Развитие письменной речи учащихся
методическая разработка по русскому языку на тему

Алексашина Алла Михайловна

Материал содержит упражнения направленные на развитие умений и навыков письменной речи школьников в аспекте грамматического, коммуникативного и стилистического порядка слов. Материал будет полезен учителям начальных классов и учителям русского языка и литературы, работающим в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь возникает из потребности высказаться. Задача школы - научить правильно строить предложения, т. е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно это все оформлять письменно.

При обучении связной письменной речи необходимо давать детям теоретические сведения, т. к. навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. При составлении связных сообщений необходимо постоянно ставить вопросы: почему именно такой порядок слов вы выбираете? как порядок слов может связать два соседних предложения? И т. д. Эти вопросы рассчитаны на то, чтобы дети учились обдумывать одновременно несколько предложений при составлении связного сообщения и постоянно сразу обдумывали и связывали два соседних предложения. Кроме того, формирование умения строить речь в определённой форме и стиле тесно связано с формированием речевых умений и умений исправлять и совершенствовать написанное и сказанное.

Предлагаю примеры заданий по развитию письменной речи младших школьников в аспекте грамматического, коммуникативного, стилистического порядка слов.

  1. Упражнения, направленные на развитие умений и навыков письменной речи младших школьников в аспекте грамматического порядка слов

Грамматический порядок слов в предложении является нейтральным и определяется рядом синтаксических норм, определяющих взаиморасположение главных и второстепенных членов. Нарушения ведут к инверсии - мотивированной и немотивированной, а значит - могут расцениваться либо как средство выразительности, либо как ошибки (недочеты).

1. Из данных слов составь предложения с однородными сказуемыми и запиши их.

1) Мальчик дереву, взял, с, земли, упавшее, яблоко, подошел, к.

2) Ветер, листочки, по, их, гонит, последние, садовым, срывает, дорожкам, и.

2. От выделенных слов задай вопросы какой? какая? какие? в нужном падеже и вставь пропущенные второстепенные члены предложения.

        Образец: У Саши есть (?) друг. - Какой друг есть у Саши? - Ответ: У Саши есть надежный друг.

После (?) дождя выглянуло (?) солнце. Его (?) лучи пробиваются сквозь (?) листву деревьев и (?) пятнами падают на песок.

Слова для вставок: короткий, нежно-зеленый, весенний, теплый, пестрый.

3. Соедини стрелками слова с соответствующим им предложением.

Утром к дому прилетела стайка (какая?)........................ весело

Маленькая Нина вышла (куда?).......................................... ползает и кричит.

Воробьи уселись на крыше и .........чирикали (как?)........... воробьев

Мальчик разглядел ......червячка (какого?)......................... журавли

В золотые осенние дни собирались к отлету (кто?)........ крохотного

Володя обернулся и увидел, что шляпа (что делает?)...... ...на крыльцо.

Какие были пропущены в них члены предложения?

II. Упражнения, направленные на развитие умений и навыков письменной речи младших школьников в аспекте коммуникативного порядка слов

Успех в работе по развитию речи возможен только в том случае, если она будет носить обучающий характер, преследовать определенные цели. Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию речи учащихся. Возросшее внимание к речи соответствует задачам творческого развития детей и повышения их познавательной активности.

1. Прочитай текст и подчеркни грамматические основы предложений. Найди предложение, в котором подлежащее и сказуемое расположены не так, как в остальных предложениях. Является ли такой порядок обычным?

Зимний день.

Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко, снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной.

Обрати внимание на тип текста (описание, повествование...).

2. Составь предложения из рассыпанных слов.

1. Живёт, большого, белка, в дупле, дерева, рыженькая.

2. Гнёздышко, а, птичка, в его ветвях, вьет, маленькое.

3. Целый, они, день, хлопочут.

4. Собирает, грибочки, белочка, червячков, а, птичка.

6. В, ночной, в, лесу, час, затихают, шум и возня.

7. Всем, и, птичка, песню, лесным, жителям, колыбельную, поёт.

