Опыт работы. Тема: «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода, развития творческих способностей и социализации личности современного школьника».
учебно-методический материал по технологии

Козачек  Валентина Валерьевна

Идея опыта.  

Ведущей педагогической идеей опыта является использование системно-деятельностного подхода в организации проектно-исследовательской деятельности для обеспечения повышения уровня внутренней   мотивации обучающихся, развития их творческих способностей, успешной социализации в современном обществе.

 

Условия формирования опыта

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве общества, является его способность к проектно-исследовательской деятельности, которая относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность будущего специалиста.

         Именно поэтому педагогический процесс при активном сотрудничестве учащихся и учителя в процессе проектно-исследовательской деятельности должен быть направлен на повышение познавательной активности, развитие самостоятельности мышления,  формирование коммуникативной культуры учащихся, подготовку их к самостоятельной жизни в современном обществе выполнении творческих проектов по технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_kozachek_v.v.-2019.doc694.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа

 с углублённым изучением отдельных предметов № 14»»

Опыт  работы

Козачек Валентины Валерьевны,

учителя технологии

МАОУ «СОШ с УИОП № 14»

Тема: «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода, развития творческих способностей и социализации личности современного школьника».

C:\Users\user\Desktop\Выступление ОБЛАСТЬ\флешка\IMG_3536.JPG

Магадан

2019 г.

Идея опыта. 

Ведущей педагогической идеей опыта является использование системно-деятельностного подхода в организации проектно-исследовательской деятельности для обеспечения повышения уровня внутренней   мотивации обучающихся, развития их творческих способностей, успешной социализации в современном обществе.

Условия формирования опыта

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве общества, является его способность к проектно-исследовательской деятельности, которая относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность будущего специалиста.

        Именно поэтому педагогический процесс при активном сотрудничестве учащихся и учителя в процессе проектно-исследовательской деятельности должен быть направлен на повышение познавательной активности, развитие самостоятельности мышления,  формирование коммуникативной культуры учащихся, подготовку их к самостоятельной жизни в современном обществе выполнении творческих проектов по технологии.

   

Противоречия, разрешаемые данным педагогическим опытом:

 противоречия содержательной сферы:

- между прежним уровнем знаний учащихся и новыми знаниями,

- между знаниями и умениями их использовать;

 противоречия мотивационной сферы:

- между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению,

- между интересами учащихся и предметом изучения;

 противоречия операционной сферы:

- между более сложной познавательной задачей и наличием прежних, недостаточных для ее решения способов,

        Реализация практической направленности обучения при использовании проектно-исследовательского метода должна  обеспечивать  не только  усвоение системы знаний и увеличение прочности формируемых умений учащихся, но и на повышение качества образования, и на увеличение его роли в формировании способностей учащихся организовывать свой процесс познания до творчески самостоятельной деятельности.

Теоретическая интерпретация опыта

Актуальность  опыта

        Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения, формирования положительной учебной мотивации, реализации творческого потенциала и успешной социализации личности школьника остаются приоритетными в современной педагогике.

                Проектно-исследовательская деятельность в рамках  ретроспективного анализа основывается на личностно - ориентированном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса  на постановку и решение самими школьниками познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать данную методику как одну из наиболее продуктивных и интенсивных, способствующую формированию самостоятельности и гибкости мышления, творческого подхода к решению проектно-исследовательских задач, формированию коммуникативной культуры школьника, успешной социализации личности.

Данный метод  обучения ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся при тьюторской поддержке педагога.

Ведущие положения данного метода основаны на: 

  • учёте  особенностей  личности  обучающихся;
  • связи идеи проекта с реальной жизнью;
  • изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников,  партнерское учебное сотрудничество педагога и учащихся;
  • значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;
  • значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся  к более качественному овладению знаниями.

        Проектно-исследовательский метод является:

  • альтернативным подходом в современной системе образования;
  • современной педагогической технологией, представляющей собой совокупность поисковых, проблемных методов как дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития их креативности  и одновременно формирования определенных личностных качеств;
  • продуктивным методом, в основе которого  лежит отличная от традиционной парадигма образования: самостоятельное планирование, прогнозирование, принятие решений,  детальная разработка личностно-значимой проблемы, научное исследование, творческий подход к решению проблемы.

Главнейшая цель школы - подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, т.е. его социализация, которая может быть успешной  лишь тогда, когда человек осознаёт свою роль в  окружающем мире.

