать их культуру и быть толерантным становится общепринятым стандартом для каждого образованного человека. Знать иностранные языки – задача, которую ставят перед собой многие школьники, и начинают изучать их углубленно уже с раннего детства. Российская школа, несмотря на сложные социальные условия, экономический спад продолжает выполнять заказ общества и готовить таких выпускников школ, которые смогут успешно адаптироваться во взрослой жизни. Работать в такой школе, когда правительством начинают создаваться все необходимые условия, в таком обществе, когда школьники и их родители начинают понимать всю важность образования – это сложно, но интересно, и это шанс для каждого молодого специалиста реализоваться и стать настоящим профессионалом.

Мировой кризис в различных сферах человеческой деятельности все чаще заставляет задумываться человека, как же именно мы пришли к такой ситуации и как из нее выйти. При этом одним из самых мощнейших инструментов считается образование, которой и отдается миссия спасения. Воспитание молодых умов, воспитание новых талантов и просто воспитание личности в детях – и есть та глобальная цель, ради которой имеет смысл трудиться.

Если же разбираться в данном вопросе более детально, то можно утверждать, что характерной особенностью современного образования является требование к интеграции различных составляющих целей образования для достижения пяти базовых компетенций, которые в совокупности и могут обеспечить готовность выпускников школ к дальнейшей самореализации. Необходимо подчеркнуть, что именно эти компетенции – хотя их деление представляется условным – были зафиксированы как «фундамент» участниками симпозиума в Берне в рамках проекта «Среднее образование для Европы».

Итак, 5 компетенций:

  1. Социально-политическая компетенция, или готовность к решению проблем;
  2. Информационная компетенция;
  3. Коммуникативная компетенция;
  4. Социокультурная компетенция;
  5. Готовность к образованию через всю жизнь.

Владение данными компетенциями в предмете «Иностранный язык» весьма важно. Умение проявить инициативу, отыскать информацию и проанализировать ее, активно вступить в дискуссию и защитить свою точку зрения, проявив толерантность и уважение к оппоненту, и при этом быть готовым постоянно совершенствоваться и улучшать свои знания – именно такими качествами должен обладать современный молодой человек, ставящий высокие цели в изучении иностранных языков.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что коммуникативная компетенция может рассматриваться как ведущая и стержневая компетенция, поскольку именно она лежит в основе развития всех других; именно формирование коммуникативной культуры устной и письменной речи является не только целью, но и средством успешности овладения любыми предметными и межпредметными знаниями и умениями.

Возвращаясь к аспекту толкования целей современного образования, можно выделить следующую триаду целей:

Образовательные и практические цели направлены на получение информации, предметных и межпредметных знаний, которые и создают фундамент учебной и реальной деятельности. Применительно к изучению иностранного языка они включают формирование языковых навыков – лексических, грамматических, фонетических; коммуникативных умений в устной и письменной речи – в аудировании, говорении, чтении и письме; а также знаний о странах изучаемого языка и своей стране и культуре.

Развивающие цели можно соотнести с формированием различных навыков и умений, а также с развитием определенных мыслительных способностей, без которых невозможно эффективное применение полученных знаний.

Воспитательные цели – это и есть кульминация образования, желаемый итог или набор компетенций, связанных с готовностью и способностью к действию и взаимодействию с учетом принятых в обществе законов и норм поведения, а также сформированных морально-ценностных установок личности.

Необходимо отметить, что одной из последних тенденций в образовании становится возложение воспитательных целей именно на предмет «Иностранный язык», так как овладевание социокультурной компетенцией предполагает как понимание и толерантность к иной культуре, так и знание собственной культуры и истории – не только страны, но и родного края, что может успешно реализовываться при включении регионального компонента в образовательный процесс. Именно на уроках иностранного языка у педагога есть время, что пройти виртуальный тур по родному городу, вспомнить все знаменательные даты и громко звучащие имена, задуматься о настоящем и будущем.

Если же говорить в целом о содержании современного образования, то можно отметить концепцию Солововой, которая предлагает следующие составляющие:

  1. Предметная информация;
  2. Умение работать с текстами;
  3. Умение создавать собственные тексты.

