Содержание экологического образования на уроках английского языка.
статья по теме

Ильина Елена Владимировна

В соответствии с социальным заказом общества перед педагогами стоит задача формирования качеств личности , ее направленности, которые бы обеспечили  использование творческих идей учащихся в интересах решения глобальных проблем человечества», одна из которых сохранение природы для будущих поколений. Внедрение идей устойчивого развития в деятельность педагога с учащимися является главным стержнем экологической культуры школьников.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры на уроках английского языка.

Уровень внимания к проблеме устойчивого развития в мире продолжает оставаться высоким на протяжении десятков лет после проведения  Всемирной конференции по окружающей среде и развитию.  

Поиск устойчивого развития современного общества, осознание экологической ответственности выдвигает на первый план важную педагогическую задачу – экологическое  образование подрастающего поколения. Экология становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства человека с природой: «человек для природы тело не чужеродное, он ее часть , плоть и кровь»(1).   Сегодня человечество подошло к критической черте: отравлены вода и воздух, загрязнены океаны, моря, реки и озера, уничтожены места обитания множества живых организмов, гибнут многие обитатели природы – это реальная угроза для сохранения жизни и здоровья современной цивилизации, « в этом корень экологических проблем»(1) . И в ответе за все - человек.

Что нужно сделать, чтобы не допустить глобальной экологической катастрофы. Основной путь вхождения в новую реальность – эпоху устойчивого развития природы и общества лежит через экологическое образование населения Земли, процесс обучения и воспитания направленный на развитие личности, несущей  ответственность за будущее планеты  и  связанный напрямую  с экологией, которая создает основу содержания экологического образования.

Цель экологического образования (воспитания, обучения и развития)-  формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, «только общество  способное установить гармоничное сочетание…..может устранить отравление воздуха, воды и почвы (7»).  В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой - экологической культуры как составляющая общей культуры человека.

Экологическая культура есть органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что преобразовывал природу и создавал свою «искусственную среду». На протяжении всей истории цивилизации он, всегда находясь в той или иной среде, учился у нее. С наибольшим основанием это утверждение относится и к современности, когда пришло время синтеза социального и природного начал в культуре на основе глубокого понимания природы, ее само ценности, насущной необходимости формирования у человека уважительного отношения к природе как непременного условия его выживания. Поэтому важнейшим показателем уровня культуры общества следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколь нравственно население, насколько внедрены экологические принципы в деятельности людей по сохранению и воспроизводству природных богатств.

 Первые крупицы экологической культуры, данной в школьном возрасте, помогут  подрастающим поколениям ориентироваться в окружающей действительности, понимать её, а главное положить начало осознанному отношению к природе.  В «Концепции общего школьного образования» - целью экологического образования признается процесс становления экологической культуры как совокупности, нравственного духовного опыта взаимодействия человека с природой и развитие человека в решении экологических проблем в условиях устойчивого развития биосферы и общества. Экологическая ответственность признается важной составляющей экологической культуры личности и рассматривается как ключевая характеристика человека.

В настоящее время важным направлением в системе образования является учебно-исследовательская деятельность. Целью своей деятельности считаю  подготовить учащихся к тому, чтобы они не только были способны жить в нашем меняющемся мире, но и построить свое будущее без угрозы для подрастающих  поколений и планеты, т.е. содействовать устойчивости развития. Устойчивое развитие невозможно без общения. « Все актуальные проблемы общества незамедлительно находят свое отражение в языковом материале»(8), в том числе  отношение человека к  себе и к  окружающей среде, Иностранный язык учит общению средствами нового для учащихся языка. С одной стороны, отбор тем и ситуаций общения происходит на основе анализа типичных жизненных ситуаций, в которых человеку требуется совершить речевой поступок. С другой стороны, в процессе учебного общения можно подсказывать детям темы для обсуждения, прогнозировать и моделировать жизненно значимые ситуации, которые требуют самостоятельности мышления, ориентированы на принятие определенных решений, на достижение результата в процессе речевой деятельности.

Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. Процесс воспитания экологической культуры очень труден и зависит во многом от деятельности педагога, нужно знать закономерности развитие ребенка и особенности формирование духовной жизни человека.

 Сформировать у учащихся бережное отношение к природе может учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму окружающего мира, и «пытается помочь учащемуся осознать ему его собственные возможности, войти  в мир культуры, найти свой путь в быстро меняющемся мире(10)». Развивая  духовный мир школьников через личностно-ориентированный подход, формируется  их воля  и характер, воспитывается  коллективизм и патриотизм будущих заботливых хозяев родной земли, чем бережнее относится к природе сам учитель, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней его воспитанники. Школа испытывает потребность в педагоге – универсале, который глубоко знает не только свой предмет, но и общие закономерности воспитания отношений к природе и людям.

