МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ В ЖАНРЕ ЛИТЕРАТУРНОГО БЛОГА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КРЕАТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
статья по литературе на тему

Лаврентьева Юлия Владимировна

Методические рекомендации к работе

над сочинением в жанре литературного блога

как реализация принципа креативности в развитии письменной речи учащихся в условиях современного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lavr.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ

НАД СОЧИНЕНИЕМ В ЖАНРЕ ЛИТЕРАТУРНОГО БЛОГА

КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КРЕАТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Ю. Лаврентьева

Мордовский государственный педагогический институт имени                     М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение для школьного преподавания литературы. Весьма популярное ранее, школьное сочинение и сегодня продолжает занимать важное место в процессах обучения умениям и навыкам письменной речи учащихся классов среднего и старшего звена. Между тем, по замечаниям многих исследователей, данный вид работы не вызывает у современного школьника должного интереса и рвения, нередко превращаясь из творческой по своей сути деятельности в элементарное списывание или компилирование отрывков из представленных на различных Интернет-ресурсах или в других источниках текстов, чем обусловлено стремление многих педагогов максимально разнообразить работу над школьным сочинением, в том числе за счет обращения к традиционным и инновационным жанрам. Как отмечает                  Н. Л. Карнаух, «в современном литературном образовании школьников используется более сорока видов письменных работ, среди них – изложение, анализ поэтического и прозаического текста, разнообразные жанры сочинений, реферат, отзыв, рецензия, эссе» [2, с. 3], однако это не исключает возможности и необходимости методической разработки совершенно новых жанров с учетом социального общения в сети Интернет, органично вписывающихся в коммуникационное пространство современного ученика, интересных ему. К таким жанрам относится и жанр литературного блога.

Согласно определению, предложенному Русской Википедией, под «блогом» следует понимать «веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи врéменной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах)» [1, с. 22]. Соответственно литературный блог располагает регулярно обновляющейся информацией, посвященной различным проблемам (в том числе и проблемам читательского восприятия того или иного произведения) и новостям литературы с добавлением различных мультимедиа, позволяя участникам / читателям блога не только знакомиться с предоставленными материалами, но и участвовать в их обсуждении. Из сказанного становится очевидной необходимость регулярного обращения современных старшеклассников к информации, размещенной в литературных блогах, и сопутствующим ей материалам, позволяющим сформировать целостное, яркое впечатление о том или ином литературном событии, собственное видение проблемы, развивая как читательские, так и литературоведческие компетенции одновременно, пополняя багаж знаний о литературе, необходимый современному выпускнику школы.

Сложно, пожалуй, сегодня найти хотя бы одного старшеклассника, не являющегося членом  разнообразных Интернет-сообществ, не обсуждающих насущные темы и вопросы на страницах «Живого Журнала», чатах и форумах, не проводящего колоссальное количество времени в социальных сетях, таких, как «Одноклассники», «В контакте» и «Фейсбук». В данной Интернет-среде учащиеся оказываются включенными как в повседневное общение со сверстниками или людьми других социальных групп (социальные сети), обнаруживающих с ними общие интересы (тематические форумы, чаты, блоги), так и в общение профессионального характера (например, связанное с участием в интернет-олимпиадах, сборниках ученических работ по разным предметам, а также с их будущей профессиональной деятельностью, выбранным направлением будущего обучения в вузе). Общение в блогах, которое благодаря возможностям гипертекстуального оформления информации с его динамичностью, интерактивностью, мультимедийностью, сегодня весьма популярно, привычно и интересно современным школьникам. Обращенные к совершенно разной тематике, блоги позволяют автору сообщить важную с его точке зрения информацию и принять непосредственное участие в обсуждении предоставленных им материалов на суд пользователей; прямая же связь с читателем – адресатом сообщения – акцентирует совершенно иные функции, нежели обычная («бумажная») литература: «функцию социализации, коммуникативную, информационную, рекламно-справочную» [3, с. 18].

Популярность блогов, в том числе и литературных, безусловно, не оставляет равнодушными учеников, которые бы тоже хотели попробовать себя в роли автора литературного блога. Такой интерес к данному феномену современной Интернет-культуры можно весьма продуктивно использовать на уроках литературы, предложив ученикам поработать над сочинением в жанре литературного блога. Мотивация к данной работе проста и понятна школьникам: во-первых, развить умения и навыки создания и размещения собственных наблюдений на литературную тематику в русской блогосфере, во-вторых, освоить для себя новый литературный жанр, в-третьих, получить возможность разнообразить работу над обычным школьным сочинением, внести в нее элементы новизны и креативности, усилив творческий аспект. Оригинальность, элемент неожиданности в работе с таким жанром благотворно скажется на познавательном интересе учащихся к прочитанному произведению и литературе как предмету в целом, научит находить новые пути решения учебных проблем, поставленных учителем, интерпретировать художественный текст с опорой на критические замечания современников автора и литературоведческие комментарии ученых.

