Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы
статья по экологии

Выступление на конференции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Азевская основная общеобразовательная школа

Агрызского  муниципального района Республики Татарстан

        

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

«Формирование экологического воспитания и культуры обучающихся в образовательном процессе и внеурочной работе»

Из опыта работы:

Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

                                                           

                                                                                                                        Выполнила: :

Кузнецова Любовь Витальевна,

                учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Азево, 2022

Одной из главных задач воспитания школьников является  экологическое воспитание.

Михаил Михайлович Пришвин учил любить свою родную Землю, беречь её. «Рыбе нужна чистая вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»- говорил писатель.

Человек, который любит природу, будет любить и Родину. Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать милосердным, отзывчивым, добрым. великодушным.

Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её. А чтобы ребенок научился этому, мы должны прививать ему любовь к природе с самого детства.

Что же я делаю на уроках русского языка?

1.В начале урока пишем пословицу или поговорку (иногда подбираю сама, иногда даю задание подобрать ученику дома), которая будет нашим девизом на уроке. Учащиеся должны объяснить ее смысл, наметить для себя цель.

Например,

Любить природу – значит, любить Родину

Нет тебя краше, чем Родина наша

Красна птица перьем, а человек знанием

Тихое озеро быстро тиной зарастает

На одном месте и камень мхом обрастает

На всех и солнышко не усветит.

Не верь гречихе в цвету, а верь в закрому.

Не высок лесок, а от ветра защищает.

Рощи да леса — всему миру краса.

Светила луна, да вот беда: светит не всегда.

Сирень или береза, а всё дерево.

Сосна — дубу сестра.

Кто земле дает, тому земля втройне отдает.

Земля родная — колыбель золотая.

Лес и вода — родные брат и сестра.

Огонь — царь, вода — царица, земля — матушка, небо — отец, ветер — господин, дождь — кормилец, солнце — князь, луна — княгиня.

Без воды — земля пустырь.

В лесу тень весь день.

Дерево хочет покоя, да ветер не хочет.

2. На уроках русского языка использую СКОРОГОВОРКИ. Служат для развития правильной, четкой речи, Но и рассматривается смысл скороговорок.

Например,

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Свиристель свиристит свиристелью.

Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян покоса

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке

Проворонила ворона вороненка

Клава клевер косою косила,
Катя картофель в корзине носила

Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.

Ветер траву треплет,
у тетерева клюв крепнет.

3.Творческие пятиминутки.

Устные и письменные рассказы учащихся об увиденном в природе выступают как один из материалов по экологии на уроках русского языка. Наблюдение за природой в реальной действительности и умение поделиться своими наблюдениями на уроке приобщает школьников к живому, полному красок и звуков миру.

Могут быть:

1) Составление текста (5-6 предложений).Можно и устно, и письменно.

- Опиши природу за окном

-Опиши погоду за окном

-опиши время года по картинке

-ответь на вопрос(6-10 предложений)

Как я могу помочь природе?

Нужна ли помощь Азевскому лесу?

Нужна ли помощь Азевскому пруду?

Видите ли, слышите ли вы птиц?

Помогали ли вы птицам зимой?

Какую помощь птицам вы оказываете весной?

2) Продолжи строчку или сочини стихотворение, сочини сказку:

Посадите елочку у дома…

Покормите птиц зимой…

Я иду по тропинке…

Подари птицам дом…

Шуршит под ногами листва золотая…

Жили-были в одном лесу деревья…

Жили не тужили в одном лесу звери: медведи, волки, лисицы, белки, зайцы, барсуки…

Жил - был в лесу Медведь, был он главным в нем….

Что получилось у моих детей!

***

Посадите елочку у дома

И будет вам признательна природа.

Вы посадите яблоню в саду,

И летом урожай свой собираем поутру.

А если дуб у дома посадить,

То можно желудем свинюшек накормить.

Еще березку посади в саду,

Чтоб летом сок попить в жару…(Князева Юлия)

***

Подари птицам дом,

Пусть уютно будет в нем.

Пусть счастливыми живут,

И нам песенки поют… (Чухванцева Ксения)

***

Я иду по тропинке

В лес за грибами,

А вокруг тишина.

Рано.

Птицы еще не проснулись.

И листва не шелестит на ветру.

Благодать.

Красота. Чистота.

Так тепло на душе.