В школе  № 126 изучается английский со второго класса, и, моя педагогическая деятельность нацелена на  активное формирование эко культуры.  Чтобы данный процесс проходил успешно, и дети не чувствовали перегрузок, своей главной задачей я поставила  формирование экологической культуры   «через процесс решения учебно-познавательных проблем на основе творческого диалога, в котором учащийся выступает как полноправный субъект»(10)образования  устойчивого развития.

В зависимости от роли, которую учащиеся выполняют в ходе общения на уроке (отдыхающий, учитель, эколог, турист, пассажир, родители и их дети и т. д.),  ученики  занимают  разные  социальные позиции, отстаиваемые собеседниками. Происходит это через  погружение в экологическую культуру  и взаимоотношения с окружающим миром, способствуя  трансформации общественного сознания, развитию экологического сегмента сознания, экологического мировоззрения, экологических ценностных установок, перерастающих в убеждения, которые должны становиться стилем жизни учащихся. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение учащихся по отношению к природе родного края

Уроки английского языка с экологической тематикой, включают в себя беседы, не дающие  рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводящие  их к собственным выводам и заключениям. При выполнении практического задания учащийся не ограничивается в выборе выразительных средств. Это может быть, карандаши, краски, пластилин, бумага, движение. Работы выполняются:

- графическим изображением (рисунок карандашом, мелком, фломастером,);

- изображение цветное (живопись, аппликация, );

- коллаж (соединения различных материалов);

- моделирование и макетирование (бумажная пластика,макет);

- проект (описание в свободной форме).

Такие  уроки  способствуют  развитию художественного мышления, наблюдательности, воображения, фантазии, где мы « учимся слышать себя и слышать других, прогнозировать последствия своих действий, делать обоснованный выбор, ориентироваться в море информации, отстаивать свою точку зрения»(10.1). Каждая тема  таких урока включает в  себя:

Как? Почему? Зачем? (экологические связи)

Мое отношение к объекту (мои чувства, голос, совесть)

Как я поступаю в ситуации выбора?

Творческое решение проблемы.

Реализация творческого замысла на практике.

 Стержнем творческой  учебной деятельности в формировании эко культуры  являются интерактивные методы обучения. В этом случае школьники работают в малых группах сотрудничества, где организуется альтернативная система вопросов и ответов, которая позволяет оценить глубину понимания экологических проблем и обеспечивает индивидуализацию этого понимания. Большое внимание на уроках уделяется игре, как средству подготовки учащихся к решению реальных жизненных ситуаций. Игра помогает  снять психологический барьер, который неизбежно возникает при попытке сформулировать мысль на иностранном языке, преодолеть чувство скованности, путем органичного сочетания речевых и неречевых действий. Например: инсценированные ситуаций и урок в форме игры или практических опытов.  Такие уроки     получаются очень интересными, насыщенными учебным материалом по УР, веселыми. Во время таких уроков в классе не прекращается движение, не бывает  никакой скованности или боязни перед  языковыми трудностями.  Используются  парные и групповые формы работы. Индивидуальные формы работы  используются  лишь тогда, когда каждый из участников имеет достаточную тренировку или хочет выступить по определенной проблеме.   В работе учащиеся руководствуются главными правилами экологической культуры-

«Умей договариваться. Не дави на природу. Тогда и она будет  к тебе терпелива.

Сохраняй целостность везде и всегда, в себе и окружающем мире.

Входя в систему « Вытирай ноги»

Экологическая ниша - это чей-то дом. « Не плюй в чужой колодец!»

Хозяйствуй, но не властвуй!»

Будь HOME SAPIENS!”(1.1)

  Дети  чувствуют  себя  комфортно, доброжелательно относиться  к  друг к другу, выполняют задания с хорошим настроением. Психологическая обстановка на уроке - благоприятная. У нас нет работ выполненных «плохо», все оценивается через сердце ученика.

