Экологическое образование на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mihaylova_o.v.docx19.03 КБ
Файл statya_mihaylova_o.v.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование на уроках русского языка и литературы.

Михайлова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №40» г. Ангарска.

         Еще вчера самым страшным словом считалась война, сегодня – экологическая катастрофа! В  невеселой  гамме  наших  сегодняшних  переживаний,  все  явственнее  просматривается тревога экологии. Экологические  проблемы  имеют  глобальный  характер и затрагивают все человечество.

         Обеспечение качественного образования учащихся остается одной из самых важных проблем образования в начале третьего тысячелетия. Будущее планеты зависит от  того,  насколько  экологически  грамотными  будут дети.

       “Экос” в переводе с греческого означает “дом, жилище, местопребывание”. Наиболее точное понимание проблемы взаимодействия человека и природы дается  в работах Д. С. Лихачева, который отметил: “Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение делает его больным, угрожает жизни, грозит гибелью человечеству”. Экологию в школе следует рассматривать как мировоззрение, как бережное отношение ко всему живому и ко всему окружающему человека – к людям, природе, животным, к планете, наконец, давшей нам жизнь. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения биосферы, ибо для жизни человека не меньшее значение имеет среда, созданная культурой его предков или им самим. Экология природы, экология культуры, экология языка, наконец, – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности.

        Перед школой стоит глобальная задача – подготовка культурного, высокообразованного человека, творческой личности, ответственной за состояние окружающей среды. Решение этой задачи направлено на возрождение духовных, нравственных традиций, приобщение учеников к культуре русского народа. Школа должна воспитывать человека соприродного, отзывчивого, а для этого необходима гуманизация и гуманитаризация учебного процесса. Учитель – тот человек, который призван через содержание своего предмета воспитывать в учениках благородство, гуманизм, ответственность за себя и за природу. Важная роль в этом принадлежит учителям гуманитарного цикла, ведь литература и искусство – самые мощные инструменты воспитания нравственности.

        Обучение русскому языку и литературе, формирование экологического (в широком смысле слова) мировоззрения должны быть непрерывно связаны с усвоением культуры русского народа. Особое место занимает так называемая народная экология, которая содержит обширнейшие знания, накопленные народом при взаимодействии с окружающей его природой. Все эти знания о природе нашли отражение в фольклоре, а именно – в сказках, бывальщинах, пословицах и поговорках. Так, через сказки в удобной и легкой форме передавались самые разнообразные знания, в том числе и экологические: о характере и повадках зверей, о съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, о различных явлениях неживой природы, запечатлевались модели поведения в различных ситуациях.

       Необходимо  использовать на уроках пословицы и поговорки, которые по праву называются жемчужинами устного народного творчества. На уроках,  посвященных изучению пословиц и поговорок как фольклорного жанра, дается их определение, место среди других жанров устного народного творчества, обращается внимание на то, что пословицы и поговорки отражают практически все стороны жизни наших предков и актуальны по сей день. Затем делается акцент на пословицах и поговорках о природе.  Дети с удовольствием подбирают пословицы и поговорки о природе, обсуждают смысл записанного, соотнося его с личным опытом.

         Кроме пословиц и поговорок, подобная работа ведется и при изучении темы “Загадки” (литература) и “Имя прилагательное” (русский язык). Дети анализируют загадки о природе, а  затем по аналогии создают собственные. Это развивает речь детей, приучает использовать прилагательные в собственных текстах.

        Также загадки можно использовать при изучении темы “Однозначные и многозначные слова”. Анализируя такие загадки, как “Какую кашку не варят? Клевер. Название какого цветка связано со звоном? Колокольчик. Название какого цветка – кондитерское изделие? Ирис”, дети: 1) осознают, что слова могут быть многозначными и однозначными; 2) усваивают ещё один прием создания загадок; 3) получают экологические знания в ненавязчивой форме. Загадки можно применять и на вводном уроке при изучении темы “Имя числительное” для того, чтобы дать понятие об этой части речи. Приводятся загадки с именем числительным, предлагается определить, слова каких частей речи встретились в тексте. А затем учитель объясняет новый материал.

         Использование такого дидактического материала на уроках русского языка не только повышает интерес к данному предмету, но и помогает понять, что язык формируется для говорящего на нем народа картину мира, что с помощью языка каждый ученик познает родную культуру.

