Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода опыт применения на уроках немецкого языка
методическая разработка на тему

Качанова Любовь Андреевна

методическое объединение с презентацией "Урок как средство реализации системно-деятельностного подхода"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления:  Урок  как средство реализации системно–деятельностного подхода: опыт применения на уроках немецкого языка

(слайд №1)

В основе федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, средством реализации которого является урок. Урок -  инструмент воспитания и развития личности. Развиваются  УУД, а это внутренний мир человека, его мышление, поведение и деятельность. Каждый современный урок  должен быть нацелен на будущее учащегося, на совершенствование его личной неповторимости .  

 (слайд №2) ключевые позиции современного урока.

Моя задача как учителя иностранного языка при изучении нового материала или отработке материала состоит не в том, чтобы все  доступно объяснить и рассказать, а организовать деятельностную учебную среду. Так чтобы ученики сами выявили проблему и нашли пути ее решения, научились получать информацию из разных источников и работать с ней, отработали в речи грамматические и лексические структуры.

(слайд №3) технологии и методы

Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся использую разнообразные технологии, приёмы технологий: технологию развития критического мышления, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, проектную технологию, технологию обучения в сотрудничестве.  Как я применяю их для реализации системно-детельностного  подхода, мне хотелось бы показать на примере одного урока. Это урок открытия нового знания по теме "Система школьного образования в Германии" в 8 классе, учебник И.Л. Бим.

(слайд №4)

На этапе  "актуализации знаний" использую приемы технологии критического мышления («лови ошибку», «неназванная тема», «точка удивления», «предположение по ключевым словам», «перепутанные логические цепочки»), загадки, стихи, песни, видео, слайды. На этом уроке я ставлю  "Проблемный вопрос". Из курса истории мы вспоминаем о том, где появились первые школы, откуда произошло слово школа. Я спрашиваю детей, если немецкое die Schule и русское "школа" произошли от одного слова, то может и система образования в Германии и России одинаковая. Есть ли между ними различия и сходства? Учащиеся выявляют место и причину затруднения (слайд №5) мы переходим на следующий этап "Целеполагание", где ребята формулируют тему, цель и составляют  путь решение проблемы..

(слайд №6)

На этапе "Изучения нового материала" я хочу остановиться более подробно. Умение работать над текстом является одной из главных задач не только уроков иностранного языка.

Развитие умений чтения и работы с текстом невозможно представить в отрыве от развития личностных, коммуникативных и познавательных УУД. При внимательном чтении, анализе, обсуждении текста происходит не простое усвоение информации, а  развитие воображения,  устной и письменной речи.

Выделяют 3 этапа работы с текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.  

(слайд №7)

На предтекстовом этапе учащиеся выполняют различные упражнения на работу с незнакомой лексикой и фонетикой:

1.отрабатывают произношение незнакомых и сложных слов,

2.работают со словарем, ищут  перевод незнакомого слова,

3.определяют значение сложного слова по его элементам,

4.выбирают  из текста слова, относящиеся к данной теме

(слайд №8)

На текстовом этапе организую работу в малых группах. Обращаю внимание учеников на то, что к тексту учебника прилагается диаграмма. Первая сильная группа составляет вопросы к каждому абзацу текста (например,  Welche Stufen hat das Schulsystem in Deutschland? сколько ступеней образования в германии, Mit wie viel Jahren gehen die Kinder  in die Schule? со скольки лет дети идут в школу)

(слайд №9)

вторая группа делает краткий пересказ текста на основе диаграммы, в диаграмме представлены ступени образования в германии: начальная школа, основная школа, реальное училище и сколько лет учатся на каждой ступени обучения)

(слайд №10)

третья наиболее слабая  группа работает с таблицей "Верные, неверные утверждения". (например, Die Hauptschule bereitet auf die Berufswahl? ja, richtig)

(слайд №11)

На послетекстовом этапе учащиеся представляют результаты своей работы: анализируют, обсуждают, отвечают на вопросы друг друга.

(слайд №12)

Я возвращаю ребят к вопросу, который вызвал у них затруднение в начале урока: "В чем различия и сходства системы образования в России и Германии?" На экран вывожу таблицу, которую учащиеся дополняют, используя найденную ими на уроке информацию. Происходит включение новых знаний в систему и повторение.

(слайд №13)

Выделяют рефлексию эмоционального настроя, содержания и деятельности. На этом уроке учащиеся отвечали на вопрос "Где могут в жизни применить полученную на уроке информацию?  На листе самооценки оценили сначала сами себя, а затем друг друга в группе.

Домашнее задание было дифференцированное.

1.Составить синквейн по теме урока.

2.Для более сильных учащихся - сделать презентацию "Что нравится и что не нравится в системе образования в Германии?"

Таким образом, можно сделать вывод: Организовав учебную деятельность на основе системно-деятельностного подхода, можно получить выпускника школы, который обладает предметными, метапредметными и личностными результатами. Выпускника, который умеет учиться, осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике; уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог, сотрудничать для достижения общих результатов.

На этом я заканчиваю мое выступление. спасибо за внимание!

Мир мы все воспринимаем по-разному и мыслим соответственно тоже. Мыслить мы можем шестью различными способами, то есть в шести “шляпах”. Итак, метод “Шесть шляп мышления”. В практику развития мышления метафору “шести шляп” ввел известный психолог Эдвард де Боно. Метод “шести шляп мышления” используется на уроках немецкого языка для разностороннего анализа поэтических и прозаических текстов (например, произведения К.Нестлингер “Die Ilse ist weg”, М.Пресслер “Bitterschokolade”). Каждому учащемуся предлагается представить свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы. Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок. Желтая шляпа – позитивное мышление, только положительные стороны (необходимо доказать, почему позитивно и положительно). Черная шляпа – противоположность желтой шляпе. Найти в произведении все негативное, проблематичное. Красная шляпа – это эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с моментами рассматриваемого явления. Зеленая шляпа – это творческое мышление. Синяя шляпа – это философская шляпа. Те, кто мыслит в синем русле, старается обобщить высказывания других “шляп”, сделать общие выводы, найти обобщающие параллели.

В конце изучения раздела программы использую прием “Синквейн”. Синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк. Правила написания синквейна: в первой строчке тема называется одним словом, обычно существительным, например, die Jugendlichen. Вторая строчка – это описание темы двумя прилагательными (widerspruchlich, zielbewusst). Третья строчка – описание действия в рамках темы тремя глаголами (rauchen, akzeptieren, schwanzen). Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (die heutigen Jugendlichen sind widerspruchlich). Последняя пятая строчка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы (die jungen Leute).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка

Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

Презентация "Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода"

Данная работа как результат из опыта работы с младшими школьниками при использовании игровых технологий. В данной работе указаны интернет источники, которыми может пользоваться учитель английского язы...

Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в условиях ФГОС

Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подходана уроках английского языка в условиях ФГОС...

Кроссенс как инновационный прием обучения: опыт применения на уроках немецкого языка

Это новый инновационный метод, применим для всех классов, начиная с начальной школы и может быть использован на всех этапах урока....

Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода: опыт применения на уроках немецкого языка

Что такое системно-деятельностный подход? Деятельность в системе. Как я это делаю на своих уроках....

Опыт работы. Тема: «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода, развития творческих способностей и социализации личности современного школьника».

Идея опыта.  Ведущей педагогической идеей опыта является использование системно-деятельностного подхода в организации проектно-исследовательской деятельности для обеспечения повышения уровня внут...