Понимая, что экологическая культура, как и всякая культура – это не только комплекс знаний, это ещё совокупность навыков, постепенно преобразующихся в устойчивую привычку, дети учатся  уметь применять  имеющиеся знания к жизненным ситуациям  и   понимать ,что  их  действия на местном уровне влияют на глобальные процессы, принимать общечеловеческие  ценности  и т.д.,. В значительной степени  большое влияние оказывают интерактивные технологии :интегрированные  уроки   с учителями предметниками, внеклассные мероприятия  в разнообразных формах (круглый стол, диспут, дискуссия, экскурсия),  классные часы  с участием  представителей  экологических организаций). Ежегодно проводятся уроки чистой воды, уроки и классные часы по Балтийскому морю. Наши разнообразные мероприятия помогают учащимся насытить содержание курса ОУР неизвестными для них сведениями об окружающем мире. Собранный  материал мы воплощаем в презентации. На уроках устойчивого развития проходят такие содержательные линии, которые помогают ребенку понять, почему нужно  охранять природу:

Балтийское море: проблемы и решения

Тайны Балтики

Вода: глобальный ресурс, глобальные проблемы.

Я и море.

Следы на воде

Путешествие в мир воды.

Лес и здоровье человека.

Животные-наши младшие братья

 Просто донести нужные, полезные знания до учащихся мало, так как никакая сумма знаний сам по себе не может автоматически перейти во внутренние убеждения. Очень важно, не ослабляя внимания к формированию эко культуры, делать упор на реализацию получаемых знаний в какие-либо общественно-значимые инициативы, движения, начинания, практические дела «каждый объект и его дело должны быть согласованы друг с другом, его миром, особенно с ближайшими окрестностями»(1.2).  Учащиеся пробуют себя в роли актеров, участвуя  в экологических сказках, выступая в роли актеркой  труппы перед начальной школой и подшефным садиком. Учащиеся старших классов принимают участие в международных проектах («Вода:Россия-Финляндия».Одиссей-2011») и различных проектах от водоканала. В проектном творчестве  учащийся постоянно встает перед необходимостью нравственного выбора экологически ответственного поведения. Дети анализируют свое поведение перед собой, своими сверстниками, родителями, другими людьми, животными и растениями. Участие в проектах - действенный инструмент педагогики сотрудничества, объединения различных социальных групп в созидательной деятельности, развития социального партнерства. Какой бы характер не носил экологический проект, он является наиболее привлекательной формой работы в процессе воспитания патриотизма и гражданской ответственности молодежи,  т.к. воздействует на все сферы сознания личности школьников и студентов: интеллектуальную, эмоциональную, волевую. Проекты  позволяют эффективно организовать различную практическую социально-значимую деятельность в природе (исследования состояния окружающей среды и её компонентов, уход за ландшафтом и агитационно-пропагандистскую работу). Урок экологического творчества – это «окружающий мир + изобретательное искусство, музыка, история города, математика, география» - такое сочетание активизирует интерес к окружающему миру ,содержит большой потенциал игровой и творческой активности детей. Способствует формированию нравственной творческой  личности , «HOME  ECOLOGY»(2), через  живое общение со всем богатством окружающего мира, понимающей, что материальные блага-пища, одежда, жилье, начинают выступать как своего рода вторичные, на их место выходят фундаментальные условия существования-воздух, вода, почва.»(4)

Преимущества интерактивного обучения в  формировании экологической культуры  очевидны:

а) когнитивное развитие (качественное развитие мышление, умение отстаивать свое мнение, аргументировать, прогнозировать и т.п.);

б) постановка мотивации (формирование познавательной активности);

в) воспитательная функция (формирование гражданской позиции гражданина планеты, ответственности за принимаемые решения, развитие коммуникативных навыков и навыков общения и др.);

г) развитие навыков сотрудничества, групповой деятельности (толерантность, коллективное принятие решения и т.д.);

г) развитие навыков сотрудничества, групповой деятельности (толерантность, коллективное принятие решения и т.д.);

д) улучшение организации обучения (экономия времени, доступность, творческий подход, интеграция знаний и т.д.).

Отрадно видеть неподдельный интерес ребят к интерактивным занятиям  и мероприятиям, где они могут ставить опыты, познакомиться  с понятиями как «водный след», «виртуальная вода», стать на какое то время мэром города, создать собственный проект т.д.  И я считаю наивысшей оценкой работы учителя вопрос ребят, который они начинают задавать, едва придя в школу : а какой в этом году проект?!, куда мы пойдем выступать?" Хороший настрой, доброжелательная обстановка, игра, динамичный ритм урока - все это залог успешности учеников. О развитии эко-культуры  можно говорить тогда, когда « за идеями и установками учащихся стоят реальные поступки и действия(8)», а именно: повышение уровня информированности; повышение интереса к природе родного края;  соблюдение правил поведения в природе; забота о тех  или иных представителях животного и растительного мира; способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности; проявление нравственных качеств: доброты, отзывчивости и внимания к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней , когда «субъект на основе выбора собственных парадигм, способен создавать… программы, обеспечивающие нормальное развитие системы природа-общество….»(5), в учебно-исследовательской деятельности.