В современном образовании все больше прослеживается тенденция усиления автономии учащихся в целях воспитания самостоятельной, инициативной личности.

В классической схеме взаимодействия учителя и учеников на уроке только учитель:

  1. Обладает всей полнотой информации о программе, содержании обучения, характере контроля;
  2. Является главным источником знания (их «транслятором»);
  3. Отвечает за работу учеников на уроке;
  4. Обладает привилегией оценивать результаты.

Несомненно, при таком подходе, когда вся учащиеся выступают в пассивной роли, даже самые активные и творческие дети теряют интерес к предмету. Можно отметить, что именно на уроках иностранного языка создание учебной автономии весьма актуально, так как именно в западных странах такой подход уже давно практикуется и работа учащихся в более свободных условиях поможет им лучше понять истинный дух демократии. Поэтому в новых условиях образовательного пространства, когда воспитание активной целеустремленной личности – одна из основных целей, каждый учитель:

  1. Делает содержание учебных программ, формы и содержание контроля открытыми и понятными для учеников;
  2. Отказывается от роли единственного источника информации;
  3. Выступает в роли помощника и консультанта учебной деятельности;
  4. Обеспечивает необходимыми учебными материалами и технологиями работы с ними;
  5. Стимулирует умения в само/взаимоконтроле достигнутых результатов.

Таким образом, центром образовательной деятельности становится ученик, а не учитель. Необходимо отметить, что современные дети действительно ценят оказываемое им доверие и вполне способны на самостоятельные исследования самых сложных тем, хотя и под чутким руководством своего научного руководителя.

Среди особенностей современного языкового образования можно выделить возросший интерес к модульной модели построения курса. Необходимо отметить, что собственно под модулем может пониматься как и отдельный урок или тема, так и целиком учебный курс. Несомненно, что в условиях некоторой свободы учителя иностранного языка, когда он самостоятельно составляет календарное и поурочное планирование, имеет возможность выбирать УМК, внедрять региональный компонент, можно говорить о возможности применения данной модели. Поэтому, говоря об особенностях современного урока иностранного языка, прежде всего хотелось бы рассмотреть принципы модульного обучения, адаптированных к специфике языкового образования:

  1. Принцип модульности структурного содержания, с возможностью усвоения информации в автономных режимах;
  2. Принцип гибкости, динамичности, нелинейности, когда учитель моделирует курс обучения в интересах отдельной группы учащихся;
  3. Принцип рефлексивной деятельности и междисциплинарности, когда ученик соединяет изученную им теорию из различных областей знания с целью решения конкретных задач;
  4. Принцип автономности обучения и равной ответственности, когда учитель и ученик одинаково серьезно понимают стоящие перед ними цели и задачи.

Необходимо заметить, что работа с базовыми учебниками так же может предполагать использование данной модели. Приступая к работе над темой, учитель заранее готовится к уроку, подготавливая материалы для прочтения, аудирования, выбирая темы и упражнения для речемыслительной деятельности. Многие УМК оставляют место для методической деятельности учителя, позволяя ему самостоятельно подбирать дополнительные материалы. Прорабатывая модуль, учитель одновременно справляется и с прохождением программы, имеет возможность использовать учебник и свои собственные разработки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы как основа современного обучения английскому языку

Конспект выступления на методическом объединении...

Методические принципы современного обучения английскому языку

В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению, в том числе и английскому языку. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а...

Использование технологии подкастинга в современном обучении.

Осветить вопросы интеграции в процессе обучения иностранному языку (в частности английскому языку) в технологии подкастинга....

традиционный урок и актуальные технологии современного обучения

Материал из книги Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед.учеб.зав...

Сотрудничество как одно из определяющих основ современного обучения

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Х. Й. Лийметс...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ В ЖАНРЕ ЛИТЕРАТУРНОГО БЛОГА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КРЕАТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Методические рекомендации к работенад сочинением в жанре литературного блога как реализация принципа креативности в развитии письменной речи учащихся в условиях современного обучения...