Безусловно, общее представление о блогах у учащихся сформировано. Однако обобщение первоначальных представлений и их систематизация все же должны составить первый этап урока по подготовке к написанию сочинения в жанре литературного блога. После вопросов, ориентированных на актуализацию уже имеющихся знаний у школьников по данному вопросу (‒ Знакомы ли Вам следующие понятия: «блог», «блоггер», «онлайн-дневник»? Расскажите кратко о том, что они собой представляют? Доводилось ли Вам принимать участие в обсуждениях материалов, размещенных в блогах? Если да, то в каких?), учитель может предложить учащимся максимально полное определение блога, подчеркнув, что внимание авторов блогов, как правило, привлекают самые актуальные события: выход нашумевшей книги, фильма или другое культурное событие, потрясение в области экономической или культурной жизни (война в Сирии, на Донбассе), социальные проблемы (брошенные дети, отсутствие или явная недостаточность регулярной помощи малоимущим слоям населения и т. д.). Онлайновый характер блоговых записей обусловливает возможность их комментирования читателями, создания «живого» диалога между ними и автором; гипертекстуальная основа самих высказываний предусматривает включение как в текст статьи, так и в комментарии к ней фото- и видео-материалов.

По завершении знакомства с понятием «блог» целесообразно подытожить основные особенности данного жанра Интернет-коммуникации. Учитель может отметить, что, во-первых, материал, представленный в литературном блоге, заранее рассчитан на широкую аудиторию и предполагает возможность его комментирования, а, возможно, и появления дискуссии. Этим обусловлены такие требования к теме блоговой записи, как актуальность (злободневность), дискуссионность, проблемность, наличие четко выраженной авторской позиции, аргументированность, оценочность, выразительность языка, поскольку автор блога должен привлечь своих читателей к публикуемому материалу. Так как круг читающих и комментирующих данный блог относительно определен, то блоговые записи характеризуются адресностью. Объем блогового поста не ограничен. При этом любой блоговый текст является гипертекстом. Далее интересно предложить самостоятельно поразмышлять учащихся над понятием «гипертекста», поработать над следующими вопросами ориентировочного и проблемного характера:

1) Как вы понимаете термин «гипертекст»? Назовите основные особенности гипертекста (Мультимедийность, интерактивность. Иерархичная структура, дающая ему возможность, посредством гиперссылок, разворачиваться во времени и пространстве, представлять собой таким образом целый набор текстов). (Данные свойства гипертекста учащиеся могут продемонстрировать на своих примерах с использованием мультимедийных средств обучения).

2) Как вы полагаете, гипертексты, которыми насыщен Интернет, в том числе и блоговая сфера общения, можно считать изобретением Интернет-культуры? (В том случае, если учащиеся согласятся с данным высказыванием, для сравнения с Интернет-материалами им можно предложить текст любой книги, в том числе и художественной, которая также будет содержать многочисленные ссылки, сноски и комментарии, представляя собой в широком смысле тот же гипертекст. Выводом такой работы станет наблюдение учащихся о непосредственном взаимодействии различных текстов в «большом времени» литературы и культуры).

Следующий этап подготовительной работы над собственным сочинением в жанре литературного блога – анализ записей известного блоггера и их комментирование. В этой связи учитель может рекомендовать посетить блог              Н. Радуловой (http://radulova.livejournal.com/) – обозревателя журналов «Огонек» и «Взгляд». План анализа 2-3 статей может быть следующим:

  1. Оценить объем материалов. С чем, на ваш взгляд, связана подчеркнутая краткость автора?
  2. Какого стиля придерживается известный журналист? Почему основной акцент сделан на подчеркнутую разговорность, хотя чаще всего речь идет о «высокой», классической литературе? Отметьте средства создания речевой экспрессии.
  3. Раскройте роль заголовков записей в блогосфере. Можно ли считать, что они «призывают» читателей к диалогу?
  4. Как реализован гипертекстовый принцип материалов, размещенных в блоге? Какую функцию выполняют дополнительные к текстовому материалы?

Аналитическая работа проводится самостоятельно. Выводы по ее результатам учащиеся оформляют письменно, их проверка осуществляется в ходе фронтального опроса.