Трудоёмкость опыта: необходимость учитывать общие существенные характерные особенности каждого учебного (творческого) проекта и особенности данного предмета. Необходимость  тщательной разработки  критериев оценки учебного (творческого) проекта и  методику обучения проектно-исследовательской деятельности.

Область  применения опыта: опыт может применяться в образовательном процессе как в урочной так и во внеурочной деятельности учителями технологии, руководителями кружков внеурочной деятельности, педагогами дополнительного образования.

Новизна опыта. Новизна опыта заключается в выборе новых объектов и видов творческой деятельности учащихся для неделимых классов с учётом  психофизиологических и личностных особенностей учащихся (как девочек, так и мальчиков).

Концепция изменений заключаются в способах организации учебного процесса с использованием инновационных технологий, направленных на формирование и развитие умений и навыков прогнозировать результаты и устанавливать причинно-следственные связи. Отход от традиционной методики, ориентация на самостоятельную деятельность учащихся при тьюторской поддержке педагога.

Условия реализации изменений.

Необходимым условием реализации на практике проектно-исследовательского метода является:

 -умение учителя использовать и мотивировать учащихся к использованию совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов при выполнении теоретической или практической  творческой задачи.

-умение педагога выявлять и развивать творческие способности учащихся, их деловые и коммуникативные качества.

Результаты изменений:

  • овладение учащимися системой умений и навыков проведения и оформления проектно-исследовательских работ, творческих проектов;
  • повышение уровня внутренней мотивации обучающихся к изучению технологии;
  • реализация творческого потенциала обучающихся через активное включение в проектно-исследовательскую деятельность;
  • стабильно высокое  качество обученности учащихся  по технологии;
  • высокий уровень мотивации к творческой деятельности и участию в творческих конкурсах;
  • высокая результативность участия в творческих конкурсах различного уровня.

Адресная  направленность: представленный опыт адресуется учителям технологии, начинающим педагогам, педагогам дополнительного образования.

Теоретическая база опыта

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн - проекты, бизнес - проекты, шоу-проекты и т.д. Что же такое проект?         Обратимся к словарю: «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед»)

1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.;

2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.;

3) план, замысел».

Уже в определении заложено многообразие, но все варианты содержат общую черту – проект предполагает определение цели.

Следующая статья в том же словаре: «проектировать –

1) составлять проект;

2) предполагать сделать что-либо, намечать план».

 Если следовать логике этих определений, проектами в нашей жизни является практически всё: прием гостей, выбор подарка к празднику, покупка бытовой техники, путешествие, ремонт (разумеется); а если задуматься, то проектами должны быть и вступление в брак, и воспитание детей…

Обратимся к словарю: «метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов  возник во 2-й половине 19 века в сельскохозяйственных школах США и был, затем перенесён в общеобразовательную школу. В основе метод проектов - концепция прагматической педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания» (Д. Дьюи). Подробное освещение метод проектов получил в работах У.Х. Килпатрика, Э. Коллингса (США)». В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог

Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал слова «проект». В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе». Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд  Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

 В 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции метод проектов  применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) М. П. был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

 Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, пр.). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проектно-исследовательская деятельность как творческая задача интеллектуального и практического характера

Главной целью выполнения учащимися исследовательского творческого  проекта, которую преследует для себя учитель, является не только контроль уровня сформированности компетенций учащихся, но также содействие их творческому развитию, формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях, содействие формированию умения работать в команде, создание условий для реализации их творческой активности.

Тема творческого проекта может быть выбрана учащимся по любому разделу технологии,  но  целесообразно  выбирать проект, имеющий  практическую значимость.

Проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллективные. На уроках я чаще всего использую индивидуальные и групповые проекты, а во внеурочной деятельности-коллективные.

При выполнении групповых и коллективных проектов я распределяю обязанности между учащимися и определяю вместе с ними  меру ответственности каждого за выполнение проекта в целом. Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценки вклада каждого из исполнителей.

Данные формы работы являются  оптимальными для реализации творческой активности учащихся  и получения первого опыта социализации.  

Организация и методика выполнения проекта

Под мето                               Под методом проектов в образовательной области «технология» мы понимаем способ организации познавательно-трудовой  деятельности учащихся. Он предусматривает реализацию определенных потребностей людей, разработку идей изготовления продукта, проектирование и создание изделия или оказание услуги, оценку их качества,

определение реального спроса на рынке товаров или услуг.

          Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательного процесса, ориентированного на  развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию умения ставить цель, планировать пути  её достижения, предвидеть конечный результат, анализировать   информацию, проводит эксперименты и исследования.

        Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся   строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы закладывается ряд положений:

  • постепенное увеличение объема знаний и навыков;
  • выполнение проектов в различных областях, начиная от более знакомых (дом, школа, места отдыха) и заканчивая более сложными (общество, бизнес, индустрия);
  • постоянное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем (использование комплексного подхода, учет большого количества воздействующих факторов);
  • постепенно учащиеся осознают собственные способности и возможности для удовлетворения потребностей личности и общества;
  • возможность акцентировать внимание на местных условиях, так как проблемы для проектов выбираются в основном из окружающей жизни.

 

  Помощь учащемуся, деятельное руководство в выборе темы исследовательского проекта, реально выполнимого с учетом имеющихся материальных и других ресурсов и  вместе с тем наиболее значимого с точки зрения расширения опыта, кругозора, знаний и умений учащихся, ложится на плечи учителя технологии, который выполняет роль тьютора.

Самореализация  происходит через усиление мотивации к активной деятельности, через чувство ответственности, уверенности в успехе, воодушевление.  Свобода выбора форм творчества и востребованность в творческой деятельности школьников создают условия для формирования самореализации и социализации.

           Уникальность предмета «технология» в том и состоит, что школьники учатся использовать знания, полученные на уроках в повседневной практической деятельности, что, естественно, способствует их социализации.

Техника составления плана исследовательского проекта, конечно, может быть столь же разнообразной, как и сами проекты.

Особое значение имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности. Применение проектно-исследовательского метода как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации основных дидактических функций.

Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, способами действия,умениями и терминологией.

Воспитательная функция использования данного метода в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: целеустремлённости, ответственности, умению работать в команде. Проектно-исследовательская деятельность  позволяет учащимся реализовывать свой творческий потенциал, приучает к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.

Развивающая функция использования проектно-иследовательского метода в технологическом образовании состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.

У учащихся развиваются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора.

Основные требования к организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  • использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и др.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  •  подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

В зависимости от метода, доминирующего в проекте, я использую в практике работы следующие виды проектов.

        Исследовательские проекты, имеющие структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

                Творческие проекты, имеющие не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике «дизайн - петли» (схема 1): 

 

Схема 1.

определение потребности; исследование (дизайн-анализ существующих объектов); обозначение требований к объекту проектирования; выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной; планирование; изготовление; оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, репортаж, видеофильм и др.)

                Практикоориентированные проекты. Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и четкая координационная работа по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта

  Основные критерии выбора проектов:

  • оригинальность, доступность, надежность;
  • техническое совершенство;
  • эстетические достоинства;
  • безопасность;
  • соответствие общественным потребностям;
  • удобство эксплуатации;
  • технологичность;
  • материалоемкость;
  • стоимость и т. д

Трудности при организации  проектно-исследовательской деятельности:    

  •  постановка ведущих и текущих целей и задач;
  •  поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
  •  осуществление и аргументация выбора;
  •  самостоятельные действия;
  •  сравнение конечного результата  с планируемым;
  •  корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
  •  объективная оценка деятельности и результата проектирования.

Этапы работы над проектом.

Работа над проектом включает четыре этапа:

  •         подготовительный (планирование);
  • конструктивный (аналитический) этап;
  • технологический (этап обобщения информации);
  • заключительный (этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация)).
  1. Подготовительный (планирование).

Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносятся на обсуждение.

Цели первичного обмена мнениями:

1. Стимулирование потока идей

Для стимулирования потока идей актуален метод мозгового штурма. На этом этапе следует, по возможности, воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения.

2. Определение общего направления исследовательской работы

Когда определены все возможные направления исследований, предложить учащимся высказать свое отношение к идеям. Затем необходимо:

- выделить наиболее удачные;

- определить сроки, необходимые для получения конечных результатов;

- помощь ученикам сформулировать не более 5 связанных  друг с другом подтем;

- продумать вариант объединения выделенных подтем в единый проект для группы/класса.

Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.

Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, творческие, организаторские и т. п.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Я всегда  выбираю консультантов, т.е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.

3. Конструктивный (аналитический) этап.

Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик:

- уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;

- ищет и собирает информацию, учитывая:

     • собственный опыт;

     • результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.;

     • сведения, полученные из специальной  литературы, Интернета и т.д.;

- анализирует и интерпретирует полученные данные.