Прочитай то, что получилось. Это текст? Докажи.

• Как связаны между собой предложения?

• Автор назвал этот текст «B лесу». Почему?

• Запиши сначала заголовок, а затем текст. Начни писать с красной строки.

3. Вставь пропущенное предложение, которое лучше всего подходит по смыслу и порядку слов.

Горошины

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. _______Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Варианты:

  • Три горошины залетели на крышу.
  • Три горошины на крышу залетели.
  • Залетели на крышу три горошины.

Можешь ли ты объяснить свой выбор?

4. Выбери и вставь в текст предложение с правильным порядком слов.

Папа на день рождения подарил сыну велосипед! Дениска так долго этого ждал! Он  не верил своим глазам.                   

  • Потом Денис схватил велосипед и тотчас поехал кататься.
  • Потом схватил Денис велосипед и поехал кататься.
  • Потом схватил велосипед Денис и кататься поехал.

5. Выбери из предыдущего задания предложение, которое придаст выразительность тексту. Как ты думаешь, почему?

Мой младший брат нарисовал для меня картинку: вот светит яркое солнце, радостные дети лепят снеговика, ворона сидит на ветке дерева,__________.

6. Прочитай пары предложений. В конце каждого предложения подчеркни такие слова, которые подсказывают начальные слова следующего предложения.

Я пошел на горку. Она была ледяная, крутая и длинная.

Проснулся я от крика. Кричал дядя.

Город стоял на берегу реки. По ней плыли белые пароходы..

7. Исправь недочеты в порядке слов.

Передо мной картина «Клубника и белый кувшин». Главное здесь - клубника. Она очень красивая.

Под березой в тени отдыхает девочка, женщина и пес Шарик. Рядом с девочкой лежит Шарик.

8. Составь из данных в скобках слов предложения так, чтобы оно развивало мысль, высказанную в предыдущем предложении.

Алина подошла к Леве, И Лева пошел танцевать, хотя он танцевать не умел (его, учить, Алина).

9. Прочитай предложения. Используй слова для справок с целью соединить эти предложения в тексте. Почему ты выбрал(-а) именно эти слова?

У лисицы в норе подросли лисята ... учит их ловить добычу. ... строго следит за учениками. ... смело бросаются на все, что движется.

Слова для справок: учительница, мать, маленькие охотники.

10. Найди в тексте место для пропущенного предложения, поставь там галочку.

В мокром небе кричат улетающие на юг гуси. С веток срываются красные и желтые листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов.

(Кланяются им вслед осины и березы, машут ветвями.)

11. Прочитай текст о коте Ваське. Одно предложение в нем пропущено. Заполни пропуск. Для этого выбери из скобок нужное предложение, подчеркни его.

Шерсть у Васьки блестела и лоснилась как бархат. Она была золотисто-красного цвета с яркими черными полосками. ... Живот был светло-серый, без полос.

(До живота доходили полосы. Полосы доходили до живота.)

12. Прочитай.

Дождь прошел. Появилось солнце. Лес засверкал. Капли заблестели. Природа ожила.

Распространи предложения, включив слова, которые помогли бы передать красоту природы после дождя.

III. Упражнения, направленные на развитие умений и навыков письменной речи младших школьников в области стилистического порядка слов

Порядок слов выполняет разнообразные экспрессивно-стилистические функции, способен придавать тексту различные стилистические окраски. Это мотивированные и нередко типизированные отступления от нейтрального порядка слов.

        1. Определи, из какого типа текста предложения (повествование, описание). Есть ли что-то не совсем обычное в порядке выделенных слов? Изменится ли выразительность, если поменять местами подлежащее и сказуемое? В каких текстах встречаем такую последовательность?

  • Вхожу я в густой ельник. Вдруг слышу шаги...
  • Сегодня пасмурный день. В клетке загрустила канарейка.
  • У подножия величавых гор раскинулась широкая степь.
  • Выглянуло солнце. С веселым криком бегут ребята к реке.
  • Расцветает яблонька в саду. Я от этой яблоньки глаз не отведу (Е. Благинина).
  • Мы любим походы в леса и поля (О. Высоцкая).