Последний этап подготовительной работы к написанию сочинения в жанре литературного блога – знакомство с его возможной тематикой. На наш взгляд, интересным станет создание сочинения на одну из наиболее актуальных тем сегодняшнего дня (экономический кризис, падение читательской культуры молодежи, международные военные конфликты, проблемы современной семьи и т. д., причем список таких «проблемных» тем можно составить вместе с учащимися на уроке литературы), но от лица известного героя художественного произведения, а также составление комментариев к его «высказыванию» от лица других героев отечественной классики. Например:

– блог Григория Печорина (проблемы молодежи); комментаторы – Евгений Онегин, Дмитрий Рудин, Евгений Базаров;

– блог Наташи Ростовой (проблемы семьи, материнства); комментаторы – Элен Курагина, Анна Каренина, Васса Железнова;

– блог Раневской («Вишневый сад») (проблемы культуры, эстетического развития молодежи); комментаторы – Евгений Базаров, Алеша Карамазов;

– блог Катерины Кабановой (проблемы любви); комментаторы – Эмма Бовари, Анна Каренина, Татьяна Ларина и др.

Круг таких тем и проблем, а также выбор героев безграничен, но должен при этом учитывать читательский опыт старшеклассников, не отклоняться от школьной программы. «Опорные» схемы такого характера учащиеся могут составить и самостоятельно (их проверка осуществляется методом фронтального опроса).

Особое внимание необходимо обратить на подбор фото- и видео- материалов, которые в данном случае выполняют прежде всего иллюстративную функцию, поясняют отдельные моменты текстового высказывания.

Работа над сочинением может начаться на уроке, но быть продолжена дома. На следующем занятии можно организовать презентацию работ учащихся, акцентируя их внимание на возможном комментировании высказываний одноклассников по той или иной проблеме. Возможно, некоторые из них задумаются над ведением собственного блога.

Таким образом, необходимость постоянного расширения инновационных технологий, внедряемых в процесс обучения литературе, что связано с общей интенсификацией образования современных школьников и быстрым пополнением их информационного опыта, а также активным общением в сети Интернет, обусловили целесообразность организации и проведения уроков по подготовке к сочинению в жанре литературного блога, ориентированного на социальные коммуникации в Интернет-среде и, несомненно, привлекающего учащихся, являющегося весьма привычным для них, но в методическом отношении до сих пор остающимся практически неразработанным. Обязательными методическими требованиями к урокам, посвященным подготовке к написанию сочинения в жанре литературного блога, являются, во-первых, теоретическая работа с данным понятием; во-вторых, знакомство с так называемыми «образцовыми» текстами и особенностями построения высказываний в жанре «литературного блога», характерными для него речевыми формулами, общей структурой высказывания; в-третьих, продуцирование собственного текста с использованием мультимедийных технологий и гипертекстовых возможностей электронного общения. Интересным, на наш взгляд, является и создание «вторичных текстов»  комментариев к уже написанным блоговым сообщениям на актуальную литературную или социальную тему от лица литературных героев с элементами диспута или дискуссии.

Список использованных источников

  1. Блоги : новая реальность / под ред. В. Л. Волохонского, Ю. Е. Зайцевой. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2013. – 210 с.
  2. Карнаух, Н. Л. Сочинение-эссе в системе литературного образования старшеклассников : автореф. дис… канд. пед. наук / Н. Л. Каранух. – М., 2001. – 19 c.
  3. Тимофеева, Г. Литературные блоги : между литературой и журналистикой /                                Г. Тимофеева // Научно-культурологический журнал. – 2010. – № 11. – С. 17-19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие письменной речи учащихся на старшей ступени обучения английскому языку по УМК "Старлайт"

В статье «Развитие письменной речи учащихся на старшей ступени обучения английскому языку» рассказывается о применении технологии педагогических мастерских в обучении учащихся созданию различного вида...

статья "Развитие письменной речи как одно из условий формирования языковой компетенции учащихся"

Доводы, подтверждающие актуальность данного вопроса и анализ причин, препятствующих развитию данного навыка....

Развитие письменной речи учащихся

Материал содержит упражнения направленные на развитие умений и навыков письменной речи школьников в аспекте грамматического, коммуникативного и стилистического порядка слов. Материал будет полезен учи...

Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи 5-9 класс. Методические рекомендации.

Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи 5-9 класс. Методические рекомедации....

Опыт работы. Тема: «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода, развития творческих способностей и социализации личности современного школьника».

Идея опыта.  Ведущей педагогической идеей опыта является использование системно-деятельностного подхода в организации проектно-исследовательской деятельности для обеспечения повышения уровня внут...