На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый ученик может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет учителю (да и самому ученику) оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчить контроль. Ведение индивидуального журнала для ученика, зависит от конкретных ситуаций и не является обязательным.

Последовательность работы:

Уточнение и формулировка задач.

Правильная формулировка задачи проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь учителя. Сначала члены каждой группы обмениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направления работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, необходимо узнать, исследовать, понять. Затем учитель при помощи проблемных  вопросов подводит учащихся к формулировке задачи. Если учащиеся априорно знают решение поставленной проблемы и легко отвечают на вопросы учителя, задачи для группы поставлены не правильно, так как не отвечают основной цели проекта – обучению навыкам самостоятельной работы и исследовательской деятельности.

Во время работы над проектом необходимо, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому рекомендуется оформить стенд, на котором были бы вывешены: общие темы проекта, задачи каждой группы, списки членов групп, консультантов, ответственных и т.д. Такой стенд способствует также осознанию каждым учащимся ответственности за выполняемую работу перед остальными участниками проекта.

Поиск и сбор информации.

Прежде всего учащимся необходимо определить, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап, материальной базы и наличия

консультантов. Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации. Задача учителя – обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы. Здесь необходимо уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования. На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации её сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством:

- личных наблюдений и экспериментирования;

- общения с другими людьми (встречи, опросы);

- работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через Интернет).

Учитель играет роль тьютора: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; направляет деятельность участников группы, обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.

Обработка полученной информации.

Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации – это прежде всего её понимания, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя.

4.        Технологический (этап обобщения информации).

На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Учащиеся:

- систематизируют полученные данные;

- Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию;

- выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов.

Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, экспериментальная работа и т.д.). Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и  идей каждой группы. Учащиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление  конспекта, резюме, реферата, порядок выступления на конференции и т.д.). И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.

5. Заключительный (представление полученных результатов работы (презентация).

На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом. Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки к презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача учителя – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.

   Оценка результатов проектно-исследовательской деятельности

Выполненный  проект вначале оценивают сами авторы, а затем избранное для этого жюри в составе учителя и учащихся.

Критерии оценивания выполненных проектов

  1. Аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
  2. Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта.

    3. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота        библиографии.

      4. Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений, предлагаемых аргументов; оригинальность материального воплощения и представления проекта.

    5. Качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным   требованиям, рубрицирование  и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензия.

6.  Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность.

Критерии оценивания защиты выполненного проекта

1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объем тезауруса, убедительность и убежденность

2. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция,  межпредметные связи.

3. Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизированное начало, удержание внимания аудитории.

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.

5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к

достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.

Сроки выполнения проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3-4 недель до года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в течение года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения.

Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижения идей, проектирования, конструирования и моделирования, изготовления.

Она является определяющей при выставлении годовой оценки, так как при выполнении проекта учащиеся используют знания, умения и навыки, полученные в течение учебного года. Таким образом, в программе проекты выступают как итоговые задания, в результате которых читателю предоставляется возможность произвести обобщённую оценку знаний, умений и навыков школьников, усвоенных на протяжении всего учебного года.

Для объективной оценки учащегося предлагается применение количественно-качественного метода. Комплексная оценка знаний подсчитывается по формуле:

Ок = т201  + т202 + т303 + ... тп0п ,

Где Ок - комплексная оценка знаний и умений в баллах;

тп - весомость (важность) этапа проекта;

0п - оценка, выставленная по каждому этапу выполнения проекта, например, 1, 2, 3, 4, 5 баллов, то есть обычная оценка.

Такой метод позволяет наиболее полно оценить проектную деятельность учащегося. Он дает возможность учесть практически каждое действие создателя и воплотителя идеи. Комплексная оценка будет являться более дифференцированной по сравнению с пятибалльной системой оценки.

Также автор проекта должен получить оценку не только учителем, но и родителями, товарищами, то есть коллективную оценку, которая является наиболее объективной.

Примеры исследовательских и творческих проектов, выполненных моими учениками на уроках и во внеурочной деятельности:

  • «Из отходов - в доходы», 7-8 класс, тема «Вязание крючком» (изготовление настенных панно, рамок для фотографий, декоративных украшений интерьера);
  • «Эта волшебная верёвка: джутовая филигрань», 7-8 класс,  тема «Материаловедение» (изготовление декоративных панно, украшений).
  • «Ленивая вышивка», 6-7 класс, тема «Вышивка» (вышивание изделий в «индийской технике»).
  • «Масленица»!, 7-8 класс, тема «Жидкое тесто»(изготовление блинов по нетрадиционным рецептам, нестандартное оформление подачи готового изделия).
  • «Пироги», 7-8 класс, тема «Виды теста» (изготовление традиционных русских пирогов и выпечки из теста).
  • «Жгуты из бисера»,10 класс (изготовление декоративных украшений из бисера).
  • «Квиллинг», 8 класс (изготовление декоративных изделий в технике квиллинга».