         Кроме того, большое значение необходимо придавать  наблюдениям за природными явлениями, животными и птицами. Обобщение этих наблюдений уместнее проводить в форме кратких тематических сочинений учащихся (по описанию сезонов, по обобщению наблюдений за животными, птицами и т. д.). В этих работах, наряду с уточнением своих представлений о предмете наблюдений, дети отрабатывают речевые навыки, выражают свое эмоциональное отношение к природе, к необходимости её сохранения, заботы об объектах природы. В 6 классе при изучении темы “Интерьер” дети разрабатывают проект “Мой дом, его экологические достоинства и недостатки”. Это дает большие возможности для интеграции предметов, поскольку дети оперируют такими понятиями, как “экологический дом”, не наносящий ущерба окружающей среде (использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло), “Домашняя обстановка, стремление украшать свое жилище” и т. д. Проект может быть представлен в виде эссе, рассказа, макета, рисунка и т.д. Такие виды деятельности пробуждают интерес, активизируют творчество, помогают в усвоении систематизированных экологических знаний и умений, развивают устную и письменную речь детей.

         Таким образом, дети осознают, что экологические знания, передаваемые из поколения в поколение, – необходимое условие выживания человека на всех этапах его исторического становления и развития. Формируется духовно богатая, высоконравственная личность, подлинный патриот и гражданин России, любящий свою большую и малую родину, свой народ, язык, культуру, ответственный за свои поступки, владеющий лингвистическими, экологическими, этнокультурными знаниями, осознающий красоту, выразительность и эстетические возможности родной речи, ратующий за чистоту речи, понимающий, что природа –это первооснова красоты и величия, что любить природу – значит творить добро.

        Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека.

         Это и есть основная цель экологического воспитания и образования. От экологии природы через экологию языка к экологии души.

Список литературы:

1. Бахарева А.С. Формы экологического воспитания  детей.  –  Ш.:  1996. с.69.

2. Филиппова, Т. Экология души / Т. Филиппова // Библиотечное дело. – 2012. – № 5. – С. 1-2. 58. 3. Эйкерт, Ю. В. Об экологии детской души / Ю. В. Эйкерт // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – Т. 5, № 1. – С. 165-168.



Предварительный просмотр:

Экологическое образование на уроках русского языка и литературы.

Михайлова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №40» г. Ангарска.

         Еще вчера самым страшным словом считалась война, сегодня – экологическая катастрофа! В  невеселой  гамме  наших  сегодняшних  переживаний,  все  явственнее  просматривается тревога экологии. Экологические  проблемы  имеют  глобальный  характер и затрагивают все человечество.

         Обеспечение качественного образования учащихся остается одной из самых важных проблем образования в начале третьего тысячелетия. Будущее планеты зависит от  того,  насколько  экологически  грамотными  будут дети.

       “Экос” в переводе с греческого означает “дом, жилище, местопребывание”. Наиболее точное понимание проблемы взаимодействия человека и природы дается  в работах Д. С. Лихачева, который отметил: “Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение делает его больным, угрожает жизни, грозит гибелью человечеству”. Экологию в школе следует рассматривать как мировоззрение, как бережное отношение ко всему живому и ко всему окружающему человека – к людям, природе, животным, к планете, наконец, давшей нам жизнь. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения биосферы, ибо для жизни человека не меньшее значение имеет среда, созданная культурой его предков или им самим. Экология природы, экология культуры, экология языка, наконец, – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности.

        Перед школой стоит глобальная задача – подготовка культурного, высокообразованного человека, творческой личности, ответственной за состояние окружающей среды. Решение этой задачи направлено на возрождение духовных, нравственных традиций, приобщение учеников к культуре русского народа. Школа должна воспитывать человека соприродного, отзывчивого, а для этого необходима гуманизация и гуманитаризация учебного процесса. Учитель – тот человек, который призван через содержание своего предмета воспитывать в учениках благородство, гуманизм, ответственность за себя и за природу. Важная роль в этом принадлежит учителям гуманитарного цикла, ведь литература и искусство – самые мощные инструменты воспитания нравственности.

        Обучение русскому языку и литературе, формирование экологического (в широком смысле слова) мировоззрения должны быть непрерывно связаны с усвоением культуры русского народа. Особое место занимает так называемая народная экология, которая содержит обширнейшие знания, накопленные народом при взаимодействии с окружающей его природой. Все эти знания о природе нашли отражение в фольклоре, а именно – в сказках, бывальщинах, пословицах и поговорках. Так, через сказки в удобной и легкой форме передавались самые разнообразные знания, в том числе и экологические: о характере и повадках зверей, о съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, о различных явлениях неживой природы, запечатлевались модели поведения в различных ситуациях.