Солнце всходит.

И лучи его на лице.

Я тихонько бреду возле сосен и елей,

И грибы собираю в лукошко своё.

Восхищаюсь, любуюсь каждой травинкой.

Мне так хорошо.

Но что же?

Боже мой, что я вижу?

У березки одинокой сухой

Куча всякого хлама:

Пакеты, бутылки,

Одноразовые ложки и вилки…

Как страшно становится жить,

Хочется крикнуть:

-Людьми надо быть.

Природу засоряя,

Мы засоряем души.

А что же будет после нас,

Хочу спросить у всех я вас?  (Чухванцева Анна)

***

Шуршит под ногами листва золотая.

Прощается осень, дождем заливая.

Конец октября – уже скоро зима.

Ноябрь пройдет как три или два.

И выпадет снег, и исчезнут ковры

Осенней, прекрасной, шуршащей листвы.

И холодно будет, но очень красиво.

И вспомним мы осень: «Вот время- то было.

Когда под ногами листва золотая,

И осень вокруг все дождем заливает».  (Камалеев Камиль)

4. Письмо по памяти, комментированное письмо (отрывки из книги Ивана Филипповича Заянчковского «Звери начеку»- книга о птицах, животных. Очень понравилась!)

От сырости ёжится цапля,
Нахохлились кряквы, тихи.
Дрожит изумрудная капля
В зелёной ладошке ольхи.
                                   Г. Граубин

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

                           (А.С.Пушкин)

****

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят

                              (Ф.И.Тютчев)

5. Работа по репродукциям картин известных пейзажистов включает в себя раскрытие цветового решения, найденного художником, формирование умения словами передавать красоту русской природы, на практике применяя полученные знания по грамматике с целью передать сокровенное, эмоциональное.

            6. Словарные диктанты,  контрольные диктанты на экологическую тему (тексты о природе)

            7. Благодатная для экологического воспитания тема в русском языке «Лексика». Например,  предлагаю дать толкование слов.

8.Решая задачи экологического воспитания, задаю различное домашнее задание. Например, подобрать публицистические статьи на экологическую тему из центральных и местных газет, из интернета, книг и прочее.

9. Интеллектуальные игры:

 «Эко тропинка», «Вопросы-загадки», «Кто полезен», игра "

 состязания «Экоумницы», «Экологический бумеранг», «Экологический бой», экологические вечера «Береги свою планету!», «Берегите край родной!»

10.Работа с текстом, при подготовке учащихся к ОГЭ. (Тексты изложений, тексты на экологическую тему при написании сочинений).

11. Уроки-путешествия, уроки-экскурсии, урок-семинары по родному селу.

(Маршрут-карта: лес, родники, луга, поля, пруд. Задаются определенные задания. Проблемный вопрос: Чем я могу помочь природе родного села?)

           12.Оформление стендов «Природа – наш дом» , «Наше творчество» 

   Нестандартная форма проведения мероприятий способствует не только воспитанию чувства ответственности за Землю, но и одновременно повышает интерес к изучению предмета.

    Уроки русского языка  имеют огромный потенциал для формирования экологического воззрения школьника, позволяют расширять его кругозор.     Задача учителя-словесника состоит не только в обучении грамматическим нормам языка, но и в воспитании у школьников экологических представлений, способствующих бережному отношению к природе, утверждению добра на Земле.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеучебную деятельность.

Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев? Считаю, что задача родителей и учителей – в...

Доклад на тему: "«Экологическое воспитание на уроках русского языка»

Цель данной работы  –  обобщение наиболее эффективных приёмов работы по экологическому воспитанию в средних классах.Многолетний опыт общения с детьми позволяет мне всегда остро чувствовать, ...

Доклад на экологическом семинаре "Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы"

          В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, гео...

Экологическое воспитание на уроках русского языка.

Материал содержит фрагменты уроков, на которых в ходе анализа текстов и выполнения заданий проводится  работа по экологическому воспитанию....

Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность

Сегодня мы понимаем, что природа не бесконечна, бьем тревогу, потому что в отношениях с природой человек преступил нравственный рубеж. И природа мстит ему экологическими катастрофами и природны...

Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность.

Материал (доклад и презентация) отражают цели и задачи экологического воспитания на уроках русского языка и литературы, формы и методы, посредством которых в детях воспитываетс благородство, гуманизм,...