В приложении 1. Представлены исследовательские и творческие проекты учащихся по различным темам.

Результативность опыта

Метод проектов  ориентирует учебный процесс  на решение учащимися  познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая  способствует достижению высоких результатов обучения  и образованности личности.

Ведущие положения метода проектов основаны:

  • на учете  особенностей  личности  учащихся;
  • на связи идеи проекта с реальной жизнью;
  • на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников,  равно партнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;
  • на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;
  • на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся  к более качественному овладению знаниями.

В результате деятельности имеет следующие показатели:

  • вырос интерес у учащихся к изучению технологии;
  • строится прочная база теоретических знаний и практических умений и навыков;
  • увеличивается число учащихся, которые выполняют творческие проекты;
  • сформировано умение самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию.

        Благодаря применению новых педагогических технологий наблюдается позитивная динамика учебных достижений учащихся по технологии и результативность участия в творческих конкурсах различного уровня.

Качество обученности по технологии за последние 3 года.

Учебный год

Классы

Успеваемость по предмету (в %)

в среднем по параллели

Кол-во и % обучающихся, успевающих на «4» и «5»

в среднем по параллели

2016-2017

5

100

100

6

100

100

7

100

92

8

100

90

10

100

90

11

100

95

2017-2018

5

100

100

6

100

100

7

100

85

8

100

90

11

100

100

2018-2019

(1 полугодие)

5

100

100

6

100

90

7

100

90

8

100

95

10

100

100

        

Одним из важных показателей качества знаний учащихся является уровень качества  проектных работ, представленных учащимися на различных конкурсах (Приложение 2).

Результаты участия  учащихся в творческих конкурсах

Год

Название конкурса

Ф.И. участников

Результат

2016/2017

Региональный конкурс-выставка «Чудотворчество»

Ярулова Елена,

Зеленеева Валерия

Диплом I степени

Комарова Анастасия

Диплом I степени

Еремеева Анастасия

Диплом I степени

Бойко Яна

Диплом I степени

Афонина Виолетта

Диплом I степени

 Раковец Елизавета

Диплом II степени

Кудряшова Елена

Диплом III степени

Юсупова Татьяна

Диплом III степени

Рожкова    Карина

Участник

Монастырёва Арина

Участник

Баранова Валерия

Участник

Сахипова Мария

Участник

Муниципальный конкурс-выставка «Сохраним Земли очарование»

СычеваОлеся

Диплом III степени

Региональный конкурс-выставка«Край  непохожий на другие»

Сахипова Мария

Диплом I степени

 Раковец Елизавета

Диплом II степени

Комарова Анастасия

Диплом III степени

Еремеева Анастасия

Диплом III степени

2017-2018

Муниципальный конкурс-выставка «Сохраним Земли очарование»

Сычева Олеся

Диплом II степени

Рыжикова Ульяна

Диплом III степени

Научно-практическая конференция учащихся

2015-2016

Школьный

Зубрякова Ольга

2 место

2016-2017

Школьный

Никеева Наталья

2 место

2017-2018

Школьный

Никеева Наталья

1 место

2018-2019

Школьный

Денисенко Вероника

Участник

В образовательной сети для педагогов nsportal.ru в разделе «Проект для одарённых детей «Алые паруса» размещены проектно-исследовательские и творческие работы моих учащихся:

«Лариаты-жгуты из бисера», Семёнова А.;

«История Российской открытки», Зубрякова О.;

«Новогодняя игрушка: традиции, неподвластные времени», Никеева Н.;

«Плесень: враг или друг?», Никеева Н.

Для  развития познавательной активности учащихся я широко использую возможности внеурочной деятельности: кружковая работа, работа по подготовке к научно-практическим конференциям, творческим конкурсам.

Традиционным мероприятием в нашей школе стали Рождественские встречи, проводимые ежегодно в декабре в рамках областных образовательных Рождественских Чтений. Мои ученики принимают активное участие в открытых мероприятиях Рождественских встреч, представляя свои проекты, проводя совместно со мной мастер-классы (Приложение 3.)