       Необходимо  использовать на уроках пословицы и поговорки, которые по праву называются жемчужинами устного народного творчества. На уроках,  посвященных изучению пословиц и поговорок как фольклорного жанра, дается их определение, место среди других жанров устного народного творчества, обращается внимание на то, что пословицы и поговорки отражают практически все стороны жизни наших предков и актуальны по сей день. Затем делается акцент на пословицах и поговорках о природе.  Дети с удовольствием подбирают пословицы и поговорки о природе, обсуждают смысл записанного, соотнося его с личным опытом.

         Кроме пословиц и поговорок, подобная работа ведется и при изучении темы “Загадки” (литература) и “Имя прилагательное” (русский язык). Дети анализируют загадки о природе, а  затем по аналогии создают собственные. Это развивает речь детей, приучает использовать прилагательные в собственных текстах.

        Также загадки можно использовать при изучении темы “Однозначные и многозначные слова”. Анализируя такие загадки, как “Какую кашку не варят? Клевер. Название какого цветка связано со звоном? Колокольчик. Название какого цветка – кондитерское изделие? Ирис”, дети: 1) осознают, что слова могут быть многозначными и однозначными; 2) усваивают ещё один прием создания загадок; 3) получают экологические знания в ненавязчивой форме. Загадки можно применять и на вводном уроке при изучении темы “Имя числительное” для того, чтобы дать понятие об этой части речи. Приводятся загадки с именем числительным, предлагается определить, слова каких частей речи встретились в тексте. А затем учитель объясняет новый материал.

         Использование такого дидактического материала на уроках русского языка не только повышает интерес к данному предмету, но и помогает понять, что язык формируется для говорящего на нем народа картину мира, что с помощью языка каждый ученик познает родную культуру.

         Кроме того, большое значение необходимо придавать  наблюдениям за природными явлениями, животными и птицами. Обобщение этих наблюдений уместнее проводить в форме кратких тематических сочинений учащихся (по описанию сезонов, по обобщению наблюдений за животными, птицами и т. д.). В этих работах, наряду с уточнением своих представлений о предмете наблюдений, дети отрабатывают речевые навыки, выражают свое эмоциональное отношение к природе, к необходимости её сохранения, заботы об объектах природы. В 6 классе при изучении темы “Интерьер” дети разрабатывают проект “Мой дом, его экологические достоинства и недостатки”. Это дает большие возможности для интеграции предметов, поскольку дети оперируют такими понятиями, как “экологический дом”, не наносящий ущерба окружающей среде (использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло), “Домашняя обстановка, стремление украшать свое жилище” и т. д. Проект может быть представлен в виде эссе, рассказа, макета, рисунка и т.д. Такие виды деятельности пробуждают интерес, активизируют творчество, помогают в усвоении систематизированных экологических знаний и умений, развивают устную и письменную речь детей.

         Таким образом, дети осознают, что экологические знания, передаваемые из поколения в поколение, – необходимое условие выживания человека на всех этапах его исторического становления и развития. Формируется духовно богатая, высоконравственная личность, подлинный патриот и гражданин России, любящий свою большую и малую родину, свой народ, язык, культуру, ответственный за свои поступки, владеющий лингвистическими, экологическими, этнокультурными знаниями, осознающий красоту, выразительность и эстетические возможности родной речи, ратующий за чистоту речи, понимающий, что природа –это первооснова красоты и величия, что любить природу – значит творить добро.

        Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека.

         Это и есть основная цель экологического воспитания и образования. От экологии природы через экологию языка к экологии души.

Список литературы:

1. Бахарева А.С. Формы экологического воспитания  детей.  –  Ш.:  1996. с.69.

2. Филиппова, Т. Экология души / Т. Филиппова // Библиотечное дело. – 2012. – № 5. – С. 1-2. 58. 3. Эйкерт, Ю. В. Об экологии детской души / Ю. В. Эйкерт // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – Т. 5, № 1. – С. 165-168.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Реализация инновационных подходов в образовании на уроках русского языка и литературы».

В статье изложен опыт работы по применению приёмов и методов ТРКМ на уроках русского языка и литературы....

Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеучебную деятельность.

Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев? Считаю, что задача родителей и учителей – в...

Доклад на экологическом семинаре "Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы"

          В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, гео...

Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность

Сегодня мы понимаем, что природа не бесконечна, бьем тревогу, потому что в отношениях с природой человек преступил нравственный рубеж. И природа мстит ему экологическими катастрофами и природны...

Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность.

Материал (доклад и презентация) отражают цели и задачи экологического воспитания на уроках русского языка и литературы, формы и методы, посредством которых в детях воспитываетс благородство, гуманизм,...

Формирование экологической культуры на уроках русского языка и литературы.

Формирование экологической культуры на уроках русского языка и литературы....