 Такие уроки надолго остаются в памяти учащихся, при этом  их знания языка совершенствуются через процесс  развития  эко-сознания и формирования эко-культуры. На мой взгляд, образование  в  интересах устойчивого развития зависит от среды и атмосферы, создаваемой всеми участниками образовательного процесса и это  должна быть дружеская, радостная атмосфера общего успеха.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что формирование  экологической культуры у учащихся  реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий «именно во взаимодействии и состоит целостность, именно во взаимодействии проявляется системность»(1.3) , внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата. В.А. Сухомлинский писал: «Если ребенок наслаждается красотой и творением его собственных рук, он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность».

Специфика настоящего момента состоит в том, что необходимо вводить и совершенствовать экологическое образование и воспитание одновременно на всех его этапах и уровнях: кризисное состояние природной среды не позволяет ждать, пока подрастут поколения ,«мы заимствуем  экологический капитал у будущих поколений….мы ведем себя так ,что некому нас заставить возвращать долги….»(4),ставшие с раннего детства объектом целенаправленного экологического образования, и не оставляет времени на длительные эксперименты. Работа в этом направлении в основном ложится на образование.

В заключении хочу сказать, что работа по экологическому образованию и воспитанию школьников очень интересна и важна. Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна. Вместе с тем надо помнить, что все в природе соединено тончайшими связями. И поэтому исследование природы должно идти комплексно — так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу, не разрушая ее, а сохраняя и улучшая.

Используемая литература:

  1. Павлов А.Н.« Основы экологической культуры», Политехника, Издательство Санкт-Петербург,2004- стр.32
  1. Стр.  92.
  2. Стр.  216
  3. Стр.60
  1. Гирусов Э. В. «Экология и экономика природопользования», Изд. Политехнической литературы «Единство». Москва, 2003-стр. 117
  2.  Контюг В.А.Конференция ООН по окружающей среде и развитию . Рио-де –Жанейро, Июнь 1992,Информобзор. Новосибирск1992-стр.10
  3.  Лаптев И. И. «Экология, политика, идеология.//Новый мир.1974 №8-стр .194
  4. «Новейший философский словарь/Сост.А.А. Грицанов-Минск, Изд. В.М. Скакун,1999-стр 837
  5.  Олдак П. Г. «Проблема окружающей среды-необходимость нового подхода//Международная экономика и международные отношения.». 1973.
  6. Маркс К .и  Фридрих Э.,Соч. Т.20.,стр 307-308
  7. Васильева Н. С. «Формирование экологического сознания», журнал «иностранные языки в школе . №2,2010г.стр 60
  8. Цукерман Г.А. «Установка на поиск как развивающийся эффект учебной деятельности»//Вопросы психологии.-2007 .№3 стр.30-41
  9. «Стратегия образования для устойчивого развития в Санкт-Петербурге»/Общая редакция: С. В.Алексеев, 2002г., ср 12

10.1 стр.17

  1. Корякина Н.И, «Образование для устойчивого развития» /Спб.,2000г.
  2. Школьные перемены .Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов.//Под ред. Ю. И.Дика.,М.:ИОСОРАО,2001.-336стр.
  3. Кавтарадзе Д.Н. «Обучение и игра.Введение в активные методы обучния.»-М.,1998-стр. 192
  4. Горшков В.Г.,Горшков В.В «.Биотическая регуляция окружающей среды.»/экология и образоваие.1999-№1-2 , стр.11-19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование экологической компетенции на уроках английского языка

Представлен материал доклада на международных педагогических чтениях 2012 года....

Доклад "Экологическое воспитание на уроках английского языка "

В данном материале отражены аспекты экологического воспитания на уроках английского языка....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Формирование гуманного отношения к окружающему миру и, в частности, воспитание экологической культуры, является неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания студентов. Следовательно, одн...

формирование экологической культуры на уроках английского языка

данная работа имеет исследовательский характер, поможет  в работе над формированием экологической культуры на уроках английского языка,...

формирование экологической культуры на уроках английского языка

данная работа поможет в работе над формированием экологической культуры на уроках английского языка...

формирование экологической культуры на уроках английского языка

данный материал поможет в работе над формирование экологической культуры на уроках английского языка...