        Опора на субъективный опыт учащихся позволяет использовать проектно-исследовательский метод как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Выполнение творческих проектов является важнейшим элементом процесса обучения технологии, так как выполняет следующие дидактические функции: повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность и способствует политехническому образованию. Опираясь на повышенный интерес  к практической деятельности на уроках технологии,  позволяет включать учащихся в исследовательскую деятельность при разработке творческих проектов.

        

Главным механизмом подготовки учащимися творческих проектов является мотивация к изучению технологии. При диагностике мотивации учебной деятельности ставились следующие задачи:

  • определить уровень познавательных активности учащихся 5-11 классов;
  • оценить степень устойчивости учебно-познавательной активности учащихся: являются ли эпизодическими, ситуационными или побуждают их к самостоятельному расширению знаний.

При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и э моционального отношения к учению, основанный на опроснике  Ч.Д.Спилбергера (модификация А. Д. Андреевой).    Метод направлен на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева. В исследовании участвовали  

учащихся 5,6 классов в 2016/2017 учебном году. Повторная диагностика проводилась в 2017/2018 учебном году в параллели 6,7 классов.

        Анализ полученных данных позволил разделить учащихся на 5 групп, каждая из которых соответствовала определенному уровню:

  • 1 уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивацией учения и положительным эмоциональным отношением к нему.
  • 2 уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению.
  • 3 уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.
  • 4 уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.
  • 5 уровень — резко отрицательное отношение к учению.

В 2016/2017 учебном году  получены  следующие  показатели познавательной активности по исследуемой группе учащихся (диаграмма 1.):

  • высокая познавательная активность  -  28 %
  • средняя познавательная активность  -  56 %
  • низкая познавательная активность – 16%

   Диаграмма 1.

Повторная  диагностика в 2017/2018 учебном году дала следующие результаты:

  • высокая познавательная активность  -  40%
  • средняя познавательная активность  -  52%
  • низкая познавательная активность  - 8 %.

Диаграмма 2.

        

        Таким образом, количество учащихся с низкой познавательной активностью уменьшилось в два раза (на 8%)  и увеличилось количество учащихся с высокой познавательной активностью на 12%.

Активизируя    стремление   ребенка   к  постоянной   творческой   деятельности,   можно   создать  основу  для   развития   природных   качеств   человека   и   совершенствовать  их;  воспитать в детях  потребность  трудиться,  показать  каждому  ученику,  что  труд  человека – это источник  его  физического  и духовного  здоровья, основа  жизни  человека.  Важно чтобы  ученик мог порадоваться  своей  работе, успеху, чтобы  он  знал, что  его  труд  необходим  людям.

Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий называют переходом к постиндустриальному обществу. Они ведут к смене

традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления. А проектно-исследовательский метод обладает большими потенциальными возможностями:

развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания.

Список используемой литературы:

1. Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности. Журнал «Исследовательская работа школьников» 2013г - №3 – с.28-29

2. Громова Т.В. Руководителю научно-исследовательских работ школьников. Журнал «Практика административной работы в школе» 2016г - №6 – с.59-64

3.  Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса. Основы исследовательской деятельности учащихся. Журнал «Практика административной работы в школе» 2014г - №5 – с.51-59

4. Технология исследовательской деятельности в практике: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.grot-school.ru/

5. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/

6. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2016. - № 5. - С. 14-21.

7. Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. Мухина // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123-127.

8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. - М.: 2005. - 288 с. - (Энциклопедия образовательных технологий). - ISBN 5-87953-195-3.

9. Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика / О. Брыкова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2016. - № 20. - С. 33-36.                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода опыт применения на уроках немецкого языка

методическое объединение с презентацией "Урок как средство реализации системно-деятельностного подхода"...

Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка

Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....

Проектная и исследовательская деятельность как средство реализации системно – деятельностного подхода в работе педагога с одаренными детьми

C точки зрения прогрессивных ученых мира, человечество может избежать ряда глобальных проблем и продолжить свое существование благодаря достижениям одаренных и талантливых личностей. И, как отмечает В...

Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».

laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики»   В современных ус...

Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"

Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время  в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколен...

Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода: опыт применения на уроках немецкого языка

Что такое системно-деятельностный подход? Деятельность в системе. Как я это делаю на своих уроках....

Проектная и исследовательская деятельность как средство реализации системно – деятельностного подхода в рамках работы кружка дополнительного образования "Юный исследователь".

Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реал...