2. Обрати внимание на последовательность подлежащих и сказуемых. Какую окраску она придает?

По полям бегут ручьи,

На деревьях лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

 (С. Маршак)

3. Найди и подчеркни главные члены предложения в тексте.

Лесные жители.

В лесу животные ведут себя очень тихо и аккуратно. Они настороженно прислушиваются к незнакомым звукам, прячутся и замирают, если чувствуют рядом опасность. Люди так часто пугают животных, что они перестали нам доверять: зайчик не съест из рук морковку, белочка не возьмет орешек, а лиса или медведь и носа не покажут, если рядом шумит человек. Соблюдайте тишину в лесу, и тогда зверь, может и выйдет вам навстречу…

        Поэкспериментируй! Поменяй местами выделенные подлежащие и сказуемые. Что изменилось? Изменился ли смысл рассказа? А выразительность текста, его окраска?

4. Подчеркни подлежащие и сказуемые в предложениях текста. Попробуй поменять их местами. Как это повлияет на выразительность текста? Его стилистическую окраску?

Летом на тополях появляется пух. Он покрывает толстым слоем дороги, крыши домов. Легкие пушинки залетают в окна. Они приносят много хлопот хозяйкам. Люди вывели новое тополиное дерево. Оно рано зеленеет и не дает пуха.

5. Попробуй поменять местами подчеркнутые подлежащие и сказуемые. Почему предложения становятся неестественными? Какая новая окраска мешает научности содержания?

Чуткие руки робота.

Роботы давно научились быстро считать, решать задачи, играть в шахматы. Труднее было научить робота ввинчивать электрическую лампочку или завертывать гайку.

Роботу можно дать через микрофон команду взять деталь. Машина найдет нужный предмет, осторожно возьмет его и переставит на другое место.

6. Прочитай текст. Вставь в каждое предложение один из глаголов: наступила, уснула, погасли, шумит, качаются, пошел, белеет. Какой порядок слов ты изберешь? Почему?

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.

7. Перед тобой небольшой текст. Определи, какой части недостает. Придумай предложение, которое можно использовать как недостающее.

Она тотчас усвоила, что в холодильнике, для нее хранится еда – ее собственность, которую почему-то от нее незаконно спрятали. Мурка ложится на спину, просовывает голову под холодильник, передними лапами с силой открывает дверцу холодильника и начинает там хозяйничать. Если ей в этот момент мешают, она ворчит и кусается.

8. Прочитай текст. Найди предложение (-я), в котором можно было бы поменять порядок слов. Сможешь ли ты объяснить свой выбор? Что меняется при этом?

Зимой.

Пришла зима. Выпало много снегу. Дети выбежали на улицу. Малыши катаются на санках. Ребята постарше бегают на лыжах или коньках. Весело детворе зимой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие письменной речи учащихся на старшей ступени обучения английскому языку по УМК "Старлайт"

В статье «Развитие письменной речи учащихся на старшей ступени обучения английскому языку» рассказывается о применении технологии педагогических мастерских в обучении учащихся созданию различного вида...

статья "Развитие письменной речи как одно из условий формирования языковой компетенции учащихся"

Доводы, подтверждающие актуальность данного вопроса и анализ причин, препятствующих развитию данного навыка....

Обобщение работы по теме "Работа по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы"

В обобщении представленыформы и методы работы по развитию устной и письменной речи учащихся, которые я применяю на уроках русского языка и литературы....

Герасимчик Л.В. Преодоление нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся-как фактор школьной адаптации (социальной).

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Язык занимает важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в ж...

Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы

Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно ...

Упражнения по развитию письменной речи для учащихся 2 класса

Сборник увлекательных упражнений для домашних занятий поможет ребенку развивать фонематический слух....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ В ЖАНРЕ ЛИТЕРАТУРНОГО БЛОГА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КРЕАТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Методические рекомендации к работенад сочинением в жанре литературного блога как реализация принципа креативности в развитии письменной речи учащихся в условиях современного обучения...